Воспитание любви к Родине через произведения М.М. Пришвина.
статья на тему

Статья о творчестве М.М.Пришвина.Воспитательном характере его произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin_.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Родине  через произведения М.М. Пришвина

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.  В мире царит хаос, происходит полнейшая деградация личности человека, проявляются безнравственность, бездуховность. Созрела острейшая необходимость – развитие духовной культуры наших детей.

                 Как приобщить ребенка к миру национальной культуры, как научить воспринимать её ценности как собственные? Чувство сопричастности детей к истории своего края, города, области зарождается и укрепляется в двух аспектах деятельности.

                С одной стороны - это знакомство ребенка с эстетическими выразительными, эмоционально воздействующими на его чувства произведениями искусства, посвященными родному краю.

                С другой стороны – активное участие самого ребенка в создании объектов культуры, что выражается в детском художественном творчестве.

Приоритетным  направлением  внеурочной деятельности по литературному чтению является  «Приобщение детей к чтению, привитие интереса к изучению истории родного края и чувства гордости за известных земляков, изучение их творчества»

Можно выделить основные задачи  :

  • формирование у школьников  чувств патриотизма, гордости за свою Родину, уважение традиций;
  • ознакомление школьников с наиболее важными событиями истории  родного края, её героями, бытом, способствующими развитию познавательных способностей детей;
  • воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

                На  уроках по литературному чтению мы стараемся обогатить представления детей о прошлом нашей Родины, её быте, колорите, что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем рассказывали и пели, что передали своим внукам. Важное место в приобщении школьника к чтению занимает  знакомство его с творчеством знаменитых земляков, воспитание интереса к культуре г. Ельца.   Ведь  наш город  дал России немало известных имен – это И. Бунин, Н. Жуков, Т. Хренников,

 М. Пришвин.

                Путешественник по призванию и по обстоятельствам жизненной судьбы, М.Пришвин, повидавший немало далёких краёв, южных и северных морей, всюду пронёс с собой неизгладимую память о родной Орловщине.   Подлинные мастера слова, к которым по праву можно отнести  М. Пришвина,  приносят с собой в литературу особый облик родных мест и краёв, их вёсны и зимы, очарование неброской и неповторимой красы отчей земли.

Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова К.Г.Паустовского, с которыми трудно не согласиться.

                Елецкая земля – родина Пришвина. К ней обращено творческое внимание писателя в самых первых его художественных набросках и ее образами завершился   писательский путь Пришвина  автобиографическим романом «Кащеева цепь».

Обращаясь к тексту романа, учащиеся зачитывают отдельные фрагменты и находят описание известных нам зданий и улиц. Закрепляется это просмотром фотографий города 19 -начала 20 века. У учащихся возникает желание посетить здания бывшей женской и мужской гимназий, прогуляться по тихим улочкам. Такие экскурсии чаще всего мы проводим осенью. Это дает возможность насладиться золотыми пейзажами нашего города.

                 Интересен для школьников и тот факт, что инициатором развития краеведения в Ельце был  М.М.Пришвин. К дате рождения писателя мы проводим экскурсии в краеведческий музей, библиотечные уроки, часы информации и внеклассные мероприятия. Любят делиться своими впечатлениями  младшие школьники. Им очень нравится   читать   по ролям  такие рассказы как: «Лисичкин хлеб», «Ёж», «Вася Весёлкин», «Говорящий грач», в которых  звери и птицы  «шипят»,   «гудят» и «свистят», даже деревья и растения оказывают живыми. Дети с восторгом ассоциируют себя с ежиками, лисичками, бурундуками и даже медведями, а потом перевоплощаются в русские берёзы, разноцветные клены и вековые дубы. В конце занятий детям предлагается проиллюстрировать понравившийся рассказ.

 Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются и детьми и взрослыми.

Писатель был влюблен в природу. Он восхищался ее величием и красотой, изучал повадки лесных зверей и умел увлекательно и очень по-доброму писать об этом. Короткие рассказы Пришвина для детей написаны простым понятным языком. Михаил Михайлович Пришвин, как никто другой, в своих произведениях служит примером бережного отношения к природе, даёт точные реалистичные образы, где каждый персонаж индивидуален и красочен.  Писатель любил наблюдать за жизнью леса. В детских рассказах о природе так точно и достоверно описаны шелест листьев, журчание ручья, дуновения ветра, лесные запахи, что любой маленький читатель невольно переносится в своем воображении туда, где побывал писатель, начинает остро и ярко ощущать всю красоту лесного мира.

Воспитательная работа школы  заключается  в том, что бы научить детей беречь духовную память, традиции родного народа, не уничтожать прошлое, а творить новую историю родного края и  передавать ее будущим поколениям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению М. М. Пришвина "Выскочка"

Разработка открытого урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу М. Пришвина "Выскочка".  УМК "Школа России"....

Использование викторин по литературным произведениям для воспитания любви к чтению у учеников начальных классов.

В современном мире ребенок лишь изредка приучен к чтению. Книги заменяются видеоиграми: это общемировая тенденция. Одной из наиболее важных задач школы как социального института является воспитание у ...

Родительское собрание на тему: "Воспитание у детей чувства доброты через воспитание любви и уважения к "братьям нашим меньшим""

Это собрание проводится совместно с детьми. Материал можно использовать и для проведения внекласного воспитательного мероприятия. Здесь собраны разные факты и реальные истории из жизни кошек. Форма пр...

Урок литературного чтения по произведению М. М. Пришвина "Старый гриб"

Представлен план-конспект урока  литературного чтения по произведению М. М. Пришвина "Старый гриб"Особенности  урока:тип урока - инновационный в технологии Обучение Критическому Мышлению, с ...

Знакомство с произведением Михаила Михайловича Пришвина «Выскочка»

      Данное мета предметное занятие «Содержание и форма» было проведено на районном конкурсе «Учитель года -2011» при изучении нового материала в 3 классе по произведению Пришви...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе в семье»

Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Воспитание любви к природе в семье»...