Воспитательная программа "По тропам здоровья"
рабочая программа по теме

Гладкова Наталья Владимировна

Программа составлена для детей 7-11 лет по технологии здоровьесбережение 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение    
«Беркутская средняя общеобразовательная школа
627032,  Тюменская область,  Ялуторовский район,  с. Беркут,   ул. Первомайская 29,  телефон 91-1-70.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«По тропам здоровья»

  1. Пояснительная записка

Человек – это просто я,

Это ты и моя семья,

Это все, кто умеет дружить,

Размышлять, сочинять и любить.

Иногда он бывает опасным и злым,

Но он все же прекрасен, как синий дельфин.

Это сложное существо,

Очень странным бывает оно.

        Настоящая программа предполагает реализацию комплексных образовательно-воспитательных и оздоровительных мер, включающих членов классного коллектива в различные виды деятельности: познавательную, физкультурно-оздоровительную, трудовую, художественную, ценностно-ориентировочную.

        Весь учебный год подразделяется на пять тем, наиболее важных для человека, можно сказать, его составляющих.

        1. Я и моя Семья.

        2. Я и мои Друзья.

        3. Я и мое Отечество.

        4. Я и мои Права.

        5. Я и мое Здоровье.

        Пятая тема «Я и мое здоровье» является завершением программы «По тропам здоровья», которая действует на протяжении всего учебного года.

Программа предполагает участие детей 7-11лет и реализуется на базе общеобразовательной школы.

2.Обоснование

Актуальность программы обусловлена проблемой состояния здоровья подрастающего поколения, которая вызывает большую тревогу. Медицинские осмотры показывают, что хроническая патология школьников находится на крайне высоком уровне (93-95%). Лишь 5-7% из общего числа обследуемых детей являются здоровыми. В качестве главных причин дезадаптации нередко называется и «проблемы» самих учеников: отклонение в развитии, индивидуально-психологические особенности, а также дети с преобладанием правополушарной активности адаптируются к школе с большими потерями в здоровье, чем дети сильной, нервной системой и с левополушарной доминантой. С учетом выше изложенного, забота о здоровье учащихся связана с необходимостью осуществлять комплексный подход в воспитании и обучении.

Существует ряд определений здоровья. Общепринятое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».  

1.     Физическое здоровье: здоровье нашего тела; то, что люди чаще всего понимают под словом «здоровье». Физическое здоровье – обусловлено свойствами организма как сложной биологической системы.

2.     Психическое здоровье: имеется в виду здоровье разума. Позитивное отношение к жизни улучшает здоровье тела, негативное ведет к болезням. Развитие положительной самооценки – важный аспект здоровья человека.

3.     Социальное здоровье: здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Факторы поддерживающей социальной среды:

      поддерживающие самооценку;

      способствующие самореализации;

      поддерживающие адаптивные потенциалы и энергетические ресурсы организма;

      психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких друзей, родственников, конкретная помощь в делах и пр.).

4.     Психологическое здоровье: под этим термином понимается здоровье эмоций. Стрессы и перенапряжение в нашей жизни приводят к различным заболеваниям.

5.     Интеллектуальное здоровье: под этим мы понимаем то, как человек получает и обрабатывает информацию. Однако знаний о хорошем здоровье недостаточно: нам нужно научиться принимать весомые решения и осваивать новые пути передачи наших знаний другим людям.

6.     Духовное здоровье: под этим понимается система наших ценностей и убеждений, нравственных принципов и правил, понимание и переживание смысла жизни,  освоение личностью  духовной культуры человечества. В освоении социального пространства, процессе самореализации человек непременно опирается на те или иные духовные ценности, ценности события – совместного бытия в обществе.   

    В начале учебного года каждый класс отправляется по тропе Здоровья, пройдя которую дети познакомятся с различными «секретами» здоровья. А пройти тропу Здоровья детям помогут Уроки и Праздники Здоровья, а также различные воспитательные мероприятия, которые будут проходить каждую четверть. Задача каждого класса, пройдя тропу, к концу учебного года собрать цветные лепестки «цветка здоровья».

