Путешествие в мир книг
классный час (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Данная разработка будет полезна учителям начальных классов при подготовке классного часа или внеклассного мероприятия посвященного дню Книги
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_knigi_1.doc | 90 КБ |
Предварительный просмотр:
Путешествие в мир книги
Цели:
1) знакомить детей с историей празднования Недели детской книги;
2) воспитывать бережное отношение к книге, интерес к чтению;
3) развивать память, мышление, воображение, речь, эмоциональность, коммуникабельность.
Ход мероприятия
Ведущий. В конце марта, в дни весенних каникул все ребята нашей страны справляют именины. Виновники этого торжества не Саши и Маши, не Коли, не Толи, не Кати и Марины, а наши верные друзья- книги.
Раньше Книжкины именины совсем не праздновали. Было время, когда не было алфавита, люди не умели писать, а значит и книг не было. И даже, когда книги появились, не праздновали их дни рождения, было не принято праздновать именины книгам... Самые первые Книжкины именины прошли в Москве, в Колонном зале в далёком 1943 году, когда шла Великая Отечественная война. Ребятишкам тогда жилось очень грустно, плохо, на их долю выпали испытания - голод, холод, смерти родных и близких людей, а часто и сами дети погибали в эту пору. Дети военной поры помогали взрослым, а в свободное время играли в свои любимые игрушки и игры и, конечно, читали книги. Книги помогали детям хоть на какое-то время, погрузившись в чтение, отвлечься от грустных мыслей. Чтобы помочь детям, сделать их жизнь менее тяжёлой, отвлечь их от грустных мыслей, детские писатели, воспитатели, библиотекари устроили детям большой литературный праздник во время весенних каникул, на котором происходили встречи с детскими писателями, читали книги, делились впечатлениями о прочитанном, дети рассказывали о своих любимых книгах, рассказывали стихотворения, участвовали в литературных викторинах и конкурсах, пели, танцевали. Праздник получился на славу, самым настоящим книжным праздником. Во время одного такого праздника, на его открытии в Москве перед ребятами выступил писатель Лев Кассиль. Начал он так: «Дорогие ребята, поздравляю вас с днем книжкиных именин!» С тех пор неделю детской книги стали называть книжкиными именинами.
Празднику "Книжкины именины" уже больше 70 лет. Их называют ещё Неделей детской книги, потому что именины идут целую неделю, последнюю неделю марта, в период весенних школьных каникул. Празднуют Книжкины именины в школах и библиотеках, потому что библиотека - это родной дом для книжек: здесь они живут, сюда приходят к ним в гости читатели, которые на время забирают книги к себе домой, чтобы их прочитать. Но потом книги всё равно возвращаются к себе домой, в родную библиотеку.
А мы сегодня отправляемся в "Путешествие в мир книг".
- Станция «Начальная»
Чтоб в жизни Человеком стать, учись читать, учись писать,
Никак не может ученик на свете жить без добрых книг!
Ведущий: Книга – это одно из чудес, созданных человечеством. Из книги мы узнаём о прошлом и настоящем, она ведёт нас в интересное путешествие в страну знаний, рассказывает, как выращивают хлеб и строят дома, варят сталь и побеждают болезни, создают машины и летают в космос…
Книга всё тебе расскажет
Книга всё тебе покажет!
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берёз.
Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней её полюбишь.
В.Силс
Ведущий: Книга встречает нас в раннем детстве и становится вечным другом на всю жизнь.
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок -
Просит книжку показать.
Ведущий: Как невозможно жить без воздуха, воды и хлеба, так невозможно жить без книги. Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас точно птицы,
Облетая целый свет.
Ведущий: Каждый раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплёты, титульные листы, набранные красочными шрифтами. Книги помогают мысленно преодолеть время и пространство.
Сколько в книге страниц,
Столько дружеских лиц,
Столько новых героев мы встретим.
Вьются ленточки строк,
Словно ленты дорог,
Убегающих вдаль на рассвете.
- Станция «Историческая»
- Своеобразные книги – это рисунки древних людей на стенах пещер. На стенах храма в Фивах (Египет) высечена летопись, каменные страницы которой достигают 40 метров в ширину.
- Писали в старину книги на бересте – коре берёзы, а в Египте на папирусе. Писали и острым камнем, и металлическими палочками, и кукурузными стеблями, и глину, и гусиными перьями.
- Первые древнерусские книги писали летописцы (самый известный Нестор). Дело было нелёгким, летописец часто стоял на коленях и выводил буквы. Первая буква, как правило, писалась красной краской, украшалась цветами, изображением голов необыкновенных животных (отсюда и выражение «писать с красное строки»). Чтобы книга дольше сбереглась, титульная страница часто была из шкуры, украшалась драгоценными камнями.
