Конспект занятия "Традиции праздника урожая"
план-конспект урока на тему

Ермакова Елена Юрьевна

Бинарное занятие: 1 группа 6-7 лет, 2 группа: 10-11 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_prazdnika_urozhaya.docx28.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей г. Хабаровска

«Детский экологический центр «Косатка»

Конспект занятия к образовательной программе

«Эко-вертикаль»

Тема: «Традиции праздника урожая»

Возраст обучающихся: 1 группа: 6-7 лет, 2 группа: 10-11 лет

Составила:

Педагог дополнительного образования,

методист МАОУДО ДЭЦ «Косатка»

Ермакова Е.Ю.

Хабаровск

2016

Тема: «Традиции праздника урожая»

Возраст обучающихся:1 группа 6-7 лет, 2 группа 10-11 лет

Бинарное занятие с интеграцией областей «Познание (окружающий мир) и фольклор»

Тип занятия: комбинированное занятие с элементами театрализации и игры.

Цель: систематизация и обобщение имеющихся знаний по окружающему миру и фольклору, формирование целостного восприятия изучаемого материала.

Задачи:

Обучающие:

  • Дать детям представление о русских календарных праздниках и обрядах- празднике урожая.
  • Довести до сознания детей идею значимости фольклорных традиций.
  • Продолжать знакомить детей с русскими календарными праздниками, сезонными изменениями природы.
  • Совершенствовать умения детей в играх.

Развивающие:

  • Развивать любознательность у детей.
  • Развивать образное эстетическое восприятие.
  • Развивать музыкальные, актёрские, художественные способности детей.
  • Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности сезонных изменений.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к народным традициям.
  • Воспитывать уважительное отношение к русскому фольклору.
  • Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к природе.

Оборудование: ноутбук, магнитофон, народные костюмы.

Методические приемы: театрализация, загадывание загадок, выполнение игр,

Предварительная работа: разучивание потешек, песен.

Схема бинарного занятия

Этап занятия

Деятельность  

1 педагога   

Деятельность

2 педагога

Организационный момент   

Подготовительный этап  

Организационное оснащение занятия вместе с детьми   

Психологическая, эмоциональная, установка 

Режимные моменты

Речевая установка

Изучение нового материала.

Объяснение материала   

Индивидуальная помощь в овладении навыками

Основная часть. 

Игры

Игры, неречевая деятельность   

Индивидуальная помощь в играх

Закрепление пройденного материала 

Индивидуальная работа

Дополнительные объяснения в измененной форме

Итог занятия   

Общая деятельность

Общая деятельность

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Продолжительность занятия – 40 минут.

Занятие состоит из 5 взаимосвязанных этапов:

  1. Организационный момент, подготовительный этап.
  2. Изучение нового материала.
  3. Основная часть. Игры.
  4. Закрепление пройденного материала.
  5. Итог занятия.

Этапы занятия:

I. Организационный момент, подготовительный этап

Педагог: Здравствуйте, ребятишки, здравствуйте, парнишки, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Мы пришли вас с праздником поздравить. Все садитесь, кто на пенек, а кто на лавку, да не делайте давку! Представление начинается, наша ярмарка открывается!

II. Изучение нового материала

Выбегает Скоморох

 Вот вы где собрались!

 Зазываю вас, друзья на базар сегодня я!

 На славянский на базар

 Показать лицом товар

 Ну, что? Собрался народ?

 Очень хорошо!

 Вас ждет много песен и шуток,

 И веселых прибауток.

 Собрались мы позабавиться да потешиться,

 Пошутить, да ума разума со дна зацепить.   (Подходите к лавкам)

 Удивитесь, право!

 Сколько здесь товару-

 Увидишь не сразу.

 А вот и первая лавка.

 Да, много товару в ней.

 Откуда товар?  (Возле лавок своих стоят коробейники).

Коробейник 1

А из разных мест.

 Вот румяные блины.

 Во все стороны равны!

 К ним сметана или джем,

 Разбирайте, хватит всем!

 Что за праздник без блинов,

 Налетай без всяких слов!

С пылу, с жару, разбирайте,

 Похвалить не забывайте!

 С пылу, с жару, из печи

 Все румяны, горячи!

есть хорошие товары.

 Не товар, а сущий клад-

 Разбирайте нарасхват!

Коробейник2

Вот подарки для друзей, Налетайте поскорей!

 Озорные все зверюшки, самодельные игрушки.

 Не за четвертак, не за пятак,

 Товар продадим почти за так!

 Торопись народ!

 Сам товар к тебе идет!

Выбор здесь широкий очень.

 Ешьте, пейте, кто что хочет:

 Чай, горячие ватрушки,

 Булочки, баранки, сушки.

 Ко мне подходи, со мной торг веди.

 Откровенно говорю:

 Иль продам иль подарю!

Педагог:

А что это за праздник без песни?

 Песня русская в березах,

 Песня русская в хлебах-

 На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах.

