Родительское собрание в 3 классе «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 92
Родительское собрание в 3 классе
«О введении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Автор: Склярова Л.Н..
Учитель нач. классов МБОУ СОШ № 92
2016 год.
Цель родительского собрания:
- представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса ОРКСЭ; познакомить родителей с содержанием курса ОРКСЭ и методикой его преподавания.
Задачи:
- познакомить родителей с нормативно- правовым регулированием курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
- обозначить цель и задачи введения курса ОРКСЭ в начальной школе;
- рассмотреть все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы;
План:
1. «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам. директора школы Сальниковой И.В.
- Выступление учителя нач. классов Скляровой Л.Н. «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе».
- Выступление учителя православной культуры «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания».
- Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.
Ход собрания:
Эпиграф.
Православная культура - бесценная часть нашего природного и культурного наследия, живой источник , без которого нет и не будет в России будущего.
- «Нормативно-правовое регулирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» выступление зам. директора школы Сальниковой И.В.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в общеобразовательных организациях Российской Федерации ведется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — курс ОРКСЭ), состоящего из шести учебных модулей (далее — модули ОРКСЭ):
- «Основы православной культуры»;
- «Основы исламской культуры»;
- «Основы буддийской культуры»;
- «Основы иудейской культуры»;
- «Основы мировых религиозных культур»;
- «Основы светской этики».
Принципиальной особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школе является ориентация содержания образования на запросы и потребности социокультурных групп в российском обществе. В связи с этим особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательной организации свободного, добровольного информированного выбора родителями (законными представителями) несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.
Исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в статье 87 части 1-2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ:
Изучение предмета осуществляется в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями, направлен на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий).
В отношении вопроса о возможности отказаться от изучения учебного курса (всех модулей) надо разъяснить, что данный курс предусмотрен в учебном плане федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Отказ от изучения не допускается
- Выступление учителя нач. классов Скляровой Л.Н. «Обоснование введения курса ОРКСЭ в начальной школе.»
Рассмотрим все возникающие в связи сведением курса организационные вопросы.
Вопрос первый, еще раз, чтобы понятно и доступно объяснить родителям и уяснить самим.
1. Зачем вводится данный курс?
Существуют моральные и социальные вызовы школьному образованию:
- морально-нравственная дезинтеграция общества
- низкий уровень доверия и социальной солидарности
- нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
- недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
- рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
- снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
- усиление миграционных процессов
- недостаточный уровень воспроизводства населения
снижение физического, социального и психического здоровья населения
Учитывая недостатки воспитания школьников, президентская инициатива «Наша новая школа» определила требования к современному выпускнику общеобразовательной школы.
Человек, вступающий во взрослую жизнь должен быть:
- мотивированным к познанию
- владеющим достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
- критически мыслящий
- готовым к сотрудничеству и коммуникации
- готовым отвечать за свои действия и их последствия, уважающим закон, справедливость, принимающим ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества
социально-ответственным
Разрыв между реальностью и требованиями общества к выпускнику школы – гражданину России очень велик. Курс ОРКСЭ должен помочь решить многие проблемы в воспитании подрастающего поколения в современных условия, когда на место духовности приходят удовлетворение материальных потребностей, в обществе царит произвол безнравственность и жестокость. Растет межнациональное разобщение молодежи.
ОРКЭС призван закрыть брешь в воспитании подрастающего. ЭТО курс воспитательной направленности, а не система знаний.
Школа совместно с семьей и общественностью, в т.ч. религиозной, призвана с помощью нового курса укрепить традиционные нравственные основы средствами образования, направленными на духовную консолидацию.
Итак, еще раз – ЦЕЛИ курса ОРКСЭ:
Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).
Цель предмета - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса ОРК СЭ:
Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Обобщение знаний и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
2. Почему именно в 4 классе ?
