Внеклассное мероприятие в школьном музее.
материал на тему

Мухортова Наталья Викторовна

Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_russkoy_izbe.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ КРУТОЛОГОВСКАЯ СОШ

Мухортова Н.В.

2010 – 2011 уч. год

Цели:

  1. Углубить понимание детьми основного закона, характерного для старинного крестьянского быта и искусства – сочетание в каждой вещи красоты и пользы.
  2. Дать представление о многообразии семейных ролей.
  3. Дать представление о том, как лучшие человеческие качества передаются в народе от поколения к поколению.
  4. Дать представление о глубоком уважении наших предков к трапезе как плоду своего труда на земле, о поведении людей за столом.

Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить.

Десятки, сотни вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только ее маленький отрезок. Многие вещи настолько сживаются с нами, что по ним можно определить наши привычки, характер.

Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки.

Давайте хоть на время окажемся в прошлом, чтобы познать быт и жизнь наших предков.

- Что нужно было устроить в доме прежде всего, с чего начать? Отгадайте загадку.

Зимой много ест,

Летом много спит,

 Тело теплое,

Крови нет,

Сесть на нее сядешь,

А не везет.

                  (Печь)

Печь играла в доме главную роль. Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным, для вентиляции помещения. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных в печке даже мылись.

По народным поверьям, под печью или за нею живет Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других.

В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой». А представляли его в облике маленького мужичка с седой бородой, обросшего мягким пушком, с длинными когтями. Главная обязанность домового – смотреть за хозяйством, помогать в работе по дому.

Люди старались поддерживать с Домовым хорошие отношения, не забывали обратиться к нему с ласковым словом, оставить ему немного вкусной еды на ночь.

Домовой любит превращаться в собаку, в крысу, а чаще всего – в кошку. В кошачьем облике этого духа и впускают в дом.

Если заболевал ребенок, то одним из наиболее эффективных способов лечения считали парение в печи. Совершали обряд «перепекания» младенца: ребенка на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую уже печь на лопате, подобно тому, как в сказке это делала Баба-яга с Иванушкой.

По диагонали от печи в избе находится красный угол.

Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым».

В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Во время уборки урожая первый и последний сжатый сноп торжественно несли с поля в дом и устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным представлениям, магической силой, сулило благополучие в семье, дому, всему хозяйству. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамейки.

Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали.

Место на лавке считалось более почетным. Гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или скамью. На лавках спали, под ними хранили различные предметы – инструменты, обувь и прочее.

Кроме лавок, спали еще на полатях. Это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы.

Вдоль стен стояли сундуки. Количеством сундуков измерялся достаток хозяев, они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений.

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари.

-  Кто знает, что обозначает это слово?

- Я хочу загадать вам загадку.

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.

                 (Ухват)

Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи.

Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы. Умение подхватить горшки требовало определенных навыков, которые приобретались длительной практикой.

Какое интересное слово – чугунок! Это сосуд из чугуна – углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи, его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале 20 века.

Будний день начинался с работы.

Раньше все предметы каждодневной необходимости изготовлялись своими руками, первейшая обязанность женщины, помимо приготовления пищи, было обшивание всех членов семьи.

Одежду носили домотканую – льняную или шерстяную.

Чтобы сшить одежду, надо было сначала напрясть нити.

К работе этого рода приступали осенью, после окончания уборки урожая, старались завершить к весне, к началу нового сельскохозяйственного цикла.

Ученые пишут, что наши прабабушки трудились буквально не разгибая спины.

Девочек уже с 5 лет начинали приучать к домашним работам, в этом возрасте девочка выпрядала свою первую нить. Это событие было очень важным в жизни женщины.

Мать девочки прятала первую спряденную нить и приберегала ее до тех пор, пока не станет невестой. Готовя ее к таинству свадьбы, мать опоясывала свое дитя этой нитью. По мнению наших предков, нить самого первого прядения была неприступным оберегом против порчи и сглаза.

Шить, вышивать, прясть раньше умели все девушки. Отгадайте загадку.

Пляшу по горнице

С работою моею,

Чем больше верчусь,

Тем больше толстею.

         (Веретено)

Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка». Вспомним сказку Ш.Перро «Спящая красавица»: принцесса уколола пальчик веретеном и заснула на 100 лет.

А сейчас отгадайте следующую загадку:

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.

                (Утюг)

Правильно, это утюг. Он нужен был для того, чтобы разгладить ткань или одежду.

Скорей всего, первым утюгом был плоский, очень тяжелый камень. Одежду расстилали на какой-нибудь ровной поверхности, придавливали этим камнем, оставляли до тех пор, пока она не разглаживалась.

Позже утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями.

Затем пользовались литыми чугунными утюгами, нагретыми на огне. Их желательно было иметь два: пока одним гладили, другой нагревался.

Затем появился угольный утюг. Внутрь закладывали горящие угли и начинали гладить.

А уже после изготовили утюги с электрическим нагревателем.

Как только начинает темнеть в домах и на улицах, зажигаются огни.

- Кто мне назовет самое первое средство освещения?

Когда первобытный человек научился добывать огонь, он разжигал костер в пещере для приготовления пищи, тепла и освещения.

