КТП факультатива "Уроки духовности"
календарно-тематическое планирование на тему
Данный материал может быть использован при планировании внеурочной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ves_kurs.docx | 55.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы духовности обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии и процесса воспитания в современной школе. Проблема воспитания духовности обучающихся – это и педагогическая проблема, она тесно связана с процессами современного детства. В исследованиях ученых отмечено, что для современного общества характерен разрыв между событийностью детско – взрослой жизни, что нарушает гармонию детства. Нельзя не обратить внимание и на вакуум «семейной духовности», который важно заполнить педагогически организованным процессом воспитания духовности школьников. Опыт показывает, что именно младший школьник с его большой зависимостью от взрослых может стать «проводником» духовного начала в семью. Традиционная система обучения, отличающаяся устойчивостью классно-урочной системы и консерватизмом отношений учителя и ученика, не способствует динамичному разнообразию учебной деятельности, доминирует знаниевый внешний контроль, хотя известно, что духовное развитие ребенка происходит под внутренним контролем личного спроса. Исходя из Концепции «Школа жизненного самоопределения», общей целью воспитания в ОУ становится образованный и воспитанный Человек, с индивидуальной траекторией развития и с определенным комплексом ценностных ориентаций. Результатом воспитания становится комплекс приоритетных ценностей школьника. С 2011-2012 года в нашей школе в учебном плане существует урок духовности. Основанием введения такого образовательного курса стала авторская педагогическая разработка О.А.Вороновой, О.В.Серебренниковой - учителя МОУ «СОШ №24» г.Ангарска.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Перспективная начальная школа» и опыта реализации Концепции воспитательной системы «Школа жизненного самоопределения» МОУ «Алгатуйская СОШ»
Специфика данной программы заключается в том, что она построена на следующих концептуальных идеях:
- Построение образовательного процесса пространства на принципах гуманно – личностной педагогики: сотрудничества + принятие ребенка таким, какой он есть;
- Духовность является основой целостности взгляда ребенка на мир, поэтому процесс духовного воспитания ребенка на мир, поэтому процесс духовного воспитания предусматривает организацию такого образовательно-воспитательного пространства урока, школы, семьи, которое инициирует самосознание и самопроявление личности младшего школьника;
- В основе содержания воспитания духовности лежит продуманная система ценностей, необходимых и достаточных для развития младшего школьника;
- Создание единого образовательного пространства на основе ценностей добра и красоты невозможно без участия семьи, школьного коллектива, без продуманной системы воздействия ребенка и взрослого;
- В качестве технологии сопровождения духовного развития младшего школьника используется технологии сотрудничества, личностно-ориетированного образования, тщательная диагностика становления внутренней устойчивости личности;
- Знание и понимание смысла основных духовных ценностей (добро, красота, мир, человек)
- Желание и умение строить свою жизнь по законам этих ценностей;
- Стремление изменять мир вокруг себя по этим духовным ценностям.
В качестве методологических основ программы мы выделяем генезис категории «духовность человека», экзистенцию как внутренний механизм развитие духовности, гуманизм как центрированность на потребностях и интересах ребенка.
Программа построена на принципах:
- Гуманизации, одновременного усвоения и переживания как личностно значимых общечеловеческих ценностей;
- Прородосообразности, опора на индивидуальный опыт ребенка, учет индивидуальных, единичных и уникальных особенностей детей;
- Сотрудничества и взаимодействие всех субъектах процесса духовного воспитания.
Основная задача программы – построить процесс воспитания духовности как систему формирования духовных ценностей через взаимодействие ребенка с миром добра и красоты, гуманных внутриколлективных отношений и общение с миром взрослых.
Целью данного факультатива является: облагораживание души и сердца Ребенка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспеченья жизни через поселение в нем светлых образов и мыслей. (Духовное воспитание через развитие мысли Ребенка)
Преподавание факультатива «Уроки духовности» ставит перед преподавателем следующие задачи:
- Развивать у Ребенка потребность в нравственном самосовершенствовании.
- Сориентировать Ребенка на ценности человеческой личности.
- Создать благоприятные условия для работы над качеством мысли Ребенка.
- Сформировать у Ребенка положительную мотивацию к учению в широком смысле этого слова (учению жизни).
Программа факультатива «Уроки духовности» отличается динамичностью (рассчитана на 4 года) и целостностью, т.к. все содержательные линии в нем пронизаны единым смыслом.
