Сценарий экологического мероприятия "Синичкин день"с элементами театрализованного представления "Беседа зимующих птиц на лесной поляне".
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Родина Наталья Михайловна

Это интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_meropriyatie.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение                      «Липицкая СОШ»

Экологическая акция  «Помоги птицам зимой»

Номинация «Синичкин календарь»

Участники:

                                              Гусева Вероника – 4 кл.

 Кошеваров Сергей – 4 кл.

Макеев Владислав – 4 кл.

  Кошеваров Евгений – 2 кл.

                                             Тимшин Ярослав – 2 кл.

                                             Хамидов Хамзат – 2 кл.

Педагог:  Родина Наталья Михайловна

                                            п. Красный путь

        2017 г.

                                Экологическое мероприятие

«Синичкин день» с театрализованным представлением                                       «Беседа зимующих птиц на лесной полянке».

                                                         

Цель мероприятия:  формирование у обучающихся  ценностного представления  о зимующих птицах родного края, привить любовь к зимующим птицам, выработать у детей желание помогать пернатым друзьям.

Задачи:                                                                                                                                                 1)познакомить учащихся с тем, что  2017 год-год экологии и поставить перед учащимися цель внести  посильный вклад в решение экологических проблем.

2)познакомить детей с зимующими птицами, с разными видами синиц;

3) вовлечь детей в творческую и практическую деятельность      

 по охране и защите зимующих птиц;

4)воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им  в    трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Методы и приемы проведения  занятия: рассказ,  театрализованное представление «Беседа зимующих птиц на лесной полянке», демонстрация, игра.

Форма проведения: театрализованное представление в школе.

Условия для проведения: учебный кабинет

Оборудование: вывеска «Синичкин день»,  иллюстрации зимующих птиц и разных видов синичек; наличие  различных видов кормушек, которые принесли  ученики; запись «Голоса птиц», корм для птиц (семечки нежареные, семена тыквы, арбуза, несоленое сало, зерно).

 На  классной    доске расположена вывеска Праздник «Синичкин день», развешаны   иллюстрации разных видов синиц. На стеллаже расположены кормушки.

Действующие лица:

Сорока - Плешакова Татьяна

Ворона - Гусева Вероника

Синица – Хамидов Хамзат

Снегирь – Кошеваров Сергей

Дятел – Макеев Владик

Клёст – Кошеваров Евгений

Воробей  - Тимшин Ярослав

Истоки празднования дня синиц

Педагог: 

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте, что за птица?

То весёлая …..(синица)

       

        Как вы уже догадались, наше занятие будет посвящено синицам и другим зимующим птицам. Люди заметили, что глубокой осенью – 12 ноября, птицы собираются стайками. Словно на праздник  слетаются эти пёстрые и нарядные птицы. В  былые времена 12 ноября   отмечали как «день синиц». Поэтому,  именно этот день считается днем встречи зимующих птиц. Много на Руси памятных дней и праздников. В основе Синичкина Дня лежит русский народный праздник Зиновий-синичник, который назван так в память святого великомученика Зиновия покровителя зимующих птиц. 

 Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку. 

      В  народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.

  • Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
  • Если на полях в этот день появлялись волки, то это предвещало голод или войну. 
  • Свистит синица - на ясный день.
  • Синицы утром пищат - на ночной мороз.

       Вы спросите: «Почему же  птиц называют синицами»?

Название «синица», одни говорят, возникло  в связи с тем, что  оперение этих птиц частично имеет сине - голубую окраску. Другие говорят, что назвали её так за её пение «зинь-синь».

    Это маленькая птичка (её масса 20 грамм, а длина 15 см.). Весь длинный, летний день она в делах: нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, да и выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. Найдёт червячка и к детям. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

 Давайте послушаем, как поет синица (прослушивание аудиозаписи).                                                      Ребята, сегодня мы  будем говорить не только о красавице-синичке, но и о других зимующих птичках, которыми мы восхищаемся не меньше.                                    

  А о каких, вы узнаете, отгадав загадки:

 1) Загадки. 

1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

2.Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

3. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

4. Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

7. Стойкий, стужам не подвластный

Песней славит он зарю,

Знать недаром, галстук красный

 дан с рожденья… ( снегирю)

Молодцы, ребята, вы верно отгадали все загадки и назвали  всех зимующих птиц. А вот теперь они  прилетели к нам в гости. Давайте послушаем диалог дятла и клеста.                

 2)Сценка «Диалог дятла и клеста»

Дятел. Чего ты, клест, визжишь? Обидели тебя, что ли?

Клест. Да нет, дятел, это я радуюсь!

Дятел. Нашел время радоваться.

Клест. Как раз самое время. У меня в гнезде птенчики вывелись, до чего же милы, хороши!

Дятел. В такой мороз птенцы? Да они же замерзнут!

Клест. Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки еще и весело. А ты как живёшь?