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов!

 Сколько песен у России-

 Столько во поле цветов.

 Кто сложил ее - не знаю.

 Только песня та добра.

 Песня с детства мне родная

 И подруга, и сестра!

 Песни русские такие,

 Что охота подпевать,

 Сколько песен у России-

 Никому не сосчитать!

        Дети поют песню «То березка, то рябина»

Скоморох:

Я знаю, что вы на все руки мастера. А сумеете ли вы мои загадки отгадать?

Загадывает загадки, дети 6-7 лет разгадывают их.

 Только все отгадки на букву «К»

 1. Лежит хрюшка - желтое брюшко (кабачок)

 2. Сидела на пенечке, а заснула в бочке (капуста)

 3.И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

 Покопай немножко: под кустом……(картошка)

Скоморох: - Молодцы справились. А вот к нам на ярмарку приехали ребята Уля и Филя

Педагог:

 А какая ярмарка без шуток – прибауток! Весельчаки хотят слово смешное сказать, всех позабавить.

III. Основная часть. Игры

Инсценировка «Уля и Филя». Участвуют дети 10-11 лет.

 У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала лепешек – оладушек.

У: А где же они?

Ф: Я их под лавку положил.

У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.

 (звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

 У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

 Ф: Мать прислала сарафан.

У: А где же он?

Ф: Я его в печку положил.

 У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его повесила

 (звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

 У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала барана.

У: А где же он?

Ф: Я его повесил.

 У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы его в хлев завела, водой напоила, сена дала.

 (звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

 У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала сестренку Настеньку.

У: А где же она?

Ф: А я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

 У: Экий ты, Филя, чудак!

Ф: А ты бы, Уля, как?

У: Я бы ее на стул посадила, да чаем напоила!

 (звучит музыка, дети расходятся по кругу и сходятся опять вместе)

 У: Здорово, Филя!

Ф: Здорово, Уля!

У: Что, мать гостинцев прислала?

Ф: Мать прислала свинью.

 У: А где же она?

 Ф: Я ее за стол посадил, чаем напоил.

 У: Ах ты, Филя, простофиля!

Скоморох:

 А сейчас для всех для вас

 Будет русский перепляс.

 Кто станцует веселей?

 Подходи сюда скорей.

Танец Кадриль

Дети исполняют танец.

Педагог:

Хорошо вы танцуете,

 Милые подружки!

 Только что за ярмарка

 Без русской, без частушки?

 Эй, сударушки – подружки,

 Запевайте – кА частушки,

 Запевайте поскорей,

 Чтобы было веселей!

Исполнение частушек

Дети исполняют частушки

  1. Чтобы печка разгорелась,                       2. Ой, ноги мои

 Надо жару поддавать.                                       Что мне делать с вами?

Чтоб частушка лучше пелась,                            Для хороших, для гостей.

 Надо пляской помогать.                                         Пляшите вы сами.

 3. Я плясала в три ноги,                        4. Ой, пол, провались.

 Потеряла сапоги.                                 Потолок, обвались

Оглянулась назад –                                 На доске останутся,

 Сапоги мои лежат.                                 С частушкой не расстанутся

Скоморох:

Затей у нас большой запас

 А для кого они? Для вас.

 Как будем дальше продолжать:

 Песни петь или играть?

Организуются игры.

Выходи, удальцы,

Не робей, молодцы

Не ленись, не скучай.

Зарабатывай на чай!

Проводится игра:

«Осень, осень в гости просим»

Дети выстраиваются в группы по 3-4 человека, изображая снопы. Водящий ходит и поет закличку: «Осень, осень в гости просим.

                                          Осень, осень погости недель восемь

                                         С обильными хлебами, с высокими снопами,

                                         С листопадом и с дождем,

                                         С перелетным журавлем»

Дети разбегаются, водящий их ловит. Кого поймает, тот становится водящим.

Скоморох: -

Были игры, были пляски,

 А теперь посмотрим сказку. 

Инсценировка сказки: «Про репку»:

Участвуют дети 10-11 лет.

Педагог:

Дедка репку посадил…..

Дедка репке говорил…..

Дед:

Ты расти, расти большая.

 Стань богатым урожаем,

 Чтоб тобой я мог гордиться.

 Принесу тебе водицы,

 Удобрений ведер пять….

Ох, устал, пора поспать (ложится недалеко от репки и засыпает)

Педагог:

 Спит дедуля без забот.

 Репка между тем растет,

 Да воюет с сорняками:

 Их ногами, и руками…

 Вот уж осень на дворе.

 Зябким утром в сентябре

 Дед проснулся, испугался (дед просыпается и прыгает от холода, стуча зубами)

Дед; 

Ах, я старый разоспался.

 Репку уж пора тянуть.

 Подросла, гляжу чуть - чуть.

 Ай, да репка уродилась!

 Мне такая и не снилась (хватает репку и тянет)

1.Ведущая:

 Хвать, но репка возмутилась.

