Экологическое воспитание младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Опыт работы на тему "Экологическое воспитание младших школьников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание младших школьников. | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЩИТА ОПЫТА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ:
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
Выбрав эту тему для работы с детьми младшего школьного возраста, мною были поставлены цели:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Сама работа началась со сбора методической литературы, различных разработок уроков на экологическую тему. Применялся найденный материал не только на уроках природоведения, но и на уроках математики, русского языка, чтения. Составлялись и проводились различные внеклассные мероприятия на экологические темы. Были проведены: игра «Поле чудес» для учащихся 3-4 классов, экологическая сказка «Репка» для учащихся 1-2 классов, конкурсы рисунков на тему «Береги природу!», конкурсы стихов о природе «Лес – наше богатство!».
В 2012 году в школе был проведен семинар на тему: «Экологическое воспитание в начальной школе», где я выступила с докладом на тему : «Научно-теоретические основы экологического образования в начальной школе. Требования к экологической подготовке младших школьников». На заседаниях МО начальных классов нашей гимназии так же выступала с докладами и разработками мероприятий на экологическую тему.
Начиная с 2010 года , в гимназии ежегодно проводятся «Недели природоведения». Собран огромный материал : рефераты о редких животных и растениях, о насекомых; альбомы с рассказами и фотографиям об охраняемых уголках природы – заповедниках и заказниках, о лекарственных растениях Ставрополья.
Систематически проводятся экскурсии по городу Ставрополю и походы по его окрестностям.
Летом, работая в пришкольном лагере, так же проводятся мероприятия, связанные с экологическим воспитанием.
Развитие исследований и совершенствование практики работы в области экологического образования учащихся привело к идеи зарождения экологического краеведения. Экологическое краеведение в школе является межпредметным по своей сути.
Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своём крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому.
Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся: природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно конкретизировать следующим образом:
Природа – типичные и редкие виды организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники природы, природные ресурсы края;
Хозяйство – местные промышленные предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы благоустройства;
Население – особенности экологической культуры местного населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы;
Искусство – произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни местного населения с природными сюжетами;
История – происхождение обычаев и традиций отношения к природе; происхождение названий населённых пунктов и других географических объектов; развитие природоохранной деятельности взрослых и школьников в крае.
Школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны – краепознание и краестроительство. При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба условия, т.к. только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды формируется бережное, а затем и ответственное отношение к природе.
Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации различных видов деятельности учащихся – познавательной, целостно-ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетической, трудовой – в их совокупности.
Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого-краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании, причём следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учеником тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. осознание специфики каждого вида деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....