Методы и формы обучения направлены на создание «психологически комфортных» способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по условию ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье.
Первый этап (первый класс) решает задачи эмоционального развития младшего школьника, развитие умение видеть мир, отличать добро и зло, красивое и безобразное. Это этап становление образов.
Второй класс мы рассматривает этап доминирования освоенных образов в отношениях к себе, к другим людям, к окружающему миру.
Третий класс - оказание педагогической помощи в трансляции усвоенных норм в реальный мир отношений и общения.
Четвертый класс – этап организации жизнедеятельности на основе ценностей добра и красоты с учетом всех уровней проявления духовности (душа, ум, воля, действия).
Основными методами развития духовности ребенка являются методы активаций эмоций ребенка, метод «одушевленной игрушки», аналогии через героев сказок; метод восстановления культурного смысла пословиц, поговорок, анализ и осмысления различных ситуаций, имитационные игры, художественное творчество, тренинги, внутренняя диалогическая речь, «чувствознание» и др. Каждая группа методов направлена самостроительство ребенка как субъекта духовного развития. При этом личность учителя, его терпение и терпимость, умение построить сотрудничества, сопереживания является основанием для духовного совершенствования ученика.
Программа «Уроки духовности» вводится как факультативный предмет.
Программа рассчитана на 1 час в неделю для учащихся 1-4 классов.
Каждая тема состоит из 5-8 заданий. Последнее занятие темы можно завершать творческим заданием, оценивать которое предлагается не только педагогу, на и учащимся. Форма оценивания может быть разнообразной, но отметки учащимся не ставятся.
Ожидаемый результат.
После прохождения данной программы планируется формирование у ребенка следующих способностей:
- Способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
- Способность размышлять о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни людей;
- Способность выражать свои размышления о духовно – нравственных проблемах в письменном виде;
- Способность обращаться к своему сердцу;
- Способность к постижению красоты и стремлению творить прекрасное;
- Способность делать правильный выбор в жизненных ситуация;
- Развитие умение общаться.
Тематический план курса «Уроков духовности»
1-й класс ( 33 ч.)
Первый этап (первый класс) решает задачи эмоционального развития младшего школьника, развитие умение видеть мир, отличать добро и зло, красивое и безобразное. Это этап становление образов.
№ п/п | Дата
| Тема урока | Цель | Корректировка |
Тема. Кто ты такой 8 часов | ||||
1 | 05.09. | Кто ты такой | создать процесс открытия ребенком самого себя, как углубление в «свое небывалое», как неожиданное откровение |
|
2 | 12.09. | Мой портрет | развитие самооценки |
|
3 | 19.09. | Что я люблю | воспитание толерантности |
|
4 | 26.09. | Что я умею и не умею | показать, что возможности познания безграничны |
|
5 | 03.10. | Когда я был маленьким | ощущение взрослости, важности школьной жизни |
|
6 | 10.10. | Заветное желание | формирование положительной жизненной позиции |
|
7 | 17.10. | Мир внутри меня | исследование своих качеств |
|
8 | 24.10. | Я в будущем | создать образ – идеал, каким Ребенок хочет видеть себя |
|
Тема. Культура общения. 8 часов | ||||
9 | 31.10. | Знак – слово - мысль | человеческое умение оформлять восприятие жизни в слово |
|
10 | 14.11. | Уловление мысли без звука | развивать умение пользоваться невербальными средствами общения |
|
11 | 21.11. | Волшебные слова живут на белом свете | заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг к другу и с окружающими людьми |
|
12 | 28.11. | Спор, но не ссора | умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации |
|
13 | 05.12. |
| ||
14 | 12.12. | Азбука беседы | научить вести беседу |
|
15 | 19.12. |
| ||
16 | 16.01. | Поведение во время разговора | умение правильно вести себя во время разговора |
|
Тема. Только добрые мысли притягивают к себе добро. 9 часов | ||||
