Сценарий праздника «Традиции – залог формирования крепкой семьи»
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семейные традиции | 41.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника
«Традиции – залог формирования крепкой семьи»,
посвящённого месячнику
«Духовно-нравственное воспитание школьников»
Авторы:
учителя МБОУ СОШ № 64,
г. Нижний Тагил
И.А. Красавина,
С.К. Черепанова
Ход мероприятия
(Звучит песня «Моя семья». Дети входят в зал и начинают петь песню.)
Учитель1: Добрый день, дорогие гости и ребята! Приветствуем всех, кто пришёл на наш совместный праздник учащихся 2А и 3Б классов. Итак, мы начинаем.
Учитель2: Наш класс по-домашнему уютен и красив. И хотя за окном лежит снег, у нас цветут ромашки….(яяяяяяя). Посмотрите на них, какую тайну они хранят?
Учитель1: Верно, они хотят нам сообщить о том, что сегодня на празднике мы будем говорить об очень важном в жизни каждого человека – о семье.
(перевернуть сердцевину - моя семья)
Учитель2: У нас в России с 2008 года ромашка стала символом семьи, любви и верности.
Учитель1: Скажите, какие ассоциации у вас возникают при слове СЕМЬЯ? Какие чувства у вас при этом возникают? Ответы учащихся.
Учитель2: Что ж такое семья? Сейчас ребята вам об этом споют, а вы послушайте.
Песня «Что такое семья?»
Потом отвечают…
Учитель1: В словаре Ожегова говорится: Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
2 класс
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
ученик:
Семья – волшебный символ жизни!
В ней – всё, в ней капелька Отчизны!
ученик:
В ней – мама, папа, брат, сестра,
В ней – маленький квадрат двора.
ученик:
В ней – солнце, в ней – берёзка, дом,
Согрето всё теплом кругом.
Учитель2:
Каждому из нас – и детям, и взрослым – важно знать, что на земле есть место – наш родительский дом. Дом – это не только крыша над головой, это наши семьи и самые близкие нам люди.
Заставка «Родительский дом» под музыку выходят дети
3 класс
(Максим С.)
Дом, как известно всем давно, —
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
(Настя Н.)
Дом – это много понятий разных:
Дом – это будни,
Дом – это праздник,
Дом – это творчество, это мечты,
Дом – это я,
Дом – это ты!
(Матвей М.)
Дом — это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Дом — это там, где тебя поймут,
Там, где любят тебя и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Все: - Это твой дом.
Учитель 1 (открывается доска):
Сегодня на нашем празднике «Под крышей дома твоего…» мы построим свой дом – Дом счастливой семьи. А в каждом доме должны быть хозяин и хозяюшка. Встречаем их…
Под музыку выходят ведущие.
Ведущая: Здравствуйте, гости!
Милости просим! (Поклон)
Ведущий: Всех привечаем
Сердечно встречаем!
Ведущая: Сегодня ждёт нас дело важное –
Придётся потрудиться каждому.
Ведущий: Нужно для семьи построить дом,
Чтобы счастье жило в нём.
Ведущая: А как строительство начать?
Что для фундамента нам взять?
Ведущий: Об этом вы узнаете из одной старинной притчи.
(Голос за кадром) В одной большой семье, несмотря ни на какие беды всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и начал на нем писать.
Затем передал лист правителю. Тот взял бумагу и стал читать…Всего три слова были начертаны на бумаге: Любовь, прощение, терпение.
«Так вот на чём держится семья! На умении любить, прощать, терпимо относиться друг к другу!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
Ведущая: Ребята, что вы узнали из легенды? На чём держится семья? Что является её фундаментом? (Отвечают дети)
Ведущий: Итак, в фундамент нашего дома мы заложим «любовь», «прощение», «терпение». (На доску слова «любовь», «прощение», «терпение»)
Ведущая: Чем мы наполним жизнь в нашем доме?
Ведущий: В доме должны жить дружба, забота друг о друге, радости и печали, которые одни на всех, привычки и традиции.
Ведущая: У наших предков в семьях было много очень важных традиций, которые передавались из поколения в поколение.
Ведущий: Как вы, ребята, понимаете, что такое традиции? (Ответы детей).
Ведущая: Народная мудрость гласит: «Традиции — основа семьи».
Ведущий: Давайте посмотрим, как объясняется данное понятие в словаре С.И. Ожегова.
