Как подготовить ребенка к школе
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Портрет первоклассника
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
( Венгер Л.А.)
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.
В начале учебного года наше исследование готовности детей к обучению в школе показало следующие результаты.
Видно, что 88 % детей пришедших в первый класс имеют вторую группу здоровья. Именно эта группа здоровья вызывает наибольшее опасение. Дети со второй группой здоровья имеют риск возникновения хронической патологии, склонны к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления и стресса, имеют определённые клинические не диагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Такие дети составляют большинство среди поступающих в первый класс и очень часто к концу обучения в первом классе демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья.
Обследование школьной зрелости показало высокий результат у 37 % детей, низкий уровень готовности – 20%, агрессивность проявилась у 24 % опрошенных, такое же количество неуверенных в себе детей. Творчество смогли отметить у 40 % ребят. Обследование проводил школьный психолог и педагоги.
Психолог помог провести диагностику сформированности внимания, памяти и мышления.
Мы получили следующие результаты:
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
Память | 67% | 31% | 2% |
Внимание | 86% | 8% | 6% |
Мышление | 18% | 62% | 20% |
Обобщая вышеперечисленные результаты можно сделать следующий вывод: 55 % детей имеют высокий уровень готовности к школе, 41 % детей показали средний уровень и лишь 4 % детей имеют низкий уровень готовности к школе.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Поступление в школу вносит большие перемены в его жизнь. В первое время поведение и самочувствие детей большей частью меняется в худшую сторону. Это замечают и учителя и родители. Некоторые малыши становятся беспокойными, или, наоборот, вялым, сонливыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются, что «болит головка», плохо едят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребенка к новым условиям обучения и воспитания, и, конечно, не проходит бесследно для самочувствия. Но проходит 1–2 месяца, и большинство ребят становятся более спокойными и дисциплинированными, чувствуют себя уже школьниками, успешно усваивают программу. Есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. Значительная часть детей (50-60%) адаптируются в течение первых 2-3 месяцев обучения.
Но не всегда бывает так благополучно. Уже в начале года становится ясно, что не всем детям по силам учеба. Некоторые, по-видимому, очень быстро устают и не оправдывают тех надежд, которые подавали в первые дни, многие часто болеют, пропускают занятия, отстают.
Другим детям (примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу соглашаются выполнять требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, плачут, жалуются). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 15 % детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно эти дети становятся в классе изгоями, что вызывает у них новую форму протеста, проявляющуюся в поведении. Это, в свою очередь ведет к серьезным последствиям для них (вплоть до невозможности получить полноценные знания и найти свое место в жизни).
Как видим, период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, а у других – одну четверть, а у третьих растягивается на весь учебный год.
В сентябре учебного года были проведены исследования социально-психологического статуса первоклассника.
Общая характеристика исследования.
В исследовании принимали участие 86 учащихся первых классов
Основной целью исследования стало изучение особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс адаптации первоклассников
Задачи исследования включали в себя
-изучение мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период;
- изучение характера адаптации каждого первоклассника;
-изучение уровня влияния компонентов.
Предметом исследования явились социально-психолого-педагогические условия адаптационного периода первоклассников.
В качестве основных методов исследования были использованы психодиагностические методики и анкетный опрос.
Анализ результатов исследования мотивации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период показал, что для первоклассников характерны ответы, свидетельствующие об их ориентации на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.
Преобладающие мотивы учебной деятельности:
-Отметка – ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.
- Позиционный – ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
- Внешний– собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает по принуждению.
А такие мотивы, как социальный (ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители) и учебный (ребенку нравиться учиться, нравится посещать школу)- на сравнительно низком уровне.
Педагоги же отмечают усложнение процесса адаптации среди первоклассников.