17 | 23.01. | Тайный друг | постижение понятия добра |
|
18 | 30.01. | Волшебный стул | раскрыть, что в каждом человеке есть добрые качества |
|
19 | 06.02. | Давайте говорить друг другу комплименты | познакомить с понятием комплимент и его назначением |
|
20 | 13.02. | Письмо другу | научить относиться серьезно к понятию друг, дружба. |
|
21 | 20.02. | Догадайся, кто пришел | учить пониманию эмоционального состояния другого человека |
|
22 | 27.02. | Нужно уметь спорить | формировать умение доказывать свою точку зрения; правильно выражать мысль, облекая ее в точную словесную форму; развивать умение логически мыслить |
|
23 | 05.03. | Кого мы уважаем | воспитывать почтительное отношение к людям, основанное на признании достоинств, высоких личностных и профессиональных качеств |
|
24 | 07.03. | Дерево гармонии | познакомить с эстетическими качествами мужественность и женственность |
|
25 | 12..03. | Мир детей | понимание, что мир детей отличается от мира взрослых большей ответсвенностью |
|
Тема. Воспитание качеств СО- . 8 часов. | ||||
26 | 19.03. | Сочувствие | научить ребенка «видеть и чувствовать людей» |
|
27 | 02.04. | Сострадание | знакомство с чувством сострадание |
|
28 | 09.04. | Сопереживание | проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям |
|
29 | 16.04. | Сотрудничество | объяснить значение сотрудничества в жизни класса и отдельного учащегося |
|
30 | 23.04. | Сознание | соотнесение своих чувств и переживаний со своими поступками |
|
31 | 30.04. | Сотворчество | знакомство с правилами совместного творчества |
|
32 | 07.05. | Согласие | знакомство с понятием согласие |
|
33 | 14.05. | Обобщающий урок | введение в мир человеческий |
|
2 –й класс «Человек – это звучит гордо» (34 ч.)
Цель: Становление в человеческом мире.
Задачи:
- Развить умение соотносить свои дела и поступки с делами и поступками других;
- Сформировать желание проявлять добрые чувства ко всем, кто рядом с тобой.
№ | Тема | Количество часов | |
О человеке. 6 ч. | |||
1 | Что значит чело – век. | 1 | |
2 | Для чего человек пришел в этот век. | 1 | |
3 | Человек среди людей, люди вокруг человека. | 1 | |
4 | Высшие и низшие качества человека. | 1 | |
5 | Человек стремится к совершенству. | 1 | |
6 | Обобщающий урок. | 1 | |
Счастье семьи. 11 ч. | |||
1 | Мамин потрет. | 1 | |
2 | Любовь мамы. | 1 | |
3 | Сердце матери. | 1 | |
4 | Мудрость отца. | 1 | |
5 | Роль отца. | 1 | |
6 | Любовь отца. | 1 | |
7 | Наши родители. | 1 | |
8 | Мудрость отца. | 1 | |
9 | Наши братья и сестра. | 1 | |
10 | Моя будущая семья. | 1 | |
11 | Конференция отцов. | 1 | |
Душевная красота. 8 ч. | |||
1 | Щедрость. | 1 | |
2 | Благородство. | 1 | |
3 | Великодушие. | 1 | |
4 | Уважение к людям. | 1 | |
5 | Умение прощать. | 1 | |
6 | Служение людям. | 1 | |
7 | Мужество. | 1 | |
8 | Любовь к жизни. | 1 | |
Богатство доброты. 7 ч. | |||
1 | Доброта. | 1 | |
2 | Добролюбие. | 1 | |
3 | Добросердечность. | 1 | |
4 | Доброжелательность. | 1 | |
5 | Добромыслие. | 1 | |
6 | Доброе дело – это и есть счастье. | 1 | |
7 - 9 | 3 урока по усмотрению учителя как добавление к пройденным урокам. | 3 |
Второй год обучения «Становление человека в мире людей».
Задачи второго года обучения:
- Развить умение соотносить свои дела и поступки с делами других.
- Сформировать умение проявлять добрые чувства ко всем, кто рядом.
Содержание уроков направлено на развитие в ребенке умения вслушаться в мысли других, искать в них полезное для себя находить подтверждение своим мыслям, делать соответствующие выводы и обобщения. В ходе деловой игры дети учатся прислушаться к мнению окружающих людей, сотрудничать, находить компромиссы.
Во втором классе рассматривается тема «Счастье семьи». Эта тема способствует формированию у детей мнения, что семья – это среда, где человек учится делать добро, проявлять заботу. В ходе дискуссий, бесед выясняется, что значит «счастливая семья», какие условия необходимы для того, чтобы была счастлива.
3 –й класс «Становление нравственной личности.» (34 ч.)
Цель: становление нравственной личности.
Задачи:
- Перенесение усвоенных нравственных норм в реальный мир отношений.