        Каждый урок Здоровья или мероприятие, целью которого является получение цветного «лепестка здоровья», должен проходить в форме путешествия (одной из тропинок на пути к здоровью), следы которого приводят к желаемому результату.

3.Цель

Цель: Реализация комплексных образовательно-воспитательных и оздоровительных мер, включающих членов классного коллектива в различные виды деятельности

4. Содержание программы

Содержание программы сформировано таким образом, чтобы обеспечить реализацию вышеназванных педагогических задач, и включает в себя следующие темы на каждую четверть.

1 четверть

Тема: «Я и моя семья»

Задача:

Дать возможность ребенку себя как члена своей семьи, проявить с определенными традициями и культурой

Направления: Познаем семью:

Работы детей «История моей семьи в фотографиях», составление древа рода, сочинения детей о членах своей семьи, конкурс «История своей фамилии», проект «Моя родословная», спортивная игра «Вместе сильная семья», выпуск стенгазет.

                       Помогаем семье:

Посильная помощь дома, забота о младших членах семьи

                       Укрепляем семью:

Беседа «Я и семья», совместные праздники в классе

                         Отдыхаем с семьей:

Совместные походы, семейные праздники «Семья вся вместе – и душа на месте»                Радуем семью:

Поздравительные открытки, концерты, добрые дела, «Улыбка в доме»

Мероприятия:

Название мероприятия

Примечание

Классы

Ответственные

Дата проведения

1

Работа над проектом «Моя родословная»

  4

2

Исследовательская работа «Что в имени моем? Почему меня так назвали? Известные мои тезки»

  3

3

Работы детей «История моей семьи в фотографиях»

  2

4

Беседа «Где работают мои родители»

  1

5

Ко дню пожилых «Спешите делать добро»

1-4

6

Сочинение детей о членах семьи

3-4

7

Спортивная игра «Вместе дружная семья»

1-4

8

Праздник «Семейный очаг»

1-4

II четверть

Тема: «Я и мои друзья»

 

Задача:

        Формирование уважительного отношения к жизни и ко всему окружающему как проявлению жизни.

         

Направления:

      Ты и я – мы теперь с тобой друзья! (взаимоотношения друзей)

      Если будем мы дружить – безопасней будем жить! (Правила дорожного движения)

      Друзья Лесовичка (Природа, животный мир)

      Книги

Мероприятия:

№п/п

Название мероприятия

Примечание

Классы

Ответственные

Дата проведения

1

Как заводить друзей? – беседа.

«Дружба – какое чудесное слово»

«Единственный друг найти друга – быть им».

 

1-4

 

 

2

Турнир дружбы «Вместе весело шагать…»

1-4

 

 

3

Фотовыставка «Вместе весело шагать…»

 

2-4

 

 

4

Спортивный праздник «Ты + Я – мы теперь с тобой друзья!»

В конце праздника классы получают «лепесток здоровья - «Мой организм».

1-4

 

 

5

3-4

 

 

6

Лесной лабиринт «В гостях у Лесовичка»

 

1-2

 

 

7

Программа «Мы  с мамой лучшие друзья»(портреты, сочинения)

Программа посвящена Дню Матери.

1-4

 

 

8

Урок «Если будем мы дружить – безопасней будем жить!»

Уроки по правилам дорожного движения.

 

 

 

9

Конкурс рисунков «Молчаливые друзья»

Рисунки дорожных знаков, которых нет, но они очень нужны людям. Обоснование.

 

 

 

10

Уроки библиотекаря:

         Чудо, имя которому книга!

         Книги, которые знают всё. Акция «SOS» помоги книгам

 

 

1-2

3-4

 

 

11

Урок Здоровья (по выбору): 

         «Мир вокруг меня».

         «Свежий воздух и вода – это наши доктора».          Вредные привычки. Сон-лучшее лекарство. Час загадок с доктором Неболитом.

