экологическое воспитание младших школьников.
методическая разработка на тему
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мусина Люция Ахуновна.
учитель начальных классов высшей категории.
Мамадышский район МБОУ « Нижнеякинская СОШ»
Республиканская научно-практическая конференция.
Выступление на тему: « Экологическое обучение и воспитание учащихся младшего школьного возраста».
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают всё человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим учителя начальных классов нашей школы постоянно ищут новые, эффективные приемы обучения и воспитания учащихся, целенаправленно пополняют свои знания о природе. Острота современных экологических проблем выдвинула перед учителями нашей школы задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, учителя начальных классов с детских лет целенаправленно воспитывают чувство ответственности за состояние окружающей среды. Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе.
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств. Это наша школа. Вокруг школы растут ели, их посадили дети. Теперь эти великаны украшают двор нашей школы. Они не только украшают, а кормят наших пернатых друзей .В школе есть у нас такая традиция: каждый ученик младшего класса должен сажать одно дерево и ухаживать за ним.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут информацию о жизни природы, о взаимодействии человека с природой, о её ценностных свойствах. Например, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство, позволяют обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Например: на уроках чтения дети с большим интересом читают рассказы о природе, о животных Уроки искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, служат источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств.
Уроки трудового обучения в нашей школе способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов. Дети с помощью старшеклассников на уроках труда делают кормушки и наблюдают за пернатыми.
Содержание окружающего мира обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе. В природе есть такие места, где требуется помощь человека. Здесь был большой овраг. И мы с учениками посадили вдоль оврага деревья. Вот они теперь какие большие и красивые. Неподалёку от нашей деревни есть большой пруд. Дети с взрослыми часто здесь купаются и любуются с красотой природы. Экологическое воспитание дети получают и в семье. Не только педагоги, но и родители тоже могут удивить детей с чудесами природы.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств выражается в следующих делах учащихся нашей школы: в соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, элементах по благоустройству ближайшего природного окружения выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, за родниками.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебные поля и берёзовые рощи – всё это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействием литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за её природу: беречь природу, её богатства, красоту и неповторимость- значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.
К.Д.Ушинский писал: « А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля. А розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?».
Не так это легко – научить детей замечать прекрасное в природе. Прежде всего, это должен видеть и чувствовать сам учитель.
Мы сохраняем исторические памятники. Сохраняем сосны которые рисовал знаменитый художник И.И.Шишкин. Его картина «Ржаное поле» была написана именно у нас. Правда теперь сохранилась только одна сосна. А мы с детьми посадили саженцы вокруг этого исторического великана и ухаживаем за ними.
Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. В курсе окружающего мира в нашей школе уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. На предметных уроках, уроках-экскурсиях, Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе занимает экскурсии, прогулки, походы. Они часто связаны с изучением программного материала, носить краеведческий характер, и просто посвящены знакомству с природой.
:Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребёнок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимся общественно- полезной работы по охране природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников
Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
1. Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного...
«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Окружающий мир. Статья «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Статья раскрывает проблему экологического воспитания младших школьников....
Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»
Экологические проблемы выдвинули перед школьной теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопол...
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.
Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....
Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания
Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....