Воспитание культуры поведения у младших школьников
статья на тему
Все: родители, учителя, общество хотят видеть ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_povedeniya_u_mladshih_shkolnikov.rar | 840.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Понятие о культуре очень широко –
от умывания лица до последних высот
человеческой мысли.»
М.И.Калинин
Воспитание культуры поведения
у младших школьников
Все: родители, учителя, общество хотят видеть ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан.
В школу дети должны прийти уже с рядом сформированных привычек культуры поведения: самообслуживание, вежливое отношение к старшим, должны быть приучены здороваться и прощаться, благодарить, соблюдать тишину, когда кто-то занят делом.
Но, целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. (слайд 2) Представление школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Ученик младших классов ещё только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.(слайд 3)
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом.(слайд 4)
Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий — необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек нравственных норм поведения. Только за то поведение человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользе и необходимости.
Остановимся подробнее: что такое культура поведения? Какие существуют методы формирования её у младших школьников.
Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.(Слайд 5-9)
Приступая к своей работе в классе, учитель должен ответить на два основных вопроса: «Кого мы хотим воспитать?» и «Как надо осуществлять воспитание?».
Целостное впечатление о классе, его социально-психологической характеристике мне помогает получить составление «Карты личности» по методике известного отечественного психолога К.К.Платонова.
Карта личности – форма краткой фиксации сведений о личности, которая может составить развернутую характеристику каждого ученика. Вместе с тем она – программа изучения личности, осуществляемой путем бесед, наблюдений.
Анализ получаемых из карты личности материалов позволяет сделать некоторые, пусть далеко не исчерпывающие, выводы относительно уровня нравственного развития учащихся, без знания которого дальнейшее воспитание невозможно.
Карта личности составляется в виде табеля: по вертикали в первой графе перечисляются основные виды отношений воспитанника к окружающей действительности и ведущие черты его личности, а в последующих графах проставляются оценки поведения. Оценки обозначаются баллами по 5-балльной системе. Диагностика проводится по окончании каждого месяца на протяжении всего учебного года, т. е. 9 раз. В конце года можно построить график развития личности ребенка по каждому отношению (всего 19 отношений).(слайд 10)
Карта личности учащегося
№ | виды Ф.И обуч-ся отношений | |||
1 | Отношение к учебе | |||
2 | Отношение к труду | |||
3 | Отношение к самообслуживанию | |||
4 | Отношение к кружковой работе | |||
5 | Отношение к старшим | |||
6 | Отношение к сверстникам | |||
7 | Отношение к родным | |||
8 | Отношение к своим проступкам | |||
9 | Отношение к проступкам товарищей | |||
10 | Отношение к имуществу школы | |||
11 | Отношение к личному имуществу | |||
12 | Дисциплинированность. | |||
13 | Инициативность. | |||
14 | Организованность. | |||
15 | Честность. | |||
16 | Скромность. | |||
17 | Вежливость. | |||
18 | Аккуратность. | |||
19 | Общительность. |
Индивидуальные итоги: сумма балов девятнадцати показателей делится на девятнадцать. (Учитывая индивидуальные особенности класса можно убрать или добавить некоторые отношения).
Таким образом, даже эта небольшая таблица дает учителю пищу для размышлений при планировании своей воспитательной работы в следующем учебном году.
Что ещё можно отнести к методам диагностики? (слайд 11-12).
Успех в воспитании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами является приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А затем эти упражнения включаются в разнообразную деятельный школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать согласно известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.
Методы и приёмы воспитания культуры поведения (слайд 13).
1. Пример педагога (слайд 14). Поведение учителя, его внешний вид, тон и стиль обращения с другими учителями, родителями, учениками имеют решающее значение в формировании воспитанности школьника. Учитель должен быть тем образцом поведения, которому хотел бы следовать ученик. Резкий тон, раздражительность в общении с детьми, бестактные замечания, которые родители иногда еще получают в школах, безусловно, затрудняют воспитание культуры поведения. Правила вежливости, культура речи, точность, обязательность формируются гораздо быстрее, если в школе создана общая атмосфера дружелюбия, внимания друг к другу, товарищеской помощи и заботливости.
2. В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения. Главная задача этического просвещения — формировать нравственные представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, товариществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидная для младших школьников.
Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место должна занять беседа учителя с детьми. (слайд 15) Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы вовсе. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.
Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения — использование литературных произведений — рассказов, стихотворений, басен.При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать детям, в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими для них. Прекрасным материалом для этой работы являются стихотворения А. Барто «Любочка» «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», Вл. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. Эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать смех как средство воспитания. Не следует непосредственно связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети
не стараются исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда начинают поступать назло учителю.
3.Сюжетно-ролевые игры.( Слайд 16)
Вот так проходит, например, занятие «Доброе слово, что ясный день».
Дети вспоминают сказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась к Деду Морозу. Затем идет выборочное чтение сказки «Гуси-лебеди», показываются фрагменты диафильма по той же сказке.
- Почему же, печка, Яблонька и Речка сначала не ответили Маше на ее вопрос?
- Потому что Маша вначале была неприветлива с ними, обидела их.
- А потом почему сказочные герои охотно помогли ей?
- Потому что девочка отведала пирожка из печки, яблочка с яблоньки, потому что нашла слова благодарности, оценила их труд, ласково обошлась с Речкой.
- А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь волшебными словами? Давайте проверим, действительно ли есть волшебные слова. А для этого проведем игру: «Волшебный цветик-семицветик».
