Воспитательная концепция
классный час (4 класс) на тему

Ульмаскулова Изалия Хакимьяновна

Воспитательная концепция на 4 года.С данной концепцией участвовала на районном педагогическом конкурсе "Самый классный классный - 2017".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_kontseptsiya.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Механизм построения  и функционирования воспитательной концепции.

Развитие  ребенка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт, учреждении,  в котором обучается, коллектив, в котором учится общаться.

В. Гюго писал: « Будущее – в руках школьного учителя». Для меня  - это мой класс. И зная, что воспитание – это не специальные мероприятия, всю свою работу строю на совместной деятельности: классный руководитель, учащиеся, родители, педагоги школы, медицинский работник школы.

Что объединяет детский коллектив?

Конечно – это общее дело. Оно способствует формированию правильной жизненной позиции, сплочению коллектива класса, умению жить и общаться в социуме. При выборе общего дела,  системообразующего вида деятельности, я ориентировалась, прежде всего, на характеры ребят, интересы и потребности моих подопечных и их родителей.

«Здоровый Я» - это умение сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок пришёл в 1 класс, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, физическому, психическому, духовному, социальному.  Этому способствуют: тематические классные часы, участие в спортивных соревнованиях школы и района, участие в   олимпиадах и научно – практических конференциях, походы,  знакомство с народными промыслами, историей страны, приобщение к основам православной культуры,  акция «Память».

Вся работа строится в соответствии со следующими принципами:

- Принцип не нанесения вреда. «No nocere!» - одинаково первостепенно для учителей, родителей, медиков.

- Принцип триединого представления о здоровье – неразрывное единство физического, психологического, духовно – нравственного.

- Принцип индивидуализации. Среди учащихся есть спортсмены, актеры, исследователи, певцы, гуманитарии и т.д.

- Принцип природосообразности. «Жизнь – это то, что мы называем природой» Гао цзы.

- Принцип сотрудничества детей и взрослых. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В.Г. Белинский.

- Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки. Каждый член коллектива должен знать, что он, как и все несет ответственность за общее дело.

- Принцип контроля   результатов. Основанный, на получении обратной связи.

Для успешного протекания процесса формирования ребенка в воспитательной концепции включены все виды деятельности: художественно – творческая, нравственно – патриотическая, трудовая.

Вся воспитательная концепция разделена на 4 этапа, согласно возрастным особенностям и направлениям работы.

Воспитательное пространство, в котором происходит совместная деятельность и общение, образуют:

1.Учебный кабинет, уютный, светлый, созданный совместными усилиями детей и их родителей, по праву является «вторым домом» классного коллектива. Здесь ребята чувствуют себя хозяевами во время и после уроков. Кабинет оснащен музыкальным центром, телевизором, DVD проигрывателем, стендами, удобной мебелью, как для личных вещей, так и для учебной деятельности.  

2. Сфера индивидуальных и групповых связей классного коллектива с окружающим социумом, реализуется в спортивном, актовом залах школы, спортивных площадках. Где ребята с увлечением занимаются в секциях, участвуют  в соревнованиях; готовятся к концертам, конкурсам. Учащиеся занимаются в учреждениях дополнительного образования – это спортшколы, ДК «Солнечный».

Цели и задачи воспитательной концепции.

Цель воспитательной концепции – поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования духовного, психического, социального здоровья, как одних из главных путей достижения успеха.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать условия для укрепления классного коллектива класса.
  2. Способствовать развитию интеллектуального, нравственного, эмоционального, индивидуального самовыражения учащихся.
  3. Организация оздоровительной работы во внеурочное и учебное время.
  4. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
  5. Обеспечить педагогическую, родительскую поддержку развития инициатив учащихся.
  6. Помочь каждому ребенку обрести свой образ через проявление творческой активности в разрабатываемых делах классного коллектива.

Исходя из этого, данные задачи составляют основу жизнедеятельности всего коллектива, каждого его члена, которые должны проявляться в общении и отношениях внутри класса и за его пределами.

Главный целевой ориентир развития классного коллектива это: «Здоровье –   не всё, но всё без здоровья  – ничто» Сократ.

Ценностно – смысловое ядро воспитательной концепции.

Основополагающим элементом этой концепции является создание условий для становления психически и физически здоровой, социально мобильной личности, обладающей гуманистически нравственными ориентациями.

Человек должен развиваться свободной жизнелюбивой личностью, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) впервые был рассмотрен в монографии А.Г. Щедриной (1989) и получил дальнейшее развитие в работах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др.

