Внеурочная деятельность
рабочая программа (1 класс) на тему
Данная программа предназначена для учащихся 1-3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
внеурочная деятельность | 99.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультатива
«Этическая грамматика»
1 – 3 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этическая грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования), Основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И. С.Хомяковой, В. И. Петровой.
Актуальность. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения - наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель факультатива - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Общая характеристика факультатива.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этическая грамматика».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его
1
переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоциональнообразную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место предмета в учебном плане.
Факультатив «Этическая грамматика» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в 1 классе, во 2- 3 классе на 34 часа в год, по 1 часу в неделю.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности).
Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
- класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация -поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков.
- класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
- класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
- класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов
поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Этическая грамматика».
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинноследственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Программа «Этическая грамматика» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Содержание программы
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). -Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.):
не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
- Отличие понятий «этика» и «этикет».
- Правила вежливости и красивых манер.
- Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
- Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
- Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
- Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
- Быть доброжелательными.
- Соблюдать заповеди.
- Сострадать животным, не обижать их.
- Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
- Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
- Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
- Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
- Заповеди и правила этикета.
- О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
- Афоризмы. Уметь:
- Исполнять заповеди.
- Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
- Выполнять общение.
- Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
- Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
- Ранее изученные заповеди и афоризмы.
- Каким должен быть воспитанный человек.
- Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
- Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
- Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
- Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
- Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
- На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
- Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
- Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
- Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
- Быть сострадательными к чужому горю.
- Не обижать животных и птиц.
- Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
- Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
- Правила этики и культуры речи.
- Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
- Об источниках наших нравственных знаний.
- О совести как основе нравственности.
- Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
- Стихотворения о родине (на выбор).
- Афоризмы.
- О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
- Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
• Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; |
-диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. | ||
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Для оценки результативности программы «Этическая грамматика» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
Тематическое планирование
- класс (33 ч.)
Задачи:
- Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
- Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
| Раздел № 1 Правила поведения в школе | 6 |
|
1. | Правила поведения на уроке и на перемене. | 1 |
|
2. | Правила поведения в общественных местах. | 1 |
|
3. | Правила поведения в гардеробе. | 1 |
|
4. | Правила поведения в столовой. | 1 |
|
5. | Правила поведения в библиотеке. | 1 |
|
6. | Правила поведения на школьном дворе. | 1 |
|
| Раздел № 2 О добром отношении к людям | 10 |
|
7. | Что такое «добро и зло». | 1 |
|
8. | Что такое «добро и зло». | 1 |
|
9. | «Ежели вы вежливы». | 1 |
|
10. | «Ежели вы вежливы» . | 1 |
|
11. | Добрые и не добрые дела. | 1 |
|
12. | Добрые и не добрые дела. | 1 |
|
13. | Ты и твои друзья. | 1 |
|
14. | Ты и твои друзья. | 1 |
|
15. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 |
|
16. | Помни о других – ты не один на свете. | 1 |
|
| Раздел № 3 Как стать трудолюбивым | 7 |
|
17. | «Ученье-Свет, а неученье - тьма». | 1 |
|
18. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 |
|
19. | «Как быть прилежным и старательным». | 1 |
|
20. | Наш труд в классе. | 1 |
|
21. | Наш труд в классе. | 1 |
|
22. | Мой труд каждый день дома. | 1 |
|
23. | Мой труд каждый день дома. | 1 |
|
| Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. | 5 |
|
24. | Культура внешнего вида. | 1 |
|
25. | Культура внешнего вида. | 1 |
|
26. | Каждой вещи своё место. | 1 |
|
27. | Каждой вещи своё место. | 1 |
|
28. | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 |
|
| Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. | 2 |
|
29. | Как вести себя на улице и дома. | 1 |
|
30. | Как вести себя на улице и дома. | 1 |
|
| Раздел №6 Школьный этикет. | 3 |
|
31. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 |
|
32. | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 |
|
33. | Чему нас научили уроки этической грамматики? | 1 |
