КТП факультатива "Уроки духовности"
календарно-тематическое планирование на тему

Ефименко Оксана Юрьевна

Данный материал может быть использован при планировании внеурочной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ves_kurs.docx55.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Актуальность проблемы духовности обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии и процесса воспитания в современной школе.  Проблема воспитания духовности обучающихся – это и педагогическая проблема, она тесно связана с процессами современного детства. В исследованиях ученых отмечено, что для современного общества характерен разрыв между событийностью детско – взрослой жизни, что нарушает гармонию детства. Нельзя не обратить внимание и на вакуум «семейной духовности», который важно заполнить педагогически организованным процессом воспитания духовности школьников. Опыт показывает, что именно младший школьник с его большой зависимостью от взрослых может стать «проводником» духовного начала в семью. Традиционная система обучения, отличающаяся устойчивостью классно-урочной системы и консерватизмом отношений учителя и ученика, не способствует динамичному разнообразию учебной деятельности, доминирует знаниевый внешний контроль, хотя известно, что духовное развитие ребенка происходит под внутренним контролем личного спроса.    Исходя из Концепции «Школа жизненного самоопределения», общей целью воспитания в ОУ становится образованный и воспитанный Человек, с индивидуальной траекторией развития и с определенным комплексом ценностных ориентаций. Результатом воспитания становится комплекс приоритетных ценностей школьника. С 2011-2012 года в нашей школе в учебном плане существует урок духовности. Основанием введения такого образовательного курса стала авторская педагогическая разработка О.А.Вороновой, О.В.Серебренниковой - учителя МОУ «СОШ №24» г.Ангарска.

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК  «Перспективная начальная школа» и опыта реализации Концепции воспитательной системы «Школа жизненного самоопределения»  МОУ «Алгатуйская СОШ»

     Специфика данной программы заключается в том, что она построена  на следующих концептуальных идеях:

  • Построение образовательного процесса пространства на принципах гуманно – личностной педагогики: сотрудничества + принятие ребенка таким, какой он есть;
  • Духовность является основой целостности взгляда ребенка на мир, поэтому процесс духовного воспитания ребенка на мир, поэтому процесс духовного воспитания предусматривает организацию такого образовательно-воспитательного пространства урока, школы, семьи, которое инициирует самосознание и самопроявление личности младшего школьника;
  • В основе содержания воспитания духовности лежит продуманная система ценностей, необходимых и достаточных для развития младшего школьника;
  • Создание единого образовательного пространства на основе ценностей добра и красоты невозможно без участия семьи, школьного коллектива, без продуманной системы воздействия ребенка и взрослого;
  • В качестве технологии сопровождения духовного развития младшего школьника используется технологии сотрудничества, личностно-ориетированного образования, тщательная диагностика становления внутренней устойчивости личности;
  • Знание и понимание смысла основных духовных ценностей (добро, красота, мир, человек)
  • Желание и умение строить свою жизнь по законам этих ценностей;
  • Стремление изменять мир вокруг себя по этим духовным ценностям.

     В качестве методологических основ программы мы выделяем генезис категории «духовность человека», экзистенцию как внутренний механизм развитие духовности, гуманизм как центрированность на потребностях и интересах ребенка.

Программа построена на принципах:

  • Гуманизации, одновременного усвоения и переживания как личностно значимых общечеловеческих ценностей;
  • Прородосообразности, опора на индивидуальный опыт ребенка, учет индивидуальных, единичных и уникальных особенностей детей;
  • Сотрудничества и взаимодействие всех субъектах процесса духовного воспитания.

     Основная задача программы – построить процесс воспитания духовности как систему формирования духовных ценностей через взаимодействие ребенка с миром добра и красоты, гуманных внутриколлективных отношений и общение с миром взрослых.