Целостный  взгляд на здоровье представлен в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия. По данным О.Л. Трещеевой (2001) духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, её менталитетом по отношению к себе, природе и обществу. Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма. Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально – волевой сферой. Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

Средства массовой информации, реклама, компьютерные игры, печатные издания для молодежи, к сожалению, не рекламируют нравственные ценности, которые необходимы молодым людям на пути становления и развития. Важно, чтобы главными ориентирами для них были: «здоровье», «доброта», «нравственность», «культура», «дружба», «взаимопомощь», «целеустремленность». Л.И. Новикова писала: «Воспитательная система – не застывший, постоянно развивающий феномен. Источники развития находятся не только вне системы, сколько внутри её».

Данная воспитательная концепция предполагает работу с  учащимися 1 – 4  –х классов.

 Моя деятельность   рассчитана с 2013 по 2017 учебные года и предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

Критерии оценки результатов реализации воспитательной концепции.

Уменьшение количества детей с хроническими заболеваниями.

Уменьшение количества дней пропущенных по болезни.

Увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях и учреждениях дополнительного образования.

Отсутствие учащихся, стоящих на внутришкольном учете и в ОДН.

Отсутствие в классе вражды, экстремизма.

Наличие у детей позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа и семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.

Кругозор, познавательный интерес к получению знаний, позитивное отношение к собственному интеллектуальному развитию.

100% участие в активных формах отдыха (соревнования, походы, экскурсии, спортивные праздники, Дни здоровья и т.д.)

100% участие в классных и    общешкольных мероприятиях.

План реализации воспитательной концепции.

Деятельность участников воспитательной концепции

Классный руководитель

Учащиеся

Родители

Медицинский работник

Психолог

1 этап: подготовительный (адаптационный)     1 класс

Обсуждение проблем воспитания и необходимости создания воспитательной концепции

+

+

+

Изучение научно – методической литературы, опыта инновационных учебных заведений, практики педагогов по данной проблеме

+

Формирование психологической готовности участников к положительному восприятию данного проекта

+

+

+

Проведение диагностических исследований, мониторингов, исследование интересов учащихся

+

+

+

+

+

Создание воспитательной концепции «Здоровый Я»

+

Создание оптимальных санитарно – гигиенических условий в кабинете класса

+

+

+

+

 Формирование  актива класса.

+

+

+

Разработка плана работы класса на учебный год, обсуждение в коллективе, родительском собрании

+

+

+

+

+

2 этап: самореализация и самоорганизация       2 класс

Разработка плана работы класса на учебный год, обсуждение в коллективе , родительском собрании

+

+

+

+

Включение личности коллектива в социально значимую деятельность по интересам

+

+

+

+

Освоение личностью других областей приложения творческих способностей

+

Разработка проекта: «Влияние света на рост репчатого лука»

+

+

+

Коррекция межличностных отношений

+

+

+

Проведение диагностических исследований, мониторингов, анкетирования и проведение сравнительного анализа с предыдущим годом

+

+

+

+

+

Организация активного отдыха во внеурочное время

+

+

+

Контроль и развитие оптимальных санитарно – гигиенических условий в кабинете класса

+

+

+

+

Изучение и корректировка факторов, влияющих на духовное, физическое, социальное и психическое здоровье личности

+

+

+

+

Создание портфолио учащегося.

+

+

+

Внесение изменений корректировка воспитательной концепции на основе анализа предыдущего  учебного года

+

+

+

+

3 этап: самоопределение и самореабилитация        3 класс

Разработка плана работы класса на учебный год, обсуждение в коллективе , родительском собрании

+

+

+

+

 Совершенствование работы   самоуправления класса  

+

+

Проведение совместных мероприятий с ветеранами, родителями класса, медработниками, органами МВД, ГИБДД

+

+

+

+

Разработка проекта «Венецианская маска: история и технология изготовления из папье - маше»

+

+

+

Проведение диагностических исследований, мониторингов, анкетирования и проведение сравнительного анализа с предыдущим годом

+

+

+

+

+

Контроль и развитие оптимальных санитарно – гигиенических условий в кабинете класса

+

+

+

+

Анализ занятий учащимися в структурах дополнительного образования

+

+

+

 Апробация и применение новых здоровьесберегающих технологий. Анализ проведенных мероприятий.

