Такие важные слова
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_takie_vazhnye_slova.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Такие важные слова
Роль поддержки и похвалы в воспитании
Когда в семье появляется ребенок , родители проявляют о нем естественную заботу: кормят, одевают по сезону, придерживаются распорядка дня, покупают игрушки, гуляют, организуют досуг. Однако в череде повседневных дел часто забывают о том, что не менее важны для ребенка душевное тепло и поддержка. Маленькие дети не знают, что такое «хорошо», а что такое «плохо». И мы их этому учим, одобряя или порицая их поступки. Но, к сожалению, очень часто взрослые начинают оценивать не поступки, а самого ребенка и в «праведном гневе» забывают сказать самые простые и самые важные слова – слова поддержки.
Ко мне на занятие пришла 8 – летняя Таня, хромая и держась за голову,- бежала на переменке в школьную столовую и упала. И сразу сказала: «Только не говорите маме! А то она будет меня ругать». Семилетний Дима, которого два подростка толкнули в грязь, в качестве слов «поддержки» услышал от своего папы: «Ну и как ты такое допустил?». Одиннадцатилетний Миша, занявший второе место на районных соревнованиях, хотел бросить тренировки, потому что мама прокомментировала его победу так: «А ведь мог бы и первое место взять!». И таких примеров очень много. На самом деле родители этих детей любят их, просто они перестали задумываться о том, какой смысл вкладывают в слова.
Как часто мы, взрослые, произносим необдуманные фразы! Вот наиболее распространенные:
- «Не переживай из – за ерунды!». Конечно, с высоты наших проблем сломанная или потерянная игрушка, ссора с товарищем, неудачная поделка и т.п. кажутся несущественными. Но для ребенка это часть его жизни, и раз он говорит об этом, значит, ему это действительно важно.
- «Ты посмотри, какой Вова молодец – учится на одни пятёрки!». Конечно, Вова молодец, но важней увидеть, чего не хватает для успешной учёбы вашему ребёнку, и постараться помочь ему. И мамина похвала в адрес чужого Вовы вряд ли поможет её собственному ребёнку стать отличником.
- «Ну кто так делает? Вечно ты не справляешься!». Но если не дать ребёнку право на ошибку, со временем он начнёт бояться сделать «неправильно» и приучится ждать помощи от других.
- «Я тебя предупреждал (а), что так и будет!». Конечно, предупреждали, но ребёнок уже увидел негативные последствия своего поступка и расстроен, так что ваш упрёк только усилит его переживания.
- «Ну, хорошо, да…». Когда вместо похвалы вы отделываетесь короткой дежурной фразой, ребёнок начинает думать, что его успехи никому не интересны. Обычно, за ошибки и промахи его поругать не забывают, а когда все хорошо, это воспринимается как норма, на которую можно не реагировать.
- Насмешливые и саркастические высказывания и комментарии. Конечно, вовремя сказанная шутка может разрядить напряженную обстановку. Но если родители постоянно подшучивают над тем, что беспокоит и волнует ребенка, обесценивая его переживания, он чувствует себя отвергнутым.
Конечно, все эти слова говорятся родителями не со зла. Однако в ребенке постепенно развивается чувство неуверенности в собственных силах, страх неудачи, привычка сравнивать себя с другими детьми, причем не в свою пользу. И маленький человек начинает думать, что он неуклюжий, неумный, никчемный, неумелый, неинтересный.
Магистр философии, доктор медицинских наук Алла Исааковна Баркан, автор книг по психологии, составила шкалу общения родителей с детьми. По ней можно узнать, как общаются дома с ребенком, какие эмоции преобладают в процессе этого общения. Из всех форм общения выбраны самые употребляемые. В левой графе перечислены формы общения – поставщики положительных эмоций, а в правой - отрицательных. Если взрослые члены семьи потратят день, чтобы зафиксировать все свои высказывания и действия в адрес сына или дочери, к вечеру вы сможете, опираясь на заполненную таблицу, сделать достоверные выводы о том, как именно происходит общение с ребенком в вашей семье.
Шкала общения родителя с ребенком А.И.Баркан
Методы воспитания, вызывающие у ребёнка | |
положительные эмоции | отрицательные эмоции |
Сколько раз вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком) | |
хвалили поощряли одобряли целовали обнимали ласкали симпатизировали сопереживали улыбались восхищались делали приятные сюрпризы делали подарки | упрекали подавляли унижали обвиняли осуждали отвергали одергивали позорили читали нотации лишали чего – то необходимого шлепали, пороли ставили в угол |
Хотите увидеть себя со стороны? Попробуйте поиграть в семью. Поменяйтесь ролями: пусть малыш будет папой или мамой, а вы ребенком. Послушайте, что говорят дети, «став» родителями. Как они обращаются с «ребенком» - ласково, сердито. Грубо – и вы увидите себя в зеркале своего наследника. Многое вас удивит и заставит задуматься. Кроме того, у вас появится прекрасная возможность показать ему, что вы сами чувствуете в процессе общения, какое поведение вас раздражает. Например, утром, когда все торопятся по делам, а ребенок по разным поводам капризничает, мешая собираться? Вечером сыграйте его поведение как можно образнее, чтобы он сам в роли папы или мамы попробовал справиться с этой ситуацией. Может быть, в игре, в спокойном состоянии он иначе посмотрит на свое поведение и поймёт, почему родители не слишком вежливо обходятся с ним при таких обстоятельствах. А заодно подскажет вам возможный способ договориться с ним в подобной ситуации.