|
- класс (3 4 ч.) Задачи:
- Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
- Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее. 3. Научить правилам поведения на дне рождения.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол во часов | Дата |
| Раздел № 1 Культура общения | 9 |
|
1. | Этикет (повторение). | 1 |
|
2. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 |
|
3. | Устное и письменное приглашение на день рождения. | 1 |
|
4. | Встреча и развлечение гостей. | 1 |
|
5. | Встреча и развлечение гостей. | 1 |
|
6. | Поведение в гостях. | 1 |
|
7. | Поведение в гостях. | 1 |
|
8. | Как дарить подарки. | 1 |
|
9. | Как дарить подарки. | 1 |
|
| Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности | 4 |
|
10. | Заповеди. | 1 |
|
11. | Заповеди. | 1 |
|
12. | Дал слово держи. | 1 |
|
13. | Дал слово держи. | 1 |
|
| Раздел № 3 Дружеские отношения | 11 |
|
14. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 |
|
15. | «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 1 |
|
16. | Преданный друг. | 1 |
|
17. | О доброте и бессердечие. | 1 |
|
18. | О доброте и бессердечие. | 1 |
|
19. | Об уважительном отношении к старшим. | 1 |
|
20. | О зависти и скромности. | 1 |
|
21. | О зависти и скромности. | 1 |
|
22. | О доброте и жестокосердии. | 1 |
|
23. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
|
24. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
|
| Раздел №4 Понять другого | 10 |
|
25. | Золотые правила. | 1 |
|
26. | Золотые правила. | 1 |
|
27. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 |
|
28. | Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 1 |
|
29. | О тактичном и бестактном поведении . | 1 |
|
30. | О тактичном и бестактном поведении. | 1 |
|
31. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 |
|
32. | Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 1 |
|
33. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
|
34. | Обзор курса за год. | 1 |
|
- класс (34 ч.) Задачи:
- Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
- Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
- Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Колво часов | Дата |
| Раздел №1 Культура общения | 9 |
|
1. | Этикет разговора. | 1 |
|
2. | Обращение к разным людям. | 1 |
|
3. | Обращение к разным людям. | 1 |
|
4. | Вежливый отказ, несогласие. | 1 |
|
5. | Этикетные ситуации. | 1 |
|
6. | Этикетные ситуации. | 1 |
|
7. | Афоризмы. | 1 |
|
8. | Разговор по телефону. | 1 |
|
9. | Играем роль воспитанного человека. | 1 |
|
| Раздел № 2 Самовоспитание | 7 |
|
10. | Что значит быть вежливым? | 1 |
|
11. | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
|
12. | Мои достоинства и недостатки. | 1 |
|
13. | Большое значение маленьких радостей. | 1 |
|
14. | О хороших и дурных привычках. | 1 |
|
15. | О хороших и дурных привычках. | 1 |
|
16. | Афоризмы о самовоспитании. | 1 |
|
| Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
|
17. | Заповеди: как мы их исполняем. | 1 |
|
18. | О сострадании и жестокосердии. | 1 |
|
19. | О сострадании и жестокосердии. | 1 |
|
20. | Лгать нельзя, но если...? | 1 |
|
21. | Лгать нельзя, но если...? | 1 |
|
22. | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
|
23. | Всегда ли богатство счастье? | 1 |
|
24. | Спешите делать добро. | 1 |
|
25. | Спешите делать добро. | 1 |
|
26. | Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | 1 |
|
| Раздел № 4 |
| |
Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? | 8 | ||
27. | «Как сердцу высказать себя?» | 1 |
|
28. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 |
|
29. | В трудной ситуации, попытаемся разобраться. | 1 |
|
30. | «И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». | 1 |
|
31. | «Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». | 1 |
|
32. | Диалоги о хороших манерах, добре и зле. | 1 |
|
33. | Афоризмы. | 1 |
|
34. | Чему мы научились на уроках этической грамматики. | 1 |
|
- класс (34 ч.) Задачи:
- Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
- Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
- Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол во часов | Дата |
| Раздел №1 Культура общения | 9 |
|
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 |
|
2. | Культура общения в современной семье. | 1 |
|
3. | Культура общения в современной семье. | 1 |
|
4. | О терпимости к ближним. | 1 |
|
5. | О терпимости к ближним. | 1 |
|
6. | Культура спора. | 1 |
|
7. | Этикетные ситуации. | 1 |
|
8. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
|
9. | В мире мудрых мыслей. | 1 |
|
| Раздел №2 Самовоспитание | 7 |
|
10. | «Познай самого себя». | 1 |
|
11. | Самовоспитание. | 1 |
|
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 |
|
13. | Как я работаю над собой. | 1 |
|
14. | О терпении. | 1 |
|
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 |
|
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 1 |
|
| Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 |
|
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 |
|
18. | Совесть - основа нравственности. | 1 |
|
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 |
|
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто». | 1 |
|
21. | Заветы предков. | 1 |
|
22. | Россияне о любви к Родине. | 1 |
|
23. | Твоя малая родина. | 1 |
|
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 |
|
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 1 |
|
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 |
|
| Раздел №4. Искусство и нравственность | 8 |
|
27. | Нравственное содержание древних мифов. | 1 |
|
28. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. | 1 |
|
29. | Положительные герои в былинах и сказках. | 1 |
|
30. | Отрицательные герои в литературных произведениях. | 1 |
|
31. | «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 1 |
|
32. | Искусство и нравственность. | 1 |
|
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 |
|
34. | Обзор курса за год. | 1 |
|
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Хомякова И. С., Петрова В.И. Этика: азбука добра. / Сборник программ внеурочной деятельностим.-М : Вентана- Граф-2011.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
15
Приложение
Тест на знание правил поведения в общественных местах (1 класс)
Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?