- Первая печатная книга на Руси появилась в 1564 году. Иван Федоров больше десяти лет работал над созданием типографии, затем целый год печатал свою первую книгу – «Апостол». В Москве из-за духовенства он не смог продолжать работу, переехал во Львов, там напечатал в 1574 году «Львовский апостол».
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг –
И, глядишь, уже дряхлый старик.
Ведущий: И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Федоров и его помощники стали выпускать первые печатные книги.
И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга стократ,
И был человек очень этому рад.
- Станция «Интересные сведения о книгах»
- Самой большой в мире книгой считают летопись, которая высечена на стенах храма в Фивах в Египте. Её каменные страницы имеют ширину 40 м.
- В итальянском городе Бергамо найдены два экземпляра самой маленькой книжки в мире. Её размер 12*12*7 мм. Напечатана она в 1615 г. и имеет 117страниц.
- Самый «долговечный» учебник принадлежит древнегреческому математику Эвклиду. Свою систему геометрии он создал за 300 лет до нашей эры, но теоремы Эвклида изучают в школах по сей день.
- Самая древняя газета мира – китайская «Конгэсе», выходящая без перерыва с 1050 г. Любопытно, что само слово «газета» значительно моложе и означает денежную единицу.
- Из 11095 рукописных томов состоит Большая китайская энциклопедия. 60 томов занимает только оглавление. 400 томов этого уникального издания хранятся сейчас в Париже.
- Писатели не только создают романы и повести, но и… слова. Слово «головотяп» придумал М.Е.Салтыков-Щедрин. Головотяпство – значит нелепое и бестолковое ведение дел. Д.Свифт создал слово «лилипут» - маленький человек. Есть автор и у слова «робот». Его придумал брат писателя К.Чапека Й.Чапек.
- История свидетельствует, что некоторые учёные знали огромное количество языков. Например, датский языковед Р.К.Раск разговаривал на 230 языках, а немецкий лингвист Л.Г.Шютц – на 270.
- Станция «Какой путь проходит книга»
Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги – у меня уже их много –
На книжной полке бережно храню.
Покуда книгой сделается книга,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
Пока бумагу сделают, ребята,
Положится большой, тяжелый труд.
Писатель на бумаге пишет книгу,
Потом ее в редакцию несут.
За книгой этой – сколько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых…
Писателям я очень благодарен,
За труд упорный уважаю их.
Вот рукопись готова. И редактор Прочтет ее.
Потом отдаст в печать.
За каждое словечко в этой книге
Перед народом надо отвечать!
Проворная печатная машина
И день, и ночь печатает листы…
Но ведь листы еще не книга,
Ее такой читать не станешь ты!
Ее подклеить нужно и обрезать.
В хороший переплет переплести.
Упаковать, на поезде отправить
По всей стране, всем людям развезти.
И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Люби ее! Читать давай другим!
(К. Мухаммади)
5.Станция « Пословицы о книгах недаром молвятся»
- Книги – мост в мир знаний.
- Прочитал хорошую книгу – встретился с другом.
- С книгой поведёшься – ума наберёшься.
- Золото добывают из земли, а знания - из книг.
- Из глубины морей добывают жемчуг, а из глубины книг черпают знания.
- Кто много читает, тот много знает.
- Книга поможет в труде, выручит в беде.
- С книгой жить – век не тужить.
- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- Ученье - свет, а неученье – тьма.
- Книга – источник знаний.
- Хорошая книга – первый друг человека.
- Не красна книга письмом, а красна умом.
- Книга – зеркало жизни.
- Испокон века книга растит человека.
- Чтение – вот лучшее учение.
- Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
6.Станция «Загадки о книгах»
- Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком. (Книга)
- Говорят она беззвучно,
А понятно и нескучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (Книга)
- Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
- Без языка, а обо всём рассказывает,
Без головы, а всё знает,
Без ног, а везде бывает. (Книга)
- Белое поле, чёрное семя,
Кто его сеет, тот разумеет.
- Иду по грядкам, рву без счёта,
На грядках не убывает, а в голове прибывает.
- С подругами и сестрами она приходит к нам,
Рассказы, вести новые приносит по утрам. (Газета)
- Висит немая, бранит лентяя. (Стенгазета)
- Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)
- Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом ведёт, там заметочку кладёт. (Карандаш)
7. Станция «Библиотечная»
Все книжки живут в специальном доме. Отгадайте, что это за дом?
Снаружи смотришь – Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай! (Библиотека)
Ведущий: Слово «библиотека» произошло от греческого «книга» и «хранилище». А в толковом словаре Ожегова С.И. «библиотека» означает учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. Первая библиотека в Древней Руси была основана в 1037 г. Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве. В 11-12 веках библиотеки возникают при монастырях и соборах. Уже в конце 18 в. появляются платные библиотеки. В начале 19 в. публичные библиотеки возникают в губернских и уездных городах.