Поддержка и награда – разные понятия
Иногда мы боимся поддержать детей, потому что они, по нашему мнению, еще «не заслужили» похвалы или награды. Однако не надо путать поддержку с поощрением и наградой. Поощрение и награда вручаются за конкретные достижения в определенный период времени. Поддержка в отличие от поощрения может оказываться даже просто при попытке что – то сделать или небольшом прогрессе. Правильная поддержка будет стимулировать ребенка к развитию.
Не забывайте о том, что вы любите своего ребенка не за то, что он умный, красивый, ловкий, а просто за то, что он есть.
Каждый раз, когда вы захотите озвучить ребенку свои замечания, подумайте, что именно скажете, какой смысл вложите в слова.
- Избегайте угрожающих поз и устрашающей мимики.
- Не делайте замечания в присутствии посторонних людей.
- Попробуйте подобрать те выражения, которые сами хотели бы услышать в случае неудачи от друзей и близких.
- Обсуждая проступок или неудачу, не превращайте их в событие вселенского масштаба, избегайте обобщений, как «Ты всегда…», «Ты никогда…», «Ты во всем такой…».
- Выражайте недовольство конкретными действиями, а не ребенком в целом.
- Не предъявляйте завышенных требований и несбыточных ожиданий.
- Не сравнивайте ребенка с другими. Гораздо эффективнее сравнивать его достижения с его же достижениями: «Смотри, ошибок в тетради стало меньше, чем в прошлом месяце», «Твой рисунок гораздо аккуратнее, чем предыдущий», « Учитель заметил, что ты стал внимательнее на уроках. Мне было так приятно услышать это!»
- Не создавайте себе имидж совершенного и непогрешимого: «А вот я в твоем возрасте…», «Я никогда…» Это может привести ребенка к мысли о бесполезности попыток сравняться с вами.
- Учитесь безопасно выражать свои эмоции. Если родители кричат, используют физические наказания, ребенок будет врать и изворачиваться, чтобы избежать их гнева.
- Критика должна быть конструктивной, а не унижающей.
- Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим.
Поддерживать ребенка - значит верить в него.
Оказать ребенку поддержку можно разными способами:
- С помощью прикосновений: обнять, дотронуться до плеча, слегка пожать руку, потрепать по волосам.
- С помощью мимики: кивком, улыбкой, подмигиванием.
- С помощью доброжелательной интонации.
- С помощью слов и высказываний: «Замечательно!», «Прекрасно!», «Так держать!», «Я рада, что ты попытался это сделать, хотя не все получилось так, как ты ожидал», «Ты молодец!», «Ты хорошо справляешься!».
- С помощью подсказки, как можно поступить в конкретной ситуации.
- Проявить готовность сделать сложную часть работы вместе (при этом не увлекайтесь – незаметно отстранитесь, как только увидите, что ребенок справляется собственными силами).
- Рассказать детям об ошибках, которые мы сами совершали, как удалось (или не удалось) их исправить и что мы чувствовали при этом.
- Признать трудности возникающих у ребенка проблем.
- Напомнить ребенку о достигнутых им успехах.
- Помочь увидеть ему его сильные стороны.
Понять, правильно ли вы действуете, можно по реакции ребенка. Если видите его радость и благодарность – вы на верном пути. Если ребенок злится и обижается - значит, что – то идет не так.
Не забывайте сказать слова сочувствия, если ребенку больно.
Конечно, его сто раз просили не бежать / не залезать / смотреть по сторонам, а родителем, кричащим на ребенка, движет страх за его безопасность. Но прежде чем в очередной раз проговорить правила и запреты, пожалейте его, прижмите к себе, найдите слова утешения.
Поддержка нужна детям всегда, даже когда у них все в порядке.
Каждый из нас ждет признания своих успехов, и соответствующие слова укрепят уверенность в своих силах и чувство самоуважения.
Не бойтесь избаловать ребенка ласковыми словами и знаками поддержки. Уважения, признания не бывает «слишком много», но именно они помогут малышу вырасти уверенным самодостаточным и успешным.