Экологическое воспитание младших школьников.
статья на тему

Человек- единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушать законы экологии. Сейчас можно  сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше "вписывались" в окружающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.docx13.94 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание  младших школьников.

Человек- единственный зоологический вид на планете, который пытается нарушать законы экологии. Сейчас можно  сказать, что большинство людей на планете совершенно лишены всяких экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше "вписывались" в окружающую среду.

  Известно, что термин "экология" зародился в недрах биологии и первоначально означал знания о взаимосвязи растений, животных, их популяций с внешней средой. Позднее на место последних становится человек, общество. Наибольший вклад в экологическую подготовку учащихся внести призваны дисциплины природоведческого цикла. Это и понятно - природа является именно тем объектом, с которым предстоит упорядочить свои отношения человеку.

  Каждое десятилетие приносит перемены, приводящие к нежелательным изменениям в состоянии природной среды, особенно в условиях крупных промышленных городов. Это требует усиления внимания к формированию у каждого человека экологически ценных ориентаций, позволяющих осознать разностороннюю значимость природы и ее взаимодействия с городским окружением.

   Работа учителя начальных классов в этом направлении предполагает расширение натуралистической деятельности младших школьников, поскольку именно непосредственное общение детей с природой в сложных экологических условиях города позволяет им понять степень взаимовлияния человека и природной среды.

    Конечно, в младшем школьном возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть- совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, необычное в привычном - вот задача учителя.

   Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать природную среду.

   Разумная, деятельная любовь к природе одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства- в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик.

   В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе зависит от того, осознают ли они ценность природы в жизни  человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.

   На уроках окружающего мира, литературного чтения, внеклассного чтения, в процессе наблюдений, бесед, экскурсий нужно рассказывать детям о необходимости охраны природы. Особое внимание нужно уделять вопросу рационального использования человеком природных богатств. Дать понятие о равновесии в природе.

   Возведение городских и промышленных комплексов приводит к тому, что человек в результате своей деятельности вольно или невольно разрушает многие элементы природной среды: уничтожает растения, животных, наносит и "раны земные". Конечно, разрушения в природе могут быть и естественными- бури, которые выворачивают с корнем деревья, весенние воды, размывающие почву и вызывающие образование оврагов, землетрясения, которые уничтожают все живое. Но чаще гармонию природы нарушает человек. Правда, иногда он пытается исправить последствия своего необдуманного воздействия, тратит немало средств и сил, чтобы возобновить растительность в условиях городов и населенных пунктов. Но его восстановительные усилия, зачастую, не успевают компенсировать то, что он разрушил.

   В сознании ребенка должны закрепляться экологические правила построения мира, тогда в дальнейшем ему легче будет понимать природные явления. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе. Интуитивно он правильно оценит результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в раннем детстве у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях- экологических правилах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

Экологическое воспитание школьников и их родителей в ГПД

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы.Земля - это наш единственный и общий для всех родной дом, которы...

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Презентация "Экологическое поведение школьников"

Материал посвящен правилам экологического поведения....

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...

Экологическое воспитание школьников

Недалёк тот день, когда будущее планеты окажется в руках наших детей. От того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее планеты. Вот почему так в...