Мероприятие "Широкая масленица" 1-4 класс
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этот праздник к нам идет Раннею весною, Сколько радостей несет Он всегда с собою! Ледяные горы ждут, И снежок сверкает, Санки с горок вниз бегут, Смех не умолкает. Дома аромат блинов Праздничный чудесный, На блины друзей зовем, Будем есть их вместе. Шумно, весело пройдет Сырная Седмица, А за ней - Великий пост, Время, чтоб молиться.
Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды
Понедельник — Встреча. В этот день сооружали и наряжали соломенное чучело и начинали печь блины.
Вторник — Заигрыши. С раннего утра молодежь веселилась и каталась с гор. Все приглашали друг друга в гости.
Среда - Лакомка В этот день зять приходил «к тёще на блины».Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Четверг — Широкий разгул. Народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.
«Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».Маковский К. Е.1869.
Масленица годовая, Гостья наша дорогая! Она пешей к нам не ходит, Всё на конях приезжает. У ней кони вороные, Слуги молодые.
Еще одна масленичная потеха - кулачные бои.
Снежные городки
Суриков В. И. Взятие снежного городка. 1891г.
Ой, Масленица-кривошейка, Состречаем тебя хорошенько! Сыром, маслом, калачом И печеным яйцом! А мы Масленицу повстречали Сыром гору набивали, Маслом гору поливали, На широк двор зазывали Да блинами заедали.
Петрушечные комедии В старину на масленицу была чрезвычайно популярна Петрушечная комедия. Бывало, что одновременно выступали сразу несколько петрушечников, показывающих свою нехитрую комедию помногу раз в день.
Пятница — Тещины вечерки. Теперь уже зятья у себя дома принимали тещ с румяными блинами. Суббота — Золовкины посиделки. Золовки приходили в гости к молодым невесткам, пробовали их блины и получали подарки.
Воскресенье — прощеный день или Прощеное Воскресенье. Традиционный обряд этого дня и окончания Масленицы — сжигание соломенного чучела, которое являлось символом уходящей зимы. В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки.
Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!
Наша Масленица дорогая Немножечко постояла. Мы думали — семь неделек, Схватимся, спохватимся — Всего семь денечков! Нас Масленица подманила, На большой пост посадила.
Ты прощай, прощай, Наша Масленица. Ты прощай, прощай, Наша широкая. Ты не в середу пришла И не в пятницу, Ты пришла в воскресенье, Всю неделюшку веселье. Ты пришла с добром, С хмельным пивом и вином. Со блинами, пирогами Да со оладьями. Блины масленые, Шаньги мазаные. Мы катаемся с горы От зари и до зари, А сегодня, в воскресенье, Наше кончилось веселье. Прощай, прощай, Наша Масленица!
Презентацию подготовили Оганесян Белла Бениковна Коллектив 2 б класса


Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Будницкая основная общеобразовательная школа
ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА (сценарий для 1-4 классов)
Разработка учителя
начальных классов:
Леонтьевой Татьяны Александровны
Будница, 2019 г.
Цель : приобщение детей к глубинному традиционному наследию
русской народной культуры;
Задачи:
- помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником
«Масленица»;
- дать детям эмоционально- полноценное представление о праздновании Масленицы на Руси;
- содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях в творчестве детей;
- воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.
Оборудование:
1. плакат «Широкая Масленица»;
2. магнитофон (музыкальное сопровождение урока);
3. костюмы для участников праздника;
4. бубен, ложки;
5. плакат с изображением солнца.
Оформление класса: дети сидят на стульях (П» - образно), класс украшен флажками, плакатами.
Ход мероприятия.
Звучит мелодия «Ах ты, зимушка-зима».
Ведущий:
Зима кончается, весна начинается, а люди с радостью ждут весёлого праздника Проводов зимы. Поможем же весне, поможем солнцу в срок прийти на землю. Встанем в кружок, заведем хоровод (Спляшем, Ваня!». Слова И.Титовой, музыка А.Варламова.)
«Праздник Проводы зимы
Отмечаем дружно мы.
С приближением весны
На Руси пекут блины»
Ведущий:- Когда на Руси пекут блины? (ответы детей).
Вот уж зимушка проходит,
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Идет матушка Весна,
Отворяйте ворота! (Слайд 1)
- История празднования масленицы на Руси уходит своими корнями в далёкое прошлое нашего народа, в те времена, когда люди не знали единого Бога, а поклонялись многим божествам. Среди них были: Бог земли, Бог воды, Бог леса и другие. Но самым главным, самым почитаемым был Бог солнца – Ярило. (прикрепить к доске весёлое солнышко) От света и тепла зависела жизнь людей на земле. Всю длинную, холодную зиму люди мечтали о тёплом летнем солнышке, зелёной травке, щебетании птиц. И вот к концу зимы они устраивали праздник в честь Бога солнца – Ярило, просили его поскорее растопить снег и лёд, согреть землю. Чтобы задобрить Ярило, в каждом доме пекли румяные блины, похожие на солнышко, ели их с маслом, угощали соседей и, обязательно, птиц. А обращались к богу солнца так:
«Свет и сила, Бог Ярило!
