Познавательная игра Твоё здоровье - в твоих руках"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Познавательная игра
«Здоровье для всех- всё для здоровья»
Составители: Баскакова И. В.
Подольская А. В.
г. Донской
2012 г.
цель:
- раскрыть понятие здоровый образ жизни,
- определить условия сохранения здоровья,
- формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности.
- учить заботиться о своём здоровье.
Ход мероприятия.
I. Вступительное слово ведущего-учителя.
Вед. - Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!
Всем говорю я от души.
Я очень рада васвидеть И взрослые и малыши!
Здравствуйте, такими словами приветствуют друг друга справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? (Да.) Хорошее ли у вас сегодня настроение? (Да.) я очень рада, что у вас всё отлично!
Здоровье - самое дорогое, самое ценное, что есть у человека, а значит его надо беречь. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства. Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему и работать, и учиться, и отдыхать.
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
О человеке, который соблюдает все правила сохранения и укрепления здоровья, говорят: «Он ведет здоровый образ жизни».
В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как режим дня, физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в школе и дома, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Мы с вами обязательно рассмотрим все составляющие здорового образа жизни, но
сегодня мы с вами более подробно поговорим об одном из этих компонентов, о режиме дня.
И. Выступления детей.
1. Режим дня.
Игра «Собери пазлы»
- Каждая команды получает конверт. В нем лежит разрезанный режим дня. Задача детей восстановить правильно режим дня.
(дети выполняют задание)
- Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.
- Особое внимание хотелось бы обратить на важность утренней гимнастики.
- Утренняя гимнастика.
(Во время выступления выполняется комплекс утренней гимнастики)
- Ребята, а сейчас внимательно посмотрите отрывок мультфильма и догадайтесь, о чем пойдет речь дальше. (о личной гигиене)
- Личная гигиена.
Игра «Что с чем дружит».
Стрелочками соединить предметы, которые дружат друг с другом.
- Давайте проверим, что у вас полупилось?
Вам, мальчишки и девчушки.
Приготовила стихи.
Если мой совет хороший,
Дружно хлопайте в ладоши.
На неправильный совет –
Говорите : «Нет, нет, нет».
Постоянно нужно есть для зубов для ваших Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший. Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный.
Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад,
Это правильный совет? (Нет, нет, нет)
Говорила маме Люба: «Я не буду чистить зубы.»
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (Нет).
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет? (Нет, нет, нет)
Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? (Нет)
Навсегда запомните, милые друзья.
Не почистив зубы, спать идти нельзя.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идете спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет? (Нет, нет, нет)
- В режиме дня немало важен режим питание.
- Режим питания.
Игра «Полезные продукты».
- Ребята, перед вами карточки с продуктами питания. Вам нужно разместить их в две корзины. В первую полезные продукты, во вторую вредные.
- Очень важным моментом режима дня является учебная деятельность.
- Учебная деятельность.
Загадки о школьных принадлежностях.
- Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там заметку кладет. (Карандаш)
- Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Резинка)
- И не буквы, и не птицы
На тетрадной на странице.
Натуральный ряд ведут
И детей решать зовут. (Цифры)
- Черные, кривые
От рожденья все немые,
Стоит только встать им вряд –
Вот тогда заговорят. (Буквы)
- В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души. (Пенал)
- Моя подружка так живет:
С утра она чернила пьет,
Потом я ей даю тетрадь,
Она по ней идет гулять. (Ручка)
7. Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)
8.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
9.Я в линейку, я и в клетку,
Жду хорошую отметку.
На уроках я молчу,
Быть отличницей хочу. (Тетрадь)
10. Новый дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
11.Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
12.Есть отметка для лентяя.
Что за циферка такая. (Двойка)
- Необходимо, чтобы в режиме дня было и свободное время.
- Свободное время
Эстафеты.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться, проведем небольшие спортивные соревнования.
а) на голову положите лист бумаги, затем пройдите до доски и вернитесь обратно, не придерживая лист бумаги рукой.
б) «Меткий стрелок» (нужно закинуть мяч в ведро).
в) «Бег со связанными ногами» ( Правая нога одного участника и левая нога другого связаны. Надо добежать до доски и вернуться обратно)
г) «Преодолей болото» (2 Листа бумаги служат «кочками». Для начала надо обеими ногами встать на одну «кочку», а другую на некоторое расстояние положить перед собой. Затем переступать с одной «кочки» на другую «кочку». И так до доски, и обратно.)
- Особенно важен для ребенка сон.
