Сценарий праздника «Традиции – залог формирования крепкой семьи»
методическая разработка на тему

Черепанова София Константиновна
Сценарий праздника «Семейные традиции», был создан для проведения мероприятия посвящённого месячнику «Духовно-нравственное воспитание школьников». На празднике дети знакомятся с различными традициями, а также главными понятиями "Семья", "Дом". Ребята рассказывают о том, как зарождались семейные традиции и том, какие из них дошли до наших дней...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семейные традиции41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

«Традиции – залог формирования крепкой семьи»,

посвящённого месячнику

«Духовно-нравственное воспитание школьников»

Авторы:

учителя МБОУ СОШ № 64,

г. Нижний Тагил

И.А. Красавина,

С.К. Черепанова 

Ход мероприятия

(Звучит песня «Моя семья». Дети входят в зал и начинают петь песню.)

Учитель1: Добрый день, дорогие гости и ребята! Приветствуем всех, кто пришёл на наш совместный праздник учащихся 2А и 3Б классов. Итак, мы начинаем.

Учитель2: Наш класс по-домашнему уютен и красив. И хотя  за  окном  лежит снег, у нас цветут ромашки….(яяяяяяя). Посмотрите на них, какую тайну они хранят?

Учитель1: Верно, они  хотят нам сообщить о том, что сегодня на празднике мы  будем  говорить об очень важном  в жизни каждого человека – о семье.

(перевернуть сердцевину - моя семья)

 Учитель2: У нас  в  России  с 2008 года  ромашка  стала символом семьи, любви и верности.

Учитель1: Скажите, какие ассоциации у вас возникают при слове СЕМЬЯ? Какие чувства у вас при этом возникают? Ответы учащихся.

Учитель2: Что ж такое семья? Сейчас ребята вам об этом споют, а вы послушайте.

                               Песня «Что  такое семья?»

Потом отвечают…

Учитель1: В словаре Ожегова говорится: Семья – это  группа живущих вместе близких родственников.

2 класс

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

 

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

ученик:

Семья – волшебный символ жизни!
В ней – всё, в ней капелька Отчизны!

ученик:

В ней – мама, папа, брат, сестра,
В ней – маленький квадрат двора.

ученик: 

В ней – солнце, в ней – берёзка, дом,
Согрето всё теплом кругом.

Учитель2:

Каждому из нас – и детям, и взрослым – важно знать, что на земле есть место – наш родительский дом. Дом – это не только крыша над головой, это наши семьи и самые близкие нам люди. 

Заставка «Родительский дом» под музыку выходят дети

3 класс

(Максим С.)

Дом, как известно всем давно, —

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом:

Это не дом.

(Настя Н.)

Дом – это много понятий разных:

Дом – это будни,

Дом – это праздник,

Дом – это творчество, это мечты,

Дом – это я,

Дом – это ты!

(Матвей М.)
Дом — это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь, 

Дом — это там, где тебя поймут,

Там, где любят тебя и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Все:  - Это твой дом.

Учитель 1 (открывается доска):

Сегодня на нашем празднике «Под крышей дома твоего…»  мы построим свой дом – Дом счастливой семьи. А в каждом доме должны быть хозяин и хозяюшка. Встречаем их…

Под музыку выходят ведущие.

Ведущая: Здравствуйте, гости!
                     Милости просим!
(Поклон)

Ведущий: Всех привечаем

                   Сердечно встречаем!    

Ведущая: Сегодня ждёт нас дело важное –

                   Придётся потрудиться каждому.                                    

Ведущий: Нужно для семьи построить дом,

                   Чтобы счастье жило в нём.

Ведущая: А как строительство  начать?

  Что для фундамента нам взять?

Ведущий: Об этом вы узнаете из одной старинной  притчи.

(Голос за кадром) В одной большой семье, несмотря ни на какие беды всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и начал на нем писать.

Затем передал лист правителю. Тот взял бумагу и стал читать…Всего три слова были начертаны на бумаге: Любовь, прощение, терпение.

«Так вот на чём держится семья! На умении любить, прощать, терпимо относиться  друг к другу!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

Ведущая: Ребята, что вы узнали из легенды? На чём держится семья? Что является её фундаментом? (Отвечают дети)

Ведущий: Итак, в фундамент нашего дома мы заложим «любовь»,  «прощение», «терпение». (На доску слова «любовь»,  «прощение», «терпение»)

Ведущая: Чем мы наполним жизнь в нашем доме?

Ведущий: В доме должны жить дружба,  забота друг о друге, радости и печали, которые одни на всех, привычки и традиции.

Ведущая: У наших предков в семьях было много очень важных традиций, которые передавались из поколения в поколение.

Ведущий: Как вы, ребята, понимаете, что такое традиции? (Ответы детей).