Потом, очевидно, появилась лучина. Чтобы получить тонкую и длинную лучину, полено надо было распарить в печи, его клали на чугун с кипящей водой, и только после того, как распарят, щепали на лучину. Лучину втыкали в светец. А светцом называли подставку с железным зажимом. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой.

- А кто отгадает такую загадку?

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая.

             (Свеча)

На смену лучине пришла свеча. Свечи изготовляли двух типов: сальные и восковые.

Свечное освещение в деревне не всем было доступно.

Свечи долгое время были довольно дорогим удовольствием. Поэтому их зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину.

Из сала одного быка можно было отлить около 100 свечей.

Свечу устанавливали в подсвечники. Они имели разнообразные формы и размеры, зависящие от того, на сколько и каких свечей рассчитаны. Нередко в качестве подсвечника приспосабливали сырую брюкву или свеклу.

Человек постоянно что-то изобретает.

- Отгадайте такую загадку:

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова.

    (Керосиновая лампа)

После свечей для освещения в деревне начали пользоваться керосиновой лампой. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и улице, не боясь загасить фитилек.

- Отгадайте загадку:

Дом – стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек!

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

         (Лампочка)

А сейчас давайте познакомимся с кухонной утварью.

На Руси обедали в полдень. Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания.

К каждому празднику обязательно пекли пироги. Вторым по значению продуктом питания были каши. Готовили кашу из круп. А чтобы приготовить муку, крупу, надо было поработать.

- Вот еще одна загадка.

В лесу снято,

В дому гнуто,

Посередке заплетено

Кругло и широко,

Дыр много,

А пролезть нельзя.

   (Сито, решето)

Это приспособление для просеивания крупы, муки, зерна. Круглая коробка, состоящая из обода (обечайки) и сетчатого дна. Сетка выплеталась из лыка. Обод изготовлялся из согнутой пластинки дерева.

Через решето отсеивалась мука более крупного помола.

Вот из зерна приготовлена крупа и мука. Но чтобы ее продать или обменять на другой товар, нужен был…

- Отгадайте такую загадку!

Сам худ,

Голова с пуд.

             (Безмен)

Безмен – это весы. Они представляют из себя металлический или деревянный стержень с грузом на одном конце и крючком или чашей на другом. На стержне нанесена шкала веса, который определяют, передвигая по стержню, до равновесия товара с грузом.

Вот хозяйка купила крупу и сварила в печке кашу. Кашу подавали на стол в общем горшке или накладывали в миску. Миски были разные – большие и маленькие. Обратимся теперь к крестьянскому столу.

- Вот вам еще загадка.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

           (Ложка)

Заготовки для деревянных ложек назывались «баклушами». Нужно было разбить полено на баклуши.

Существовали особые правила пользования ложкой.

После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол, лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола и черпали ею из миски.

Тот, кто не выпускал ложки из рук, считался прожорливым. Мясо ели только, когда в миске не оставалось другой еды и лишь после того, как хозяин даст указание. Если кто-нибудь вел себя за столом не так, как подобает, смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Мы вам рассказали лишь о некоторых, причем все они стали настолько привычными, что, пользуясь ими, мы как бы и не замечаем их. Или по крайней мере не так уже много о них знаем. А ведь у каждой из этих привычных вещей своя история.

Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна. И лучше нам их знать. Хотя бы из уважения ко всем этим предметам, которые служат человеку верой и правдой.

  Итог :

- Хотелось бы жить в такой избе?

- Какой предмет утвари вы хотели бы видеть в своем доме и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия "Встреча школьных друзей"

В феврале на каникулах для первоклашек мне предоставилась возможность всретиться с моими бывшими учениками. Сценарий представляет собой ералаш праздников, которые мы не встретили вместе. Но нам этого ...

Внеклассное мероприятие "Калейдоскоп школьной жизни"

Цель занятия: мотивация школьной, личностной успешности. Развитие навыков группового взаимодействия. Задачи: помощь кл.руководителю в создании оптимизации учебного процесса; поддержка эмоционально-п...

Внеклассное мероприятие «Здравствуй, школьная страна!» (первый урок для первоклассников и их родителей)

Ход мероприятия1.Орг.момент_Дети, похож сегодня день на все остальные дни?-Чем он отличается от других дней?-Да, вы правы. Сегодня все дети, которым исполнилось или  скоро исполнится 7 лет, идут ...

Конспект внеклассного занятия в школьном музее "Создание Российского флота"

В данной публикации содержится материал, создания мини-экскурсии обучающимися 1-го класса на основе информации, полученной при изучении зкспозиции школьного музея....

внеклассное мероприятие в школьном музее "Посиделки у бабушки Дуни"

Форма проведения: посиделки  (в школьном музее, присутствуют дети 1- 4 кл.)Цель и задачи:• познакомить детей с музейной коллекцией предметов кресть­янского быта;• развивать умение вести бес...

Мероприятие в школьном музее "Как встречали Новый год на Руси"

В глубокой древности на Руси было принято отмечать наступление нового года весной. Считалось, что после долгой зимней спячки весной рождается год, а зимой он умирает. Славянским Новым Годом была Масле...

Конспект внеклассного мероприятия "Экскурсия в музей ко Дню космонавтики" (2 класс)

Цели: систематизирование знаний в области космонавтики; закрепление знаний о космосе, космонавтах. Оборудование: презентация....