Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"(с анкетами и тестами для учащихся и родителей) (4 класс)
консультация (4 класс) на тему
Родительское собрание "Причины и последствия детской агрессии"(с анкетами и тестами для учащихся и родителей) (4 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тучковская СОШ№1»
Классный руководитель: Алиева Елена Анатольевна
4 класс
Родительское собрание №2
Причины и последствия детской агрессии
Промедление может обернуться чем угодно,
ибо время приносит с собой как зло, так и добро.
Николо Макиавелли.
Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
Форма проведения: круглый стол.
Ход собрания
- Вступительное слово. Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К
сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем
помочь детям преодолеть е
- Полезная информация. Что такое агрессия?
Агрессия-это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто проявляется у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д) У старших, т.е.у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете. Эти качества равнозначные? (Мнения родителей)
Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? (Мнения родителей)
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые форм, т.к. не допускает оскорбления, издевательств и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Отечественные специалисты в области психологии выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:
-недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
-сниженный уровень саморегуляции;
-неразвитость игровой деятельности;
-сниженная самооценка;
-нарушения в отношениях со сверстниками.
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей
Вид агрессивности | Проявления |
Защитная | Ребёнок часто конфликтует, дерётся; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает; стремится к лидерству |
Деструктивная | Ребёнок не уверен в себе; не организован; играет роль классного шута; использует ненормативную лексику; склонен к разрушению |
Демонстрационная | Ребёнок стремится привлечь к себе внимание (хотя бы негативное); проявляет вербальную агрессию, кривляние; склонен к лживости или воровству; большое внимание уделяет внешнему виду (чаще девочки) |
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство. Унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение или неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение?
Семья помогает ребёнку:
А) преодолеть трудности;
Б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
В) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность.
Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, если:
А) оно следует немедленно за проступком;
Б) объяснено ребёнку;
В) оно суровое, но не жестокое;
Г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
Например, если в школе «лёгкие» уроки и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребёнку. Требовательность-это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг друга в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся длительное время. А затем налагается запрет, это приводит к агрессивности со стороны ребёнка.
- Анализ анкетирования
(До родительского собрания в классе проводится анкетирование детей, затем анкеты анализируются и общие результаты по классу озвучиваются на собрании, личные результаты – при индивидуальной беседе с родителями. На собрании родителям предлагается ответить на те же вопросы, что и детям, затем результаты сравниваются)
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых (дети проявляют те качества, которые подчеркивают родители в нём)
Анкета для учеников (Ф. И. О. , класс) _____________________
Чаще всего я радуюсь, когда________________________________
__________________________________________________________
Чаще всего смеюсь, когда___________________________________
__________________________________________________________
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда_________________ _
__________________________________________________________
Чаще всего я плачу, когда_________________________________ _
__________________________________________________________
Чаще всего я злюсь, когда___________________________________
__________________________________________________________
Чаще всего я обижаюсь, когда________________________________
Мне хорошо, когда меня____________________________________
__________________________________________________________
Мне плохо, когда меня______________________________________
Задание. Выбери свои качества:
я- добрый я -нетерпеливый я- помощник я -упрямый я -безразличный
я - хороший друг я- злой я -умный я- обидчивый
- Анкетирование родителей для выявления психологического климата в семье. (См. «Анкета для родителей»)
- Подведение итогов
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребёнка:
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
В заключение нашей беседы- памятка -руководство для нас с вами. (См. «Памятка для родителей». Памятка раздается каждому родителю.)
Успехов Вам и вашим детям! Не забудьте заполнить отзыв о нашей встрече
6. Индивидуальные консультации родителей. (по результатам диагностики)
_Ф.И.О._____________________________________________________________________
1. Бывает ли ваш ребёнок агрессивным ?_________________________________________
2.В каких ситуациях он проявляет агрессию? _____________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Против кого он проявляет агрессию? _________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка ?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отметьте те качества, которые у ребёнка наиболее выражены ( лучше в баллах,
используя 5-бальную шкалу)
доброта- сочувствие- покладистость- терпение- упрямство-
безразличие- агрессивность- нетерпимость- сопереживание- эгоизм-
Памятка для родителей:
УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честными перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно ещё изменить. Пока ещё не поздно!
Агрессивность ребёнка проявляется, если:
-ребёнка бьют;
-над ребёнком издеваются;
-над ребёнком зло шутят;
-ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
-родители заведомо лгут;
-родители пьют и устраивают дебоши;
-родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
-родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
-родители не умеют любить одинаково своих детей;
-родители ребёнку не доверяют;
-родители настраивают ребёнка друг против друга;
-родители не общаются со своим ребёнком;
-вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
-родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;
-родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу. доверие, понимание, чувство юмора , ответственность, такт.
УСПЕХОВ ВАМ !
