«Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем сделать ребёнку". С. Лупан
статья (1 класс) по теме

Венера Галимхановна Касаткина

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, способствующий решению    для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Умение детей работать с произведением – результат  сформированных специальных читательских  умений,  необходимые и достаточные для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Как сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал?  И что делать, если дети  не хотят читать? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Литературное чтение61.5 КБ

Предварительный просмотр:

    «Привить ребёнку вкус к чтению –

                                                         лучший подарок, который мы можем сделать ребёнку».

                                                                            Сесиль Люсьен.

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, способствующий решению    для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Умение детей работать с произведением – результат  сформированных специальных читательских  умений,  необходимые и достаточные для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров. Как сделать, чтобы дети полюбили уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал?  И что делать, если дети  не хотят читать? Современный ребенок окружен множеством захватывающих его внимание вещей, заменяющие книгу,   тогда, когда младший школьный возраст самый благоприятный для приобщения его к миру книг. Актуальность проблемы в том, что телевизор, компьютеры, развлечения постепенно вытесняют печатное слово. 

Средний уровень интеллектуального развития детей, достаточно часто встречающееся безразличие в детско-родительских отношениях заставляет задуматься и родителей, и педагогов, как развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, как организовать чтение, способствующее развитию личности.

Дети приходят в 1 класс разные по своему развитию и подготовке к школе, поэтому и первые их шаги в слушании, рассматривании и чтении книг тоже различны. Именно в это время необходима кропотливая и систематизированная работа по развитию у них интереса, а затем и любви к книгам, к чтению.  В первом классе у большинства учащихся показатели техники чтения средний и больше ниже среднего уровня,   низкая мотивация, нежелание читать, следовательно низкий уровень развития связной устной речи, малый словарный запас, плохое понимание прочитанного ( Приложение1).

 Обучение литературному чтению имеет два направления: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства.  Планируя уроки литературного чтения, окружающего мира, сочла необходимым усилить мотивационную сторону обучения не только на уроках, но и во внеклассном чтении. Начиная с первого класса все учащиеся имеют рабочие тетради для записей, рисунков. Записи в тетрадях дисциплинируют обучающихся, вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть более внимательными к чтению текста, к предложению, словосочетанию, самому слову.

        

 

Умение читать-общаться - это приобретенная в обучении способность внутренним взором "видеть своего собеседника, слышать его речь, запоминать ее, представлять   все то, о чем собеседник "говорит".Чтению-общению, или творческому чтению, самому - без систематического руководства со стороны учителя   научиться нельзя.  Творческим чтением движет любознательность. «Мостик» любопытство-любознательность    способствует активизации  познавательной деятельности, помогает читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

   Целями работы по формированию читательского интереса являются:

       - поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;

       - привитие обучающимся навыков чтения и формирование умения читать с удовольствием;

       - создание системы организации творческих конкурсов и занятий с элементами театрализации с целью развития                      школьника  как читателя. 

 Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники.

   Уроки внеклассного чтения представляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, устные журналы, конкурсы. В учебниках по литературному чтению практически нет информации о писателях. На помощь приходят   конференции – презентации. Они несут в себе большой эмоциональный заряд, служат  стимулом к чтению книг писателя, которому посвящена конференция. Презентации, подготовленные к урокам литературного и внеклассного чтения, помогают ученикам образно представить произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием ИКТ  высока, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

                                                                                       

 Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очень важно записать ребенка в библиотеку. Посещение библиотеки имеет огромное значение для формирования читателя, книжной культуры. В нашей школе   учитель и библиотекарь - единомышленники и работают вместе, это приносит ощутимые результаты.

 Успех развития читательского интереса у детей зависит и  от  родителей. Детям требуется "читающая" среда , и она  должна быть создана прежде всего в семье. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.  На первом родительском собрании я посоветовала родителям не реже одного раза в две  недели  бывать в книжном магазине, а покупка книг должна стать праздником.

 М.С. Соловейчик говорит о необходимости учить детей "обдумывающему" восприятию, умению размышлять над книгой. Увлекательно походят занятия в литературном кружке «Книжное царство». Наш девиз при работе над произведением: думай, представляй, переживай. Эти три главных слова тонкой нитью проходят не только  через все уроки литературного чтения, но и через всё литературное образование младшего школьника. Занятия литературного  кружка проводятся один раз в четверть. Готовясь к заседаниям кружка, родители вместе с детьми устраивают выставки книг, поделок, рисунков, разучивают стихи, песни. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать.  В конце учебного года подводятся итоги "Самая читающая семья". Эта работа способствует привитию интереса к книге, формированию уважения к живому слову, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей. Участие учеников во внеурочных формах работы с детской книгой - это показатель формирования у них читательской самостоятельности, их литературного развития.

   Соревновательность является стимулом к чтению.  Активных читателей мы поощряем, чтобы образцом для подражания в детском коллективе стал читающий, думающий ученик. В начале года оформляется уголок "Книжное царство", объявляется конкурс "Лучший читатель", в конце года подводится итог в форме презентации.

   Сейчас ребята любят уроки литературного чтения, активно готовятся к ним: 10 учеников имеют констатирующий уровень восприятия, что свидетельствует о среднем уровне литературного развития детей. Это нормально для возраста детей 8-ми лет. Высокий уровень литературного развития имеют 4 ученика, которые воспринимают художественное произведение на уровне «героя». С тенденцией к переходу на уровень «героя» оказались 3 человека.  Низкий уровень литературного развития имеют 5 учеников, воспринимающие произведение на фрагментарном уровне. Результаты обучения за второе  полугодие второго класса следующие: 5 учеников ( из 21) по чтению имеют отметку «5», 8 учеников – «4». Больше 60 слов читают 9 учеников,   меньше 45 слов – 5 учеников.  Понимают прочитанное 18 учеников.(Приложение 2)

И в заключение: необходимо довести до детей мысль, что учатся читать  они для себя, а не учителя и не для мамы с папой, именно тогда они полюбят книги и увидят в них целый мир открытий и возможностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребёнку усидчивость

Рекомендации для родителей....

Как привить ребёнку любовь к чтению? Советы родителям.

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. В данном материале даны некоторые рекомендации п...

Как привить ребёнку любовь к чтению?

Проведения необычных уроков литературного чтения....

Как привить ребёнку любовь к чтению

Как привить ребёнку любовь к чтению. 10 заповедей родителя...

Как привить ребёнку любовь к чтению

Родители могут увидеть , сколько должны дети читать во 2 классе и как читают их дети....

25 полезных вещей, которым мы можем научить детей

25 полезных вещей, которым мы можем научить детейПрямо сейчас на наших глазах привычки приобретают наши дети. В зарождении каких-то из них мы не будем участвовать, их продиктует природа и среда, окруж...