- Сон.
Релаксация.
- А сейчас я хочу подарить вам минуту спокойствия. Вслушивайтесь в музыку и расслабляйтесь. (звучит музыка).
III. Заключительное слово учителя.
Здоровье - неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодня наша встреча прошла даром, и вы многое почерпнули из неё. Ведь «Здоров будешь - всё добудешь!» Так что будьте здоровы!
Режим дня
Режим дня - это сочетание слов вызывает у некоторых школьников раздражение: ведь соблюдение режима требует проявления воли. Школьникам кажется, что легче жить, не выполняя его. Но это неверно. На самом же деле беспорядочный образ жизни истощает силы человека, лишает ему добиться поставленных целей. А режим лишь на первых порах требует большого напряжения, за то потом облегчает ученье, труд, укрепляет здоровье.
[Не случайно говорят: «утро определяет день». Утренняя гимнастика, умывание,- душ помогают приобрести бодрость, положительный настрой. Обязателен и утренний завтрак. К сожалению, многие школьники ограничиваются лишь стаканом чаем, часто не успевают выпить и его. В результате во время уроков у них возникает головная боль, появляется вялость, рассеивается внимание, они не усваивают новый учебный материал.
Чтобы за день успеть сделать как можно больше и при этом чувствовать себя хорошо, надо научиться соблюдать режим дня: самые важные дела выполнять в определенные периоды времени. Прием пищи в одно и то же время способствует её лучшему усвоению, сохранению нормальной жизнедеятельности организма. Привычка ложиться спать в один и тот же час помогает быстро глубоко заснуть, восстановить силы и работоспособность^
Заниматься физической культурой три раза в неделю, только на уроках - недостаточно. Ваш день должен начинаться с утренней гимнастики. В школе на уроках вы делаете упражнения - физкультминутки, на переменах играете. Дома гуляя с товарищами, вы должны играть, бегать, прыгать, повторять упражнения, разученные на уроках, зимой кататься на санках, лыжах, коньках.
А сейчас каждому из вас мы хотели бы предложить примерный режим дня.
Утренняя зарядка
Особое внимание хотелось бы обратить на важность и оздоровительное значение утренней гимнастики.
Упражнения, которые человек выполняет после пробуждения, помогают взбодриться, настроить тело и разум на рабочий лад. Только делать нужно всё правильно.
Упражнения должны быть направлены в первую очередь на улучшение кровообращения. Тяжелые физические упражнения не лучший выбор для утренней зарядки. Ваше тело отдыхало в течение ночи, кровь текла медленнее и стала гуще, позвоночник немного вытянулся ( ведь пока вы спите, ему не нужно носить на себе ваше тело]. С утра тело нужно размять, немного растянуть мышцы, напитать себя кислородом.
Подойдут упражнения, выполняемые в спокойном темпе. Продолжительность зарядки обычно составляет 10-15 минут.
Перед началом утренней гимнастики выпейте стакан обычной чистой воды. Это необходимо, чтобы все внутренние органы «проснулись»», а кровь - побежала быстрее. Особое внимание уделите дыханию, оно должно быть спокойным и глубоким.
- Начать лучше всего с потягивания вверх.
- Далее походите на носках, на пятках, на внутренней и внешней стороне стоп по 30-40 секунд.
- Приподнимитесь на носках и резко (но без усилий) стукнитесь пятками об пол.
- После этого выполните вращательные движения: головой, кистей рук, локтевых суставов, плечевых суставов, ладыжки (ногу поставить на носок и вращать стопой), коленей (стоя соединить их вместе и вращать вправо-влево).
- Делаем неглубокий наклон вперед, выпрямляемся и приседаем.
- Выполняем наклоны в стороны.
- В конце зарядки как следует потянитесь.
Чтобы утренняя гимнастика была в полном смысле «зарядкой организма», надо научиться соблюдать следующие гимнастические условия:
- упражнения следует выполнять в трусиках и майках;
- утреннюю гимнастику начинать сразу после сна в тщательно проветренной комнате;
- в момент выполнения упражнений следует дышать глубоко и ритмично, вдыхая воздух через нос и выдыхая через рот;
- зарядку начинать с несложных движений, нагрузку повышать постепенно. В конце занятий выполнить несколько упражнений на расслабление, чтобы привести к нормальному ритму работы органов дыхания и кровообращения;
- после физических упражнений обязательны водные процедуры.
Физические исследования показали, что дети, выполняющие каждый день утреннюю гимнастику, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те, которые пренебрегают ею.
