Программа курса внеурочной деятельности "Островок дружбы" 4 класс
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Программа курса внеурочной деятельности "Островок дружбы" 4 класс. Социальное направление. Срок реализации 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_ostrovok_druzhby_4_kl.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕТЛИЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по воспитательной работе __________________ Трифонова Т.В. «___» сентября2016 г . | . | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________________ Сидоров А.В. «___» сентября2016 г. м.п. |
ПРОГРАММА КУРСА
внеурочной деятельности
«Островок дружбы»
4 класс
направление: социальное
срок реализации 1 год
Учебный год: 2016/2017
Учитель: Саука Ж.А..
Высшая квалификационная категория
п. Бетлица 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Детское любопытство безгранично.
Дети хотят знать все о себе и о мире, в котором живут».
Роберт Ротенберг
- Актуальность программы:
В условиях современной политико-экономической ситуации самыми незащищенными оказались дети. Коренная перестройка социально-экономических отношений поставила педагогов перед необходимостью обновления методов воспитания. Общеобразовательная школа всегда считала своей основной задачей формирование всесторонне развитой личности, но вот конкретные пути и формы организации этой работы нередко сводились к унифицированным мероприятиям. Обновление системы образования, проводимое ныне, предполагает развитие личности, демократизацию и гуманизацию воспитательного процесса.
Изучая опыт передовых педагогов, обращаю внимание на то, что многие из них занимались вопросами воспитания коллектива. В.А. Караковский писал, что Воспитательная система ориентирована на внутренний мир учащегося и его развитие. Стиль отношений взрослых и детей строится на демократичности, сотрудничестве, общей заинтересованности. Основная форма организации жизнедеятельности школьного коллектива – подготовка и проведение творческих дел, имеющих нравственный смысл для учащихся. Эта работа объединит учащихся в творчески работающий дружный коллектив.
Закон РФ «Об образовании», дают учителю видеть перспективы развития образования в стране, определить приоритеты в организации воспитательного процесса. Я считаю, что главным средством воспитания является «разумно организованное общество», под которым понимаю содружество детей и классного руководителя, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни.
Дети не могут жить вне коллектива, им крайне необходимо общение со сверстниками, нужен дружный коллектив. Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю организацию дружного коллектива основной целью своей работы.
Для того чтобы наши ученики, наши растеньица могли стать успешными, необходимо постоянно вести наблюдения за их ростом и развитием. Приступая к работе с классным коллективом, я пытаюсь определить, чем и как я буду заниматься со своими учениками, как буду воспитывать.
На сегодняшний момент наиболее актуальным в воспитании является:
- Развитие умения общаться и сотрудничать
- Развитие и совершенствование интеллектуальных умений
- Развитие эмоциональной и волевой сферы
- Формирование положительной «Я-концепции»
- Сохранение здоровья ребенка
Начало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей. Они должны привыкать к новому коллективу, новым требованиям, повседневным обязанностям.
Особенность психологии ребенка младшего школьного возраста заключается в том, что он еще мало осознает свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. На трудности в школе ребенок чаще всего отвечает эмоциональными реакциями – гневом, страхом, обидой.
Чтобы младший школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребенка, создавая все новые субъективные трудности.
Дружба – отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений дружба обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравственной ценностью. Рост устойчивости детских дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.
Чтобы воспитать личность в дружном коллективе нужно соблюдать основные принципы воспитания:
Принцип открытости – все ребята планируют жизнь в классе совместно со мной, вносят свои коррективы и предложения с учетом своих интересов.
Принцип деятельности – ребята моего класса переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе и в классе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах сверстников, меня и своих родителей.
Принцип свободы участия – предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, я учитываю их мнение и желание. Я даю им возможность выбора задания с учетом их интересов.
Принцип обратной связи – каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Я обязательно обсуждаю с детьми, что получилось, что не получилось в мероприятии.
Принцип сотворчества – в этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Своим детям я предоставляю право самим выбирать партнеров по делу, помогаю в организации сотрудничества детей друг с другом.
Принцип успешности – и взрослому, и ребенку необходимо быть успешным, значимым в коллективе. Степень успешности определяется его отношением к окружающим его людям, окружающему миру. Необходимо видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству оценивать её. Если ребенок будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен.
Чтобы воспитать достойного члена детского коллектива, следует соблюдать основные подходы гуманистического воспитания:
Личностный подход – признание личности ребенка высшей социальной ценностью, принятие его таким, какой он есть.