- Развить умение соотносить свои дела и поступки с делами и поступками других;
- Сформировать желание проявлять добрые чувства ко всем, кто рядом с тобой.
№ | Тема | Количество часов | |
Воспитание сердца. 9 ч. | |||
1 | Язык сердца. | 1 | |
2 | Культура сердца. | 1 | |
3 | Законы сердца. | 1 | |
4 | Оздоровление сердца. | 1 | |
5 | Сокровища сердца. | 1 | |
6 7 8 9 | Какие бывают сердца у людей. Переживания сердца. Как воспитать свое сердце. Сердце – хранитель чаши мудрости. | 1 1 1 1 | |
Гигиена мысли. 9 ч. | |||
1 | Откуда берутся предрассудки. | 1 | |
2 | Как отучиться злословить. | 1 | |
3 | Думай, что говоришь. | 1 | |
4 | Язык – мой друг. | 1 | |
5 | Лечение словом. | 1 | |
6 | Культура мысли. | 1 | |
7 | Мысль основа творчества. | 1 | |
8 | Мысль рождает действие. | 1 | |
9 | Положу мысль на сердце. | 1 | |
Здоровье духа. 7 ч. | |||
1 | Радость. | 1 | |
2 | Любовь. | 1 | |
3 | Тайны творчества. | 1 | |
4 | Трудолюбие. | 1 | |
5 | Искусство – великий учитель. | 1 | |
6 | Человеческая культура. | 1 | |
7 | Общение – проявление духовной жизни людей. | 1 | |
Природа – глазами души. 6. | |||
1 | Удивительное чудо-природа. | 1 | |
2 | В ней есть любовь, в ней есть язык. | 1 | |
3 | Как подружиться с природой. | 1 | |
4 | Забота о Природе на планете Земля. | 1 | |
5 | Мысленные полеты к дальним мирам. | 1 | |
6 | Созерцание звездного неба. | 1 | |
3 урока по усмотрению учителя как добавление к пройденным урокам. | 3 |
Тема третьего класса «Становление нравственной личности».
Главной задачей этого года является оказание педагогической помощи в трансляции усвоенных нравственных норм в реальный мир отношений. Игровые и творческие задания способствуют решению одной из важнейших задач воспитании: научиться смотреть глазами сердца, что означает, прежде всего, искать в окружающем достоинства, а не недостатки, дорожить нравственной чистотой жизни, убедить ребенка в необходимости достижения равновесия ума и сердца. Все содержание уроков этого раздела способствует становлению нравственной личности.
4 –й класс «Мир твоей души.» (34 ч.)
Цель: духовное восхождение, организация жизнедеятельности на основе ценностей добра и красоты.
Задачи:
- Развивать и совершенствовать духовные силы Ребенка.
- Развивать волевые усилия в духовном самопроявлении.
- Сформировать позитивное мышление.
№ урока | Урок в разделе | Тема | Количество часов | |
Лестница духа. 7 часов | ||||
1 | 1 | Что такое жизнь и как она возникла. | 1 | |
2 | 2 | Дух. Душа. Духовность. | 1 | |
3 | 3 | Что такое духовная жизнь человека. | 1 | |
4 | 4 | Свобода, творчество, познание. | 1 | |
5 | 5 | Самопознание и саморазвитие. | 1 | |
6 | 6 | Отрицательное отношение к грубости, сквернословию. | 1 | |
7 | 7 | Мир твоей души | 1 | |
Качество духа – воля. 8 часов. | ||||
8 | 1 | Дисциплинированность. | 1 | |
9 | 2 | Самостоятельность. | 1 | |
10 | 3 | Настойчивость. | 1 | |
11 | 4 | Выдержка. | 1 | |
12 | 5 | Организованность. | 1 | |
13 | 6 | Решительность. | 1 | |
14 | 7 | Инициативность. | 1 | |
15 | 8 | Завтрашний характер в сегодняшнем поступке. | 1 | |
Счастье. 6 часов. | ||||
16 | 1 | Счастье лучше богатства. | 1 | |
17 | 2 | Там счастье не диво, где трудятся не лениво. | 1 | |
18 | 3 | Счастье-это настоящая любовь к людям. | 1 | |
19 | 4 | Человек создан для счастья, как птица для полета. | 1 | |
20 | 5 | Нет счастья в малом, лишь бесконечное счастье. | 1 | |
21 | 6 | Обобщающий урок | 1 | |
Добрые мысли – основа добрых дел. 5 часов. | ||||
22 | 1 | Мыслить, думать – суть духовной жизни. | 1 | |
23 | 2 | Мышление рождает мысли. | 1 | |
24 | 3 | Человек ответственен за свои мысли. | 1 | |
25 | 4 | Умение управлять мышлением, думанием. | 1 | |
26 | 5 | Знать, о чем и как думать. | 1 | |
Самовоспитание Личности. 8 часов. | ||||
27 | 1 | Сущность самовоспитания и его результаты. | 1 | |
28 | 2 | Самовоспитание и достижение целей. | 1 | |
29 | 3 | Направленность человеческой личности. | 1 | |
30 | 4 | Сила характера. От чего она зависит? | 1 | |
31 | 5 | Самооценка и её роль в самовоспитании. | 1 | |
32 | 6 | Поведение и культура. | 1 | |
33 | 7 | Я в ситуации выбора. | 1 | |
34 | 8 | Обобщающий урок. |
Тема четвертого класса «Мир твоей души»
Первый раздел этого года раскрывает понятия духовности человека как умение творить, быть свободным и стремиться к познанию мира. Игровые и творческие задания дают возможность для самопознания и саморазвития. Во вторм разделе уделяется много внимания развитию волевых усилий и организации работы над ними.
