Классный час "Я имею право"
классный час на тему
Данное мероприяие нацелено на знакомство детей с их правами в доступной игровой форме с опорой на знакомых сказочных героев и на те ситуации в которые они попадают на страницах произведений.
У детей развивается умение работать с информацией и информативными источниками; воспитывается гражданственность, патриотизм и уважение к праваи и обязаностям каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
классный час для учащихся начальных классов | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя бощеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Я имею право»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ
Подготовила и провела
Уполномоченный по защите прав
участников образовательных отношений
Матвеева Е. Н.
2015 – 2016 уч. г.
«Я имею право»
Форма проведения: игра-викторина.
Цели.
Образовательные: Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.
Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками. Продолжать формировать у детей умение выполнять самопроверку по эталону.
Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.
Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).
Деятельностные: Побуждать работать в группе.
Формирование УУД:
ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.
Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?», изучение символов, обозначающих права. Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Я имею право», символы прав, атрибуты «Шляпки» для проведения рефлексии.
Ход мероприятия:
Добрый день, дорогие ребята!
Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний и к нам в гости пришёл ученик 11 класса Берёзкин Александр, президент нашей школьной республики и помощник уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, чтобы сделать небольшое сообщение по этой теме. Предоставляем ему слово.
Выступление Берёзкина Александра
Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Для защиты граждан государством приняты специальные указы, которые выражают правила поведения и отношения людей друг с другом. Эти правила называются правами и нормами.
Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.
Есть такие страны, в которых дети голодают, живут в тяжелых условиях и даже подвергаются жестокому обращению.
Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
- Сегодня мы будем говорить о правах.
- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права, и даже оформили в классе стенд, посвященный правам ребенка. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Я имею право»
- И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)
- Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова
- (ответы детей: в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых)
-В словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся.
Это и будет ваше первое задание.
Слайд 1
(дети читают представленные понятия и выбирают правильное.)
Слайд 2 (Правильное значение слова)
- Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как уже сказал Саша дети – это будущее наше и нашей страны.
- А теперь, следующее задание, в ходе которого вам предлагается вспомнить символы, обозначающие права, с которыми вы уже знакомы.
Слайд 3 - 7
(далее учащимся представляются поочередно сюжеты
1 - право на жизнь
2 - право на жизнь в семье
3 - право на медицинский уход
4- право на обучение
5 - право на отдых
Игрок, давший правильный ответ, выходит к доске. Выбирает из разложенных на столе символов, подходящий к сюжету слайда и помещает этот символ на доску. За правильный ответ команда получает жетон)
- Молодцы, ребята, вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.
(проводится физминутка Слайд 8)
- Продолжим нашу викторину. Следующее задание.
- Давайте, вспомним с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права героев нарушались в этих сказках.
Слайд 9. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
- Кто главный герой этой сказки?
- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?
- Где можно учиться?
- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?
(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)
Слайд 10 Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- С кем жили Кай и Герда?
- Как жилось им у бабушки?
- Что случилось с Каем?
- Какое право Кая нарушила Снежная королева?
Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.
Слайд 11. Русская народная сказка «Морозко»
- С кем жила падчерица?
- Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?
- Куда мачеха велела отвезти падчерицу?
- Какое право Настеньки она нарушила?
- кто побеждает в сказке добро или зло?
Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.
Слайд 12. К. И. Чуковский «Айболит»
- Кто такой Айболит?
-Чем он занимался?
- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?
Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.
(вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику)
Слайд 13. Ш. Перро «Золушка»
- Как относилась к Золушке мачеха?
- Что по дому делала золушка?
- Какое право Золушки нарушила Мачеха?
В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.
Слайд 14 Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
- Почему невзлюбили Гадкого утенка?
- Он виноват в том, что он таким родился?
- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?
- Имели ли они право обижать его? Почему?
Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека. Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете.
А сейчас давайте немного поиграем. Я сейчас буду показывать вам предметы, а вам нужно сказать какое право ребёнка они символизируют.
Игра «Таинственный сундучок»
- Свидетельство о рождении (право на имя и приобретение гражданства)
- Сердечко (право на заботу и любовь)
- Домик (о праве на неприкосновенность жилища)
- Конверт (право на тайну корреспонденции)
- Книга (право на образование)
- Градусник (право на получение медицинской помощи)
- Иконка (право на свободу исповедования религии)
- Газета, журнал (право на доступ информации)
- Плакат (право на выражение своих взглядов, мнения)
Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.
- А сейчас давайте проведем рефлексию нашей деятельности. Выполним это при помощи «шести шляп критического мышления»
- Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы с вами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.
Слайд 15. (учитель раздает памятки о правах)
- Мне хочется пожелать вам счастья и солнца!
- Спасибо вам, ребята, за работу. Наше мероприятие окончено.
Источники:
- http://festival.1september.ru/articles/104015/ Рыжова Клавдия Ивановна, Классный час на тему: "Наши права и обязанности"
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%E2%E5%ED%F6%E8%FF_%EE_%EF%F0%E0%E2%E0%F5_%F0%E5%E1%B8%ED%EA%E0 Википедия, Конвенция о правах ребенка;
- http://www.pravadetey.ru/ Права детей.
- Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах.- М.: Амрита-Русь, 2008 г.
- Толковый словарь Ожегова. – М.: Просвещение 1986г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. “Шесть шляп критического мышления”
«Белая шляпа” — СТАТИСТИЧЕСКАЯ
(констатируются факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?;
“Желтая шляпа” — ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
(высказываются положительные моменты) - что понравилось?;
“Черная шляпа” — НЕГАТИВНАЯ
(группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не понравилось?;
“Синяя шляпа” — АНАЛИТИЧЕСКАЯ
(проводится анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?);
“Зеленая шляпа” — ТВОРЧЕСКАЯ
(можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?;
“Красная шляпа” — ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
(группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом) - как я себя чувствовал?
2. Памятка «Права ребёнка»
Наш юный друг, Всеобщая декларация прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую защиту, заботу и помощь, и что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»
Ребенок имеет право:
Право на жизнь. Право на имя.
Право на гражданство.
Отсутствие дискриминации.
Право на свободу совести и религиозных убеждений.
Право на жизнь с родителями.
Право на труд.
Право на отдых.
Право на защиту жизни и здоровья.
Право на образование.
Право на отсутствие рабства.
Право на жилище.
Право на свободу слова.
Право на получение информации.
Право пользоваться достижениями культуры.
Право создавать семью.
Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час для 1 класса: «Имею право на права»
Цель классного часа:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о ...
Классный час с презентацией "Имею право на права"
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Этот сценарий поможет классному руководителю в интересной доступной форме рассказать учащимся об их правах....
Классный час: «Имею право на права»
Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в ...
Классный час "Имею право на права"
Классный час направлен на воспитание правовой культуры младших школьников...
Классный час: «Имею право на права»
Классный час: «Имею право на права»Цель классного часа: Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи классного часа:1. Познакомить учащихся с...
Классный час «Имею право на права»
Цель:Познакомить детей с их правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.Задачи:1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить примен...
Классный час: «Права гражданина. Я имею право…″.
Цель: Формирование правовой культуры учащихся начальной школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка....
- Мне нравится (1)