Доклад на общешкольном родительском собрании "Семья и школа -грани сотрудничества"
статья на тему
Целью данного доклада является взаимодействие школы с родительской общественностью, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе. Вовлечение родителей в работу школы. Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся. Оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации работы с родителями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема : « Семья и школа: грани сотрудничества»
ЦЕЛЬ - обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, привлечение родителей к участию в воспитательном процессе, разработка и реализация новых форм деятельности
Задачи:
- Вовлечение родителей в жизнедеятельность школы, классов. Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями учащихся.
- Определить принципы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
- Оказание методической помощи классным руководителям в совершенствовании форм и методов организации работы с родителями.
Форма проведения педсовета: “Пресс - конференция”
Выступление.
Школа и семья – два социальных института, от согласованных действий которых, зависит эффективность воспитания и обучения ребёнка.
Чтобы школа жила и развивалась, в нынешних условиях ей необходима поддержка, в первую очередь в лице родителей.
Кризисные явления в нашей стране очень сильно влияют на семью, сказываются на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения. В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением финансовых проблем, а порой и просто на грани физического выживания, усилилась особенность самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не знают в достаточной мере о возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой занимаются воспитанием вслепую, интуитивно. Все это, в большинстве случаев, не приносит положительных результатов. В таких семьях, где нет взаимопонимания и доверия между родителями и детьми, дети идут на улицу и находят взаимопонимание и поддержку там. Чаще всего авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит ребенка к «выходу» из–под влияния семьи. Создавшееся положение способствует росту детской преступности, наркомании и других негативных явлений в детской среде. Пытаясь найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя и родители станут союзниками. Поэтому наиболее полноценным, общественным воспитанием является совместное школьно- семейное воспитание.
Направления воспитательной работы, в котором принимают участие родители, является одним из приоритетных в нашей школе. Каждый из нас понимает, что для эффективной работы школы, учителя - учащиеся и родители должны стать единым коллективом. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.
За последние годы в школе накоплен положительный опыт сотрудничества школы и семьи. Администрация и педагогический коллектив школы уделяют большое внимание организации работы с родителями учащихся.
- Составлена картотека семей учащихся.
- Организована диагностическая работа по изучению семей.
- Организовано психолого – педагогическое просвещение родителей в форме лекториев, семинаров, «круглых столов», родительских собраний.
- В работе с семьей принимают активное участие психолог, социальный педагог, школьный врач, педагог – организатор, педагоги дополнительного образования, логопед, классные руководители.
- В помощь родителям организовано консультирование детей психиатром.
- Используются различные формы сотрудничества с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми творческую и социально значимую, трудовую деятельность.
Педагоги пытаются найти и определить точки взаимодействия с родителями, пробуют разнообразные формы работы с родительской общественностью, это: родительские собрания, диспуты, праздники, чаепития, спортивные мероприятия, концерты, праздничные линейки.
Хочется отметь, что наша школа наиболее открыта для родителей. Родители своими добрыми делами показывают пример детям. Родители принимают активное участие в подготовке классов к учебному году (помогают делать ремонт), участвуют в благоустройстве территории школы (сделали оригинальные клумбы из шин). Классные руководители стараются привлекать родителей к внеклассной деятельности. Содержательнее стали проходить общешкольные родительские собрания, на которых не только обсуждаются проблемы, но и выступают дети. Появляются новые формы работы с родителями.
Классными руководителями используются разнообразные формы работы с родителями. Многие родители охотно принимают участие в жизни школы.
Между тем, к сожалению, на сегодняшний день взаимоотношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не вполне всех удовлетворяют.
В организации работы с родителями учащихся существуют следующие проблемы:
- Низкий уровень посещаемости родителями учащихся родительских собраний, семинаров.
- Наблюдается тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
- Во многих семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. Родители испытывают затруднения в установлении контактов с детьми.
- Родительские собрания в основном посещают мамы.
- Все чаще стали возникать конфликтные ситуации в отношениях родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов, учащихся и родителей.
Мы остро чувствуем необходимость создания системы работы с родителями, организации реального сотрудничества педагогов и родителей. Поэтому в школе разработана программа сотрудничества школы с семьями учащихся.
Данная программа посвящена проблеме организации сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников.
Основные направления деятельности в организации взаимодействия семьи и школы
Ссылаясь на опыт признанных педагогов В. И. Сухомлинского, А. С. Макаренко, на работы и документы «О работе классного руководителя» (авторы: Л. В. Байбородова, В. П. Сергеева, Е. Н. Степанова, М. И. Рожков), мы выделяем несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями:
1. Изучение семей учащихся.
2. Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
3. Развитие воспитательного потенциала коллектива родителей.
4. Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного и школьного коллектива.
