экологическое воспитание младших школьников.
методическая разработка на тему

Мусина Люция Ахуновна

    Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Мусина Люция Ахуновна.

учитель начальных классов высшей  категории.

Мамадышский район МБОУ « Нижнеякинская СОШ»

Республиканская научно-практическая конференция.

Выступление на тему: «  Экологическое обучение и воспитание учащихся младшего школьного возраста».

     

    Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим учителя начальных классов нашей школы постоянно ищут новые, эффективные приемы обучения и воспитания учащихся, целенаправленно пополняют свои знания о природе. Острота современных экологических проблем выдвинула перед учителями нашей школы задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, учителя начальных классов с детских лет целенаправленно воспитывают чувство ответственности за состояние окружающей среды. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.

            Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств. Это наша школа. Вокруг школы растут ели, их посадили дети. Теперь эти великаны украшают двор нашей школы. Они не только украшают, а кормят наших пернатых друзей .В школе есть у нас такая традиция: каждый ученик младшего класса должен сажать одно дерево и ухаживать за ним.

            Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о её ценностных свойствах. Например, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, позволяют обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Например: на  уроках чтения дети с большим интересом читают рассказы о природе, о животных Уроки искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, служат источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.

            Уроки трудового обучения в нашей школе способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. Дети с помощью старшеклассников  на уроках труда делают кормушки и наблюдают за пернатыми.

        Содержание окружающего мира обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. В природе есть такие места, где требуется помощь человека. Здесь был большой овраг. И мы с учениками  посадили вдоль оврага деревья. Вот они теперь какие большие и красивые. Неподалёку от нашей деревни есть большой пруд. Дети с взрослыми часто здесь купаются и любуются с красотой природы. Экологическое воспитание дети получают и в семье. Не только педагоги, но и родители тоже могут удивить детей с чудесами природы.

         Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств выражается в следующих делах учащихся нашей школы: в соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, элементах по благоустройству ближайшего природного окружения выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, за родниками.

       Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и берёзовые рощи – всё это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за её природу: беречь природу, её богатства, красоту и неповторимость- значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

К.Д.Ушинский писал: « А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля. А розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?».

Не так это легко – научить детей замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель.

 Мы сохраняем исторические памятники. Сохраняем сосны  которые рисовал знаменитый художник И.И.Шишкин. Его картина «Ржаное поле» была написана именно у нас. Правда теперь сохранилась только одна сосна. А мы с детьми посадили саженцы вокруг этого исторического великана и ухаживаем за ними.

          Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. В курсе окружающего мира в нашей школе уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимает экскурсии, прогулки, походы. Они часто связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, и просто посвящены знакомству с природой.

:Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимся общественно- полезной работы по охране природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....