За неделю до родительского собрания проводится диагностики учащихся, их анализ. Эти данные используются при индивидуальной консультации родителей.
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Тестовый материал
1. Тебе нравится в школе?
a. не очень 1б
b. нравится 2б
c. не нравится 0б
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу?
a. чаще хочется остаться дома 0б
b. бывает по-разному 1б
c. иду с радостью 2б
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
a. не знаю 1б
b. остался бы дома 0б
c. пошел бы в школу 2б
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
a. не нравится 2б
b. бывает по-разному 1б
c. нравится 0б
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
a. хотел бы 0б
b. не хотел бы 2б
c. не знаю 1б
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
a. не знаю 1б
b. не хотел бы 2б
c. хотел бы 0б
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1. часто 2б
2. редко 1б
3. не рассказываю 0б
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
a. точно не знаю 1б
b. хотел бы 0б
c. не хотел бы 2б
9. У тебя в классе много друзей?
a. мало 1б
b. много 2б
c. нет друзей 0б
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
a. нравятся 2б
b. не очень1б
c. не нравятся 0б
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:«высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» – в 1 балл; «низкий уровень» – 0 баллов.
Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
14- 20 баллов – высокий уровень; 7-13 баллов – средний уровень; 1-6 – низкий уровень.
Методика «Дерево»
Методика «Дерево» Л. П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено, позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают, как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тучковская СОШ№1»
Классный руководитель: Алиева Елена Анатольевна
4 класс
Родительское собрание №2
Причины и последствия детской агрессии
Промедление может обернуться чем угодно,
ибо время приносит с собой как зло, так и добро.
Николо Макиавелли.
Задачи: обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребёнка; формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.
Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…
Эрих Фромм
Форма проведения: круглый стол.
Ход собрания
- Вступительное слово. Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К
сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нём говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем
помочь детям преодолеть е
- Полезная информация. Что такое агрессия?
Агрессия-это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (драки) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную.
Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто проявляется у маленьких детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д) У старших, т.е.у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль. Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете. Эти качества равнозначные? (Мнения родителей)
Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? (Мнения родителей)
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые форм, т.к. не допускает оскорбления, издевательств и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Отечественные специалисты в области психологии выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:
-недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
-сниженный уровень саморегуляции;
-неразвитость игровой деятельности;
-сниженная самооценка;
-нарушения в отношениях со сверстниками.
Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей
Вид агрессивности | Проявления |
Защитная | Ребёнок часто конфликтует, дерётся; громко говорит; на занятиях и уроках выкрикивает; стремится к лидерству |
Деструктивная | Ребёнок не уверен в себе; не организован; играет роль классного шута; использует ненормативную лексику; склонен к разрушению |
Демонстрационная | Ребёнок стремится привлечь к себе внимание (хотя бы негативное); проявляет вербальную агрессию, кривляние; склонен к лживости или воровству; большое внимание уделяет внешнему виду (чаще девочки) |
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Очень частой причиной детской агрессии является семейная ситуация.
Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство. Унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и она стала нормой его жизни.
Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить две пары важных признаков, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение или неприятие.
Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение?
Семья помогает ребёнку:
А) преодолеть трудности;
Б) использует в своём арсенале умение слушать ребёнка;
В) включает в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность.
Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием.
Очень значимо для человека и наказание, если:
А) оно следует немедленно за проступком;
Б) объяснено ребёнку;
В) оно суровое, но не жестокое;
Г) оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребёнка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды.
Например, если в школе «лёгкие» уроки и родители считают, что туда можно не идти, не следует писать записку, что ребёнку плохо. Через пару лет он сам напишет записку учителю и распишется за отца или мать.
Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и по отношению к собственному ребёнку. Требовательность-это не тирания. Тирания порождает тиранию. Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Требовательность оправдана тогда, когда перед ребёнком выдвигаются посильные задачи и оказывается посильная помощь в их решении, иначе она просто лишена смысла. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление любого ребёнка, даже самого покладистого. Разница только в том, что покладистый ребёнок будет выражать протест скрыто, а ребёнок не очень покладистый будет выражать его открыто. Требования к младшим школьникам лучше выражать в увлекательной игровой форме.
В своих методах воспитания, в предъявлении требовательности к ребёнку родители должны быть последовательны и едины. Как только в семье поселяются тайны друг от друга, уходит доверие родителей друг друга в воспитании ребёнка, это даст возможность ребёнку лавировать между родителями, шантажировать их, врать им.
Если это удаётся длительное время. А затем налагается запрет, это приводит к агрессивности со стороны ребёнка.