В библиотеке столько книг!
Внимательно всмотрись:
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись!
Стоят на полках и молчат,
Затронешь – вмиг заговорят,
Расскажут вам про все на свете,
Дружите крепко с ними, дети!
Ты идёшь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать.
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
Новых книг живые строки
Открывают путь широкий!
Жить без книг мы не могли бы,
Дорог нам их вечный свет,
Книгам добрым, интересным
Всей мы школой
Шлём привет!
Песня на музыку «Бременские музыканты»
Ничего на свете лучше нету,
Чем тянуться к знаниям и свету.
И в библиотеке за журналом
Сколько б ни читать, всегда мне мало,
Лишь бы голова не уставала.
Ла-ла-ла-ла – 2 раза.
Узнаем из книг мы все на свете
Почему луна и солнце светят,
Почему зимою снег скрипучий,
Ну а летом дождевые тучи,
И что делать, чтоб наш мир был лучше.
Ла-ла-ла – 2 раза.
8. Станция «Книжкина больница»
«Книжка про книжки»
У Скворцова Гришки
Жили – был Книжки – грязные,
Лохматые, рваные, горбатые,
Без конца и без начала, Переплёты, как мочала,
На листах каракули, Книжки горько плакали.
-Как нам быть? – спросили книжки. –
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм:
-Вот что, книжки, убежим!
Растрепанный задачник, Ворчун и неудачник
Прошамкал им в ответ:
-Девчонки и мальчишки Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки? Везде спасенья нет!
(С.Маршак)
Ведущий: Согласны ли вы, ребята, что книгам «нигде спасенья нет»? (Ответы детей)
Вы правы, хорошие ученики берегут книги, никогда не пачкают, не рвут листы. А если книгам нужна «скорая медицинская помощь», то можно обратиться в «Книжкину больницу».
Где находится «Книжкина больница»?
Конечно же, в библиотеке.
Бежим в библиотеку, в свободный наш приют, -
Там книжки человеку в обиду не дают!
Выступление библиотекаря школы. Беседа «Живи книга!» Рассказ о работе «Книжкиной больницы».
Выходит книга и обращается к детям.
Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, когда меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом, это так некрасиво! Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и умными.
Песня «Если с книгой дружишь ты» на мотив песни «Если с другом вышел в путь»
Если с книгой дружишь ты, Если с книгой дружишь ты,
Веселей живётся.
А без книги, ты пойми, А без книги, ты пойми,
Всё трудней даётся.
Припев:
Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,
Ведь книжечки всегда со мной.
И скажу я вам, друзья, И скажу я вам, друзья,
С книгой вы дружите.
Книги – верные друзья, Книги – верные друзья.
Книги вы любите.
Ведущий. Чтобы узнать, хороший перед нами ученик или нет, достаточно посмотреть на его книги.
Инсценировка стихотворения М.Ильина «Две книжки»
Выходят две ученицы. Их костюмы – обложки книги. Одна красиво оформлена, другая – рваная, растрепанная.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
Ну как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки.… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
-Твои мне незнакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, - о них
И говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
-Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.
Ведущий. А вы, ребята, бережёте книги?
Знай, что расскажут напрямик
И книжки и тетрадки, какой ты ученик.
Если каждый из ребят порвет листы, обложку,
Во что же книгу превратят ребята понемножку?
Чтоб книги были у детей в библиотеке, в школе,
Трудилось множество людей на фабрике и в поле.
Книга:
Я – книга. Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен.
Ой, уронил меня ты на пол!
Ай, супом ты меня залил!
Что здесь за звери, что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы!
Мой переплет не выгибай!
Мой корешок не поломай!
Не забывай меня в саду:
Вдруг дождь нагрянет на беду?
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!
9. Станция «Поэтическая»
Хлеб и книга, вечные от века,
На столе лежат передо мной,
Подтверждая мудрость человека,
Бесконечность щедрости земной.
Давайте новые книжки откроем
И снова пойдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книг ничего нет на свете!
Пусть книги заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Желаем, ребята, со сказкой дружить
И в сказочном мире немного пожить.
Желаем вам всем только Знайками быть,
А книги и знать, и, конечно, любить!
Возьмите в руки книгу, дети,
Мир необъятный рад вас встретить.
Помогут книжные страницы
Всему вокруг преобразиться.
- Станция «Почитай-ка»
Звучит стихотворение Владимира Берестова «Как хорошо уметь читать!»
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку просить:
- Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать.
Ведущий. А как надо читать книги? (Ответы учащихся)
Ведущий. А теперь послушаем стихотворение М.Островского «Как Коля читал».