Дятел. А я тоже живу не плохо. Я-дятел .Свое название получил из-за пестрой окраски перьев. Буро-белые, белые, серые, черные с синим или зеленоватым отливом – это основные цвета. Бывают на теле и все оттенки коричневого цвета. Нарядность мне придают ярко-красные или розовые пятна на затылке и как шапочка, венчающие темя. Я – птица всеядная. В теплое время года главной моей пищей являются разнообразные насекомые. В больших количествах мы  поедаем вредных насекомых, портящих древесину, их личинки, любых гусениц, муравьев, изредка едят улиток, ракообразных. Хорошие деревья мы не трогаем. Поэтому нам всегда  бывает сытно. Но как мы, дятлы, радуемся, когда  вы, ребята, в парке  в кормушки насыплете зёрнышка или  булочки. Это для нас праздник. Мы делаем добро вам, а вы нам. Вот так и будем дружить.

3) Игра «Птичьи разговоры». Что делает эта птица?

Голубь – воркует

Утка – крякает

Гусь – гогочет

Филин – ухает

Свиристель – свиристит

Ворона – каркает

Воробей – чирикает

Курица – кудахчет

4)Угадай птицу по голосу. Дети слушают аудиозапись с голосом птиц и угадывают.

Ребята, а как  нужно обращаться с птицами ? (Ответы детей).

А давайте послушаем, что птицы говорят про  некоторых злых  ребят.

5)Сценка «Воробей и Синичка»                                                                                                   Воробей

Ой, спасите! Караул! 
 Кто в меня снежком пульнул? 
Эти скверные мальчишки 
Жить мешают воробьишкам. 
То снежками, то рогаткой! 
А ведь нам и так не сладко! 
СИНИЧКА 
Бр- р! Какой мороз трескучий! 
Где бы спрятаться получше? 
Замерзаю на лету! 
Может быть, согреюсь тут? 
Чик-чирикин! Что с тобой? 
Ты взъерошенный такой! 
Может, кто тебя обидел? 
Или ты кота увидел? 
ВОРОБЕЙ
Ой, соседка! Тише! Тише! 
Видишь там троих мальчишек 
Бессердечных, злых и грубых? 
Хорошо им в теплых шубах, 
В шапках, в куртках меховых! 
Еле вырвался от них! 
СИНИЧКА 
Я, сосед, с тобой согласна! 
Птичья жизнь зимой ужасна! 
Против нас мороз, бураны, 
Да еще и хулиганы! 
Нас выслеживают кошки, 
И во рту с утра ни крошки! 
Червячков и мошек нет, 
А без них какой обед? 
Ой, как трудно жить на свете! 
Что нам делать? Кто поможет? 

6)«Живые синонимы».

А что такое синонимы? (Это слова близкие по смыслу.)

Ведущий. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Желторотый, как ….        (птенец, цыплёнок).

Взгляд хищный, как у…     (ястреба).

Взгляд зоркий, как у…         (сокола).

Нос с горбинкой, или …      (орлиный).

Шея красивая, или …          (лебединая).

Болтать или трещать, как…        (сорока).

Ворковать, как…                          (голубь).

Накаркать (накликать беду), как…    (ворона).

Долбить (говорить одно и тоже), как…    (дятел).

Щебетать, весело переговариваться, как … (воробей).

 Знаете ли вы, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 5. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой. Но кормушки надо делать с душой, правильно, чтобы птицам было удобно ими пользоваться. Послушайте, какие замечания  делают птицы людям .

7)Сценка «Жалобы птиц».

 
«Повелитель птиц» стоит с кормушкой и на неё слетаются птицы. Дети в шапочках птиц поочередно выходят вперед.
Сорока. Тра-та-та-та. Что я видела? Что я слышала? Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную сделали, а они неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Капризничают.
Воробей. Семечки и пшено в столовой надавленные. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Синица. Сало- то, сало какое. Могли бы повесить и несоленое. У нас от солёного - животы болят.
Снегирь. Безобразие. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера семечки раскапывал. Хоть бы навес сделали.
Ворона. Осталась голодная. Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове.
Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина? Где арбузные и дынные семечки?
Сорока. Тра-та-та-та. Ой, что будет. Ой, кто-то рассердится.

Мальчик. Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. Но самое главное, чтобы на кормушке была крыша, бортики, чтобы зерно не высыпалось, а желательно и стенки, ведь они защитят птиц от холода, ветра. А сейчас  ребята покажут вам  кормушки, которые  они сделали для вас.  (Показ кормушек, сделанных ребятами).

8)Игра «Посчитай птиц»

Вот забавная задача ожидает смельчаков

Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!

Вам задачка от синички такова

Сосчитайте, сколько птичек прилетело к нам друзья?

                        Мы кормушку смастерили,

                        Мы столовую открыли.

                        Воробей, снегирь – сосед,

                        Будет вам зимой обед.

                        В гости первый день недели

                        К нам синицы прилетели.

                        А во вторник, посмотри,

                        Прилетели снегири.

                        Три вороны были в среду.

                        Мы не ждали их к обеду,

                        А в четверг со всех краев –

                        Стая жадных воробьев.

                        В пятницу в столовой нашей

                        Голубь лакомился кашей.