Изучение причин, негативно влияющих на мотивацию учебной деятельности, позволило выделить следующие позиции:
- неправильное отношение родителей к школе – 21%
- преобладание попустительского стиля воспитания – 30%
-недостаточно развитая способность ребенка к взаимодействию с другим- 26%
- некорректные требования для первоклассников – 13%
Такое исследование готовности ребёнка к школе, основанное только на знании возрастных особенностей детей 6 – 7 лет, было приемлемо до введения ФГОС. ФГОС предъявляют свои требования к освоению основной общеобразовательной программы по начальному общему образованию. К планируемым результатам отнесены:
- личностные – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотиваций к учению и познанию, ценностно – смысловые установки, отражающие индивидуально – личностные позиции детей, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;
- метапредметные – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные – освоенный опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
У меня, как у педагога возникает вопрос: «Как достичь планируемых результатов? Надо начинать с нуля или должна быть сформирована первичная основа, предпосылки для успешного старта?».
Ответ на свой вопрос я нашла в ФГТ. Впервые данный документ предоставляет нам социальный портрет выпускника детского сада, а, следовательно, и будущего первоклассника. Давайте познакомимся.
Возьму на себя смелость и скажу, что каждый из нас с радостью примет такого первоклассника. Но как определить уровень сформированности интегративных качеств, ведь это необходимо каждому педагогу и ОУ для дальнейшего планирования своей деятельности.
Становиться очевидным, у нас пока нет инструментария для диагностики вышеперечисленных качеств.
Сейчас имеется в наличие большое количество общеобразовательных программ для ДОУ: «Детство», «Успех», «От рождения до школы» и др. К каждой из них разработана система мониторинга планируемых результатов. В большинстве своём форма проведения исследования это беседа и наблюдение, что не всегда приемлемо в условиях школы. Хочется отметить и тот факт, что в процессе пятилетнего психологического сопровождения ребенка в детском саду уже определился его психологический портрет, который, как потом оказывается, никому не нужен, нигде не учитывается. И при переходе в начальную школу ребенок опять неоднократно обследуется. Упущенное время «работает» против него, а возможные проблемы, затянувшаяся адаптация, потеря любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми, ведут к не успешности в последующем обучении.
Поэтому остаётся актуальным вопрос о преемственности между ДОУ и школой, а одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого информационного и образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы. Непосредственный контакт психологов, воспитателей детского сада и педагогов школы, использование преемственных подходов, форм, методов, технологий обучения и воспитания позволит нашим детям успешно пройти всю линейку образования.
Как вывод следует сказать: « Основанием для преемственности между дошкольным, начальным общим и основным образованием становится ориентация на приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться, которое обеспечивается развитием системы универсальных учебных действий». Остаётся продумать содержание, формы и методы приемлемые для каждой стороны.
Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно…. Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте». Ч. Темпл
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. | Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни |
Любознательный, активный. | Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Эмоционально отзывчивый. | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации. |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. | Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. | Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. | Овладевший умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками. | У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как подготовить ребенка к школе
Близится время, когда ребенок пойдет в школу. Это важное событие в жизни всей семьи, которое коснется всех членов семьи. Самое главное – изменится ваш ребенок. Постоянно развивающийся, радующий и огор...
Как подготовить ребенка к школе
Перед родителями встают вопросы: -Как подготовить ребенка к школе? -Когда начать подготовку? -На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным? Ответы на эти...
Как подготовить ребенка к школе?
Советы и рекомендации родителям по подготовке детей к школе....
Как подготовить ребенка к школе
С первых дней в школе первоклассники встречаются со множеством проблем, затрудняющих адаптацию и мешающих успешному обучению. Как облегчить сложный период адаптации, а процесс обучения с...
Как подготовить ребенка к школе
«Родителям первоклассников»:Большинство детей при поступлении в школу проходят период психологической адаптации. При этом они часто становятся еще более рассеянными, чем обычно. Что-то забывают, что-т...
КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?
Приход ребенка в школу является переломным моментом в его жизни. Переход к деловой деятельности, новым отношениям. Школа станет центром жизненных интересов вашего ребенка.Приход ребенка в школу являет...
Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе"
В данной консультации вы узнаете об особенностях и видах готовности ребенка к школе, о том, что должен знать ребенок в 6-7 лет и о том, как подготовить руку ребенка к письму....