Морковка:

Экий, деда, ты неловкий!

Я – не репка, я – морковка.

Не умыл ты видно глаз

Репки я стройней в сто раз.

И оранжевей к тому же

Коль салат корейский нужен,

Без меня ты пропадешь….

Сок морковный не попьешь,

В супе мне замены нет….

И еще один секрет.

Я богата витамином

Всем полезным каротином.

Я – отличный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Что такое, что за чудо,

Может, выспался я худо?

Репку сеял я весной.

Ладно, батенька, постой,

Репку вытяну другую.

Картошка:

Ой, ой, ой,

Я протестую!

Я – не репка. Я – картошка!

Это знает даже кошка.

Всем плодам я голова

Ясно ведь как дважды два:

Если в супе нет картошки,

Ни к чему брать в руки ложку.

Я для чипсов, слышишь, дед,

Самый главный компонент.

В жарком масле, вот смотри

Стать могу картошкой фри,

Я – твой главный урожай!

Дед:

Что ж, в корзинку полезай.

Я ж опять пойду по репку.

Как сидит в землице крепко!

Ай, да репка, вот те на!

Капуста:

Право, я возмущена!

Дед, ты сникерсов объелся,

Сериалов насмотрелся,

Может, с печки ты упал?

Раз капусту не узнал.

Я на репку не похожа

У нее одна одежа,

 У меня ж их целых сто!

Все без пуговок…..А то….

Я - хрустящая капуста!

Без меня в салате пусто,

А со мной любой обед

Голубец иль винегрет…..

Станет в 10 раз полезней!

И потом меня, любезный,

Можно квасить и солить….

И до лета аж хранить.

Можно есть меня всю зиму!

Дед:

Милости прошу…. В корзину.

Это что за чудеса?

Вот уж битых два часа

Я провел на огороде.

Где же репка! Эта вроде…..

Свекла:

Снова дед не угадал.

Знать очки ты потерял,

Или бес тебя попутал?

Свеклу с репой перепутал,

Я в сто раз ее красней,

И полезней, и вкусней!

Свеклы нет и нет борща,

В винегрете и во щах….

Я одна – источник цвета!

А свекольная котлета-

Это просто объеденье!

Сто процентов - похуденье.

Я – отличный урожай!

Дед:

Что ж в корзину полезай.

И тебе найдется место.

Только все же интересно

Где же репка? Может эта?

Лук:

Я почти того же цвета,

Но не репка, старичок,

Я – твой репчатый лучок!

Пусть немного и коварен,

Но в народе популярен.

Самый вкусный шашлычок

Тот, в котором есть лучок.

Все меня хозяйки знают

В суп и в кашу добавляют,

В пирожки, в грибы, в отвар….

Я для вирусов – кошмар!

Даже грипп меня боится…

Хоть сейчас готов сразиться.

Я – отличный урожай!

Дед:

Что ж в корзину полезай.

Вечер уж к концу подходит.

Месяц на небо выходит

Да и мне домой пора.

Завтра с самого утра

Стану репку вновь искать,

А теперь охота спать.

Ух, тяжелая корзина,

Пригодилась бы машина…

Знатный вырос урожай!

Бабка, занавес давай,

IV.Закрепление пройденного материала.

Педагог:

Сказочке пришел конец

Тот, кто слушал, молодец

Ждем от вас аплодисментов,

Ну и прочих комплиментов….

Ведь артисты – то старались,

Пусть слегка и растерялись.

Расскажите, ребята, вам понравилась ярмарка? Дети отвечают

 Какие вы узнали игры, песни? Дети отвечают.

Финальная песня: «Будьте здоровы, жите богато». Дети поют песню.

Скоморох:

 Мы закончили веселья

 Покупайте угощенья!

Эй, народ, подбегай, все что хочешь, покупай!

Тары-бары, растабары, раскупайте все товары!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздник урожая"

Внеклассное мероприятие для 1 класса "Праздник урожая". Знакомит учащихся с кубанскими традициями и обычаями....

Праздник УРОЖАЯ

Конспект и подборка стихов для проведения осеннего праздника....

Праздник урожая.

Утренник в разновозрастной группе малокомплектного детского сада.Действующие лица: Девочка, Мальчик, Баба Яга, Осень....

План-конспект урока «Окружающий мир» по теме «Праздник урожая»

1. Знакомство с разнообразием дикорастущих и культурных растений, плоды которых человек может использовать в пищу.           2. Закрепление знаний о полезн...

Сценарий осеннего праздника 1 класс "Праздник урожая"

Сценарий "Праздник урожая" рассчитан для организации осеннего праздника в 1 классе....

Конспект утренника "Праздник урожая" 2 класс

Предлагаемый материал можно использовать в любом классе начальной школы. Можно использовать фрагменты и добавить свои разработки....

План-конспект урока по теме «Праздник урожая»

План-конспект урока«Окружающий мир» по теме «Праздник урожая»...