Деятельный подход – ребенок живет реальной жизнью и ему нужна интересная, отвечающая его особенностям деятельность: игровая. Трудовая, творческая, досуговая .
Культорологический подход – обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса.
Целостный подход – воспитание и обучение являются равноправными и взаимными компонентами.
Комплексный подход – предполагает воспитание и развитие каких-либо качеств личности в комплексе, а не по очереди. Нужно так организовать деятельность учащихся, чтобы он раскрывался со всех сторон и развивал все свои личностные качества.
В воспитании не должно быть мелочей, оно должно способствовать социализации ребенка, овладению им общечеловеческими нормами нравственности, должно быть позитивным.
Программа разработана с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста и рассчитана на 1 год обучения.
Цели программы:
1.Профилактика социально-эмоциональных проблем у учащихся 4-х классов.
2.Улучшение психологического климата в классе.
3.Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников процесса.
4.Повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся.
Задачи программы:
1.Способствовать осознанию детьми необходимости в разных ситуациях использовать разные, адекватные стратегии поведения.
2.Познакомить с разными вариантами поведения в различных ситуациях общения.
3.Формировать и развивать социальные навыки (через отработку в процессе моделирования и ролевой игры разных стратегий социального поведения).
4.Проведение занятий с обучающимися, направленных на улучшение эмоционального состояния и повышение стрессоустойчивости.
5.Информировать о проблеме агрессивного поведения.
6.Увеличивать причастность детей и взрослых к этой проблеме.
7.Реагировать и сигнализировать (выявление случаев проявления агрессивного поведения (агрессивное поведение не должно быть оставлено без внимания), обсуждение их, предупреждение более тяжких последствий.
8.Вмешиваться (помогать учащимся, принимать меры в случаях проявления агрессии, развивать социальные навыки).
9.Формировать регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, коррекцию, самооценку.
10.Способствовать развитию познавательных, личностных, коммуникативных универсальных учебных действий.
11. Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Островок Дружбы»
В результате освоения программы у учащихся будут сформированы следующие универсальные учебные действия:
Познавательные:
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
строить сообщения в устной форме;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Личностные:
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
развитие эстетических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни
Регулятивные:
уметь планировать, прогнозировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
уметь оценивать, контролировать и корректировать свои действия;
Коммуникативные:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учителем и сверстниками, уметь разрешать конфликты;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
В результате освоения программы:
Каждый ребенок получит возможность научиться:
- иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- уметь делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
Каждый ребенок получит возможность для формирования:
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия
Каждый ребенок получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы обосновывать свою позицию;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников
Качества личности, которые будут развиты у обучающихся в результате освоения программы:
- целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
- уважение к окружающим — умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение;
- доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Форма учёта умений и навыков – анкетирование, тестирование.
Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:
Методика «Моя семья»- оценка взаимоотношений в семье.
Методика «Цветовых выборов»-оценка актуального эмоционального состояния.
Методика «Что мне нравится в школе»- оценка сформированности мотивации.
Методика обратной связи В.А. Кореневской «Сказка»- оценка комфортности обучения в школе.
Методики на оценку познавательных способностей.
Методика «Социометрия»- оценка взаимоотношений в коллективе
Воспитательные идеи программы:
- Старайся делать добро!
- Бойся обидеть человека!
- Люби и прощай людей!
- Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
- Познай мир и себя!
- Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Этапы реализации программы:
1. Ознакомительный.
2. Практический.
3. Обобщающий.
4. Этап внедрения в повседневную жизнь.
Содержание программы состоит из следующих блоков:
- Информационный блок:
-информирование всех участников процесса (учеников, учителей, родителей) о способах коррекции социального поведения.
2. Диагностический блок:
-проведение диагностики (анкетирование, тестирование, наблюдение и др.) среди обучающихся, родителей с целью выявления психологического климата в классе и эмоционального состояния обучающихся.
3. Практический блок:
-обучение обучающихся выбору адекватной стратегии поведения в конфликте, тренинг социальных навыков.
Занятия строятся в следующей последовательности: введение понятия, отработка и закрепление навыка. Продолжительность занятия 40 минут количество обучающихся в группе: 16 человек. Задача ведущего – создание доверительной обстановки, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя и не боялся ошибок.
Содержание программы обучения
Тематика внеклассных мероприятий.