- следует, если их принимают в гардероб
- не следует, если они тебе не мешают
- следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
- можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
- нежелательно
- нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
- допустимо
- нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
- шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
- нужно
- не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
- не нужно
- нужно
- желательно, но не обязательно В какой одежде ходят в кино?
- в нарядной
- в спортивной
- в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
- свитер и джинсы
- легкую декольтированную одежду
- нарядную одежду по сезону
- желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
- да
- нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
- и юноше, и девушке обязательно
- на усмотрение юноши и девушки
- юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа
(шапка)
- девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать) Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
- нет
- сколько угодно
- в любом, кроме меховой шапки
- только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
- спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену лицом к сидящим
- боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
- следует
- не следует
- желательно
Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
- обязательно
- желательно
- не следует
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
- можно, если успеешь это сделать первым
- желательно
- нежелательно
Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
- можно — ничего в этом особенного нет
- нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам
- на ваше усмотрение
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
- можно
- нельзя
- нежелательно
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
- нельзя
- нежелательно
- можно — в знак одобрения декораций
Можно ли вслух комментировать спектакль?
- можно, если это интересно вашим соседям
- нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
- нельзя — подождите антракта
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
- можно, если у вас хорошие слух и голос
- желательно — чтобы подбодрить артистов
- нельзя
Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
- можно
- нежелательно
- нельзя
Как выразить свой восторг от концерта? 1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
- свистеть и топать ногами
- немедленно встать и покинуть зал
- молчать и не аплодировать
Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
- можно
- нельзя
- допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
- на ваше усмотрение
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс) 1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы. 1. Слова приветствия.
- Прощальные слова.
- Слова извинения.
- Слова благодарности.
- Слова просьбы.
Слова на карточках
Спасибо | Пожалуйста | Благодарю | Здравствуйте |
Добрый день | Извините | Будьте добры | До свидания |
Простите | Добрый вечер | Будьте любезны | Жаль |
Очень признателен | Доброе утро | До встречи | Если Вас не затруднит |
Не могли бы Вы мне помочь | Я рад Вас видеть | Мне очень жаль | Прощайте |
|
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки; — выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре; — _________________________________________ .
2. Запиши ответы.
- 1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ; папа _____________________________________ ; бабушка __________________________________ ; дедушка __________________________________ .
- Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
- радостным;
- злым;
- спокойным;
- плачущим;
- смеющимся;
- недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Задания по разделу «О добром отношении к людям». ( 1 класс)
- Выбери нужные ответы и подчеркни его. Доброжелательность — это: доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу; желание и стремление оказать помощь любому человеку; умение ничего не делать; нежелание быть добрым.
- Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим?
_________________ .
- Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим. Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________ Сделай рисунки к сказкам.
- Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
- Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
- Вычеркни лишнее:
- желать добра
- сочувствовать
- сопереживать
- воровать
- Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
- Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
- Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания по разделу «Правила опрятности и аккуратности». ( 1 класс) 1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
- Буду читать самую интересную книгу.
- «Вылечу» все «больные» книги.
- Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
- Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
- Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
- Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
- Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
- Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги; Не ломай, не мни, не рви.
Тест на умение пользования мобильным телефоном? (4 класс)
Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом. Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?
- да
- нет
Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?
- да
- нет
Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?
- да
- нет
У тебя есть наушники к мобильному телефону?
- да
- нет
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
- да
- нет
Говоришь ли ты звонящему, где находишься?
- да
- нет
В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?
- да
- нет
Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?
- да
- нет
Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?
- да
- нет
Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?
- да
- нет
- когда как
Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?
- да
- нет
- не знаю
Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?
- да
- нет
- когда как
Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?
- да
- нет
После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?
- да
- нет
- когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
- не буду
- буду
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание». Вопросы:
1 | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 |
|
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду | 4 | 3 | 2 |
|
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 |
|
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 |
|
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей | 4 | 3 | 2 |
|
6 | Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес | 4 | 3 | 2 |
|
7 | Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню | 4 | 3 | 2 |
|
8 | Мне приятно доставлять людям радость | 4 | 3 | 2 |
|
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 |
|
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 |
|
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом.
Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки. От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
- Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
- Если кто-то надо мной смеется, то я ...
- Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
- Когда меня постоянно перебивают, то я ...
- Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№ п/п | Список желаний | № ответов |
1. | Быть человеком, которого любят. |
|
2. | Иметь много денег. |
|
3. | Иметь самый современный компьютер. |
|
4. | Иметь верного друга. |
|
5. | Мне важно здоровье родителей. |
|
6. | Иметь возможность многими командовать. |
|
7. | Иметь много слуг и ими распоряжаться. |
|
8. | Иметь доброе сердце. |
|
9. | Уметь сочувствовать и помогать другим людям. |
|
10. | Иметь то, чего у других никогда не будет. |
|
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень. 2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....