Правила игры: «Волшебник (ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…»
Варианты пожеланий:
- Катя, я была не права, что обидела тебя. Не сердись на меня, прости, пожалуйста.
- Коля, я тебя сегодня толкнула нечаянно, прости, пожалуйста.
В конце игры учитель обращает внимание учеников на то, как произносятся «вежливые слова».
- Вежливо, с улыбкой.
- Действительно, улыбка украшает произнесенную фразу, даже в песенке поется «От улыбки станет всем теплей». Исполняется эта песня.
Так, с помощью игры педагог учит детей сложному искусству общения.
Игра «Планета друзей»(слайд 17)
Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания следующие:
- Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
- Составить правила совместного проживания на планете.
- Описать, какие события происходят на планете.
- Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.
«А вдруг?» Ольга Тихомирова
После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.
В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.
Школьникам нужно описать:
- какую ситуацию они проиграли;
- какую тему затронули;
- как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.
Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.
Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.
4.Совместная деятельность детей.
Выполнение общественных поручений требует от детей не только умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применить полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной мере облегчает роботу учителя по воспитанию культуры поведения.
5. (слайд18) Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей. Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей.
Учитывая то, что многие родители еще очень молоды и сами еще могут и хотят воспитываться, необходимо проводить в начальной школе родительские собрания, семинары. Вот, например, одно из собраний такого типа. Тема: «Взаимоотношения в семье».
Подготовка.
Третьеклассники до собрания отвечают на вопросы анкеты:
- С кем в семье ты особенно дружен?
- Кому доверяешь секреты?
- Все ли знают о тебе родители?
- Понимают ли тебя мама и папа?
- Всегда ли справедливы к тебе?
- Кого позовешь на помощь в беде?
Также на уроке труда ученики готовят «книжечки» участников собрания. Сюда каждый родитель имеет возможность записать вопросы, которые появились у него до или во время родительского собрания.
В классе оборудуются три цветовые залы для работы.
Класс оформлен плакатами:
«Каковы батьки-матки, таковы и дитятки».
«Тогда…глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения?» (А.С. Макаренко)
Ход проведения
1) При входе каждый родитель берет цветной жетон и занимает место в одной из 3-х микрогрупп.
2) Сообщение классного руководителя.
В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научись быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л.Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л.Д. Суслопаровой.
Семья – колыбель духовного рождения человека… Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для нравственного формирования личности.
Самый большой дефицит, который испытывают дети, - дефицит ласки.
В последнее время распространилось такое понятие, синдром опасного обращения с детьми – СООСД. Это и физические наказания, угрожающие жизни ребенка, и неправильное воспитание в целом.
Семейные обеды и ужины. Как весело и интересно проходили они, где дети на примере взрослых познавали азы культурного поведения, учились этикету.
Семейные праздники, которые учат ребенка, радуют его, воспитывают, а потом долго-долго мерцают в душе искорки – воспоминания, грея сердце до самой старости.
3) Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает лист с текстом для коллективного обсуждения.
- – «Обнять, прижать, потормошить…»
Нужно ли ласкать ребенка?
- – «Из биографии Саньки».
Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений?
- – «Ремень по наследству».
Оправдывают ли себя физические меры наказания?
В течении 10 минут микрогруппа проводит коллективное чтение текста, обсуждение, вырабатывает групповой ответ и передает лист в следующую микрогруппу.
4) Рабочая группа анализирует мнения микрогруппы, делает обобщающие выводы.
5) Классный руководитель рассказывает о результатах проведенного анкетирования учащихся.
6) Принимается решение родительского собрания:
- Строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
- Не скупиться на ласку, внимание.
- Не применять физических мер воздействия.
Родителям вручаются памятки-советы.
Заключение.
Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определённых норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.
Необходимо заметить, что воспитание нравственности и культуры поведения тесно связаны между собой и во все времена были важными направлениями воспитательной работы школы. Однако часто такое воспитание сводилось к набору внеклассных мероприятий, которые не всегда учитывали личностные переживания и чувства учащихся, их потребности и личную заинтересованность. В наше сложное время особенно нужна активная работа разума школьника и его души, нужны время и специальные усилия, чтобы процесс воспитания нравственного и культурного поведения был не стихийным и кратковременным, а системным и глубоким. Сегодня такое воспитание предполагает формирование этической культуры школьников, развитие мышления и обогащение ребёнка эмоциональным опытом переживаний.
Педагог воспитывает будущего гражданина. «Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания». Поэтому педагогу необходимо проникнуться верой в способности каждого ученика, верой в преобразующую силу своего педагогического труда и с этих позиций рассматривать применяемую им методику воспитания.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, необходимо, чтобы в воспитательном процессе приоритет отдавался сотрудничеству, терпению и заинтересованному участию педагога в судьбе воспитанника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5487...
Родительское собрание:"Воспитание культуры поведения у младших школьников"
Цель собрания: Помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей; Помочь увидеть свои недостатки в процессе воспитания и найти пути их устранения....
"Воспитание культуры поведения у младших школьников" Родительское собрание
Личный пример - это основное условие воспитания культуры у детей....
Воспитание культуры поведения у младших школьников
Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности....
Воспитание культуры поведения у младших школьников
Родительское собрание. Тема: «Воспитание культуры поведения у младших школьников». В материале представлены беседа учителя и презентация....
Воспитание культуры поведения у младших школьников
Доклад на тему "Воспитание культуры поведения у младших школьников" подготовлен для выступления на ШМО....
Родительское собрание на тему:«Воспитание культуры поведения у младших школьников»
Текстовый материал к презентации Родительское собрание на тему:«Воспитание культуры поведения у младших школьников»...