Воспитательная концепция
классный час (4 класс) на тему
Воспитательная концепция на 4 года.С данной концепцией участвовала на районном педагогическом конкурсе "Самый классный классный - 2017".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_kontseptsiya.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Механизм построения и функционирования воспитательной концепции.
Развитие ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт, учреждении, в котором обучается, коллектив, в котором учится общаться.
В. Гюго писал: « Будущее – в руках школьного учителя». Для меня - это мой класс. И зная, что воспитание – это не специальные мероприятия, всю свою работу строю на совместной деятельности: классный руководитель, учащиеся, родители, педагоги школы, медицинский работник школы.
Что объединяет детский коллектив?
Конечно – это общее дело. Оно способствует формированию правильной жизненной позиции, сплочению коллектива класса, умению жить и общаться в социуме. При выборе общего дела, системообразующего вида деятельности, я ориентировалась, прежде всего, на характеры ребят, интересы и потребности моих подопечных и их родителей.
«Здоровый Я» - это умение сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок пришёл в 1 класс, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, физическому, психическому, духовному, социальному. Этому способствуют: тематические классные часы, участие в спортивных соревнованиях школы и района, участие в олимпиадах и научно – практических конференциях, походы, знакомство с народными промыслами, историей страны, приобщение к основам православной культуры, акция «Память».
Вся работа строится в соответствии со следующими принципами:
- Принцип не нанесения вреда. «No nocere!» - одинаково первостепенно для учителей, родителей, медиков.
- Принцип триединого представления о здоровье – неразрывное единство физического, психологического, духовно – нравственного.
- Принцип индивидуализации. Среди учащихся есть спортсмены, актеры, исследователи, певцы, гуманитарии и т.д.
- Принцип природосообразности. «Жизнь – это то, что мы называем природой» Гао цзы.
- Принцип сотрудничества детей и взрослых. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В.Г. Белинский.
- Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки. Каждый член коллектива должен знать, что он, как и все несет ответственность за общее дело.
- Принцип контроля результатов. Основанный, на получении обратной связи.
Для успешного протекания процесса формирования ребенка в воспитательной концепции включены все виды деятельности: художественно – творческая, нравственно – патриотическая, трудовая.
Вся воспитательная концепция разделена на 4 этапа, согласно возрастным особенностям и направлениям работы.
Воспитательное пространство, в котором происходит совместная деятельность и общение, образуют:
1.Учебный кабинет, уютный, светлый, созданный совместными усилиями детей и их родителей, по праву является «вторым домом» классного коллектива. Здесь ребята чувствуют себя хозяевами во время и после уроков. Кабинет оснащен музыкальным центром, телевизором, DVD проигрывателем, стендами, удобной мебелью, как для личных вещей, так и для учебной деятельности.
2. Сфера индивидуальных и групповых связей классного коллектива с окружающим социумом, реализуется в спортивном, актовом залах школы, спортивных площадках. Где ребята с увлечением занимаются в секциях, участвуют в соревнованиях; готовятся к концертам, конкурсам. Учащиеся занимаются в учреждениях дополнительного образования – это спортшколы, ДК «Солнечный».
Цели и задачи воспитательной концепции.
Цель воспитательной концепции – поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования духовного, психического, социального здоровья, как одних из главных путей достижения успеха.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Создать условия для укрепления классного коллектива класса.
- Способствовать развитию интеллектуального, нравственного, эмоционального, индивидуального самовыражения учащихся.
- Организация оздоровительной работы во внеурочное и учебное время.
- Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Обеспечить педагогическую, родительскую поддержку развития инициатив учащихся.
- Помочь каждому ребенку обрести свой образ через проявление творческой активности в разрабатываемых делах классного коллектива.
Исходя из этого, данные задачи составляют основу жизнедеятельности всего коллектива, каждого его члена, которые должны проявляться в общении и отношениях внутри класса и за его пределами.
Главный целевой ориентир развития классного коллектива это: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто» Сократ.
Ценностно – смысловое ядро воспитательной концепции.
Основополагающим элементом этой концепции является создание условий для становления психически и физически здоровой, социально мобильной личности, обладающей гуманистически нравственными ориентациями.
Человек должен развиваться свободной жизнелюбивой личностью, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной (1989) и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др.