Начнем с того, что это очень сложный период в жизни ребенка по разным причинам:
1. Стресс смены 1 и 2 ступеней образования. (преподавателем курса ОРКСЭ должен быть один учитель как связующее звено между 4 и 5 классом в то время как осуществляется переход от одного учителя к разным учителям по разным предметам)
2. 11-13 лет Возраст, когда происходит ОТКАЗ ОТ ЦЕННОСТЕЙ ДЕТСТВА И ПЕРЕХОД К ЦЕННОСТЯМ ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ, а вокруг улица, интернет, ТV, неблагополучная семья, весь негатив современного общества. Ребенок не может понять каковы ценности существования человека в жизни. Очень часто его никто не может направить на путь истины.
3. ВОЗНИКАЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ СВЯЗУЮЩЕГО ЗВЕНА МЕЖДУ ДВУМЯ ЭТАПАМИ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР», «ИСТОРИЯ»). Грамотные преподаватели следуют при преподавании этих предметов в светской школе девизу «Не навреди!».
4. Как один из обнадеживающих психологических факторов этого возраста – ЕЩЕ СУЩЕСТВУЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ и детьми, учителями И ДЕТЬМИ.
Самой главной, первоочередной работой по введению курса ОРКСЭ является работа с родителями. Общение необходимо начинать со знакомства с нормативно – правовой базой введения курса ОРКСЭ. На примере выдержек и Законов РФ.
Конституция РФ (Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом),
Закон Российской Федерации «Об образовании» (Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства),
Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Светский характер образования В рамках комплексного курса не предусматривается обучение религии.,
Светская школа – это не атеистическая школа.
3. Знакомство с модулями курса ОРКСЭ
Курс носит модульный характер.
Комплексный учебный предмет состоит из 6 модулей:
- основы православной культуры
- основы исламской культуры
- основы буддийской культуры
- основы иудейской культуры
- основы мировых религиозных культур
- основы светской этики
И состоит из учебных пособий:
1. Программа курса
2. Учебные пособия для учащихся (их 6 соответственно модулям)
3. Книга для учителя
4. Книга для родителей
5.Электронные приложения
Весь УМК к началу изучения курса будет.
Итак, основными особенностями введения курса ОРКСЭ является то, что
Выбор модуля обучения осуществляется родителями (законными представителями) учеников.
Конечно при реализации воспитательного курса ОРКСЭ необходимо:
Согласование педагогических усилий семьи и школы
В курсе запланированы различные формы работы с родителями:
1) Проведение родительских собраний
2) Система вопросов-заданий, включающих родителей в учебно-воспитательный процесс
3) Участие в подготовке и проведении школьно-семейного праздников. Большое значение имеет грамотно разработанная и качественно на совесть проведенная внеучебная деятельность:
Для подготовки и проведения праздников привлекаются родители обучающихся.
В процессе проведения школьно-семейного праздника могут быть представлены:
- презентации творческих работ школьников, выполненные по результатам изучения модулей предмета ОРКСЭ;
2) номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России;
- выставка детских художественных работ, представляющих особенности религиозного искусства разных конфессий России, а также традиционного искусства народов нашей страны, объединенные общей духовно-нравственной проблематикой;
Учебники и учебные пособия, которые вошли и войдут в федеральный перечень соответствуют ФГОС.
4. Преподавание курса.
Кто будет преподавать новый курс?
Самое главное должны понять все присутствующие сегодня – предмет не должен быть догрузкой. Слишком большие надежды по духовно – нравственному воспитанию школьников с ним связаны. Преподавать его должен грамотный, высокопрофессиональный учитель, способный качественно, на высоком уровне дать детям то, что заложено в курсе, воспитать настоящего человека. Он прежде всего сам должен понять, для чего вводится предмет, быть обучаемым и мобильным.
«Судьба будущей России лежит в руках русского учителя»
- Выступление учителя православной культуры «Содержание курса ОРКСЭ и методика его преподавания».
- Выбор родителями модуля курса ОРКСЭ.
