Программа "ДОМ"
рабочая программа (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КАЛИНИНО МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Зам. директора по УВР _____________М.М.Кунгурцева «___»___________2012 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МКОУ СОШ _______________Р.Ш.Мухарлямов № ______ от «___» ________ 2012 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ДОМ»
(друзья – общение – мир)
Направление внеурочной деятельности: социальное.
Класс: 1б.
Сроки реализации: 2012-2013 учебный год.
Блиновой Галины Аркадьевны,
учителя начальных классов
с.Калинино-2012 г.
Пояснительная записка
Младший школьный возраст – оптимальный период наиболее активного обучения социальному поведению: искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных, речевых умений.
Программа руководства детским общением включает в себя организацию, обучение и корректировку общения. Работа по обучению школьников общению включает в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляется прямыми и косвенными путями: сообщение необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями (правила общения, качества человека, успешности общения и др). Программа рассчитана на учащихся 1 класса в количестве 33 часов (1 час в неделю).
Предпочтение отдаётся игре, так как она является ведущей формой организации общения детей этого возраста и обеспечивает ребёнку позицию творца, субъекта деятельности и общения.
В работе по обучению общения выделяются следующие
направления работы:
- формирование, развитие коммуникативных умений, опыта их использования в деятельности и вне её;
- развитие речевых умений общения;
- формирование социальных установок, коммуникативных качеств, чувств.
Работа с детьми предусматривает использование следующих
форм работы: групповые, работа в парах, группах, индивидуальные, коллективные.
На занятиях применяются различного вида внеучебная деятельность: ролевые игры, дискуссии, драматизация, моделирование, проигрывание и анализ ситуаций общения, коллективное сочинение сказок, рисование.
Цель программы: Формирование культуры общения, выражения своего «Я».
Задачи:
- отрабатывать стандартные коммуникативные, речевые и игровые умения;
- развивать личностные особенности (открытость, эмпатийность, спонтанность);
- расширять кругозор, систематизировать знания по интересующим детей вопросам;
- познать себя, свои возможности, закреплять правила общения.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся приобретут навыки общения в коллективе;
научатся самостоятельно и коллективно работать;
приобретут навыки творческой и поисковой деятельности.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Наша школа. Правила поведения в школе. | 3 | 1 | 2 |
2 | Интересное вокруг нас. Способности человека. Желания, увлечения. | 3 | 1 |
2 |
3 | Я и семья. | 3 | 1 | 2 |
4 | Человек без друзей, что дерево без корней. Книги - наши друзья. | 3 | 1 | 2 |
5 | Все профессии важны, все профессии нужны. | 3 | 1 | 2 |
6 | Человек и природа. | 4 | 1 | 3 |
7 | Человек, общество, дети. Этическая грамматика. | 3 | 1 | 2 |
8 | Язык, речь человека Я – человек | 4 | 1 | 3 |
9 | Мир человеческого общения Общение в моей жизни | 3 | 1 |
2 |
10 | Итоговое занятие. Час вопросов | 1 | 1 | |
Итого | 30 | 9 | 21 |
Содержание
Теория | Практика |
1. Почему учатся в школе? Какие предметы вам более всего нравятся? Что нравится в школе? Почему человек должен учиться всю жизнь? История школы, правила поведения. | Сюжетно-ролевые игры «Школа». Составление и проигрывание сценок на тему «Школа будущего» «Школа прошлого». |
2. Невероятное вокруг нас. Какие вопросы вы задали бы всезнающему? «Я и мир знаний». Все ли способны? Как добиться успеха? «Я и мои таланты» «Труд - наш отец, счастья кузнец». | Игры «Что? Где? Когда?». «Инопланетяне». Рисование на тему «Фантастический мир». Коллективное фантазирование «Наша планета в будущем». Игра «Энциклопедия чудес». Ролевая игра «Если бы я был волшебником». «Клуб любознательных» (решение занимательных задач, отгадывание ребусов). |
3. «Что в имени твоём». Мои родные. Помощь родителям, обязанности по дому. Правила поведения дома: приветливость, доброжелательность, умение принять гостей. С кем вам интереснее всего разговаривать в семье. | Сюжетно-ролевая игра «Семья». Семейный портрет (конкурс рисунков). Проективный рассказ «Моя будущая семья». Конкурс писем: «Я люблю своего папу». «О маме можно говорить бесконечно». |
4. Кого можно назвать другом? Зачем нужна дружба? С кем вы дружите? Десять заповедей человечности. Как жить в ладу с собой и с миром? Книга-источник знаний. Что даёт чтение? Библиотека в вашем доме.