Ведущая: Народная мудрость гласит: «Традиции — основа семьи».

Ведущий: Давайте посмотрим, как объясняется данное понятие в словаре С.И. Ожегова.

Ведущая: Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек) («Традиция» переводится с латинского как передача», «преемственность») 

Ведущий: Добрые традиции подобны родникам – укрепляют, животворят семью.

Ведущая: В каждом роду, семье – своя сокровищница традиций, которые вместе с приданым в кованых сундуках, передавались детям в наследство.

Ведущий: У каждой семьи есть как национальные традиции,  такие как одежда, блюда, песни, игры, танцы, так и свои личные традиции.

Ведущая: И чтобы больше узнать о семейных традициях, сегодня мы с вами совершим путешествие на машине времени.

Ведущий: Ребята 2 класса перенесут нас в прошлое и поведают о семейных традициях тех лет.

Ведущая: А третьеклассники расскажут о том, как эти традиции живут в наших семьях сейчас.

Ведущий: Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Ведущий: Итак, машина времени переносит нас в прошлые века.

2 класс

В прошлые века крестьянские семьи были большие

неразделённые, состоящие из нескольких поколений. Поэтому дети хорошо знали всех своих родственников, свои корни. А тех, кто не интересовался своими корнями, не уважал  обычаи предков, называли  – «Иваны, непомнящие родства».

 В России первые родословные книги стали составляться в 16 веке. Первой стала так называемая "Степенная книга", а расцвет российской генеалогии пришелся на последнюю четверть 19 – начало 20 вв.

Каждый дворянский род вёл и знал свою родословную, имел герб. Чем больше было родословное дерево, тем лучше.

Вот как сказал об этом А.С.Пушкин: «Гордиться славою своих предков 
не только можно, но и должно…»

Посмотрите, какое  родословное древо и герб имел род  А.С. Пушкина (слайд) 

Вот родословная и герб Лермонтовых, Толстых, слайд)

Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти.  

Ведущий:  Ну вот мы и вернулись в 21 век.

В настоящее время эта традиция возрождается, мы тоже ещё в 1 классе начали составлять свои родословные, создавать семейные гербы, которые хранятся  в наших портфолио. Теперь мы узнали ещё больше о своих прабабушках, прадедушках, их родителях (Выходят Кирилл К. и Катя П.)

Ведущая: Замечательно, что традиция составлять генеалогическое древо возрождается в наших семьях. 

Ведущий: Итак, закладываем 1-й блок в стены нашего дома «Знание родословной»  (на доску)

Ведущая: Замечательные традиции, которые пришли к нам также от наших прадедов – уважение к старшим и взаимная забота друг о друге. И снова машина времени уносит нас в прошлое…

2 класс

С раннего детства детей в русских семьях приучали с уважением относиться к старшим: «Не смейся над старым – сам будешь стар», «Старость к правде ближний путь знает». Дети с большим уважением относились к родителям, дедушкам, бабушкам на протяжении всей их жизни, чтили, ценили их, не противоречили им.

Самыми верными и надежными воспитателями в семье были дедушка и бабушка. Они и сказку расскажут, лакомство припасут и игрушку смастерят. Дедушка и бабушка помогали внукам осознать важные истины: нельзя делать того, что осуждают старшие, не делать, что они не велят, нельзя бездельничать, когда отец и мать трудятся, нельзя требовать от родителей то, что они дать не могут. Почитание старших в семье  считалось главной добродетелью человека.

Особенно ценилось в русском народе умение прощать обиды. Ритуал прощения проходил в прощеное воскресение – в последний день масленицы, перед великим постом. Родители просили прощения у детей, дети – у родителей, соседи – друг у друга. Доброта, терпимость, взаимное прощение обид переходили в хорошей семье во взаимную любовь, несмотря на семейную многочисленность

  Дети воспитывались в духе взаимопомощи, взаимоподдержки. У старших формировалось ответственное отношение к младшим, они получали навыки воспитания, а младшие подражали старшим. Заботливые, внимательные отношения в  многодетной  семье сохранялись между детьми всю жизнь.

Как родители, так и старшие дети заботились о маленьких, пели им колыбельные, рассказывали потешки, воспитывали их.

2 класс – старинные колыбельные,  потешки.

Ведущий: Внимание, мы возвращаемся в современность. Традиции «Уважения к старшим и взаимной заботы друг о друге» сохраняется до сих пор.

Женя Т. Мы тоже относимся с уважением к своим мамам и папам, бабушкам и дедушкам.

Старших надо уважать!

Старшим надо помогать!

Чтобы долго они жили,

Чтобы нас они любили.

Мы за них всегда в ответе,

Потому что их мы дети.