- Перемена с увлечением.
- «Школа вежливости».
3. Порадовать близких – как это просто.
4. Доброе слово, что ясный день.
5. Человек среди людей.
6. Можно и не ссориться.
7. Без друга в жизни туго.
Содержание занятий
№ занятий | Содержание | Оборудование | Место проведения |
1. | Знакомство. Введение в тему. Правила и условия работы. | Стулья; компьютер. | В классе. |
2. | Тренинг желательного поведения. | Компьютер, карточки | В классе. |
3. | Свободное рисование. | Цветные карандаши, краски, альбомные листы. | В классе. |
4. | Кто я и как выгляжу? | Зеркало, компьютер. | В классе. |
5. | Что в нашем имени? | Ребусы, карандаши, альбомные листы. | В классе. |
6. | Мои достоинства и недостатки. | «Дерево желаний», стикеры. | В классе. |
7. | Внеклассное мероприятие «Перемена с увлечением». | Литературные произведения, компьютер. | В классе. |
8. | Тренинг желательного поведения. | Компьютер, карточки | В классе. |
9. | О доброте и жестокости. | Литературные произведения, компьютер. | В классе. |
10. | О зависти и скромности. | Литературные произведения, компьютер. | В классе. |
11. | О вежливых словах и их применении. | Литературные произведения, компьютер, иллюстрации. | В классе. |
12. | Внеклассное мероприятие «Школа вежливости». | Литературные произведения, компьютер, музыкальные произведения. | В классе. |
13. | Тренинг желательного поведения. | Компьютер, карточки | В классе. |
14. | Внеклассное мероприятие «Порадовать близких – как это просто». | Компьютер, карандаши, альбомные листы. | В классе. |
15. | Правила благодарности и отказа. | Карточки с заданиями. | В классе. |
16. | Внеклассное мероприятие «Доброе слово, что ясный день». | Литературные произведения. | В классе. |
17. | Тренинг желательного поведения. | Компьютер, карточки | В классе. |
18. | Правила извинения и просьбы. | Карточки с заданиями | В классе. |
19. | Тренинг желательного поведения. | Компьютер, карточки | В классе. |
20. | Роль мимики, жестов и позы в общении. | Зеркало, карандаши, альбомный лист. | В классе. |
21. | Внеклассное мероприятие «Человек среди людей». | Литературные произведения. | В классе. |
22. | Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. | Литературные произведения. | В классе. |
23. | Думай о других. Сочувствие – как его выразить? | Карточки с заданиями. | В классе. |
24. | Помни о других- ты не один. | Карточки с заданиями. | В классе. |
25. | Тренинг желательного поведения. | Компьютер, карточки | В классе. |
26. | Внеклассное мероприятие «Можно и не ссориться». | Карточки с заданиями, музыкальные произведения. | В классе. |
27. | Бескорыстие в дружбе. | Литературные произведения. | В классе. |
28. | Моделирование ситуаций общения. | Магнитофон; карта острова; картинки с ситуациями межличностного общения; перья. | В классе. |
29. | Как завоевывать друзей. | Карточки с заданиями. | В классе. |
30. | Товарищи и друзья. | Карточки с заданиями, пословицы и поговорки. | В классе. |
31. | Внеклассное мероприятие «Без друга в жизни туго». | Музыкальные и литературные произведения, карточки с заданиями. | В классе. |
32. | Тренинг желательного поведения. | Компьютер, карточки | В классе. |
33. | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | Музыкальные и литературные произведения, карточки с заданиями. | В классе. |
34. | Методика «Три желания». | Дидактические материалы по методики. | В классе. |
Реализация программы предусматривает проведение практических работ, тренингов, бесед, драматизации, активно используется арттерапия, рисование, музыкальная терапия, различные методики определения и коррекции внимания, памяти, мышления, предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, используются игры для активного отдыха, коммуникативно-лингвистические, психотехнические, оздоровительные, для интенсивного отдыха.
Список используемой литературы.
- Безруких М. М. Все цвета, кроме черного.-М. «Вента-Граф», 2002.
- Васильева, Т.В. Ты меня понимаешь? [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Т.В. Васильева. – Спб.: Акцидент, 1994.
- Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. 1-4 классы.-М. «Просвещение», 2006.
- О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. Справочник психолога начальной школы.- Ростов-на-Дону «Феникс», 2008.
- Крюкова С. В., Н. П. Слободняк. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.-М.: «Просвещение», 2006.
- Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов здоровья или 135 уроков здоровья.-М.: «ВАКО», 2004.
- Петрусинский, В.В. Игры. Общение. Тренинг. [Текст]: популярное пособие для детей и родителей / В.В. Петрусинский. – М.: Новая школа, 1995.
- Примерные программы по внеурочной деятельности[Текст]/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др; под ред.В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
- Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье.-М. «Просвещение»,1989.
- Селиверстов, В.И.Речевые игры с детьми [Текст]:популярное пособие для родителей и педагогов / В.И.Селиверстов. – М.: Владос, 1994.
Тематическое планирование
№ п\п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Знакомство. Введение в тему. Правила и условия работы. | 1 | |
2. | Тренинг желательного поведения. | 1 | |
3. | Свободное рисование. | 1 | |
4. | Кто я и как выгляжу? | 1 | |
5. | Что в нашем имени? | 1 | |
6. | Мои достоинства и недостатки. | 1 | |
7. | Внеклассное мероприятие «Перемена с увлечением». | 1 | |
8. | Тренинг желательного поведения. | 1 | |
9. | О доброте и жестокости. | 1 | |
10. | О зависти и скромности. | 1 | |
11. | О вежливых словах и их применении. | 1 | |
12. | Внеклассное мероприятие «Школа вежливости». | 1 | |
13. | Тренинг желательного поведения. | 1 | |
14. | Внеклассное мероприятие «Порадовать близких – как это просто». | 1 | |
15. | Правила благодарности и отказа. | 1 | |
16. | Внеклассное мероприятие «Доброе слово, что ясный день». | 1 | |
17. | Тренинг желательного поведения. | 1 | |
18. | Правила извинения и просьбы. | 1 | |
19. | Тренинг желательного поведения. | 1 | |
20. | Роль мимики, жестов и позы в общении. | 1 | |
21. | Внеклассное мероприятие «Человек среди людей». | 1 | |
22. | Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. | 1 | |
23. | Думай о других. Сочувствие – как его выразить? | 1 | |
24. | Помни о других- ты не один. | 1 | |
25. | Тренинг желательного поведения. | 1 | |
26. | Внеклассное мероприятие «Можно и не ссориться». | 1 | |
27. | Бескорыстие в дружбе. | 1 | |
28. | Моделирование ситуаций общения. | 1 | |
29. | Как завоевывать друзей. | 1 | |
30. | Товарищи и друзья. | 1 | |
31. | Внеклассное мероприятие «Без друга в жизни туго». | 1 | |
32. | Тренинг желательного поведения. | 1 | |
33. | Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна. | 1 | |
34. | Методика «Три желания». | 1 |
Приложение
Определить эффективность воспитательной работы, уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса, в педагогике и психологии можно с помощью методик и диагностик.
Диагностика нравственной воспитанности.
Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список из 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять»
- Быть человеком, которого любят.
- Иметь много денег.
- Иметь самый современный компьютер.
- Иметь верного друга.
- Мне важно здоровье родителей.
- Иметь возможность многими командовать.
- Иметь много слуг и ими распоряжаться.
- Иметь доброе сердце.
- Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
- Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов:№№2,3,6,7,10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4-е, 3-й – средний уровень.
2-а – ниже среднего уровня.
- – низкий уровень.
Диагностика этики поведения.
Инструкция: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из них дописать сами».
Тест:
- Когда я вижу кого-то в нелепой ситуации, то я …
- Если кто-то надо мной смеется, то я …
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я …
- Когда меня постоянно перебивают, то я …
- Когда мне хочется общаться с одноклассниками, я …
Интерпретация: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствует равнодушие, агрессия, раздражение, легкомысленное отношение. Положительный результат – помощь, сочувствие.
Методика «Наши отношения», выявление степени удовлетворенности учащихся жизнью детского коллектива.
Инструкция: подчеркнуть № утверждения, которое совпадает с его мнением.
- Наш класс очень дружный и сплоченный.
- Наш класс дружный.
- В нашем классе нет ссор, и конфликтным его назвать нельзя.
- В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
- Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
- Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
* * *
- В нашем классе принято помогать без напоминания.
- В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
- В нашем классе помогают только тогда, когда об этом попросит ученик.
- В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда просит учитель.
- В нашем классе не принято помогать друг другу.
- В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. Мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...
“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)
В статье автор говорит о внеурочной деятельности, как продолжении предметных программ с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»
Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»
Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...