Нравственный урок " ТВОРИ ДОБРО"
классный час на тему
разработка урока игры для формирования у детей положительных качеств характера, воспитания доброжелательного отношения к окружающим
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennyy_urok.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственный урок «Твори добро»
Цели: знакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту; учить вежливому общению в семье и в коллективе, различать добро и зло; продолжить знакомство с вежливыми словами; побуждать совершать добрые поступки, способствовать развитию у детей ответственности за свои поступки, воспитывать у детей стремление к самовоспитанию.
Оборудование
Карточки с текстами заданий: "Пять добрых дел".
Мультимедийный комплекс (компьютер, магнитофон).
Ход урока
1. Чтобы узнать, о чём будем говорить сегодня на занятии, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
* Жизнь дана на :. дела.
* Мир не без :людей.
* :.желаешь - :и делай.
* Истинное :всегда просто.
* :слово человеку - что дождь в засуху.
2. Правильно вы догадались. А что объединяет все эти слова?
"Не ищи красоты, а ищи доброты" - это правило вывели наши предки. И при этом добавляли "Мир не без добрых людей". Они были уверены, что доброта происходит от любви; любви к человеку и тогда доброта направлена на окружающих людей, любви к природе и тогда доброта направлена на всё живое, что окружает нас.
3.-Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Доброты, а она, как мы знаем рядом. В этой стране мы встретим много преград, если мы все вместе преодолеем их, то сдадим экзамен на звание достойных жителей страны Доброты. .
4. Работа со словарем.
- А что такое "доброта"? (заботливое, внимательное отношение)
"Добро - это всё положительное, хорошее, полезное" - так раскрывается значение этого слова в толковом словаре Ожегова.
5. А с чем можно сравнить доброту?
- Когда у нас в классе, в семье, в мире все по-доброму, какое у всех настроение? (всем становится теплее)
- Так на что же похожа доброта? (на солнышко)
Посмотрите на нашу доску. Вы обратили внимание на лучи у нашего солнышка.
- Прочитайте пословицу: "Доброта, что солнце". Как вы ее понимаете? Что она означает?
(Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше)
-И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко, покажет дорогу.
- Что будем делать, ребята? Давайте, превратим эти слова в слова, противоположные по значению. Я знаю, - у вас получится это волшебство. (Антонимы)
Жадность -- щедрость
Зависть -- добродушие
Грубость - нежность, ласка
Дерзость -- вежливость
Сплетни -- правдивость
Жестокость - жалость, сочувствие
Помогите нам исправить положение, чтобы все снова стали добрыми, вежливыми, заботливыми".
6.- А что еще нужно обязательно взять в дорогу? Какое настроение? (улыбку) . Какой мимикой человек может показать доброту?
Что посоветовал Крошка Енот своему другу?
7. Сегодня будем строить Дом Доброты, будем учиться отличать доброту истинную от доброты ложной.
Закладываем фундамент Дома Доброты - первый кирпичик доброта. Учитель просит ребёнка положить первый кирпичик.
В русском языке много добрых слов и выражений. Некоторые из них начинаются со слова добро.
Встречая гостей, мы говорим:..; Провожая гостей::; Утром:; Вечером: и т.д.
Доброе слово надо уметь сказать вовремя. Зачем нужны добрые слова? Разве нельзя быть добрым без слов?
8. Следующий кирпичик Дома Доброты добрые слова.
Доброта и вежливость не разделимы.
Посмотрим, насколько мы вежливы. А то, может так случиться ,что мы не сможем попасть в страну Добра?
Если вежливо - хлопайте 2 раза. Если невежливо - топните.
- Поздороваться при встрече?
- Толкнуть, не извиниться?
- Помочь подняться упавшему?
- Поднять упавшую вещь?
- Не встать, обращаясь к учителю?
- Взять билет в автобусе?
- Не уступить старшему место в транспорте?
- Не заметить недовольство мамы?
9. Сказанное слово, словно семя, падает в сердце человека. А от доброго семени и добрый плод. Хорошо, если в согласии с добрыми словами не только наши уста, но и наши помыслы и мысли.
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые мысли.
10. А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться?
Следующий кирпичик Дома Доброты добрые поступки.
Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга, придите к согласию. Подчеркните единое решение. Выбери пять добрых дел-
Думать о родителях - Утешить плачущего
- Радоваться неудаче ближнего - Подать милостыню
- Стремиться быть богатым человеком - Помогать ближним
- Завидовать - Сделать кормушку для птиц
Сейчас в нашей стране Добра стоит засохшее дерево. .
Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Вывод: Будем делать хорошо и не будем плохо.
11. На листках записано описание качества человека, дети должны догадаться и выбрать кирпичик с названием данной черты характера:
* Человека, на которого всегда и во всём можно положиться, называют:.
* Человека, у которого доброе сердце, называют:..
* Человек, который желает другим только добра, называют:..
* Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют:
* Человека, обладающего добрым, хорошим нравом, называют:.
Добавляем в Дом Доброты следующие кирпичики: добропорядочность, добросердечность, добродушие, добронравие, доброжелательность.
12. Вот мы и построили Дом Доброты. Хотели бы вы в нём жить?
Давайте представим себя жителями Дома под названием "Доброта".
13. Видео вопрос.
Сценка "Ученик часто опаздывает на урок"
Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.
Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.
Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.
Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.
Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.
- Чей совет оказался истинно добрым?
- Чья помощь могла принести только вред?
Вывод: Добро желаешь - добро и делай.
14. Трудно иногда бывает совершать истинно добрые поступки, а каждый плохой поступок - крупица Зла, от которого становится темно и страшно.
Чтение стихотворения "Обидное слово", автор Татьяна Дашкевич
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит - и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
Случается, что все мы говорим грубые слова. О чем надо подумать или что надо сделать, если уже сказал грубость?
Что надо вспомнить, когда хочется сказать или уже сказал грубое слово?
15. - Правильно! Доброе, вежливое слово.
Следующая наше задание так и называется - "Знаешь ли ты волшебные слова?" В этой волшебной стране растут цветы с волшебными словами. Давайте соберём эти слова и напишем на лепестках.
Ребята, сегодня, вспомнив вежливые слова, мы посадили в Стране Доброты цветы.
16. - В этой стране жители имеют фамилии с корнем -добр-. Давайте придумаем им фамилии.(Добровы, Добрушины, Добрынины, Добрулькины и т. д.)
Задание: - Возьмите в руки пароходики и напишите свои имена. Я знаю, что вы все очень добрые (приклеим пароходики на речку)
- Посмотрите, что у нас получилось в конце путешествия.
Да здравствует смелость, азарт, быстрота,
Да здравствует вежливость и доброта!
Да здравствуют добрые лица!
И пусть тот кто злится - стыдится!
- Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.
Звучит песня "Всех добрее и дороже в этом мире доброта:"
Вы хотите видеть окружающих не только добрыми, но и счастливыми, смелыми, красивыми, мечтаете, чтобы не было бездомных детей, стариков. Вам хочется, чтобы все люди честно трудились, не болели, относились с пониманием друг к другу, чтобы никогда не было войн. Вы задумываетесь над тем, что происходит вокруг, осознаете свою ответственность. Я верю, что ваша жизнь сложится очень удачно, в будущем вы постараетесь жить так, чтобы не делать несчастными людей, находящихся с вами рядом. Я желаю, чтобы вы стремились к тому, чтобы о вас говорили: "Это очень хороший человек!"
Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
(Заканчивается путешествие песней Улыбка".)