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!
Даруй, Бог Света, теплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное, Лето плодородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше!»
- Отсюда и пошёл праздник Масленица.
Слайд 2
Масленицу праздновали на Руси целую неделю. В эти дни пекли блины, строили ледяные горы, с которых под весёлые звуки гармоней, бубнов и балалаек катались на санях и коньках. А ещё ходили в гости, угощались блинами да пирогами, пели песни, плясали, масленицу прославляли. Праздник был весёлым, радостным, с размахом, поэтому и прозвали Масленицу широкой
Приходи, Масленица, скорей,
Не томи добрых людей.
Масленица ясная,
Мы на все согласные!
А сейчас нам нужно
Всем вместе дружно
Масленицу пригласить
Да и праздник открыть!
Выходи-ка, люд, на великий гуд,
Встречай Масленицу, ее к нам везут!
(Ввозят чучело Масленицы под звон колокольчиков)
(Слайд 3)
Ведущий: Вот она наша Масленица!
Душа ль ты, наша Масленица, перепелиные косточки, бумажное
твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
1-й ребенок: Здравствуй, Масленица годовая! Наша гостьюшка дорогая!
Приехала на конях вороных! На саночках расписных.
.
2-й ребенок:
Масленица, Масленица!
Блинами попеканщица!
Пришла раненько,
Встретим мы тебя хорошенько -
Сыром, маслом и блином
И румяным пирогом!
( в исполнении детей звучит песня « Масленица».
Слова В.И.Корытько, музыка Л.Деревягиной к песне «Горница»)
Праздник начинаем
Песнею весёлой,
Зиму провожаем
В дальние края.
На снегу катаемся,
Да блином бросаемся,
Масленица русская,
Масленка моя.
Масленицу празднуем,
Как в России издавна,
На столе сосновом
Пироги и чай.
Бублики и пряники,
Да блины румяные
Прям из печки прыгают,
Ешь да не зевай!
На деревне праздник,
В каждом доме гости,
Над костром клубится
Синий, синий дым.
Масленица русская,
Масленка широкая,
Кто кого обидел,
Нынче всё простим!
Ведущий: Масленая неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях блины должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными. (звучит песня «Блины»).
А вот как раньше пекли блины.
(выходят «девушки»)
1-я девушка: Я поставлю тесто на снеговой воде, когда взойдет месяц.
Месяц ты месяц, золотые рожки!
2-я девушка: А я пойду вечером готовить тесто к речке.
3-я девушка: А я к колодцу.
4-я девушка: Я пойду к озеру и буду ждать, когда появятся на небе звезды, первый блин вынесу на двор и положу на землю в дар Весне, чтобы солнце скорее пригревало поля.
(девушки поют):
Масленица – блиноеда! Масленица – жироеда!
Обируха! Обмануха1
Обманула, провела, до поста нас довела!
До поста нас довела, всю еду у нас взяла!
Дала редьки хвост на Великий пост! У – у – ух!
Ведущий: Каждый день Масленицы имеет свое название. (Слайд 4).
Встретили мы Масленицу в понедельник, день этот так и называется – «встреча». (Слайд 5).
А как называется второй день Масленицы?
Дети: «Заигрыши». (Слайд 6)
Ведущий: Много игр и забав было во время веселой масленичной недели.
Обычно это была игры в снежки или борьба за место на санках, нередко играли за взятие снежного городка, проводились кулачные бои. А мы сейчас тоже поиграем.
Игра «На дощечках» - соревнуются две команды (мальчики и девочки). Передвигая дощечки стараются перейти на другой берег реки. Побеждает команда первая перешедшая реку.
Ведущий: А в какой день теща приглашала зятя на блины?
Дети: в среду.
Ведущий: Как называется этот день?
Дети: «лакомка» (Слайд 7)
Ведущий: давайте посмотри, как зять у тещи блинами лакомился.
Зять: Пойду-ка я к теще на блины.
Ох, и наемся вволю (стучит).
Теща, это я, зять, в гости пришел.
Теща, люли, поджаривай блины!
Теща: Как для зятя я блинов напекла,
В этих блинах три осьмины муки,
Соли да крупы на четыре рубля,
Лучку да мачку на семь рублей,
Маслица с яйцом на восемь рублей.
Думала - семерым блинов не съесть!
А зятюшка сел - да с присеста и съел! (Прогоняет его веником.)
Ведущий: Зятюшка убежал, а нам пора объявлять 4-й день Масленицы. Что же это за день?
Дети: «Разгул» или «широкая масленица».
Учитель: Гуляет, поёт весёлые песни народ в разгульный четверг.
«Сколько ни ходи по свету - лучше русской песни нету.
Где песня поется, там легче живется.
Хочешь победить подружку - спой веселую частушку», – такие прибаутки знает каждый на Руси. (Слайд 8)
(Дети исполняют частушки)
(Слайд 9 – 15)
Ведущий: Хватит петь да плясать, пора пятницу объявлять!
Дети: Пятница - «Тещины вечерни».