Ведущий: Когда мы были совсем маленькими, мамы, бабушки, старшие сёстры  тоже рассказывали нам сказки, потешки, пели колыбельные песенки.

Ведущая: И сейчас ребята 3 класса споют современную колыбельную песенку Раймонда Паулса, которую они смогут спеть потом своим детям (поют 3 класс)

Ведущая: Второй  и третий блоки, которые сейчас заложим – это «Уважение к старшим» и «Взаимная забота друг о друге» 

Ведущая: Взаимная забота друг о друге  возможна только тогда, когда в семье все помогают друг другу. «Совместный труд, исполнение семейных обязанностей» – это тоже очень важная традиция.

Ведущий: Семья и труд связаны исторически.

Ведущая: В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.

Ведущий: А теперь мы снова отправимся в путешествие в далекое, далекое время, где узнаем об особенностях традиции семейного труда. (Машина времени)

2 класс.

Крестьяне ненавязчиво приучали ребенка к мысли о том, что в жизни ему придется много трудиться и что труд может быть радостью и удовольствием.

Прежде всего, детей приучали к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания и уменья. Приучение подростков к труду проходило легко и незаметно под руководством матери или отца, других членов семьи.

Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, выказывали желание помочь семье. Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание, дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо.

    В русской деревне работа распределялась в зависимости от пола ребенка. Мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. Становясь помощником отца, мальчик участвовал во всех его работах.

    Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины: как вести домашнее хозяйство, прясть, шить, вязать, вышивать. Уже в 5 лет  девочке дарили прялку, изготовленную отцом.

Сценки: кукла,  ПРЯЛИЦА

Ведущая: Приготовились, мы отправляемся назад в будущее. (Машина времени)

Ведущий: Ребята, сохранилась ли традиция совместного труда в ваших семьях?  (ответы детей) Слава, Арина

Фотопрезентация «Семейный труд, рукоделие - сад»

Ведущая: Четвёртый блок, который сейчас заложим – это «Совместный семейный труд»

Ведущий: Часто представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей и другие… Давайте посмотрим, как это было в прошлом. (Машина времени)

2 класс

- Мы с вами оказались на улице города 18 века. Пройдём по рабочей слободе. Вот длинное одноэтажное здание. Здесь стоят большие наждачные круги, они с грохотом вращаются. Около них мужчины в больших кожаных фартуках, в лаптях. Их волосы подвязаны шнурком. Целый день они обтачивают камни. Это камнерезная мастерская.

- Идём дальше. Вот другая мастерская. Здесь чувствуем едкий запах лака, смолы и масла. Мужчины готовят краски из камней, которые они принесли из камнерезной мастерской. Женщины расписывают этими красками подносы, изготовленные на демидовских заводах.

-  В этих мастерских, как и во многих других, работали дети и внуки вместе со своими отцами и дедами – сразу несколько поколений. Старшие открывали секреты своего мастерства только своим детям и передавали ремесло по наследству старшему сыну, который продолжал традиции отца и деда. Так складывались трудовые династии Худояровых, Черепановых, основателей нашего города Демидовых.

Ведущий: Внимание, мы возвращаемся из прошлого. (Машина времени)

Ведущая:

Династия — гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
Мы славу труда наших предков
Достойно сквозь годы несём.

Ведущий:
Потомственный врач иль учитель!
Как славно и громко звучит!
И в русле семейного счастья
Дух единенья кипит.

Ведущая: У нас есть семьи, где уже сформировались династии. Например, у Алексея Хайлазиди семейная династия спортсменов, у Матвея Якимова – династия врачей... (Презентация с фото) Выступают 2 мальчик.

Ведущая: 

Во славу единого дела
Они на Земле родились.
       (показать на детей)
Секреты и опыт, и знания
В наследство передались.

Ведущий:
Так пусть же растут, процветают
На благо огромной страны.
Ведь трудовые династии
Бесспорно, нужны и важны.

Ведущая: Наш дом продолжает расти и пятый блок «Семейная династия»

Ведущий: О следующей традиции вы узнаете из песни, которая сейчас прозвучит. (Звучит песня «Моя семья»)

Ведущая: Чему же так радуется мальчик? (ответы детей)

Ведущий: Правильно, и следующая традиция – «Совместный отдых, семейный выходной» 

Ведущая: Давайте снова обратимся в прошлое. (Машина времени)

2 класс (рассказ из прошлого)

- Мы попали в 60-е годы 20 века. Какие дружные семьи здесь живут! По выходным они ходят все вместе в кино, в театры, музеи, библиотеки, отдыхают в городском парке. Зимой катаются на коньках и лыжах, а летом идут в поход.