Целостный взгляд на здоровье представлен в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия. По данным О.Л. Трещеевой (2001) духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, её менталитетом по отношению к себе, природе и обществу. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально – волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Средства массовой информации, реклама, компьютерные игры, печатные издания для молодежи, к сожалению, не рекламируют нравственные ценности, которые необходимы молодым людям на пути становления и развития. Важно, чтобы главными ориентирами для них были: «здоровье», «доброта», «нравственность», «культура», «дружба», «взаимопомощь», «целеустремленность». Л.И. Новикова писала: «Воспитательная система – не застывший, постоянно развивающий феномен. Источники развития находятся не только вне системы, сколько внутри её».
Данная воспитательная концепция предполагает работу с учащимися 1 – 4 –х классов.
Моя деятельность рассчитана с 2013 по 2017 учебные года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
Критерии оценки результатов реализации воспитательной концепции.
Уменьшение количества детей с хроническими заболеваниями.
Уменьшение количества дней пропущенных по болезни.
Увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях и учреждениях дополнительного образования.
Отсутствие учащихся, стоящих на внутришкольном учете и в ОДН.
Отсутствие в классе вражды, экстремизма.
Наличие у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа и семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.
Кругозор, познавательный интерес к получению знаний, позитивное отношение к собственному интеллектуальному развитию.
100% участие в активных формах отдыха (соревнования, походы, экскурсии, спортивные праздники, Дни здоровья и т.д.)
100% участие в классных и общешкольных мероприятиях.
План реализации воспитательной концепции.
Деятельность участников воспитательной концепции | Классный руководитель | Учащиеся | Родители | Медицинский работник | Психолог |
1 этап: подготовительный (адаптационный) 1 класс | |||||
Обсуждение проблем воспитания и необходимости создания воспитательной концепции | + | + | + | ||
Изучение научно – методической литературы, опыта инновационных учебных заведений, практики педагогов по данной проблеме | + | ||||
Формирование психологической готовности участников к положительному восприятию данного проекта | + | + | + | ||
Проведение диагностических исследований, мониторингов, исследование интересов учащихся | + | + | + | + | + |
Создание воспитательной концепции «Здоровый Я» | + | ||||
Создание оптимальных санитарно – гигиенических условий в кабинете класса | + | + | + | + | |
Формирование актива класса. | + | + | + | ||
Разработка плана работы класса на учебный год, обсуждение в коллективе, родительском собрании | + | + | + | + | + |
2 этап: самореализация и самоорганизация 2 класс | |||||
Разработка плана работы класса на учебный год, обсуждение в коллективе , родительском собрании | + | + | + | + | |
Включение личности коллектива в социально значимую деятельность по интересам | + | + | + | + | |
Освоение личностью других областей приложения творческих способностей | + | ||||
Разработка проекта: «Влияние света на рост репчатого лука» | + | + | + | ||
Коррекция межличностных отношений | + | + | + | ||
Проведение диагностических исследований, мониторингов, анкетирования и проведение сравнительного анализа с предыдущим годом | + | + | + | + | + |
Организация активного отдыха во внеурочное время | + | + | + | ||
Контроль и развитие оптимальных санитарно – гигиенических условий в кабинете класса | + | + | + | + | |
Изучение и корректировка факторов, влияющих на духовное, физическое, социальное и психическое здоровье личности | + | + | + | + | |
Создание портфолио учащегося. | + | + | + | ||
Внесение изменений корректировка воспитательной концепции на основе анализа предыдущего учебного года | + | + | + | + | |
3 этап: самоопределение и самореабилитация 3 класс | |||||
Разработка плана работы класса на учебный год, обсуждение в коллективе , родительском собрании | + | + | + | + | |
Совершенствование работы самоуправления класса | + | + | |||
Проведение совместных мероприятий с ветеранами, родителями класса, медработниками, органами МВД, ГИБДД | + | + | + | + | |
Разработка проекта «Венецианская маска: история и технология изготовления из папье - маше» | + | + | + | ||
Проведение диагностических исследований, мониторингов, анкетирования и проведение сравнительного анализа с предыдущим годом | + | + | + | + | + |
Контроль и развитие оптимальных санитарно – гигиенических условий в кабинете класса | + | + | + | + | |
Анализ занятий учащимися в структурах дополнительного образования | + | + | + | ||
Апробация и применение новых здоровьесберегающих технологий. Анализ проведенных мероприятий. | + | + | + | ||
Внесение изменений корректировка воспитательной концепции на основе анализа предыдущего учебного года | + | + | + | ||
4 этап: взаимодействие (обобщающий) 4 класс | |||||
Разработка плана работы класса на учебный год, обсуждение в коллективе, родительском собрании | + | + | + | + | |
Контроль и развитие оптимальных санитарно – гигиенических и благоприятных условий в кабинете класса | + | + | + | + | |
Организация активного отдыха во внеурочное время | |||||
Проведение диагностических исследований, мониторингов, анкетирования и проведение сравнительного анализа с предыдущим годом | + | + | + | + | + |
Разработка проекта «Модно быть здоровым» | + | + | + | + | |
Совершенствование портфолио учащихся. | + | + | + | + | |
Анализ реализации воспитательной концепции «Здоровый Я» | + | + | + | + | + |
Ожидаемые результаты реализации концепции воспитательной системы:
• Углубление знаний о собственном здоровье, умении применять средства и методы для его сохранения и укрепления. Вести и пропагандировать здоровый образ жизни.