Влияние окружающего мира на здоровье каждого человека. В конце урока дети получают «лепесток здоровья - «Окружающий мир».

1-4 

 

 

12

Заключительные праздники по II четверти «ДРУЗЬЯ У НОВОГОДНЕЙ ЁЛКИ».

Новогодние праздники

1-4

 

Конец декабря

 

III четверть

1 тема: «Я и мое Отечество»

 

Задача:

        Воспитание патриотических чувств (гордость за родной город, страну, сопереживание успехам Отечества).

 

Мероприятия:

№п/п

Название мероприятия

Примечание

Классы

Дата проведения

1

Беседы:

         Моя малая Родина (класс, школа, семья, дом, двор, город, страна)

         «Люблю своё село».

 

 

 

 

История происхождения с. Беркут, памятные места. Посещение музея при школе

1-4

 

2

Игровая программа «Просит праздника душа!»

Традиции, игры, обычаи русского народа. Проигрываются элементы праздников России.

1-4

 

 

Конкурс кроссвордов на тему «Мое Отечество»

 Животные, растения, профессии людей своего края.

4

 

4

Игра «Малая Зарничка»

 

1-3

 

5

Игра «Зарничка»

 

4

 

6

Выставка «Мой папа – солдат!»

 

 

 

7

Проведение праздников, посвященных Дню Защитника Отечества.

Проводятся для мальчиков, а также пап и дедушек учащихся.

1-4

 

8

Посещение музеев.

По желанию

1-4

 

9

«Интеллектуальный»марафон  «Ими гордится наш класс».

В конце мероприятий дети получают «лепесток здоровья - «Мои знания».

2-4

 

10

Конкурс рисунков (фотографий) «Чудеса с Беркута»

К рисунку или фотографии должна прилагаться информация, рассказывающая нам о том, почему именно это место (сооружение, здание) мы должны считать чудом нашего села.

1-4

 

11

Конкурс чтецов «О Родине».

Конкурс проходит в классе, а лучшие чтецы выходят на общешкольный уровень.

1-4

 

12

Урок здорового питания «Вкуснятинка»

Поговорить о полезной и вредной еде, о витаминах (загадки, работа  карточками). Результаты неправильного питания.

1-4

 

13

Заключительный праздник  «МОЯ РОССИЯ, или ЦЕЛОГО МИРА МАЛО»

Можно провести в форме кругосветки. Каждый класс с группой детей готовит один этап (сказки, пословицы, стихи, загадки, праздники, частушки, традиции, обряды и другое). Остальные дети посещают все этапы.

1-4

 

 

2 тема: «Я и мои права»

 

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Дети шли знакомиться  справами.

Рядом взрослые их крепко за руку держали,

В путь-дорогу всех сопровождали.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Задача:

        В простой и доступной форме рассказать детям о вполне реальных правах каждого ребенка.

 

Мероприятия:

№п/п

Название мероприятия

Примечание

Классы

Дата проведения

1

Беседа:

         «Что такое хорошо и что такое плохо?»

         Какие права у меня есть?

         Прав ли я?

         «Детство – добрая страна»

 

         «Семья – защита от обид»

         «Если дети наши плачут, их не защитили, значит».

 

Об основных правах ребенка, изложенных в Конвенции ООН.

 

Право на достойную и счастливую жизнь.

Право на дом и семью.

Право на помощь и на защиту от обид и оскорблений.

1-4

 

2

Игровая программа «Что в имени тебе моем?»

Право на имя, фамилию, гражданство.

1-4

 

3

Конкурс рисунков «Моя самая любимая игрушка»

Право на собственность (игрушки, книжки, одежду)

1-3

 

4

Урок здоровья «Для красоты твоей здоровье – наиважнейшее условие».

         Урок хорошего настроения

         Физминутки, дыхательные гимнастики и для глаз

Право на охрану здоровья, на отдых и досуг, что положительно влияет на эмоциональное состояние человека, его настроение. В конце урока дети получают «лепесток здоровья – «Мои эмоции»

1-4

 

5

Занятие  (возможно сочинение) «Права, о которых мечтаю я».

