Сценарий осеннего народного праздника "Кузьминки"
классный час на тему
Народный праздник "Кузьминки". Мало кто знает об этом фольклорном календарном празднике. А ведь наши предки отмечали его наряду с такими календарными праздниками как ""Масленица", "Ивана Купала". Если "Масленица" - это проводы зимы и встреча весны, то "Кузьминки" - это проводы осени и встреча зимы. Очень весёлый интересный праздник. Есть над чем подумать и поразмыслить детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_kuzminki.docx | 32.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий осеннего народного праздника «Кузьминки»
Цель: Ознакомление детей с фольклорно-календарным русским народным праздником “Кузьминки”
Задачи:
- воспитать уважение к русской народной культуре;
- через познание народных традиций воспитание бережного отношения к семье;
- пробудить интерес к фольклорным календарным праздникам;
- раскрыть индивидуальные творческие способности каждого ребенка, через концертную деятельность.
Действующие лица:
1-й ведущий,
2-й ведущий,
Рассказчик,
Курочка,
Мышка,
Тетерев
Сваты,
Хозяин,
Кузьма,
Невеста
“Жених” - соломенное чучело Кузьмы.
Оформление зала:
На сцене: Дом-изба, печь, лавочки, стол (на столе самовар, блины, сушки, пряники), икона в углу.
В зрительном зале: стулья полукругом расставлены для участников и гостей праздника.
Ход праздника:
Под музыку учащиеся 1-4 классов одетые в народные костюмы входят в зал. Учитель приветствует всех ребят и гостей как радушная хозяйка в своём доме и приглашает всех на праздник «Кузьминки».
Учитель: 14 ноября празднуется память святых бессеребреников Космы и Дамиана. На Руси этих святых называли Кузьма и Демьян, поэтому и праздник называется «КУЗЬМИНКИ». Если «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны, то «Кузьминки » - это проводы осени и встреча зимы.
1-й ведущий. Святые Кузьма и Демьян были бессеребреники. Бесесребрениками зовутся они потому, что за работу денег не брали.
2-й ведущий. Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами, покровителями кузнечного искусства. Кузьма-демьян – кузнец, куёт лёд на земле и на воде.
Учитель приглашает всех в дружный хоровод.
Хоровод «Во кузнице». (У микрофонов – 7-8 чел.)
1-й ведущий. С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и обращаются к святым, просят помочь не отстать в работе от тех, кто начал её раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».
ПЕСНЯ «Ой ты прялица моя». Исполняют ученицы на сцене.
В руках у них рукоделие.
1-й ведущий. Нанимаясь работать кузнецами, Кузьма и Демьян просили только, чтобы их вволю кормили кашей, поэтому их иногда в народе зовут «кашниками», а к столу в этот день обязательно подают кашу, приговаривая при этом: «Кузьма-Демьян, приходи к нам кашу хлебать!»
Учитель. Кашу хлебать, это вам не загадки отгадывать, много ума не надо. А вы умеете отгадывать загадки? А мы сейчас это проверим.
(Дети 4 класса загадывают народные загадки у микрофонов на сцене)
1. Белое, круглое долго лежало, вдруг затрещало и живым стало. (яйцо)
2. Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (петух)
3. Хвост с узорами, сапоги со шпорами, утром распевает, время считает. (петух)
4. Я родился в желтой шубке: “Прощайте, две скорлупки!” (Цыпленок)
5. Серая хохлатка — Детей- с полдесятка! (курица)
6. Вроде птица - не летает,
Ходит, зерна собирает. (курица)
7. Что поднимает и малое дитя,
А через хату не перекинет
И сильнейший мужчина. (перо)
8. По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось. (Перо)
Учитель: А вы заметили, о чем все загадки? (о петухе, курице, цыпленке, пере). Это не случайно, т. к. начиная с этого дня, крестьяне резали кур на продажу. Кроме каши, обязательным блюдом на «Кузьминки» была куриная лапша, а в некоторых губерниях жареная курица или пироги «курники».
1-й ведущий. Ещё весной хозяйка высматривала курицу, которая просилась на яйца. Усаживая курицу, она говорила: «Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени». Этот обычай сейчас почти забыт, но те, кто об этом помнит, всегда с цыплятами.
2-й ведущий. Поэтому Кузьму и Демьяна ещё называли в народе «курятниками» и праздновали в этот день курьи именины: загадывали загадки, пели песни, рассказывали сказки.
Учитель: Какие сказки вы знаете про петуха и курицу? (ответы детей) Сейчас вы узнаете ещё одну сказку про курицу. Только мы её не расскажем, а покажем.