5. Взаимодействие с органами родительского самоуправления
6.Информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся
• Индивидуальная форма работы с семьей.
В план работы включается посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития учащихся, педагогические консультации, индивидуальные поручения.
Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка.
• Групповая форма работы с семьей.
Используя групповые формы взаимодействия, мы опираемся на дифференциацию определенных групп родителей по следующим признакам:
• актив родителей (класса, школы);
- родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе или в классе;
• родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;
- родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);
- родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);
• родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении.
Особо важной формой в работе является взаимодействие с советом образовательного учреждения, родительским комитетом, которые выбираются на родительском собрании на весь учебный год.
Родительский актив - это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей.
Из групповых форм работы наиболее эффективными мы выделили родительские собрания. Каждое родительское собрание тщательно готовится; создается своего рода «сценарий» для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
В программе заложен механизм сотрудничества:
В организации работы с родителями учащихся мы используем не только возможности школы, но считаем необходимым привлекать к сотрудничеству специалистов города:
Центр охраны прав детства
Центр «Душа»
ПГУ, СГМУ
Центральная детская библиотека
Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на время обучения ребенка в школе.
Предполагаемые результаты.
Данная программа поможет:
- педагогам, учащимся и родителям лучше узнать друг друга.
- выявить возможности семей по воспитанию детей.
- выявить функций взаимодействия педагогического коллектива и родителей
- сформировать педагогическую позицию родителей;
- организовать педагогическое просвещение родителей.
- привлечь родителей учащихся к участию в учебно-воспитательном процессе;
- привлечь родителей учащихся к работе в органах школьного самоуправления.
- сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся, развитии профессиональных интересов и подготовки детей к сознательному выбору профессии, в воспитании нравственности и культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни, в подготовке школьников к семейной жизни;
- создать реальное сотрудничество педагогов и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.
Установление контактов с семьей, с родителями учащихся - начало всех начал. «Вхождение» в семью является не только необходимым, но и главным условием, отвечающим всем родительским чаяниям, - видеть в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. И как радостно слышать слова взрослых: «Нам повезло! У нас был замечательный классный воспитатель!».
Вариант II
Педагогический коллектив нашей школы стремится усилить влияние на семью, чтобы вместе с ней максимально раскрыть каждого ученика. Семьи, с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями - первая школа нравственно-эстетического и физического воспитания. Понимая, что основой воспитания является семья, все начала от семьи педагоги школы разработали и реализуют целевую программу «Семья+школа», целью которой является активное общение семьи и школы для обеспечения эффективной работы по повышению роли семьи в воспитании детей.
Реализация программы осуществляется по трем основным направлениям:
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- проведение тематического лектория по запросам родителей и с учетом их мнения;
- тематические классные собрания, рассмотрение и обсуждение проблем различных категорий и семей;
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:
- привлечение родителей к посещению уроков и внеклассных мероприятий;
- использование активных форм работы с родителями;
- реализация социальных проектов;
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом:
- активная деятельность общешкольного родительского комитета, Совета профилактики школы и Совета отцов;
В работе с родителями используются различные формы и технологии взаимодействия. Учителя и родители, как партнеры воспитания дополняют друг- друга, поэтому установлены доверительные отношения равенства сторон, взаимное уважение, доброжелательность. Организация взаимодействия семьи и школы началось с диагностики: изучение интересов, микроклимата семейных отношений, материальное положение родителей, выявление воспитательного потенциала семьи, путем паспортизации семей обучающихся. Это позволяет раннее выявление неблагополучия семей, своевременное оказание адресной помощи и поддержки. Для изучения семьи использовались комплексные, традиционные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование. Для того, чтобы оказать профессиональную помощь родителям и сотрудничать с ними в воспитании ребенка, необходимо знание ситуации в семьях. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания.
С целью вооружения родителей педагогическими знаниями и умениями в школе действует лекторий «О вас и для вас, родители». Тематика бесед разнообразна, интересна и актуальна для родителей. Расширению, углублению и закреплению знаний в воспитании детей содействуют практикумы, ролевые игры, диспуты, открытые уроки, знакомящие родителей с учебными программами, методикой преподавания. Открытые внеклассные мероприятия позволяют родителям открыть неизвестные стороны интересов, увлечений, талантов своих детей.
Система работы с родителями построена так, что самые активные, заинтересованные в успешной работе школы вовлекаются в школьное самоуправление. Ведь именно родители являются социальными заказчиками школы и поэтому должны иметь возможность влиять на её деятельность и участвовать в школьной жизни.
Школа сегодня как никогда нуждается в добрых помощниках и союзниках – активных родителях. Педагогическому коллективу удалось объединить вокруг себя инициативных, увлеченных родителей и создать большой родительский комитет, в который входят представители всех классов, являющийся координирующим штабом для работы с семьями.