Режим питания
Каждый человек должен иметь строгий режим питания как по времени, так и по количеству принимаемой пищи.
Для нормального развития организма ребенка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное питание по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Названные вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах и ягодах. Эти продукты должны всегда присутствовать в вашем меню.
Для здоровых людей рекомендовано 3-4 разовое питание с 3-4 -часовыми промежутками. Большие перерывы между приемами пищи неблагоприятно сказываются на состоянии здоровья, вызывают утомление, снижение работоспособности и головную боль.
Основное количество пищи, необходимой человеку в течение дня, нужно потребить в первую её половину. Она нужна для того, чтобы могли работать наш мозг, наши мускулы, наше сердце. Нельзя ограничивать завтрак только чашкой чая с парой бутербродов.
Обед также должен быть достаточно плотным и состоять из четырех блюд. Сначала легкая закуска (овощной салат, винегрет и т.д.) для усиления аппетита, затем первое и второе блюда и в заключение - десерт.
Теперь несколько слов об ужине. Он должен быть очень легким и состоять из небольшого количества быстро и хорошо усваиваемой пищи. Ужин включает такие продукты, как молоко, кисломолочные напитки, фрукты, соки.
Последний прием пищи следует осуществлять не позже, чем за 1,5 - 2 часа до сна. Очень важным является вопрос о насыщении. Сколько нужно съесть, чтобы и насытиться и не переесть? Здесь может помочь одно правило, сформулированное академиком А.А.Богомольцем: «Надо выходить из-за стола, испытывая легкое чувство голода». Другими словами, не надо наедаться до чувства полного насыщения. От переедания могут развиваться гастриты и другие заболевания желудочно-кишечного тракта.
Говоря о режиме питания, надо помнить, что есть следует всегда в строго определенные часы, в те, к которым привык организм.
Личная гигиена
Личная гигиена - это ежедневный уход за своим телом и содержанием его в чистоте.
Необходимо:
- утром и вечером умываться, а ещё лучше принять душ;
- руки мыть с мылом, высоко засучив рукава;
- тереть следует не только ладони, но и тыльные стороны кистей;
- при мытье рук и ног ногти мыть с помощью специальной, хорошо намыленной щетки. Ногти на руках и ногах - места скопления грязи, поэтому их, кроме мытья, надо стричь коротко через каждые 6-7 дней.
- вытираться после мытья надо насухо. Кожный покров нежный, но из-за небрежного ухода он может огрубеть, покраснеть, трескаться, начинает шелушиться.
- каждый должен иметь полотенце для лица и рук и отдельно полотенце для ног. Через общее полотенце может передаваться целый ряд кожных заболеваний;
- мыть голову рекомендуется 1-2 раза в 7-10 дней.
- регулярно мойте уши с мылом и чистите туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах острыми предметами. Так можно повредить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха и потерять слух.
Уход за зубами является неотъемлемой частью поддержания хорошего здоровья.
Для этого надо чистить зубы 2 раза в день: утром и вечером. Пользуйтесь только своей зубной щеткой. После еды всегда полощите рот кипяченой водой. Не грызите зубам, сахар, твердые орехи. После горячей пищи не рейте сразу холодную воду, и наоборот, после холодного мороженого не пейте чай, иначе на зубах могут появиться трещины, и они заболят. Не ковыряйте в зубах острыми предметами. Не менее двух раз в год проверяйте состояние зубов у врача.
Грязные и неряшливые люди всегда неприятны окружающим, поэтому соблюдайте правила личной гигиены.
Учебная деятельность
Учеба - это главный труд школьника. Бывает, что школьники заняты не меньше взрослого. Уроки столь же важны, сколько и самые серьёзные дела взрослых. Нам нужно научиться правильно организовывать учебные занятия, не нанося вред здоровью.
У каждого ребенка должно быть постоянное рабочее место и место, где он мог бы держать свои книги и тетради.
Для учебного процесса важна обстановка, в которой находится ребёнок. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в помещении. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22. При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8-9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забывайте проветривать помещение.
Во время учебных занятий всё должно находиться на своих местах, на столе не должно быть никаких лишних предметов. Нельзя забывать и об освещении, свет должен падать слева. Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечивать правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти на стол и прикоснувшись кончиками пальцев рук до глаз. Если руки и ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное.
Человек быстро утомляется, когда работает за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга.