     Целью данного факультатива является: облагораживание души и сердца Ребенка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспеченья жизни через поселение в нем светлых образов и мыслей. (Духовное воспитание через развитие мысли Ребенка)

Преподавание факультатива «Уроки духовности» ставит перед преподавателем следующие задачи:

  1. Развивать у Ребенка потребность в нравственном самосовершенствовании.
  2. Сориентировать Ребенка на ценности человеческой личности.
  3. Создать благоприятные условия для работы над качеством мысли Ребенка.
  4. Сформировать у Ребенка положительную мотивацию к учению в широком смысле этого слова (учению жизни).

     Программа факультатива «Уроки духовности» отличается динамичностью (рассчитана на 4 года) и целостностью, т.к. все содержательные линии в нем пронизаны единым смыслом.

     Методы и формы обучения направлены на создание «психологически комфортных» способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по условию ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье.

    Первый этап (первый класс) решает задачи эмоционального развития младшего школьника, развитие умение видеть мир, отличать добро и зло, красивое и безобразное. Это этап становление образов.

     Второй класс мы рассматривает этап доминирования освоенных образов в отношениях к себе, к другим людям, к окружающему миру.

     Третий класс  - оказание педагогической помощи в трансляции усвоенных норм в реальный мир отношений и общения.

     Четвертый класс – этап организации жизнедеятельности на основе ценностей добра и красоты с учетом всех уровней проявления духовности (душа, ум, воля, действия).

     Основными методами развития духовности ребенка являются методы активаций эмоций ребенка, метод «одушевленной игрушки», аналогии через героев сказок; метод восстановления культурного смысла пословиц, поговорок, анализ и осмысления различных ситуаций, имитационные игры, художественное творчество, тренинги, внутренняя диалогическая речь, «чувствознание» и др. Каждая группа методов направлена самостроительство  ребенка как субъекта духовного развития. При этом личность учителя, его терпение и терпимость, умение построить сотрудничества, сопереживания  является основанием для духовного совершенствования ученика.

  Программа  «Уроки духовности» вводится как факультативный предмет.

    Программа рассчитана на 1 час в неделю для учащихся 1-4 классов.

   Каждая тема состоит из 5-8 заданий. Последнее занятие темы можно завершать творческим заданием, оценивать которое предлагается не только педагогу, на и учащимся. Форма оценивания может быть разнообразной, но отметки учащимся не ставятся.

   Ожидаемый результат.

 После прохождения данной программы планируется формирование у ребенка следующих способностей:

  • Способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
  • Способность размышлять о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей;
  • Способность выражать свои размышления о духовно – нравственных проблемах в письменном виде;
  • Способность обращаться к своему сердцу;
  • Способность к постижению красоты и стремлению творить прекрасное;
  • Способность делать правильный выбор в жизненных ситуация;
  • Развитие умение общаться.

Тематический план курса «Уроков духовности»

1-й  класс ( 33 ч.)

  Первый этап (первый класс) решает задачи эмоционального развития младшего школьника, развитие умение видеть мир, отличать добро и зло, красивое и безобразное. Это этап становление образов.

№ п/п

Дата

 

 

Тема урока

Цель

Корректировка

Тема. Кто ты такой 8 часов

1

05.09.

Кто ты такой

создать процесс открытия ребенком самого себя, как углубление в «свое небывалое», как неожиданное откровение

 

2

12.09.

Мой портрет

развитие самооценки

 

3

19.09.

Что я люблю

воспитание толерантности

 

4

26.09.

Что я умею и не умею

показать, что возможности познания безграничны

 

5

03.10.

Когда я был маленьким

ощущение взрослости, важности школьной жизни

 

6

10.10.

Заветное желание

формирование положительной жизненной позиции

 

7

17.10.

Мир внутри меня

исследование своих качеств

 

8

24.10.

Я в будущем

создать образ – идеал, каким Ребенок хочет видеть себя

 

Тема. Культура общения. 8 часов

9

31.10.

Знак – слово - мысль

человеческое умение оформлять восприятие жизни в слово

 

10

14.11.

Уловление  мысли без звука

развивать умение пользоваться невербальными средствами общения

 

11

21.11.