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ (на сцене 1 класс)
Рассказчик: Однажды нашла курочка ячменное зерно. (Курочка ищет и находит колосок) И от радости раскудахталась:
Курочка: Нашла зерно! Зерно нашла! Надо его смолоть. А кто понесёт на мельницу?
Мышка: Не я!
Рассказчик: Сказала мышка.
Тетерев: И не я!
Рассказчик: Сказал тетерев. Нечего делать (курочка пожимает плечами) взяла курочка зерно и понесла. Пришла на мельницу, смолола зерно. (курочка изображает то, о чём говорит)
Курочка: Кто домой муку нести будет?
Мышка: Не я!
Рассказчик: Сказала мышка.
Тетерев: И не я!
Рассказчик: Сказал тетерев. Нечего делать, взяла курочка муку и принесла домой.
Курочка:: Кто хлеб замесит?
Рассказчик: Спросила курочка.
Мышка: Не я!
Тетерев: И не я!
Рассказчик: Крикнули оба. Замесила курочка тесто, и хлеб сама посадила в печь. Вышел каравай на славу: пышный да румяный. Курочка на стол поставила (курочка изображает все действия) да и спросила.
Курочка: А кто есть его будет?
Мышка и Тетерев: Я и Я!
Рассказчик: Сказали мышка и тетерев и оба залезли за стол.
Ну и хороши же мышка с тетеревом!!!
Учитель: Хорошо поступили мышка и тетерев? Ребята всегда помогайте своим мамам, бабушкам.
1-й ведущий: Татьяна Викторовна, а я знаю, что у русского народа существует поверье, будто бы нечистая сила, которая разгуливает по лицу земли ночью, исчезает вместе с первым криком петуха.
Учитель: Давайте проверим, кто из вас лучше всех умеет ку-ку-ре-кать.
КОНКУРС «Ку-ка-ре-ку! »
(Все желающие выстраиваются полукругом и по команде
начинают громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!»
Побеждает тот, кто громче всех крикнет.
(За участие дети получают сладкий приз - Петушок)
1-й ведущий. В народе этот день называли просто Кузьминки. Да ещё приговаривали: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».
2-й ведущий. В этот день примечали, какой будет погода зимой. Немало народных примет было связано с этим днём.
1-й ведущий. Снежный день на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.
2-й ведущий. Если на Козьмодемьяна лист остаётся на дереве, то на другой год будет мороз.
1-й ведущий. На Кузьминки проводились молодёжные посиделки: девушки собирались у кого-нибудь в избе, из принесённых продуктов (ссыпчина) готовили угощения. После угощения молодёжь пели песни, плясали, водили хороводы.
Учитель: Осень надо с почётом проводить, чтобы она вернулась с богатым урожаем, а зиму встретить хорошо, чтобы лютыми морозами не заморозила, да метелями не закружила. (Дети встают в хоровод)
ХОРОВОД (Круговой хоровод, в центре которого парень и девушка разыгрывают действие в соответствии с сюжетом песни)
В ХОРОВОДЕ БЫЛИ МЫ…
В хороводе были мы, в хороводе были мы,
Ай, люли были мы, ай, люли были мы.
А что там надо видали, а что там надо видали,
Ай, люли видали, ай, люли видали.
Там видали парыщку, там видали парыщку.
Ай, люли парыщку, ай, люли парыщку.
Кавалера с барышней, кавалера с барышней,
Ай, люли с барышней, ай, люли с барышней.
Встань парыщка подбодрись, вправо влево повернись,
Ай, люли повернись, ай, люли повернись.
Хоть немножко протанцуй, хоть немножко протанцуй.
Ай, люли протанцуй, ай, люли протанцуй.
Кого любишь поцелуй, кого любишь поцелуй.
Ай, люли поцелуй, ай, люли поцелуй.
Я люблю признаться всех, а вот эту лучше всех.
Ай, люли лучше всех, ай, люли лучше всех.
Учитель: Но Кузьма не просто кузнец, он кузнец счастья. А один человек счастлив не бывает, ему семья нужна, дети, чтоб его любили, и он любил и о семье заботился. А чтоб семью создать надо невесту – жениха найти, свадьбу сыграть. Вот на «Кузьминки» дети и молодёжь играли шуточные свадьбы, а тех, кто до «Кузьминок» не успел себе пару найти и не женился, тех дразнили такими потешками:
(Двое детей разыгрывают)
- Кузьма, дурень, дурень! Чего не женился?
- По мне девок нету! Одна роза по мне. И тая в городе!
Учитель: На «Кузьминки» и хороводы водили, в которых невест выбирали.