Органическое сочетание различных форм досуга – праздник, развлекательные шоу, спортивные игры и конкурсы, турпоходы, с разнообразными формами образовательной деятельности позволяют сокращать пространство девиантного поведения, решать проблему занятности обучающихся. Неоценима помощь, внимание и поддержка родительской общественности в решении сложных задач по предупреждению правонарушений. Самый сложный участок профилактики – сотрудничество с хронически кризисными семьями, где социальная неустроенность подкрепляется алкоголем, отчуждением от окружающих, асоциальным поведением. Работа с ними ведется на уровне социального патронажа, индивидуальных собеседований, морально-материальной поддержки. На заседаниях Совета профилактики школы рассматриваются вопросы нейтрализации отрицательного влияния неблагополучных семей на детей, компенсирование пробелов семейного воспитания, обеспечение согласованности взаимодействия в осуществлении комплексного подхода по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся , беседы с «проблемными» учащимися и родителями. Совместная деятельность педагогов и родителей помогает оздоровлению окружающего социума и семейной обстановки, меняет отношение благополучных родителей к проблемным семьям и в целом улучшает положительную динамику социализации детей «особой заботы».
Изюминкой педколлектива в работе с родителями являются творческие встречи, в триаде «учителя – родители – дети». Совместная творческая деятельность педагогов родителей и детей способствует объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая условия для радостной, полноценной жизни, содействует развитию школьных традиций. Традиционными для нашего коллектива стали такие КТД:
- фестиваль детских летних объединений;
- парад школьных наук;
- неделя благодарения матери;
- зимний разгуляй;
- театрализованные вечера;
- творческий отчет школы.
Выдумка, задор, фантазия – составляющие успеха наших КТД. Участие родительской общественности в демократизации школьной жизни дает возможность родителям почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за все, что в ней происходит. Мы видим, как на наших глазах растет авторитет и влияние на окружающий социум общешкольного родительского комитета и успешных родителей. Набираясь опыта работы, используя новые формы актив школы разрабатывает и реализует социальные проекты.
2014 год - Год семьи и стенах нашей школы реализован проект «Крепка семья – крепка держава», направленный на использование успешного опыта семейного воспитания, развитие творческого потенциала семьи.
Совместной заботой родителей, медицинских работников, учителей является укрепление здоровья учащихся и их физическое развитие, привитие навыков ЗОЖ .
Одна из встреч в семейной гостиной была посвящена теме «Кто кого? Человек в мире привычек». Папы и мамы принимали участие в творческих конкурсах: «Супер мама – 2008», «Охотничьи забавы». Большой популярностью пользовались конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», «Маленькая Фея – 2008», «Папа, мама, я – книжкины друзья». Завершился калейдоскоп школьных будней творческим отчетом «Дом, в котором уютно всем». За короткое северное лето успели озеленить и обустроить детские площадки, подготовили к выставке материалы семейных творческих конкурсов и реализовали осенние мероприятия проекта. Так и работаем в дружной команде - родители и педагоги нашей маленькой, сельской школы, понимая, что только единство семьи и школы в воспитании ребенка – один из основных источников его развития, прочности нравственного стержня.
План реализации программы(выдержки из общешкольного плана).
Достижения школы в организации работы с родителями учащихся.
Общешкольные родительские собрания. Общешкольные праздники: День Матери» праздники к международному женскому дню 8 марта. Праздник ко дню российской армии и военно-морского флота, праздник со старшим поколением, посвящённый Дню победы». Полюбились дни открытых дверей, день благодарения мам. Родители активно принимают участие в новогодних праздниках.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.
Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Заповеди педагогов в общении с родителями
- Не поучать, а советовать. Вместе размышлять, договариваться о совместных действиях.
- Общаясь с родителями, показать – мы нуждаемся в них, они наши союзники, мы не можем обойтись без их помощи и совета.
- Обращение к чувству родительской любви и уважении его.
- Характеризуя детей, сначала говорить хорошее о детях.
- Высокое уважение личности родителей, их трудовой деятельности.
- Сотрудничество, сотворчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семья и школа: грани сотрудничества"
Беседы, обсуждения, решение проблемных ситуаций...
Семья и школа - грани сотрудничества
Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…...
«Семья и школа: грани сотрудничества»
Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов ...
Родительское собрание на тему: "Грани сотрудничества"
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»...
Семья и школа - грани сотрудничества
Сотрудничество семьи и школы в орагнизации внеурочной деятельности учащихся....
Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества».
Родительское собрание «Семья и школа: грани сотрудничества»....
"Семья и школа: грани сотрудничества"
Родительское собрание...
- Мне нравится (1)