Волшебные слова живут на белом свете

заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг к другу и с окружающими людьми

 

12

28.11.

Спор, но не ссора

умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации

 

13

05.12.

 

14

12.12.

Азбука беседы

научить вести беседу

 

15

19.12.

 

16

16.01.

Поведение во время разговора

умение правильно вести себя во время разговора

 

Тема. Только добрые мысли притягивают к себе добро. 9 часов

17

23.01.

Тайный друг

 постижение понятия добра

 

18

30.01.

Волшебный стул

раскрыть, что в каждом человеке есть добрые качества

 

19

06.02.

Давайте говорить друг другу комплименты

познакомить с понятием комплимент и его назначением

 

20

13.02.

Письмо другу

научить относиться серьезно к понятию друг, дружба.

 

21

20.02.

 Догадайся, кто пришел

учить пониманию эмоционального состояния другого человека

 

22

27.02.

Нужно уметь спорить

формировать умение доказывать свою точку зрения; правильно выражать мысль, облекая ее в точную словесную форму; развивать умение логически мыслить

 

23

05.03.

Кого мы уважаем

воспитывать почтительное отношение к людям, основанное на признании достоинств, высоких личностных и профессиональных качеств

 

24

07.03.

Дерево гармонии

познакомить с эстетическими качествами мужественность и женственность

 

25

12..03.

Мир детей

понимание, что мир детей отличается от мира взрослых большей ответсвенностью

 

Тема. Воспитание качеств  СО- . 8 часов.

26

19.03.

Сочувствие

научить ребенка «видеть и чувствовать людей»

 

27

02.04.

Сострадание

знакомство с чувством сострадание

 

28

09.04.

Сопереживание

проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям

 

29

16.04.

Сотрудничество

объяснить значение сотрудничества в жизни класса и отдельного учащегося

 

30

23.04.

Сознание

соотнесение своих чувств и переживаний со своими поступками

 

31

30.04.

Сотворчество

знакомство с правилами совместного творчества

 

32

07.05.

Согласие

 знакомство с понятием согласие

 

33

14.05.

Обобщающий урок

 введение в мир человеческий

 

 

2 –й класс «Человек – это звучит гордо» (34 ч.)

Цель: Становление в человеческом мире.

Задачи:

  1. Развить умение соотносить свои дела и поступки с делами и поступками других;
  2. Сформировать желание проявлять добрые чувства ко всем, кто рядом с тобой.

Тема

Количество часов

О человеке. 6 ч.

1

Что значит чело – век.

1

2

Для чего человек пришел в этот век.

1

3

Человек среди людей, люди вокруг человека.

1

4

Высшие и низшие качества человека.

1

5

Человек стремится к совершенству.

1

6

Обобщающий урок.

1

Счастье семьи. 11 ч.

1

Мамин потрет.

1

2

Любовь мамы.

1

3

Сердце матери.

1

4

Мудрость отца.

1

5

Роль отца.

1

6

Любовь отца.

1

7

Наши родители.

1

8

Мудрость отца.

1

9

Наши братья и сестра.

1

10

Моя будущая семья.

1

11

Конференция отцов.

1

Душевная красота. 8 ч.

1

Щедрость.

1

2

Благородство.

1

3

Великодушие.

1

4

Уважение к людям.

1

5

Умение прощать.

1

6

Служение людям.

1

7

Мужество.

1

8

Любовь к жизни.

1

Богатство доброты. 7 ч.

1

Доброта.

1

2

Добролюбие.

1

3

Добросердечность.

1

4

Доброжелательность.

1

5

Добромыслие.

1

6

Доброе дело – это и есть счастье.

1

7 - 9

3 урока по усмотрению учителя как добавление к пройденным урокам.

3

Второй год обучения «Становление человека в мире людей».

Задачи второго года обучения:

  • Развить умение соотносить свои дела и поступки с делами других.
  • Сформировать умение проявлять добрые чувства ко всем, кто рядом.

     Содержание уроков направлено на развитие в ребенке умения вслушаться в мысли других, искать в них полезное для себя находить подтверждение своим мыслям, делать соответствующие выводы и обобщения. В ходе деловой игры дети учатся прислушаться к мнению окружающих людей, сотрудничать, находить компромиссы.

     Во втором классе рассматривается тема «Счастье семьи». Эта тема способствует формированию у детей мнения, что семья – это среда, где человек учится делать добро, проявлять заботу. В ходе дискуссий, бесед выясняется, что значит «счастливая семья», какие условия необходимы для того, чтобы была счастлива.

3 –й класс «Становление нравственной личности.» (34 ч.)

Цель: становление нравственной личности.

Задачи:

  1. Перенесение усвоенных нравственных норм в реальный мир отношений.
  2. Развить умение соотносить свои дела и поступки с делами и поступками других;
  3. Сформировать желание проявлять добрые чувства ко всем, кто рядом с тобой.

Тема

Количество часов

Воспитание сердца. 9 ч.

1

Язык сердца.

1

2

Культура сердца.

1

3

Законы сердца.

1

4

Оздоровление сердца.

1

5

Сокровища сердца.

1

6

7

8

9

Какие бывают сердца у людей.

Переживания сердца.

Как воспитать свое сердце.

Сердце – хранитель чаши мудрости.

1

1

1

1

Гигиена мысли. 9  ч.

1

Откуда берутся предрассудки.

1

2

Как отучиться злословить.

1

3

Думай, что говоришь.

1

4

Язык – мой друг.

1

5

Лечение словом.

1

6

Культура мысли.

1

7

Мысль основа творчества.

1

8

Мысль рождает действие.

1

9

Положу мысль на сердце.

1

Здоровье духа. 7 ч.

1

Радость.

1

2

Любовь.

1

3

Тайны творчества.

1

4

Трудолюбие.

1

5

Искусство – великий учитель.

1

6

Человеческая культура.

1

7

Общение – проявление духовной жизни людей.

1

Природа – глазами души. 6.

1

Удивительное чудо-природа.

1

2

В ней есть любовь, в ней есть язык.

1

3

Как подружиться с природой.

1

4

Забота о Природе на планете Земля.

1

5

Мысленные полеты к дальним мирам.

1

6

Созерцание звездного неба.

1

3 урока по усмотрению учителя как добавление к пройденным урокам.

3

     Тема третьего класса «Становление нравственной личности».

Главной задачей этого года является оказание педагогической помощи в трансляции усвоенных нравственных норм в реальный мир отношений. Игровые и творческие задания способствуют решению одной из важнейших задач воспитании: научиться смотреть глазами сердца, что означает, прежде всего, искать в окружающем достоинства, а не недостатки, дорожить нравственной чистотой жизни, убедить ребенка в необходимости достижения равновесия ума и сердца. Все содержание уроков этого раздела способствует становлению нравственной личности.

4 –й класс  «Мир твоей души.» (34 ч.)

Цель: духовное восхождение, организация жизнедеятельности на основе ценностей добра и красоты.

Задачи:

  1. Развивать и совершенствовать духовные силы Ребенка.
  2. Развивать волевые усилия в духовном самопроявлении.
  3. Сформировать позитивное мышление.

№ урока

Урок в разделе

Тема

Количество часов

Лестница духа. 7 часов

1

1

Что такое жизнь и как она возникла.

1

2

2

Дух. Душа. Духовность.

1

3

3

Что такое духовная жизнь человека.

1

4

4

Свобода, творчество, познание.

1

5

5

Самопознание и саморазвитие.

1

6

6

Отрицательное отношение к грубости, сквернословию.

1

7

7

Мир твоей души

1

Качество духа – воля. 8 часов.

8

1

Дисциплинированность.

1

9

2

Самостоятельность.

1

10

3

Настойчивость.

1

11

4

Выдержка.

1

12

5

Организованность.

1

13

6

Решительность.

1

14

7

Инициативность.

1

15

8

Завтрашний характер в сегодняшнем поступке.

1

Счастье. 6 часов.

16

1

Счастье лучше богатства.

1

17

2

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

1

18

3

Счастье-это настоящая любовь к людям.

1

19

4

Человек создан для счастья, как птица для полета.

1

20

5

Нет счастья в малом, лишь бесконечное счастье.

1

21

6

Обобщающий урок

1

Добрые мысли – основа добрых дел. 5 часов.

22

1

Мыслить, думать – суть духовной жизни.

1

23

2

Мышление рождает мысли.

1

24

3

Человек ответственен за свои мысли.

1

25

4

Умение управлять мышлением, думанием.

1

26

5

Знать, о чем и как думать.

1

Самовоспитание Личности. 8 часов.

27

1

Сущность самовоспитания и его результаты.

1

28

2

Самовоспитание и достижение целей.

1

29

3

Направленность человеческой личности.

1

30

4

Сила характера. От чего она зависит?

1

31

5

Самооценка и её роль в самовоспитании.

1

32

6

Поведение и культура.

1

33

7

Я в ситуации выбора.

1

34

8

Обобщающий урок.

     Тема четвертого класса  «Мир твоей души»

Первый раздел этого года раскрывает понятия духовности человека как умение творить, быть свободным и стремиться к познанию мира. Игровые и творческие задания дают возможность для самопознания и саморазвития. Во вторм разделе уделяется много внимания развитию волевых усилий и организации работы над ними.

Детям также предлагается задуматься над вопросом «Что такое счастье?». Темы занятий побуждают учащихся задуматься о том, что мышление рождает мысли, поэтому важно понять – где живут мысли, какие бывают мысли. Не вкладывая в детей готовые ответы, оставляя за ними свободу мнения, способствуем пониманию, прочувствованию того, что мысли о войне несут разрушение гармонии, благополучия. Мысли о любви созидают братство, мир, дружбу, счастье. Человек ответственен за свои мысли.

Планируемые результаты реализации программы

  Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни):

приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения; способах организации взаимодействия людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Результаты второго уровня (формирование  позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):

развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, героическим страницам прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, науке и исследовательской деятельности; миру, ненасилию, сотрудничеству; человеку, людям, к человеческой жизни вообще.

Результаты третьего уровня(приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

учащиеся смогут приобрести опыт самоорганизации организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта исследовательской деятельности.

Диагностический инструментарий

1 класс.

Задачи: выявление ценностных ориентаций личности, которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми.

Учащимся предлагается определить, чья похвала и чья радость им будет дороже всего.

Предлагается группа слов:

МАМА ПАПА СЕСТРА БРАТ ДРУГ ПОДРУГА УЧИТЕЛЬНИЦА

ТОВАРИЩ ПО КЛАССУ ТРЕНЕР КТО-ТО ДРУГОЙ (впиши, кто именно)

Необходимо выбрать только трех человек и отметить буквами:

А – самая дорогая похвала;

Б – тоже дорогая похвала;

В – важная, но менее дорогая похвала.

2-3 класс.

Задачи: особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса, а также характер его отношения к школе.

Опросник «Мой класс» (Гильбух).

Может использоваться во II - VII классах.

Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й – степени конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).

Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:

Суммы баллов:

степень удовлетворенности (У) - 10;

степень конфликтности (К) - 9;

степень сплоченности (С) - 12.

Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5-10 минут.

 При ее предъявлении классу дается следующая инструкция(устная):

«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.

Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»

Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):

Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет».Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» - балл 1, а при ответе «Нет» - балл 3.

По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.

Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.

В приведенном выше примере показано, каким образом получены общие оценки: 10 — для удовлетворенности, 9 - для конфликтности, 12 - для сплоченности.

Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).

конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).

Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:

Суммы баллов:

степень удовлетворенности (У) - 10;

степень конфликтности (К) - 9;

степень сплоченности (С) - 12.

Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5-10 минут.

 При ее предъявлении классу дается следующая инструкция(устная):

«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.

Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»

Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):

Бланк опросника «Мой класс»

Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня

Обведи кружочком свой ответ

Для учителя

1. Ребятам нравится учиться в нашем классе

да

нет

3

2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом

да

нет

1

3. В нашем классе каждый ученик - мой друг

да

нет

1

4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы

да

нет

О 1

5. Некоторые дети о нашем классе являются середнячками

да

нет

3

6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу

да

нет

О3

7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу

да

нет

1

8. Многие дети в нашем классе любят драться

да

нет

3

9. Все ученики в нашем классе - друзья

да

нет

О3

10. Некоторые ученики не любят свой класс

да

нет

11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем

да

нет

1

12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу

да

нет

3

13. Наш класс веселый

да

нет

14. Дети в нашем классе много ссорятся

да

нет

15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья

да

нет

Тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель» (Гильбух).

Может быть использован с 3 класса. Каждому ученику предлагается бланк со следующими незаконченными предложениями:

Описанный тест принадлежит к категории проективных. В тестах этой категории стимулы, на которые должен реагировать испытуемый, специально подбираются как можно более неопределенные. Это-то как раз и побуждает испытуемых в своих ответах выражать ("проецировать") свои, порой самые сокровенные, мысли, чувства, настроения. Таков и данный тест. С его помощью можно определить настроения учеников, степень их удовлетворенности школьной жизнью, психологический климат в классе и т.п.

При обобщении результатов тестирования по каждому незаконченному утверждению определяется процент учеников, чьи ответы отразили положительные установки, оценки и настроения, и процент учеников, чьи ответы по данному вопросу выразили отрицательные установки. Затем определяется количество вопросов, по которым более 50 процентов учеников выразили положительные установки. Этот показатель и используется при оценке уровня нравственного развития учащихся сравниваемых классов, а также прогресса, достигнутого в этом отношении определенным классом за более или менее продолжительный отрезок времени (не менее одной учебной четверти).

1. Я учусь наилучшим образом, если …

2. Я больше всего счастлив, когда мой учитель …

3. В нашем классе совместная работа с одноклассниками является…

4. Мой учитель думает, что я …

5. Когда я задаю вопросы, мой учитель …

6. Когда я теряюсь, мой учитель …

7. Hаш класс является…

8. Больше всего в своём учителе мне нравится…

9. Когда я хорошо справляюсь с заданием, мой учитель …

10. Меньше всего в моем классе мне нравится…

11. Только мой учитель…

12. Больше всего в моем классе мне нравится…

4 класс.

Задачи: изучения самооценки детей младшего школьного возраста.

Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).

Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.

Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках.

Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

        1. Самые здоровые
       2. Очень здоровые
      3. Здоровые
     4. Более или менее здоровые.
    5. Среднего здоровья
   6. Более или менее больные
  7. Больные
 8. Очень больные
9. Самые больные

.        1. Самые умные
        2. Очень умные       
       3. Умные        
      4. Более, менее умные       
     5. Среднего ума                            
    6. Более, менее неумные        
   7. Неумные
  8. Глупые                           
 9. Самые глупые   

        1. С прекрасным характером
       2. С хорошим характером
      3. С более или менее хорошим характером
     4. С неплохим характером
    5. С обычным характером
   6. С неважным характером
  7. С плохим характером
 8. С очень плохим характером
9. С тяжелым характером

          1. Чрезмерно счастливы
         2. Очень счастливы
        3. Счастливы 
      4. Более или менее счастливы
     5. Не очень счастливы
    6. Мало счастливы
   7. Несчастливы
 8. Очень несчастливы
9. Самые несчастные

После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:

1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.

2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?

3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?

4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?

5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?

Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.

Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.

Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.

1. Выяснение содержания актуальной оценки.

2. Выяснение полюсов шкалы.

3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.

Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"

Новые стандарты в образовании и воспитании  ориентирует педагогов   на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...