- Анализ анкетирования
(До родительского собрания в классе проводится анкетирование детей, затем анкеты анализируются и общие результаты по классу озвучиваются на собрании, личные результаты – при индивидуальной беседе с родителями. На собрании родителям предлагается ответить на те же вопросы, что и детям, затем результаты сравниваются)
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых (дети проявляют те качества, которые подчеркивают родители в нём)
Анкета для учеников (Ф. И. О. , класс) _____________________
Чаще всего я радуюсь, когда________________________________
__________________________________________________________
Чаще всего смеюсь, когда___________________________________
__________________________________________________________
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда_________________ _
__________________________________________________________
Чаще всего я плачу, когда_________________________________ _
__________________________________________________________
Чаще всего я злюсь, когда___________________________________
__________________________________________________________
Чаще всего я обижаюсь, когда________________________________
Мне хорошо, когда меня____________________________________
__________________________________________________________
Мне плохо, когда меня______________________________________
Задание. Выбери свои качества:
я- добрый я -нетерпеливый я- помощник я -упрямый я -безразличный
я - хороший друг я- злой я -умный я- обидчивый
- Анкетирование родителей для выявления психологического климата в семье. (См. «Анкета для родителей»)
- Подведение итогов
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
Прослушайте «золотые» правила воспитания, которые надеюсь, помогут вам в воспитании вашего ребёнка:
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
В заключение нашей беседы- памятка -руководство для нас с вами. (См. «Памятка для родителей». Памятка раздается каждому родителю.)
Успехов Вам и вашим детям! Не забудьте заполнить отзыв о нашей встрече
6. Индивидуальные консультации родителей. (по результатам диагностики)
_Ф.И.О._____________________________________________________________________
1. Бывает ли ваш ребёнок агрессивным ?_________________________________________
2.В каких ситуациях он проявляет агрессию? _____________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Против кого он проявляет агрессию? _________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка ?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отметьте те качества, которые у ребёнка наиболее выражены ( лучше в баллах,
используя 5-бальную шкалу)
доброта- сочувствие- покладистость- терпение- упрямство-
безразличие- агрессивность- нетерпимость- сопереживание- эгоизм-
Памятка для родителей:
УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребёнка, будьте честными перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно ещё изменить. Пока ещё не поздно!
Агрессивность ребёнка проявляется, если:
-ребёнка бьют;
-над ребёнком издеваются;
-над ребёнком зло шутят;
-ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
-родители заведомо лгут;
-родители пьют и устраивают дебоши;
-родители воспитывают ребёнка двойной моралью;
-родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребёнка;
-родители не умеют любить одинаково своих детей;
-родители ребёнку не доверяют;
-родители настраивают ребёнка друг против друга;
-родители не общаются со своим ребёнком;
-вход в дом закрыт для друзей ребёнка;
-родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;
-родители живут своей жизнью, ребёнок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу. доверие, понимание, чувство юмора , ответственность, такт.
УСПЕХОВ ВАМ !
За неделю до родительского собрания проводится диагностики учащихся, их анализ. Эти данные используются при индивидуальной консультации родителей.
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Тестовый материал
1. Тебе нравится в школе?
a. не очень 1б
b. нравится 2б
c. не нравится 0б
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу?
a. чаще хочется остаться дома 0б
b. бывает по-разному 1б
c. иду с радостью 2б
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
a. не знаю 1б
b. остался бы дома 0б
c. пошел бы в школу 2б
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
a. не нравится 2б
b. бывает по-разному 1б
c. нравится 0б
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
a. хотел бы 0б
b. не хотел бы 2б
c. не знаю 1б
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
a. не знаю 1б
b. не хотел бы 2б
c. хотел бы 0б
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
1. часто 2б
2. редко 1б
3. не рассказываю 0б
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
a. точно не знаю 1б
b. хотел бы 0б
c. не хотел бы 2б
9. У тебя в классе много друзей?
a. мало 1б
b. много 2б
c. нет друзей 0б
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
a. нравятся 2б
b. не очень1б
c. не нравятся 0б
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:«высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» – в 1 балл; «низкий уровень» – 0 баллов.
Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
14- 20 баллов – высокий уровень; 7-13 баллов – средний уровень; 1-6 – низкий уровень.
Методика «Дерево»
Методика «Дерево» Л. П. Пономаренко может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено, позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают, как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии....
Родительское собрание по теме "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Родительское собрание «Детская агрессия»Цели собрания: 1. обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания...
Конспект родительского собрания "Причины и последствия детской агрессии" 2 класс
Задачи собраниния:1.Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления...
Родительское собрание №3 "Причины и последствия детской агрессии" 2 класс
Родительское собрание №3 "Причины и последствия детской агрессии" 2 класс...
Родительское собрание 2 четверть Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии
Родительское собрание 2 четверть...
Родительское собрание во 2 классе по теме "Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии (анкетирование детей и родителей)"
Родительское собрание ставит цель: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие школьника с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агресс...
Конспект родительского собрания во 2 классе на тему: «Причины и последствия детской агрессии"
Тема: «Причины и последствия детской агрессии» Класс: 2 ...