| Групповая дискуссия «Друг-это тот, кто…». Проигрывание, анализ коммуникативных ситуаций. Беседа, обсуждение отрывков из произведений. Игра «Волшебный стул». Коллективное составление рассказов, сказок. Придумывание по группам фантастического приключения «Весёлый сказ». Аукцион любимых книг. Экскурсия в библиотеку. |
5. Какие профессии существуют? Кем бы вы хотели стать? О профессиях родителей. | Игра «Кем быть?». Игры «Профессии», «Город мастеров». |
6. Научное представление о возникновении жизни на Земле. Человек-венец творенья. Отличие человека от других земных существ. Его назначение. Здоровый образ жизни. | Ролевая игра «Каким животным я хочу стать». Познавательная игра-конкурс «Знаешь ли ты?» |
7. Проблемы нашего общества. Родина нашего человека. Сколько стран в мире? Дети – будущее страны. Права и обязанности детей. Зачем нужны правила общения? Кто их придумал? Правила общения в дружбе. Деловое общение. Общение в гостях, в транспорте, в театре. Какие правила общения вы чаще всего нарушаете? | Дискуссия на тему «Проблемы России». Игра «5 минут карты». Коллективное рисование «Жизнь древних людей. Решение проблемных задач по теме «Правила общения». Проигрывание, анализ ситуаций общения. Ролевая игра «Мы ждём гостей». |
8. О чём мы говорим? Речевая культура школьника. Азбука вежливости. Наследственность, среда, воспитание. Чему мы радуемся? Что нас огорчает? | Речевые игры: «Рифмы», «Диалог», «Испорченный телефон». Ролевая игра «Интервью» Игра «Кто самый внимательный? По картине опиши характер, состояние человека. Игра «На что похоже?». |
9. Все ли живые существа общаются? Что такое общение? Чему мы радуемся? Что нас огорчает? Добро-зло, милосердие-жестокость, ответственность-равнодушие. Мой характер. Умею ли я общаться? Мой класс - мои друзья. Общение во дворе на улице | Пословицы и поговорки о добрых качествах человека. Проигрывание, анализ ситуации общения с товарищами, родителями, учителем в различных местах. Проективный рассказ «Каким я хочу быть». |
10. Понравилось ли вам занятие на игровом кружке? Почему? Чему вы научились? | Любимые сюжетно-ролевые игры, драматизации. Презентация |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема занятия | Дата |
1 | Здравствуй, школа! | |
2 | Сюжетно-ролевая игра «Школа». Школа будущего. | |
3 | Интересное вокруг нас. | |
4 | Игра «Что? Где? Когда?» | |
5 | «Фантастический мир» (в гостях у Кисточки). | |
6 | Сюжетно-ролевая игра «Семья». | |
7 | Конкурс писем «Я люблю своего папу». | |
8 | «Что в имени твоём». | |
9 | Десять заповедей человечности. | |
10 | Игра «Волшебный стул». | |
11 | Экскурсия в библиотеку «Аукцион любимых книг». | |
12 | Фантастическое приключение «Весёлый сказ». | |
13 | Все профессии важны, все профессии нужны. | |
14 | Игра «Кем быть», «Город мастеров». . | |
15 | Человек – венец творенья. | |
16 | Ролевая игра «Каким животным я хочу стать». | |
17 | Конкурс «Знаешь ли ты». | |
18 | Просмотр фильма «Возникновение жизни на Земле». | |
19 | Родина нашего человека. | |
20 | Игра «5 минут карты». | |
21 | КТД «Жизнь древних людей». | |
22 | Ролевая игра «Мы ждём гостей». | |
23 | Азбука вежливости. Речевые игры. | |
24 | Ролевая игра. «Интервью». | |
25 | Практикум «Испорченный телефон». | |
26 | Час общения. | |
27 | Проективный рассказ «Каким я хочу стать». | |
28 | КТД «Мой класс – мои друзья». | |
29 | Любимые ролевые игры. | |
30 | Презентация «Мой ДОМ». |
Ресурсное обеспечение
Библиотекари школьной и сельской библиотек
Кабинет начальных классов
Кабинет информатики
Компьютер, проектор, экран, Интернет, диски
Канцелярские товары
Разработки игр, конкурсов
Карта России
Литература
Малахова.И.А. «Развитие личности художественно-творческой деятельности».Минск, 2003г.
Маслова В.А. «Лингокультурология» М,2001г.
Ильин И.П. «Эмоции и чувства» 2001г
Кряжева Н.Л. « Развитие эмоционального мира детей» Ярославль 2000г.
Шмаков С.А. « Игра учащихся как феномен культуры» 1997 г.
Арасланова Е.В., Селиванова О.Г. «Коммуникативно – личностное развитие младших школьников. Теоретический аспект», Киров, 2006 г.
«Содержание и организация изучения развивающего курса для младших школьников «Способный ребёнок», Киров, 2007 г.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. «Внеклассные мероприятия. 1 класс». М.: ВАКО, 2004 г.