                        А в субботу на пирог

                        Налетело  семь сорок.

9)Сценка «Разговор на лесной поляне».

Сцена оформлена в виде лесной полянки. Слышен шум вьюги. На сцене появляется,  в страхе оглядываясь назад, "ворона".

Ворона. Карррр, карррр… Хулиганы! Ох и тяжко нам, воронам, живется. Всех опасаться приходится, особенно ребятишек. Как только увидят меня, так и норовят снежком попасть, того и гляди искалечат.

Появляется "синица"

Синица. Брр, какой в лесу мороз! Здравствуйте тетушка ворона! А я слышу, кто-то здесь разговаривает. Дай, думаю, посмотрю. А тут вы. С кем это вы разговариваете?

Ворона. Каррр ,еле ноги сейчас унесла. Все еще отдышаться не могу. Хулиганы! ( ворона грозит "крылом") Сидела на заборе думала, чем бы поживиться, а ребята снежками в меня, снежками.

Синица (вздыхает). Да и нам, синицам, зимой не легче живется. Все летаешь, смотришь, где бы какую крошку хлеба найти или кусочек сала. Иной раз целый день так и ничего и не найдешь, голодной засыпаешь. А вы знаете, тетушка Ворона, что из 10 синиц за зиму выживает только 9… Бедные мои синички!

Ворона. Что тут и говорить, зимой всем птицам и зверям плохо. Вчера воробья встретила на поляне, тоже на голод жаловался. Говорил, что не знает, как пережить зиму.

Синица. А я недавно слышала новость. Сорока на весь лес трещала о том, что этой зимой птицам легче будет. Говорит, что есть школьники, которые по всей деревне кормушки развесили. А в них разный корм: семечки, хлебные крошки, сало…

Ворона. Что это еще за кормушки?

Синица. Да вон, видишь (показывает "крылом" в зал). У многих ребят в руках кормушки.

Ворона. Кар- р-р-р! И в самом деле! Я в прошлом году такую же кормушку видела у одного дома. Летала я как-то по деревне. Три дня ничего не ела, Села на ветку, сил нет. Ну, думаю, конец мне пришел. Глядь, а на дереве висит вот такая же кормушка. Заглянула я в нее, а там семечки…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Так я и выжила в ту зиму.

Синица. И мне той зимой плохо было. А иногда подлетишь к кормушке, а там ничего нет, забыли ребята корм насыпать. Так и остаешься голодной.

Ворона. Как ты думаешь, сорока про кормушки правду сказала?

Синица. Не знаю, сороке верить трудно, она вечно разносит всякие небылицы по лесу. Сколько бы птиц ребята от голодной смерти спасли.

Синица. Тетушка Ворона, а давай попросим ребят, чтобы они все -таки кормушки развесили и не забывали в них корм насыпать. И тогда никакая зима нам птицам не будет страшна.

10)Отбери корм для птиц. Детям предлагается отобрать корм для птиц ( семечки, пшено, хлеб, сало, шоколад, чипсы, семена тыквы и т.д.), что можно, а что нельзя класть в кормушку.

     Для разных видов птиц нужны различные корма. Например, дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток. Клесты питаются только сосновыми и еловыми семенами.

   Для птиц, которые прилетят к вам на кормушку, корма другие. Семена подсолнечника едят практически все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, синицы. Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам.

Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Покормите птиц зимой!

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Не богаты их корма.

 Горсть зерна нужна,

 Горсть одна, -

 И не страшна будет им зима.

 В конце мероприятия все идём вешать кормушки и наполнять их птичьим кормом. Налетайте,пернатые!

Используемая литература

1. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.

2. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная

     Пром – сть,   1988.

3. Классные часы: 2 класс / Авт.- сост.Т.Н. Максимова. – М.:ВАКО,2009.

4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.      

5. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные  часы - Волгоград:   Учитель, 2007.

6. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника" День леса"

Аннотация.Цель работы:1.Углубление экологических знаний у  детей.2.Воспитание у них гуманного отношения к природе,чувства ответственности за все живое на Земле. Задачи:1.Изучить литера...

Сценарий экологического утренника "День рождения бабы Яги"

Сценарий экологического утренника разработан для учащихся начальной школы. Цель  мероприятия - формирование экологической культуры учащихся, воспитание бережного отношения к окружающей среде.Экол...

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну"

Экологический урок-игра "Путешествие на лесную поляну" ориентирован на учащихся 2-3 классов. Архив содержит подробную разработку урока и презентацию к нему. Этот материал можно использовать педагогам ...

Сценарий экологического праздника "День Земли" (с использованием ИКТ)

Цель: показать актуальность проблемы охраны окружающей  среды....

Сценарий экологического праздника «День Земли»

Сценарий экологического праздника " День Земли"....

Сценарий экологического праздника " День Земли"

Сценарий экологического праздника " День Земли"...

Сценарий экологического праздника "День Земли"

  Праздник проводится в начальной школе с целью расширения и углубления экологических знаний учащихся. 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздух...