Воспитание дисциплины и послушания.
занимательные факты на тему

Коробейщикова Наталья Сериковна

 Поведение детей, ребенка – это внешнее выражение его чувств и мыслей. Научиться интерпретировать поведение детей – значит, в первую очередь научиться понимать чувства ребенка. Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык «непослушание». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon distsiplina.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание дисциплины и послушания

Дисциплина – понятие, имеющее два значения: первое значение – учебная дисциплина. «Дисциплина» - латинского происхождения; второе значение – обязательное для всех членов данного общества, подчинение твердо установленному порядку.

Правила поведения учащихся, порядок данного учреждения, коллектива, нормы поведения разрабатываются в каждой конкретной школе, образовательном учреждении на основании закона РФ «Об образовании». Типового положения об общеобразовательном учреждении – устава общеобразовательного учреждения школы № 92. Необходимо отметить, что особенностью дисциплины является то, что дисциплина предполагает наличие в коллективе твердо установленного порядка, определенных правил.

Учитель должен учить,  приучать школьников к правильному чередованию труда и отдыха, к необходимости четкого выполнения работы, к внимательному восприятию учебных знаний. Этому способствует знакомство учащихся с понятной для них целью учения, правильная организация учебного труда, четкая целевая установка поведения.

Приучение учащихся к самоконтролю, определение характера заданий, учение должно быть ритмическим, без перерывов, возобновляться после отдыха и других занятий.

Большое значение имеет воспитание положительных мотивов учения и развитие познавательных интересов, формирование мотивов самообразования и социальных мотивов, вооружение учащихся умениями и навыками учебной работы.

Большое значение имеет в учебном процессе опора на личный опыт учащихся, разнообразное и интересное содержание уроков, занятость всех учащихся на уроке работой, четкая организация урока.

Большое влияние на воспитание дисциплины оказывает участие школьников во внеклассной работе, включаясь в работу кружков, ученик берет на себя определенные обязанности, приучается планировать свое время, отказывается от игр, развлечений во имя любимых занятий.

Благотворительное влияние оказывает участие в общественно-полезной деятельности, т.к. в этом случае учащиеся приучаются обязательно выполнять свои обязанности для достижения общественной социально-значимой цели, будут сплоченными, оказывая помощь друг другу. Учащиеся понимают, что достижение общей цели во многом определяется и зависит от организованности, ответственности каждого члена коллектива. С успехом можно использовать систему привлечения коллектива к организации дисциплины.

Одной из таких норм является организация дежурства учащихся в классе и в школе. А.С.Макаренко показал, что дежурные выступают как уполномоченные коллектива, ответственные за выполнение единого требования в школе, они наделяются отдельными правами, сменяемость дежурных ставит учащихся в различные позиции.

Большое значение в формировании навыков, привычек и дисциплинированного поведения имеет режим.

Режим – это система гигиен, дисциплинарных, моральных требований, устанавливаемых от цели воспитательной работы.

Особенно велико значение режима у школьников. Исполнение режима в воспитании основывается на формировании дисциплин системы устойчивых рефлекторных связей, возникающих в результате длительного, постоянно повторяющего воздействия на организмов, постоянно определенных раздражителей, которая была названа Павловым «динамический стереотип».

Динамический стереотип – необходимая система упражнения человека в выполнении тех или иных действий.

Младшие школьники принимали требования режима без особых рассуждений и проявляют стремление к неуклонному их выполнению. Привычка вовремя вставать, вовремя ложиться спать, в определенное время выполнять домашнее задание – это важные привычки, которые являются основой дисциплины.

Задачи школы:

  • Выработать целую систему привычек, например, правил поведения на уроках, в общественных местах, самоконтролю, привычку самоорганизации, которые фиксируются на основе необходимости у учащихся соблюдения в школе единых педагогических требований.
  • При условии тщательного совместного контроля со стороны учителя и родителя, режим прочно утверждается в жизни ребенка, и становиться важным средством воспитания и дисциплины.
  • Важное значение в воспитании дисциплины имеет сочетание требований и разъяснений, бессистематических  строго продуманных требований нельзя представить организацию учебной, трудовой, и общественно-полезной деятельности детей.

Особенно велика роль требований в начальном периоде работы с детским коллективом, т.к. большинство требований педагога пребывания ребенка в школе направлено на формирование дисциплинарного поведения. Требования должны быть четкими, последовательными, бескомпромиссными. В последующем эти требования подкрепляются и лишь частично видоизменяются в поведении учащихся.

Требования не устанавливаются педагогом произвольно, они разрабатываются и согласовываются с правилами для учащихся.

Требования определяют основы дисциплины школьного коллектива и отдельных участников, если по воспитанию сознательной дисциплины у школьников, а для этого необходимо знать основные показатели дисциплины в коллективе учащихся.

Основные показатели:

  • Наличие верных представлений, понятий в необходимости дисциплины у детей.
  • Выполнение школьниками требований дисциплины.
  • Развитие самоконтроля за поведением.
  • Активность борьбы с фактами недисциплинированности в классе.
  • Необходимо учитывать возрастные особенности детей при воспитании сознательной дисциплины.

  1. Младшим школьникам легче всего выполнять указания воспитателей, которые побуждают их к определенным действиям, поэтому учитель должен до деталей продумать характер и объем навыков поведения.
  2. Четко определить систему методов их формирования и закрепления. Требования учителя должны быть не многословными, кратко и четко сформулированными (т.к. внимание учащихся не устойчиво, поведение – импульсивно).
  3. Предъявляемые требования должны подкрепляться напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или осуждением.
  4. Необходимо сменить виды и формы деятельности. Использовать разнообразные методы в воспитании.
  5. Необходимо пользоваться в воспитании живыми, близкими детям примерами, наглядностью и другими средствами, учитывая образность, мышление.

Широко применяется метод поощрения, сочитать их с возрастающей требовательностью их к поведению. Необходимо учитывать индивидуальные особенности при воспитании сознательной дисциплины.

  • Одни дети капризны, упрямы, другие – застенчивы. Учитель должен знать условия их возникновения и направлять свои усилия на устранение этих условий.
  • Необходимо направить усилия на исправление недостатков характера, которые находятся на стадии начала формирования.

В работе с капризными детьми должен быть ровный, но настойчивый и требовательный тон. Застенчивый детей надо постоянно включать в жизнь класса, коллектива. С медлительными и рассеянными учащимися это тренировка, приучение.

  • Учитывая, что дисциплинированность тесно связана с другими свойствами личности, поэтому большое значение имеет выдержка у детей.
  • Учитывать интересы школьников и вовлекать их в полезную и интересную работу (в кружки, секции, объединение школьников с целью формирования положительных качеств личности).
  • Учитывать состояние здоровья и нервной системы школьников.

Таким образом, воспитание сознательной дисциплины требует систематической, планомерной, четко организованной работы педагогического коллектива и организации жизни школьников.

Поведение детей, ребенка – это внешнее выражение его чувств и мыслей. Научиться интерпретировать поведение детей – значит, в первую очередь научиться понимать чувства ребенка. Широкая область детского поведения получила у взрослых ярлык «непослушание». Так, маленький ребенок отказывается есть определенную пищу, берет без спроса вещь, спорит на уроках с детьми. Взрослые по разному переносят подобное поведение детей. Ученые выделяют три характерных стиля поведения взрослого по отношению к ребенку: авторитарный, либеральный и демократический. Надо помнить, что нельзя воспитывать в ребенке независимость, ответственность и самостоятельность, не воспитывая у него стремлений к совершенствованию и развитию. Странно, но взрослые почему-то предполагают, что ребенок станет самостоятельным, достигнув взрослого возраста. Но пока он маленький, родительская власть должна быть безграничной. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский напоминал воспитателям о направлении проявления власти взрослого по отношению к детям «Мудрость власти педагога – это, прежде всего, безграничная власть все понять. Тут не может быть никаких ограничений. Помните, что в ребенке не бывает намеренного стремления творить зло. Педагогическая безграмотность с того и начинается, что воспитатель приписывает ребенку это стремление, представляя, что он специально делает плохое. При этом, стремясь «подрубить корень зла» воспитатель рубит все корни детских стремлений».

Теряя доверие к взрослому, который не хочет его понять, ребенок становиться непослушным, защищая себя умышленной непокорностью. И если взрослый не пытается пересмотреть свои действия, изменить стиль общения, ребенок становиться умышленно непослушным, стараясь, все делать наперекор требованиям. Но это уже крайние формы поведения. А чаще всего непослушание начинается с разнообразных непредусмотрительных поступков ребенка, в основе которых, скорее всего – забывчивость, незнание, ошибка. И в таком случае, сталкиваясь с неожиданным поступком взрослый должен задать себе вопрос: «Почему?», т.е. выявить мотив поступка. Почему ребенок медленно собирается в школу, явно не опасаясь опоздать? Почему не слушает условие задачи, а затаив дыхание, смотрит под парту? Их много этих «почему?». И мудрый воспитатель, учитель, родитель не спешит осуждать, да и тем более при всех. Он старается понять причину поступка, мотив.

Продолжительное непослушание, напротив, мешает становлению характера ребенка.  И взрослым необходимо задуматься над рядом вопросов. Прежде всего внимательно вспомнить все ситуации, в которых ребенок проявлял непослушание. Причиной непослушания могут быть жесткие ограничения, либо крайность – предоставление излишней свободы.

Родители, учитель перед лицом детского непослушания.

Взрослый должен всегда помнить три педагогических аксиомы:

  1. Непослушание естественно для детей всех возрастов.
  2. Формы непослушания («вызывающее поведение») – явления взрослого характера.
  3. Детское непослушание проходит при правильном поведении взрослых.

Сталкиваясь со случаями детского непослушания воспитатель должен определить стратегические цели своего действия.

За что вы должны сражаться?

Да, взрослые должны установить определенные ограничения для детей. Когда речь идет об их поведении, безопасности, пока они не могут защищать себя сами. Когда их поведение разрушает жизнь окружающих людей. И поведение взрослых является для них ориентиром, больше чем запрет. Но, объяснив детям, что мы от них ожидаем, мы не можем требовать, чтобы они перестали быть детьми и стали вдруг мудрыми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели:-    рассмотреть значение игры в коррекции поведения недисциплинированных детей;-    дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;-...

Воспитание сознательной дисциплины школьников

Исследовательская работа, направленная на поиск путей в воспитании сознательной дисциплины школьников....

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Воспитание послушания у детей

Послушание – это первая и очень важная ступенька дисциплинированности, т.к. без умения слушаться,  невозможна никакая дисциплина. Послушание можно начинать с того времени, как ребенок станет пони...

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это созд...

Воспитание дисциплины и культуры поведения

Воспитание дисциплины и культуры поведения...