• Расширение кругозора школьников, развитие у них любознательности, формирование потребности в самообразовании и интеллектуальном развитии.
• Повышение социальной активности учащихся. Овладения навыками социального взаимодействия и толерантного общения в социуме.
• Осознания важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений в коллективе для достижения конкретной цели. Формирование партнерских отношений между учащимися.
• Наличие эффективно организованной самостоятельной внеурочной деятельности обучающихся.
• Снижение уровня школьной дезадаптации.
• Осознание обучающимися необходимости строить свою жизнь как жизнь достойного человека, осознавать смысл патриотизма, преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.
Вывод:
Процесс развития, становления концепции воспитательной системы противоречив и нелинеен. Самым нестабильным элементом системы, естественно является субъект – человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Меняются поколения детей, причем каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в неё что – то новое. А развитие – это движение вперед!
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы образования нацелена на формирования нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно – нравственное, патриотическое, здоровое, социальное, психическое, становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному определению, самостоятельному выбору.
Для сегодняшней российской школы характерны поиски гуманистических оснований жизнедеятельности, растущее понимание необходимости перехода к созданию комфортной школьной атмосферы. Создание воспитательных систем в образовательных учреждениях способствуют гуманизации отношений в коллективе, формирует условия для их гармонизации между обучающимися, педагогами, родителями.
В.А. Сухомлинский писал: «…Воспитание в широком понимании – это многогранный процесс постоянного обогащения и обновления и тех, кого воспитывают, и тех, кто воспитывает. Причем этот процесс характеризуется глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становиться нейтральной в другом и абсурдной в третьем. Такова природа нашего педагогического дела».
Список литературы.
Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. – Новосибирск: НГПУ, 1996. – 19с.
Дереклеева Н.И. Классный руководитель// Основные направления деятельности. – Москва: Вербум – М, 2001
Научно – методический журнал. Заместителя директора школы по воспитательной работе. № 4/2005
Научно – методический журнал. Заместителя директора школы по воспитательной работе. № 6/2011
Научно – методический журнал. Классный руководитель. № 5/2007
Научно – методический журнал. Классный руководитель. № 6/2011
Трещева О.Л. Программно – методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы.// Теория и практика физической культуры. – 2001, № 2. – с. 8 – 12.
Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов// Здоровье и образование: Материал Международного конгресса валеологов. – СПб, 1999, с. 176 – 177
Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя//практическая копилка педагога.- Ростов – на Дону: Феникс, 2010.
Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. – Новосибирск: Наука, 1989. – 136 с.
Новикова Л.И. «Воспитательная система школы: проблемы и поиски. – М., 1989
«Владимир Караковский». М: Издательско – Книготороговый Дом «Логос», 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)
Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...
Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"
Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...
Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".
Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Концепция воспитательной работы моего класса
Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...
Воспитательная концепция классного руководителя
Воспитание личности подрастающего человека – труднейшая и, наверное, самая сложная задача. Эту задачу нельзя решать по частям, «поэлементно». На каждой ступени развития, в каждый день своей жизни ребе...
Воспитательная концепция " Содружество с книгой"
Программа воспитательной работы «Содружество с книгой», поможет организовать работу в классе в течение четырёх лет. Содружество это ученик+родители+классный руководитель и, книга - верный ...