Суббота - «Золовкины посиделки». (Слайд 16)
Ведущий: В пятницу родители ходили в гости к своим взрослым детям, носили им подарки, а дети угощали родителей вкусными румяными блинами. В субботу в гости друг к другу ходили женатые братья и замужние сёстры. Устраивались весёлые застолья, игры, пляски, все ждали последнего дня масленицы – прощенного воскресенья.(
Всю масленичную неделю было принято подавать милостыню нищим и больным, угощать блинами всякого, кто входил во двор. Обычай этот делиться с нуждающимся сохранился у нашего народа и по сей день.
Гость, войди! Традиций не нарушим,
С ним чайку всегда попьем.
Всем известно русское радушье,
Хлебосольство и открытый дом.
Масленица:
Эй, скоморохи! Дела мои плохи!
Блины остывают,
Их есть не поспевают!
Всякого прохожего,
Красивого, пригожего
Поймать да обласкать,
Без блина не отпускать.
(гостей урока – праздника угощают блинами, звучит фонограмма русской народной песни «Ой, блины, мои блины»)
Ведущий : Ну, что, гости дорогие,
Наплясалися, напелися?
Пора нам Масленицу со двора провожать,
Да с большим почетом.
Ведущий: Со словами «простите Христа ради» начинается последний день Масленицы «Прощенное воскресенье» или «Проводы масленицы». Слайд 17)
Этот обычай православный, а пришёл в русскую Масленицу после крещения Руси.
- Вспомните, какой русский князь крестил великую Русь (Владимир – красно солнышко)
В прощеный день все просят друг у друга прощения. А делают это так: «простите меня ради бога, если что не так!» (кланяются в ноги).
Тот, у кого просят прощения, отвечает: «Бог простит!».
Потом обмениваются подарками: пряниками, конфетами, печеньем, - и целуются.
- Что значит попросить прощение? (признать свою вину, свой грех, покаяться в нём, повиниться).
- Прощенное воскресенье будет через три дня, а сейчас давайте поучимся просить прощение.
(разыграть сцену просьбы прощения).
Ведущий: В воскресенье сударыню Масленицу взгромождают на сани, в сани впрягаются трое молодых парней, которые возят ее по улицам, а затем увозят за околицу.
(Звучит музыка, Масленицу увозят на саночках).
Ребенок 1: Прошла Масленица, кончилось гуляньице.
Обманула, провела, нагуляться не дала.
Прощай, зима холодная, приходи, лето красное!
Ребенок 2: Укатила Масленица, добрая красавица,
До будущего года, до сырной недели.
А мы теперь давайте, как прадеды наши...
Посмотрим с любовью в глаза друг другу,
Да скажем с чистой душою...
«Прости меня, пожалуй, буде в чем виноват пред тобою!».
Ребёнок 4: Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты прощай, прощай,
Наша широкая!
Ты не в среду – то пришла
И не в пятницу,
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
Ребёнок 5: Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом,
С блинами, пирогами.
Блины масляные, маслом мазаные.
Мы катаемся с горы
От зари и до зари.
Ребёнок 6: А сегодня в воскресенье
Наше кончилось веселье!
Ты прощай, прощай,
Наша Масленица!
(В исполнении детей звучит народная песня «Развесёлыми блинами»)
Ведущий: А теперь пришло время встречать красавицу – весну!
(девочка в костюме весны читает стихи)
Весна:
Как я рада увидеть вас вместе,
Дорогие мои земляки!
Имена ваши очень простые:
Михаилы, Иваны, Петры,
Александры, Егоры, Кириллы,
Анны, Дарьи, Натальи, Марины -
Всех сегодня я вас позвала,
Веселиться, плясать помогла!
А теперь закрываю наш праздник.
Он корнями уходит в века,
Силу, удаль людей умножая,
Праздник, памятный издалека,
Открывающий путь к урожаю!
Ведущий: А сейчас давайте нарисуем нашу Масленицу, то, что вам больше всего запомнилось или понравилось в обычае празднования этого праздника. (дети выполняют рисунки и прикрепляют их к доске).
- У нас получилась замечательная картина «Широкая масленица», которая состоит и множества ваших рисунков. А как называется такая картина? (коллаж).
- Вот так мы отпраздновали сегодня любимый праздник наших дедов и прадедов – широкую русскую Масленицу. А теперь приглашаю всех к столу блинов поесть да чайку попить!
(урок-праздник продолжается чаепитием с блинами)
Литература:
1. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы:
Справочник.-2-е изд.-М.: Флинта: Наука,2001.
2. Науменко Г. М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и
сказках: Сборник фольклорных материалов.-М.:ЗАО Изд-во Центрполиграф,
2001.
3. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых
представлений и праздников.- М.:РИГ,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации
Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...

"Творчество С.Я.Маршака", 1 класс; "Л. Н. Толстого "Котёнок"", 2 класс; "знакомство с произведением В. Астафьева "Капалуха"", 3 класс; "П.П.Бажов "Серебряное копытце". Характеристика героев" ,4 класс
Любимые конспекты, которые были разработаны мной и темы уроков, которые были проведены мной на практике...