ДЕТИ ИГРАЮТ В «БОЯРЫ» 3-4 класс
Бояры.
Бояры, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли.
Бояры, вы зачем пришли?
Молодые, вы зачем пришли?
Бояры, мы невест выбирать,
Молодые, мы невест выбирать.
Бояры, вам какая мила?
Молодые, вам какая мила?
Бояры, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила.
Она у нас дудочка, дурочка.
Ой, ди-младо, дурочка, дурочка.
А мы её выучим, выучим,
Ой ди-младо, выучим, выучим.
А чем вы ё вывчате, вывчате?
Ой, ди-младо, вывчате, вывчате.
А мы её плётычкой, плётычкой,
Ой, ди-младо, плёточкой, плёточкой.
Она будет плакати, плакати.
Ой, ди-младо плакати, плакати.
А мы её пряничком, пряничком.
Ой, ди-младо, пряничком, пряничком.
В нашем полку убыло, убыло,
Ой, ди-младо, убыло, убыло.
В нашем полку прибыло, прибыло.
Ой, ди-младо, прибыло, прибыло.
(После игры раздаётся стук в дверь. На пороге появляются «Сваты», которые ведут под руки Кузьму и Кузьму-чучело на палке. Кузьма грязный, оборванный, растрёпанный)
Сваты: Здравствуйте, дорогие хозяева! Позвольте на порог взойти, слово вымолвить. (Кланяются)
Хозяин: Проходите, гости дорогие, милости просим, с чем пожаловали?
Сваты: Да вот, Кузьму женить надо. А у вас, мы слышали, подходящая невеста есть.
Хозяева: Невеста-то есть, и не одна, да, вот, что за Кузьма у вас? Подходящий ли жених? Мы за кого попало невесту не отдадим.
Сваты: Это наш-то Кузьма «кто попало»? Ну-ка Кузьма, покажи какой ты молодец! Покажи, Кузьма, как ты дрова рубишь. (Кузьма как растяпа колит дрова, а потом растягивается на полу).
Хозяева: Хорош работник, нечего сказать!
Сваты поднимают Кузьму, отряхивают: Кузьма, покажи, как ты пляшешь! (Кузьма пляшет, отделывая смешные коленца)
Сваты: Вон как пляшет – с таким не соскучишься! А работать он научится – молодой ещё! Покажите лучше вашу невесту.
Хозяева: Невеста у нас больно хороша, не знаем – понравится ли ей ваш Кузьма. (Вводят невесту – она растрепанная, некрасивая, хромает)
Кузьма в ужасе закрывает глаза рукам. Сваты говорят: «Нет, дайте нам другую».
Хозяева: Эта самая лучшая. Пришли свататься и привередничаете. Да вы такой красавицы больше нигде не найдете. А работящая какая. Не то, что ваш Кузьма.
Сваты: Ну, если работящая, то подходит. Давайте свадьбу играть!
ВСЕ ВОДЯТ ХОРОВОД «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ». Кузьма-чучело в центре.
Учитель: А после празднования чучело Кузьмы сжигали на краю села, приговаривая: «Чтобы урожай был хорош, приходи к нам, Кузенька, на будущий год».
Учитель: Мы сегодня стали участниками праздника проводов осени! Он отражает широту и щедрость души русского народа. Мы хотели, чтобы все сегодня согрели свои души, задумались о себе, о близких, о нашей родной земле!
А мы всех приглашаем в столовую откушать вкуснейшие пироги с курицей - курники.
ИГРЫ в запасе: 1. Как курица лапой.
2. Курочка клюёт зерно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий осеннего праздника "Рыженькая осень"
Сценарий для учащихся 1-4 классов. Можно проводить как для 1 класса, так и для всей нач. школы...
сценарий осеннего бала "Осенняя сказка" 2 класс
Во втором классе провела внеклассное мероприятие. Всем очень понравилось....
сценарий осенний бал "Осенняя сказка" 2 класс
Во втором классе провела внеклассное мероприятие. Всем очень понравилось....
Сценарий осеннего праздника «Осенняя сказка»
Цель:прививать детям чувство прекрасного, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры школьников.Задачи:Образовательные: обобщить знания детей об осени и её приметах чер...
Добрая волшебница Осень (сценарий осеннего праздника для учащихся 1 класса)
Сценарий осеннего праздника для учащихся 1 класса....
Сценарий осеннего праздника "Осенняя катавасия"
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов...
Сценарий осеннего праздника "Осень, осень, в гости просим!"
Этот сценарий осеннего праздника подойдёт и для учителей начальной школы, и для воспитателей....