Ведущая: Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек) («Традиция» переводится с латинского как передача», «преемственность»)
Ведущий: Добрые традиции подобны родникам – укрепляют, животворят семью.
Ведущая: В каждом роду, семье – своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.
Ведущий: У каждой семьи есть как национальные традиции, такие как одежда, блюда, песни, игры, танцы, так и свои личные традиции.
Ведущая: И чтобы больше узнать о семейных традициях, сегодня мы с вами совершим путешествие на машине времени.
Ведущий: Ребята 2 класса перенесут нас в прошлое и поведают о семейных традициях тех лет.
Ведущая: А третьеклассники расскажут о том, как эти традиции живут в наших семьях сейчас.
Ведущий: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Ведущий: Итак, машина времени переносит нас в прошлые века.
2 класс
В прошлые века крестьянские семьи были большие
неразделённые, состоящие из нескольких поколений. Поэтому дети хорошо знали всех своих родственников, свои корни. А тех, кто не интересовался своими корнями, не уважал обычаи предков, называли – «Иваны, непомнящие родства».
В России первые родословные книги стали составляться в 16 веке. Первой стала так называемая "Степенная книга", а расцвет российской генеалогии пришелся на последнюю четверть 19 – начало 20 вв.
Каждый дворянский род вёл и знал свою родословную, имел герб. Чем больше было родословное дерево, тем лучше.
Вот как сказал об этом А.С.Пушкин: «Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно…»
Посмотрите, какое родословное древо и герб имел род А.С. Пушкина (слайд)
Вот родословная и герб Лермонтовых, Толстых, слайд)
Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти.
Ведущий: Ну вот мы и вернулись в 21 век.
В настоящее время эта традиция возрождается, мы тоже ещё в 1 классе начали составлять свои родословные, создавать семейные гербы, которые хранятся в наших портфолио. Теперь мы узнали ещё больше о своих прабабушках, прадедушках, их родителях (Выходят Кирилл К. и Катя П.)
Ведущая: Замечательно, что традиция составлять генеалогическое древо возрождается в наших семьях.
Ведущий: Итак, закладываем 1-й блок в стены нашего дома «Знание родословной» (на доску)
Ведущая: Замечательные традиции, которые пришли к нам также от наших прадедов – уважение к старшим и взаимная забота друг о друге. И снова машина времени уносит нас в прошлое…
2 класс
С раннего детства детей в русских семьях приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым – сам будешь стар», «Старость к правде ближний путь знает». Дети с большим уважением относились к родителям, дедушкам, бабушкам на протяжении всей их жизни, чтили, ценили их, не противоречили им.
Самыми верными и надежными воспитателями в семье были дедушка и бабушка. Они и сказку расскажут, лакомство припасут и игрушку смастерят. Дедушка и бабушка помогали внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать, что они не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут. Почитание старших в семье считалось главной добродетелью человека.
Особенно ценилось в русском народе умение прощать обиды. Ритуал прощения проходил в прощеное воскресение – в последний день масленицы, перед великим постом. Родители просили прощения у детей, дети – у родителей, соседи – друг у друга. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность
Дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки. У старших формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки воспитания, а младшие подражали старшим. Заботливые, внимательные отношения в многодетной семье сохранялись между детьми всю жизнь.
Как родители, так и старшие дети заботились о маленьких, пели им колыбельные, рассказывали потешки, воспитывали их.
2 класс – старинные колыбельные, потешки.
Ведущий: Внимание, мы возвращаемся в современность. Традиции «Уважения к старшим и взаимной заботы друг о друге» сохраняется до сих пор.
Женя Т. Мы тоже относимся с уважением к своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам.
Старших надо уважать!
Старшим надо помогать!
Чтобы долго они жили,
Чтобы нас они любили.
Мы за них всегда в ответе,
Потому что их мы дети.
Ведущий: Когда мы были совсем маленькими, мамы, бабушки, старшие сёстры тоже рассказывали нам сказки, потешки, пели колыбельные песенки.
Ведущая: И сейчас ребята 3 класса споют современную колыбельную песенку Раймонда Паулса, которую они смогут спеть потом своим детям (поют 3 класс)
Ведущая: Второй и третий блоки, которые сейчас заложим – это «Уважение к старшим» и «Взаимная забота друг о друге»
Ведущая: Взаимная забота друг о друге возможна только тогда, когда в семье все помогают друг другу. «Совместный труд, исполнение семейных обязанностей» – это тоже очень важная традиция.