Приложение 1
Анкета для родителей (законных представителей)
обучающихся 3 классов
Вопросы | Варианты ответа |
1.Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ курса «Основы религиозных культур и светской этики»? | 1.Положительно |
2.Скорее положительно | |
3.Безразлично | |
4.Скорее отрицательно | |
5.Отрицательно | |
6.Затрудняюсь ответить | |
2.В чем Вы видите положительное значение введения данного курса? | 1.Расширение кругозора детей |
2.Формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям | |
3.Формирование патриотизма и гражданской солидарности | |
4.Формирование ценности здорового образа жизни | |
5.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | |
6.Воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России | |
7.Духовное и культурное развитие детей | |
8.Повышение нравственности детей | |
9.Формирование уважительного отношения к старшим | |
10.Приобретение знаний о различных культурах, вероисповеданиях | |
11.Снижение уровня преступности, наркомании в подростковой среде | |
12.Приобщение молодежи к вере | |
13.Другое | |
14.Затрудняюсь ответить | |
3.В чем Вы видите риски, связанные с введением курса? | 1.Обособление школьников по мировоззрению или национальной принадлежности |
2.Дополнительная учебная нагрузка для учащихся | |
3.Появление формального отношения к религии, вере | |
4.Снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям | |
5.Принудительное навязывание веры, религии | |
6.Принудительное навязывание одного из модулей курса | |
7.Другое ……… | |
8.Затрудняюсь ответить | |
4.Какой модуль курса ОРКСЭ Вы выбрали для своего ребенка? | 1.Основы светской этики |
2.Основы мировых религиозных культур | |
3.Основы православной культуры | |
4.Основы исламской культуры | |
5.Основы буддийской культуры | |
6.Основы иудейской культуры | |
7.Не участвовал(а) в выборе | |
5.Испытывали ли Вы трудности с выбором модуля курса? | 1.Да 2.Нет |
6.С чем были связаны трудности Вашего выбора? | 1.Различное мировоззрение членов семьи |
2. Настороженность, недоверие к нововведениям | |
3. Недостаточность информации о содержании курса | |
4. Другое ……… | |
7.Что повлияло на выбор Вамиименно этого модуля курса? | 1.Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса |
2. Мнение классного руководителя или других педагогов | |
3. Рекомендации родителей одноклассников ребенка | |
4. Желание руководства школы | |
5.Разъяснительные беседы представителей религиозных конфессий | |
6. Уклад жизни семьи, семейные традиции | |
7. Другое ……… | |
8. Затрудняюсь ответить | |
2.Факультатив для всех желающих | |
3.Этот курс не должен преподаваться в школе | |
4.Затрудняюсь ответить | |
8.Как Вы считаете, отражает ли воспитательный, духовно-нравственный характер курса учебное пособие по выбранному модулю? | 1.Да |
2.Скорее да, чем нет | |
3.Скорее нет, чем да | |
4.Нет | |
5.Затрудняюсь ответить | |
9.Имеете ли Вы представление о содержании учебных пособий по другим модулям курса? | 1.Да, всех |
2.Да, некоторых | |
3.Нет | |
10.Какую систему оценивания достижений Вашего ребенка по данному курсу Вы считаете наиболее оптимальной? | 1.С выставлением отметок |
2.Без отметок | |
3.Другую…. | |
4.Затрудняюсь ответить |
Приложение 2
Девять «Если …» воспитания
- Если ребенка постоянно критикуют, то он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, то он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, то он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, то он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, то он учится понимать других.
- Если ребенка подбадривать, то он учится верить в себя.
- Если ребенка хвалят, то он учится быть благодарным.
- Если ребенок растет в честности, то он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, то он учится верить в людей
Памятка для родителей
- Будьте внимательны к своему ребенку, чувствуйте его эмоциональное напряжение.
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
- Не запрещайте ребенку выражать свои отрицательные эмоции, а вникайте в их суть.
- Умейте воспринимать и любить своего ребенка таким, какой он есть.
- Предъявляйте к ребенку разумные требования.
