эссе
статья на тему
Критический взгляд на свою деятельность во мне не случаен, он из школьного детства. В моей памяти живут параллельно не только лица тех, кто меня учил, но и чувства, которые возникают всякий раз при воспоминаниях об учителях. Сколько среди них было личностей, обладавших не только профессионализмом, но и чертами, которые называют «изюминкой». Именно это заставляло меня репетировать перед зеркалом урок, подражая тому или иному педагогу, хотя в школьные годы у меня не созрело ещё твёрдого решения выбрать эту профессию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Я учу детей нового поколения.
"Пройдет сто лет,
и не будет иметь никакого значения,
сколько у меня было денег,
в каком доме я жил,
какая у меня была машина...
Но мир может стать иным из-за того,
что я был важен в жизни одного ребенка".
Ричард Бах
Поздний вечер. Над письменным столом - свет лампы. Чуть мерцает монитор компьютера. Я готовлюсь к завтрашнему рабочему дню, к новым урокам. В новостной ленте читаю: новый стандарт, новые педагогические технологии, «новая школа»… И это значит, что я снова завтра войду в класс, где меня встретят они - дети нового поколения, поколения компьютеров, смартфонов, Интернета. Те, для которых и «новая школа», и новый Стандарт, и современные технологии…
Наполеон Бонапарт, в своих мемуарах, написанных в изгнании, вспоминает: «Ко мне однажды пришёл кораблестроитель и предложил вместо парусов поставить на корабле паровой двигатель. Я счёл эту идею бредовой. Если бы я его не прогнал, то был бы сегодня правителем». Это честное признание Наполеона вызывает в моей душе тревожное чувство. Сколько за тридцать лет своей работы Я - учитель не разглядела, не раскрыла, а может быть, и вовсе «погасила» талантов, которые могли бы, если не прославить своё имя, то, по крайней мере, реализовать свои способности в любимой профессии и быть удовлетворёнными своей жизнью.
Критический взгляд на свою деятельность во мне не случаен, он из школьного детства. В моей памяти живут параллельно не только лица тех, кто меня учил, но и чувства, которые возникают всякий раз при воспоминаниях об учителях. Сколько среди них было личностей, обладавших не только профессионализмом, но и чертами, которые называют «изюминкой». Именно это заставляло меня репетировать перед зеркалом урок, подражая тому или иному педагогу, хотя в школьные годы у меня не созрело ещё твёрдого решения выбрать эту профессию. Воспоминания возвращают и смешанное чувство страха, унижения и несправедливости, которое я испытывала на одном из уроков, где, с методической точки зрения, не к чему было бы придраться, но с каким злорадным удовольствием объявлялась отметка «2». Может быть, поэтому я не могу, сегодня ставить двойки своим ученикам.
Сегодня к учителю общество предъявляет очень высокие требования, как впрочем, и во все времена предъявляло. Самым важным изменением, которое происходит сейчас в школе, на мой взгляд, является поворот от педагогики требований к педагогике отношений – гуманно-личностный подход к ребёнку.
Психологи говорят о разноуровневом развитии детей – это я, как учитель, вижу и на практике. Значит, и мой подход к ученикам и оценка их труда должна быть разноуровневая. Как осуществить это на каждом уроке? Это уже вопрос моего профессионализма. Но для меня важным является другой аспект моей профессии – что я, как человек, как личность, дам детям? Какой след оставлю в их душах?
Смотрю на класс. Склонили головы над учебником, сосредоточенно читают, кто-то шевелит губами… А вот Славка украдкой смотрит в свой телефон, ему не нужен мой окружающий мир. Что делать мне? Злорадным голосом пообещать поставить двойку? Сделать вид, что не замечаю? Не хочет учить и не надо! А может быть… Думай, ищи, изучай опыт других, если сама выход найти не можешь! Шалва Александрович Амонашвили утверждает, что каждый ребёнок имеет своё предназначение, свой путь, свои мысли, а значит, мы должны уважать и ценить его неповторимость. Кто знает, может быть, через какое-то время именно этот мальчишка предложит «заменить паруса на паровой двигатель»? И моя заслуга будет заключаться в том, чтоб через много лет, вспомнив моё лицо, не съёжилась душа Славки от нахлынувших неприятных воспоминаний.
Тому, кто не постиг тайны нашей работы, она кажется будничной: тетради, журналы, уроки. А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. Нам доверили самое дорогое - Ребёнка. Я люблю детей просто потому, что они дети. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. И вот пришло время «ДЕРЗАЙ!»
Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость, как качество души человека, дети ставят порой выше доброты. Кто такой педагог? Он, как строитель, строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека. Он, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека.
Поэтому я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и осталась учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». Осталась, потому и иду по жизненному пути с порядочными и неравнодушными людьми – своими коллегами и, конечно же, с детьми – искренними и чистыми душами.
Школа- это вечная молодость, постоянное движение вперёд. Профессии учителя можно завидовать. Она даёт возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию – обязательные качества, которыми должен обладать педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть, даже и на шаг вперёд.
Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу. И жизнь продолжается…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе
Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...
Мое педагогическое эссе.
Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....
Эссе
Моё педагогическое кредо...
Эссе «Новые информационные технологии в обучении»
Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....
Эссе "Счастливый дар-учить детей"
Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...