Ведущий: Семья и труд связаны исторически.
Ведущая: В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.
Ведущий: А теперь мы снова отправимся в путешествие в далекое, далекое время, где узнаем об особенностях традиции семейного труда. (Машина времени)
2 класс.
Крестьяне ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что в жизни ему придется много трудиться и что труд может быть радостью и удовольствием.
Прежде всего, детей приучали к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания и уменья. Приучение подростков к труду проходило легко и незаметно под руководством матери или отца, других членов семьи.
Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, выказывали желание помочь семье. Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание, дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо.
В русской деревне работа распределялась в зависимости от пола ребенка. Мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах.
Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины: как вести домашнее хозяйство, прясть, шить, вязать, вышивать. Уже в 5 лет девочке дарили прялку, изготовленную отцом.
Сценки: кукла, ПРЯЛИЦА
Ведущая: Приготовились, мы отправляемся назад в будущее. (Машина времени)
Ведущий: Ребята, сохранилась ли традиция совместного труда в ваших семьях? (ответы детей) Слава, Арина
Фотопрезентация «Семейный труд, рукоделие - сад»
Ведущая: Четвёртый блок, который сейчас заложим – это «Совместный семейный труд»
Ведущий: Часто представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей и другие… Давайте посмотрим, как это было в прошлом. (Машина времени)
2 класс
- Мы с вами оказались на улице города 18 века. Пройдём по рабочей слободе. Вот длинное одноэтажное здание. Здесь стоят большие наждачные круги, они с грохотом вращаются. Около них мужчины в больших кожаных фартуках, в лаптях. Их волосы подвязаны шнурком. Целый день они обтачивают камни. Это камнерезная мастерская.
- Идём дальше. Вот другая мастерская. Здесь чувствуем едкий запах лака, смолы и масла. Мужчины готовят краски из камней, которые они принесли из камнерезной мастерской. Женщины расписывают этими красками подносы, изготовленные на демидовских заводах.
- В этих мастерских, как и во многих других, работали дети и внуки вместе со своими отцами и дедами – сразу несколько поколений. Старшие открывали секреты своего мастерства только своим детям и передавали ремесло по наследству старшему сыну, который продолжал традиции отца и деда. Так складывались трудовые династии Худояровых, Черепановых, основателей нашего города Демидовых.
Ведущий: Внимание, мы возвращаемся из прошлого. (Машина времени)
Ведущая:
Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.
Ведущий:
Потомственный врач иль учитель!
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.
Ведущая: У нас есть семьи, где уже сформировались династии. Например, у Алексея Хайлазиди семейная династия спортсменов, у Матвея Якимова – династия врачей... (Презентация с фото) Выступают 2 мальчик.
Ведущая:
Во славу единого дела
Они на Земле родились. (показать на детей)
Секреты и опыт, и знания
В наследство передались.
Ведущий:
Так пусть же растут, процветают
На благо огромной страны.
Ведь трудовые династии
Бесспорно, нужны и важны.
Ведущая: Наш дом продолжает расти и пятый блок «Семейная династия»
Ведущий: О следующей традиции вы узнаете из песни, которая сейчас прозвучит. (Звучит песня «Моя семья»)
Ведущая: Чему же так радуется мальчик? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, и следующая традиция – «Совместный отдых, семейный выходной»
Ведущая: Давайте снова обратимся в прошлое. (Машина времени)
2 класс (рассказ из прошлого)
- Мы попали в 60-е годы 20 века. Какие дружные семьи здесь живут! По выходным они ходят все вместе в кино, в театры, музеи, библиотеки, отдыхают в городском парке. Зимой катаются на коньках и лыжах, а летом идут в поход.
- В каждой семье есть особая традиция – семейное чтение. Уютно устроившись на диване старшие читают детям книги. А иногда и наоборот – младший берёт на себя роль чтеца. Добрый след от этого чудесного занятия остаётся на всю жизнь!
- Важной частью каждого дома является стол. По воскресеньям за ним собирается вся родня. Можно не торопясь обсудить важные дела, события недели, планы на будущее. Сколько душевного тепла в этом общении самых близких людей. Невольно ждёшь следующего воскресенья, чтоб вновь пережить эту радость – быть всем вместе!