- Не критикуйте требования учителей в присутствии ребенка, а предъявите своё неудовольствие при личной встречи с ними.
- Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребенка.
- Поощряйте своего ребенка взглядом, жестом, действием, ласковым словом.
- Наказание допустимо, если оно: следует немедленно за поступком; объяснено ребенку; не жестокое (хотя может быть и суровым); оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества; не унижает ребенка, а способствует пониманию негативности его поступка.
Приложение 3
Директору
образовательного учреждения
________________________________
Ф.И.О. родителей (законных представителей),
проживающих по адресу:
________________________________
заявление
Мы, родители (законные представители) _________________ (Ф. И. ребенка), учащегося «____» класса ______________________ (наименование ОУ) из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики
выбираем для своего ребенка изучение:
____________________________________ (название модуля курса ОРКСЭ).
Дата «____» _________________ 20___ г.
_________________________(Ф.И.О. родителя) ____________ (подпись)
_________________________(Ф.И.О. родителя) ____________ (подпись)
Приложение 4
Протокол родительского собрания «____» класса
о выборе модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Наименование учреждения ___________________
Присутствовали (указать):
Результаты выбора родителями (законными представителями) учащихся «____» класса модуля комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
Название модуля ОРКСЭ | Кол-во выборов (цифрами и письменно) |
Основы православной культуры | |
Основы исламской культуры | |
Основы буддийской культуры | |
Основы иудейской культуры | |
Основы мировых религиозных культур | |
Основы светской этики |
Дата «___» _______________ 20___ г.
Классный руководитель__________________(Ф.И.О.) ___________ (подпись)
Председатель
родительского комитета класса___________(Ф.И.О.) ___________ (подпись)
Приложение 5
Лист сводной информации
о результатах выбора родителями (законными представителями) учащихся модуля комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Наименование учреждения __________________
Модуль курса ОРКСЭ | 3 «а» класс | 3 «б» класс | Всего кол-во уч-ся, выбравших данный модуль | Процент выбравших |
Основы светской этики | ||||
Основы мировых религиозных культур | ||||
Основы православной культуры | ||||
Основы исламской культуры | ||||
Основы буддийской культуры | ||||
Основы иудейской культуры | ||||
ВСЕГО | =Общему кол-ву уч-ся 3 «а» класса по списку | =Общему кол-ву уч-ся 3 «б» класса по списку | =Общему кол-ву уч-ся в параллели 3 классов | =100% |
«___» ______________ 20___ г.
Директор школы _________________ (Ф.И.О.) ____________ (подпись)
Председатель
родительского комитета класса__________(Ф.И.О.) ________ (подпись)
М.П.
Приложение 6
Полезная информация
Материалы для использования в преподавании основ религиозных культур размещены на сайтах религиозных организаций:
Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) – http://www.patriarchia.ru. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви – http://www.otdelro.ru.
Совет муфтиев России – http://www.muslim.ru.
Российская ассоциация буддистов – http://www.buddhism.ru
Федерация еврейских общин России – http://www.feor.ru
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
Электронная гуманитарная библиотека – www.gumfak.ru;
Государственный музей истории религии – www.gmir.ru.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
сайт Общественной палаты – http://www.oprf.ru;
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
Отдел образования и просвещения Новосибирской Митрополии: 333-29-82 (Пивоваров Борис Иванович).
Соборная Мечеть г. Новосибирска тел. 278-06-09 (Шакирзянов Абдульхамид Накипович).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Примерный план работы образовательного учреждения по введению учебного курса ОРКСЭ...
Родительское собрание: Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Общеизвестно, что религия сыграла ключевую роль в развитии российской государственности и культуры. Понять отечественную историю, литературу и искусство, все то, чем жили наши...
Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"
Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...
Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....
План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ...
Родительское собрание в 3 классе «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель родительского собрания:представить родителям развернутую информацию о целях и задачах курса ОРКСЭ; познакомить родителей с содержанием курса ОРКСЭ и методикой его преподаванияЗадачи:познакомить р...
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...