+

+

+

Внесение изменений корректировка воспитательной концепции на основе анализа предыдущего  учебного года

+

+

+

4 этап:  взаимодействие (обобщающий)      4 класс

Разработка плана работы класса на учебный год, обсуждение в коллективе, родительском собрании

+

+

+

+

Контроль и развитие оптимальных санитарно – гигиенических и благоприятных  условий в кабинете класса

+

+

+

+

Организация активного отдыха во внеурочное время

Проведение диагностических исследований, мониторингов, анкетирования и проведение сравнительного анализа с предыдущим годом

+

+

+

+

+

Разработка проекта «Модно быть здоровым»

+

+

+

+

Совершенствование портфолио учащихся.

+

+

+

+

 Анализ реализации воспитательной концепции «Здоровый Я»  

+

+

+

+

+

 Ожидаемые результаты реализации  концепции воспитательной системы:

•        Углубление знаний  о собственном  здоровье, умении применять средства и методы для его сохранения и укрепления. Вести и пропагандировать здоровый образ жизни.

•        Расширение кругозора школьников, развитие у них любознательности, формирование потребности в самообразовании и интеллектуальном развитии.

•        Повышение социальной активности учащихся. Овладения навыками социального взаимодействия и толерантного общения в социуме.

•        Осознания важности сотворчества, сотрудничества, дружелюбных отношений в коллективе для достижения конкретной цели. Формирование партнерских отношений между учащимися.

•        Наличие эффективно организованной самостоятельной внеурочной деятельности обучающихся.

•        Снижение уровня школьной дезадаптации.

•        Осознание обучающимися необходимости строить свою жизнь как жизнь достойного человека, осознавать смысл патриотизма, преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.

Вывод:

Процесс развития, становления концепции воспитательной системы противоречив и нелинеен. Самым нестабильным элементом системы, естественно является субъект – человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Меняются поколения детей, причем каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в неё что – то новое. А развитие – это движение вперед!

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы образования нацелена на формирования нового образовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно – нравственное, патриотическое, здоровое, социальное, психическое, становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному определению, самостоятельному выбору.

Для сегодняшней российской школы характерны поиски гуманистических оснований жизнедеятельности, растущее понимание необходимости перехода к созданию комфортной школьной атмосферы. Создание воспитательных систем в образовательных учреждениях способствуют гуманизации отношений в коллективе, формирует условия для их гармонизации между обучающимися, педагогами, родителями.

В.А. Сухомлинский писал: «…Воспитание в широком понимании – это многогранный процесс постоянного обогащения и обновления и тех, кого воспитывают, и тех, кто воспитывает. Причем этот процесс характеризуется глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становиться нейтральной в другом и абсурдной в третьем. Такова природа нашего педагогического дела».

Список литературы.

Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. – Новосибирск: НГПУ, 1996. – 19с.

Дереклеева Н.И. Классный руководитель// Основные направления деятельности. – Москва: Вербум – М, 2001

Научно – методический журнал. Заместителя директора школы по воспитательной работе. № 4/2005

Научно – методический журнал. Заместителя директора школы по воспитательной работе. № 6/2011

Научно – методический журнал. Классный руководитель. № 5/2007

Научно – методический журнал. Классный руководитель. № 6/2011

Трещева О.Л. Программно – методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы.// Теория и практика физической культуры. – 2001, № 2. – с. 8 – 12.

Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов// Здоровье и образование: Материал Международного конгресса валеологов. – СПб, 1999, с. 176 – 177

Тыртышная М.А. 50 идей для классного руководителя//практическая копилка педагога.- Ростов – на Дону: Феникс, 2010.

Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. – Новосибирск: Наука, 1989. – 136 с.

Новикова Л.И. «Воспитательная система школы: проблемы и поиски. – М., 1989

«Владимир Караковский». М: Издательско – Книготороговый Дом «Логос», 2004г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Концепция воспитательной работы "Город РАДОСТИ".

Данная концепция была представлена на городском конкурсе классных руководителей г.Кирова в 2007 году. Победитель конкурса "Самая классная классная"“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но преждевсего...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

Концепция воспитательной работы моего класса

Воспитательная система моего класса. Победитель конкурса "Классный самый классный"...

Воспитательная концепция классного руководителя

Воспитание личности подрастающего человека – труднейшая и, наверное, самая сложная задача. Эту задачу нельзя решать по частям, «поэлементно». На каждой ступени развития, в каждый день своей жизни ребе...

Воспитательная концепция " Содружество с книгой"

Программа воспитательной работы «Содружество с книгой», поможет организовать работу в классе в течение четырёх лет. Содружество это ученик+родители+классный руководитель и, книга - верный ...