Ведущая: Мы переносимся обратно в 21 век… (Машина времени)
3 класс
- В наших семьях все эти традиции продолжаются. (кто о чём) По воскресеньям мы тоже все вместе собираемся за столом и пьём чай с пирогами.
Воскресенье - вот везенье! Сценка
Воскресенья так нужны!
Потому что в воскресенье
Печёт мама пироги.
Папа к чаю чашки моет.
Вытираем их вдвоем,
А потом мы всей семьею
С пирогами чай попьем.
А в окошко льется песня,
Запеть готова я сама,
Хорошо, когда мы вместе,
Когда дружная семья!
Ведущий: Наш дом становится всё выше, и 6-й блок «Совместный отдых, семейный выходной»
Ведущая: Следующей важной традицией является «Семейный праздник»
Ведущий: Праздник – душа народа. Без него немыслима жизнь.
Ведущая: Есть праздники, которые пришли к нам из старины далекой. Такие, как Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, свадебный обряд.
Ведущий: Есть праздники, которые появились позже, но также важны для каждой семьи: Новый год, День Защитника Отечества, 8 марта, День победы, День народного единства и, конечно, праздник, отмечаемый в каждой семье, - это День Рождения.
Ведущая: На этой неделе русский народ играет Масленицу – Проводы зимы. Праздник семейный. Весна всегда ассоциировалась с началом новой жизни, а значит и с продолжением Рода, с понятием Семья.
Ведущий: На Масленицу особое внимание уделяется визитам к близким и дальним родственникам, установлению тесных доброжелательных связей внутри Рода.
Ведущая: Все веселятся, и обязательно пекут блины – символ праздника, солнышка.
2 класс масленица песня «Ой, блины, блины…»
Ведущий: Наш дом продолжает расти, и 7-й блок «Семейный праздник»
Ведущий: Следующая традиция – «Гостеприимство»
Ведущая: С древнейших времён и по сей день характерной чертой русского народа является гостеприимство. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Все вместе веселились.
Ведущий: И наши семьи до сих пор любят эту традицию. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир. Песня «К нам гости пришли», Танец «Матрёшки»
Ведущий: Вот и заканчиваем строительство нашего дома для счастливой семьи – последний блок – «Гостеприимство».
Ведущий: Чтобы появилась крыша нашего дома, нужно продолжить мудрую пословицу о семье.
Ведущая: Любовь, дружба, согласие разжигают очаг счастливой семьи. Его огонь согревает всех нас. Старайтесь сделать так, чтоб этот огонь не погас.
Передавая его, поделитесь с нами, какие семейные традиции вам особенно дороги или вы хотите, чтобы эта традиции зародилась в вашей семье.
Учитель: Спасибо, ребята за вашу откровенность. На этом мы заканчиваем наш праздник. Не забывайте то, о чём мы сегодня с вами говорили.
Давайте семейные ценности чтить,
Давайте всегда своих близких любить,
Ведь только в семье мы поддержку найдем,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.
Пусть дети и взрослые помнят всегда-
Семья-это главное! Через года
Сумейте вы счастье свое пронести,
Пускай только лучшее ждет впереди!
Песня «Гимн семьи» (группа «Челси). Демонстрируются слайды семейных фото.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Крепка семья – крепка держава
В стране, практически нет семей, которые бы не отправили своих сынов в Армию. Народ и Армия едины – не пустые слова, а реальность. Учащиеся 3 класса, с помощью родителей восстановили генеа...
"Крепка семья - крепка Россия"
презентация к родительскому собранию "Современная семья"...
Литературно-музыкальная композиция "Крепка семья - крепка Отчизна".
Мероприятие способствует формированию у детей уважительное отношение к своему дому, семье, родителям;сближению взрослых и детей....
Спортивно-развлекательное представление «Крепка семья – крепка Россия»
Традиционные спортивные соревнования между семейными командами «Папа, мама, я – спортивная семья»....
"Крепка семья- крепка держава"
Сценарий мероприятия для родителей и детей 1в класса 2014г...
Игровая программа «Крепка семья—крепка Россия».
Игровая программа «Крепка семья—крепка Россия».Цель: углублять представления детей о ценности семьи и семейных отношенийЗадачи:· воспитание любви и уважения к...
Технологическая карта. Тема занятия: «Крепка семья – крепка Отчизна!»
Предмет: внеурочная деятельность «Учусь создавать проект». 3 класс Цель: формировать ценностное отношение обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению значимости каждой сем...