Для успешного выполнения задания необходимо четкий ритм занятий. Например, после 20 минут занятий следует сделать перерыв, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
Свободное время
Необходимо, чтобы в режиме дня было время на свободное время, на занятия по интересам, на чтение, просмотр телепередач, пребывание на свежем воздухе и т.д.
Свободное время - это время, свободное от запланированных занятий или дел. Свободное время дает возможность выбрать, чем хочется заняться, это может быть и привычное занятие из ежедневного расписания, важно, что «я
А
сам сейчас хочу этим заниматься» Возможность самому выбирать занятие, развивает умение организовывать себя, своё время и пространство, понять свои интересы и уметь их реализовывать. Согласитесь, очень важное умение. Значит, свободное время нужно и полезно.
Кстати, о телевизоре. Исследованиями гигиенистов установлено, что дети проводят у телевизоров в среднем до 1,5 часа в день, а третья часть их тратит на просмотр телевизора до 3 часов в сутки. Чрезмерное увлечение телевизором пагубно влияет на состояние здоровья, в первую очередь на глаза, вызывая их перенапряжение. Младшим школьникам не стоит сидеть у телевизора более 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным - ещё меньше. Смотреть телевизор следует сидя ( ни к коем случае не лёжа) на расстоянии от 2 до 5 метра от экрана.
Большое место в режиме дня отводится пребыванию на свежем воздухе. Это укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стимулирует обмен веществ и т.д. по гигиеническим нормативам время прогулки для школьников младших классов от 3 до 3,5 часа в день.
И ещё мне хотелось бы сказать о том, что сейчас наблюдается малая подвижность людей - гиподинамия. Гиподинамия является причиной частых головных болей, переутомления, понижения работоспособности, слабой физической подготовленности.
Хорошую физическую нагрузку дают езда на велосипеде и плавание. В зимнее время ничего лучшего нет, чем лыжная прогулка, катание на коньках. Лыжи развивают мышцы, легкие, укрепляют сердечно-сосудистую и нервную систему.
сон
Особое внимание надо уделять сну, так как он во многом определяет здоровье, настроение, работоспособность человека. У всех людей ежедневная потребность во сне разная, но в среднем она равна 7-8 часам.
И.П.Павлов назвал сон выручателем нервной системы. Во время сна восстанавливаются истощенные нервные клетки, отдыхает весь организм. Нарушение сна вызывает повышенную утомляемость, раздражительность, приводит к серьезным отклонениям в здоровье.
Какой сон считается полноценным? Тот, после которого человек в течение всего дня чувствует себя бодрым, работоспособным. Чтобы сон был полноценным, следует выполнять следующие правила:
- если вы проснулись утром вялым, уставшим, с головной болью, надо установить причину такого состояния и постараться её исключить.
- постель школьника должна быть не слишком мягкой, но и не слишком жесткой.
- перед сном полезно совершить спокойную прогулку, принять теплый душ.
- тем, кто имеет привычку читать перед сном, лежа в постели, рекомендуется от неё отказаться.
- спать нужно в хорошо проветренном помещении и даже зимой с открытой форточкой.
- спать лучше всего на спине, на маленькой подушке.
- спокойному, глубокому сну будет мешать обильный ужин непосредственно накануне сна.
- если вы с трудом засыпаете, нужно избегать в вечерние часы всего того, что возбуждает нервную систему.
Быстро заснув и хорошо выспавшись, вы встанете утром бодрым, со свежей головой и хорошим настроением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок здоровья "Твоё здоровье - в твоих руках"
Что такое здоровье? Какого человека можно назвать здоровым? Путешествие в город Здоровейск....
«Твоё здоровье – в твоих руках»
Внеклассное мероприятие направлено на воспитание бережного отношения к своему здоровью, призывает вести здоровый образ жизни. Дети сами приходят к выводу, что главными составными частями з...
Конспект и презентация классного часа "Твоё здоровье в твоих руках"
Конспект и презентация классного часа "Твоё здоровье в твоих руках"....
Твоё здоровье в твоих руках
Классный час из цикла «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Возраст детей:10 лет, 4 классМесто проведения: классТема: «Твоё здоровье – в твоих руках»....
Твоё здоровье в твоих руках.
Классный час на тему здорового образа в 4 классе....
Классный час для учащихся начальной школы «Твоё здоровье в твоих руках».
Классный час для учащихся начальной школы «Твоё здоровье в твоих руках»....
Классный час, мастерская здоровья "Твоё здоровье-в твоих руках"
профилактика табакокурения, повторить влияние вредных привычек на организм человека; способствовать развитию умения принимать ре...