Коля книги не читал…
Он их попросту глотал:
За едой и перед сном,
В лодке с поднятым веслом,
На уроках и в саду,
Лёжа, стоя, на ходу.
За обедом проглотил он
«Гулливера» с «Буратиной»,
Брал он с вешалки пальто –
Закусил стихом Барто;
А в аптеку шёл пока,
Скушал томик Маршака.
Не заметил, как с арбузом
Съел он «Робинзона Крузо».
Наконец, собравшись спать,
Взял «Хоттабыча» в кровать.
У него спросили в школе:
-Что прочёл сегодня, Коля?
И ответил Коля так:
-Написал роман Маршак,
Как отважный Робинзон
Сел в отцепленный вагон
И поехал к лилипутам,
Был веревками опутан,
Но его от смерти спас
Добрый папа «Карабас».
Дружный смех раздался в школе.
-Отчего? – не понял Коля.
Знает кто-нибудь из вас
Почему смеялся класс?
Ответы учащихся.
Советы учителя, как надо читать книги.
Страницы книг сродни могучим крыльям,
Листай, лети хоть прямо на Луну.
Раскрыта книга, значит, мы открыли,
Опять открыли новую страну.
- Станция «Читайте повсюду»
Ведущий: В трудные минуты жизни и в светлый свой час человек неразлучен с книгой: она помогает ему укрепить веру в себя, в торжество разума и справедливости. Книги не молчат: они наши самые умные и задушевные собеседники.
Книжек в мире много разных, интересных и смешных,
Приглашаем вас, ребята, прочитать побольше их.
Книга! Великое слово! Я оду тебе пою,
Тебя от души воспеваю. Люблю я тебя, люблю!
Мы с книгой умней и богаче, нам с ней и расти, и дружить,
Она задает нам задачи и учит, как думать и жить!
Песня на мотив «Если к вас нету тети»
Если у вас нету книжки,
То вас не спасет Интернет,
И будни унылы слишком,
Если у вас, если у вас,
Если у вас книги нет,
Книги нет.
Если вы мало читали,
То вам бизнесменом не стать,
И сможете вы едва ли
Фирму свою, фирму свою,
Фирму свою возглавлять,
Возглавлять.
Припев:
Оркестр гремит басами,
И флейты басам под стать.
Думайте сами, решайте сами,
Читать или не читать,
Читать или не читать.
- Завершение
Ведущий: Английский философ Бэкон называл книги «кораблями мысли, странствующими по волнам времени и бережно несущими свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Умными людьми недаром сказано:
Всем лучшим книге мы обязаны.
Книги читают и стар и млад,
Книге хорошей каждый рад.
Книги читаю, значит, мыслю,
Мыслю, значит, живу, а не кисну.
В книжке – мудрость, слезы и смех!
Книжек хороших хватит на всех.
Ведущий: Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. Он окружен множеством умных и верных друзей. Друзья эти – книги. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из книги.
Если купишь книгу, не бросай на полку-
От нее не будет никакого толку.
Всем полезно чтение про себя и вслух
Книга - самый верный, самый лучший друг!
В ней стихи и сказки…Все к твоим услугам!
Береги же книгу, стань большим ей другом! (Г. Ладонщиков)
Песня «Читающие дети»
Дети хором:
Читать – это модно,
Читать – это круто.
Читайте свободно,
Читайте повсюду!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир книг"
Мероприятие проходит в игровой форме,адресовано для учеников 1-4 классов начальной школы. Игровая программа состоит из различных конкурсов, таких как "Доскажи словечко", "сказочная страна", "Музей ска...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир книг"
Мероприятие проходит в игровой форме,адресовано для учеников 1-4 классов начальной школы. Игровая программа состоит из различных конкурсов, таких как "Доскажи словечко", "сказочная страна", "Музей ска...
Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир книг"
Мероприятие проходит в игровой форме,адресовано для учеников 1-4 классов начальной школы. Игровая программа состоит из различных конкурсов, таких как "Доскажи словечко", "сказочная страна", "Музей ска...
Урок - путешествие по страницам книг С.Маршака
Сегодня, ребята, вас ждет встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком 3 ноября - день рождения переводчика, детского поэта, доброго друга детей. Имя С.Я. Маршака с детства знакомо каждому из на...
Путешествие по Красной книге
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Путешествие по Красной книге", посвящено Международному дню птиц....
Путешествие по страницам книг С.В. Михалкова
Творчество Михалкова, стихи, инсценирование сказок, песни, частушки....
"Путешествие по Красной Книге Саратовской области и Вольского района"
Цель: 1. Познакомиться с редкими и исчезающими видами растений и животных Саратовской области, Вольского районаВывить причины сокращения численности растений и животных.Разработать проект «Редки...