Обсуждаются права, о которых мечтают дети.

3-4

 

6

Конкурсная игра «Путешествие по страницам сказок»

В процессе игры рассматриваются нарушение прав ребенка на примере любимых детских сказок.

1-2

 

7

 

 

8

3-4

 

9

Заключительное коллективное дело «Конкурс РИСОВАННЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ»

Каждый класс выбирает сказку или мультик, в котором нарушаются права их героев. Каждый ребенок рисует один эпизод (картинку) из мультика (распределяется учитель). Затем, все рисунки соединяются в общую киноленту. Выставка. Награждение лучших рисованных мультфильмов.

1-4

 

10

Линейка закрытия.

Награждение.

1-4

 

 

IV четверть

«Я и мое здоровье»

Задача:

        Осознание потребности каждым ребенком в здоровом образе жизни.

 

Мероприятия:

№п/п

Название мероприятия

Примечание

Классы

Дата проведения

1

Изготовление коллажа на тему здоровья

Сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий

3-4

 

2

Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров!»

 

1-4

 

3

Обсуждение пословицы «Здоровый нищий счастливее больного короля»

 

1-4

 

4

Конкурс чтецов на тему «Здоровье»

Первый этап – в классе. Второй – общешкольный.

1-4

 

5

Спортивный праздник «Мы теперь одна большая 7Я»

 

1-4

 

6

Участие в весенней неделе добра

 

1-4

 

7

Беседы-рассуждения:

         Мои вредные привычки

         Мои полезные привычки

         Культура и я

         Лесная аптечка

 

1-4

В течение всей четверти

8

Практическое занятие «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»

Рассмотреть разные методы закаливания: ходьба босиком, воздушные ванны, обтирание, растирание, бег и другие.

1-4

 

9

Заключительный «Урок здоровья «В гостях у Неболита»

дети получают последний «лепесток здоровья – «Ценности»

1-4

 

10

Конкурс полезных советов «Если хочешь быть здоров!».

Дети пишут полезные советы по уходу за своим здоровьем и оформляют их в любой форме.

2-4

 

11

Заключительный праздник «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»

 

1-4

 

 

Традиционные мероприятия в начальной школе

 

№ п/п

Мероприятие

Дата проведения

1

День Знаний

1 сентября

2

Беседы по правилам дорожного движения

Сентябрь

3

Посвящение в первоклассники

октябрь

4

Утренник «Золотая осень». Выставка поделок из овощей

октябрь

5

«Акция» подари тепло близкому

октябрь

6

День Матери

ноябрь

7

Праздник Новогодней Ёлки

декабрь

8

Малая Зарничка и Зарничка

февраль

9

Пусть всегда будет мама

март

10

Спортивный праздник

сентябрь, апрель

11

Праздник Здоровья

сентябрь, ноябрь, март, апрель

12

Прощание с Начальной школой

май

13

Праздник «До свидания первый класс!»

май

14

День победы

май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тропинки здоровья"

Правила здорового образа жизни. Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для ...

Кл.час "По тропинкам здоровья".

Презентация " По тропинкамздоровья" для классного часа в 1-2 классах по теме"Вот оно- счастье !".  Проводится в виде соревнований между двмяя командами. Её цели и задачи:  учить детей со...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по тропе здоровья" 1-4 класс

Внеучебная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лу...

программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Путешествие по тропе здоровья"

программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления ",Путешествие по тропе здоровья" для 1-4 классов из расчета один час в неделю....

Тематическое планирование воспитательных мероприятий по подпрограмме "Тропа Здоровья"

Тропа здоровья.Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.Задачи:    1).формировать потребность в здоровом образе жизни...

Воспитательная программа "Тропинки здоровья"

Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой ст...

Воспитательная система класса "Тропинка здоровья"

В материалах дано описание опыта по созданию и функционированию в классе воспитательной системы, способствовавшей не только воспитанию потребности в здоровом образе жизни, но и в целом духовно-нравств...