- В каждой семье есть особая традиция – семейное чтение. Уютно устроившись на диване старшие читают детям книги. А иногда и наоборот – младший берёт на себя роль чтеца. Добрый след от этого чудесного занятия остаётся на всю жизнь!

- Важной частью каждого дома является стол. По воскресеньям за ним собирается вся родня. Можно не торопясь обсудить важные дела, события недели, планы на будущее. Сколько душевного тепла в этом общении самых близких людей. Невольно ждёшь следующего воскресенья, чтоб вновь пережить эту радость – быть всем вместе!

Ведущая: Мы переносимся обратно в 21 век… (Машина времени)

3 класс

- В наших семьях все эти традиции продолжаются. (кто о чём) По воскресеньям мы тоже все вместе собираемся за столом и пьём чай с пирогами.

Воскресенье - вот везенье! Сценка

Воскресенья так нужны! 

Потому что в воскресенье 

Печёт мама пироги. 

Папа к чаю чашки моет. 

Вытираем их вдвоем, 

А потом мы всей семьею 

С пирогами чай попьем. 

А в окошко льется песня, 

Запеть готова я сама, 

Хорошо, когда мы вместе, 

Когда дружная семья!

Ведущий: Наш дом становится всё выше, и 6-й блок «Совместный отдых, семейный выходной»

Ведущая: Следующей важной традицией является «Семейный праздник» 

Ведущий:  Праздник – душа народа. Без него немыслима жизнь.

Ведущая: Есть праздники, которые пришли к нам из старины далекой. Такие, как  Рождество, Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, свадебный обряд.

Ведущий:  Есть праздники, которые появились позже, но также важны для каждой семьи: Новый год, День Защитника Отечества, 8 марта, День победы, День народного единства и, конечно, праздник, отмечаемый в каждой семье, - это  День Рождения.

Ведущая:   На этой неделе русский народ играет Масленицу – Проводы зимы. Праздник семейный. Весна всегда ассоциировалась с началом новой жизни, а значит и с продолжением Рода, с понятием Семья.

Ведущий: На Масленицу особое внимание уделяется визитам к близким и дальним родственникам, установлению тесных доброжелательных связей внутри Рода.

Ведущая: Все веселятся, и обязательно пекут блины – символ праздника, солнышка.

2 класс масленица песня «Ой, блины, блины…»

Ведущий: Наш дом продолжает расти, и 7-й блок «Семейный праздник»

Ведущий: Следующая традиция – «Гостеприимство»

Ведущая: С древнейших времён и по сей день характерной чертой русского народа является гостеприимство. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Все вместе веселились.

Ведущий: И наши семьи до сих пор любят эту традицию. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир. Песня «К нам гости пришли», Танец «Матрёшки»

Ведущий: Вот и заканчиваем строительство нашего дома для счастливой семьи – последний блок – «Гостеприимство».

Ведущий: Чтобы появилась крыша нашего дома, нужно продолжить мудрую пословицу о семье.

Ведущая: Любовь, дружба, согласие разжигают очаг счастливой семьи. Его огонь согревает всех нас. Старайтесь сделать так, чтоб этот огонь не погас.

Передавая его, поделитесь с нами, какие семейные традиции вам особенно дороги или вы хотите, чтобы эта традиции зародилась в вашей семье.

Учитель: Спасибо, ребята за вашу откровенность. На этом мы заканчиваем наш праздник. Не забывайте то, о чём мы сегодня с вами говорили.

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые помнят всегда-

Семья-это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

Песня  «Гимн семьи» (группа «Челси).  Демонстрируются слайды семейных фото.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Крепка семья – крепка держава

В стране, практически нет семей, которые бы не отправили своих сынов в Армию. Народ и Армия едины – не пустые слова, а реальность. Учащиеся 3 класса, с помощью родителей восстановили генеа...

"Крепка семья - крепка Россия"

презентация к родительскому собранию "Современная семья"...

Литературно-музыкальная композиция "Крепка семья - крепка Отчизна".

Мероприятие способствует  формированию  у детей уважительное отношение к своему дому, семье, родителям;сближению взрослых и детей....

Спортивно-развлекательное представление «Крепка семья – крепка Россия»

Традиционные спортивные соревнования между семейными командами «Папа, мама, я – спортивная семья»....

"Крепка семья- крепка держава"

Сценарий мероприятия  для родителей и детей 1в класса 2014г...

Игровая программа «Крепка семья—крепка Россия».

Игровая программа «Крепка семья—крепка Россия».Цель: углублять представления детей о ценности семьи и семейных отношенийЗадачи:·        воспитание любви и уважения к...

Технологическая карта. Тема занятия: «Крепка семья – крепка Отчизна!»

Предмет: внеурочная деятельность «Учусь создавать проект». 3 класс Цель: формировать ценностное отношение обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению значимости каждой сем...