Детям также предлагается задуматься над вопросом «Что такое счастье?». Темы занятий побуждают учащихся задуматься о том, что мышление рождает мысли, поэтому важно понять – где живут мысли, какие бывают мысли. Не вкладывая в детей готовые ответы, оставляя за ними свободу мнения, способствуем пониманию, прочувствованию того, что мысли о войне несут разрушение гармонии, благополучия. Мысли о любви созидают братство, мир, дружбу, счастье. Человек ответственен за свои мысли.
Планируемые результаты реализации программы
Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, селу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения; способах организации взаимодействия людей и общностей, способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений школьника к своему Отечеству, его истории и культуре, населяющим его народам, героическим страницам прошлого; к Земле, природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, науке и исследовательской деятельности; миру, ненасилию, сотрудничеству; человеку, людям, к человеческой жизни вообще.
Результаты третьего уровня(приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):
учащиеся смогут приобрести опыт самоорганизации организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта исследовательской деятельности.
Диагностический инструментарий
1 класс.
Задачи: выявление ценностных ориентаций личности, которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми.
Учащимся предлагается определить, чья похвала и чья радость им будет дороже всего.
Предлагается группа слов:
МАМА ПАПА СЕСТРА БРАТ ДРУГ ПОДРУГА УЧИТЕЛЬНИЦА
ТОВАРИЩ ПО КЛАССУ ТРЕНЕР КТО-ТО ДРУГОЙ (впиши, кто именно)
Необходимо выбрать только трех человек и отметить буквами:
А – самая дорогая похвала;
Б – тоже дорогая похвала;
В – важная, но менее дорогая похвала.
2-3 класс.
Задачи: особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса, а также характер его отношения к школе.
Опросник «Мой класс» (Гильбух).
Может использоваться во II - VII классах.
Методика состоит из 15 вопросов, разделенных на пять блоков. В каждом отдельном блоке из трех вопросов: 1-й вопрос измеряет степень удовлетворенности школьной жизнью, 2-й – степени конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).
Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:
Суммы баллов:
степень удовлетворенности (У) - 10;
степень конфликтности (К) - 9;
степень сплоченности (С) - 12.
Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5-10 минут.
При ее предъявлении классу дается следующая инструкция(устная):
«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.
Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»
Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):
Вопросы, рядом с которыми в колонке «Для учителя» отсутствует символ «о» (обратный), оцениваются баллом «3» при ответе «Да» и баллом «1» при ответе «Нет».Вопросы с символом «о» оцениваются в обратном соотношении (т.е. при ответе «Да» - балл 1, а при ответе «Нет» - балл 3.
По вопросам, оставшимся без ответа, или с ответами, которые даны с нарушением правил, выставляется балл 2.
Для получения оценки по данному параметру оценки по пяти относящимся к нему вопросам суммируются. Например, общая оценка по удовлетворенности получается путем суммировании оценок по вопросам 1, 4, 7, 10, 13.
В приведенном выше примере показано, каким образом получены общие оценки: 10 — для удовлетворенности, 9 - для конфликтности, 12 - для сплоченности.
Данная методика позволяет диагностировать, прежде всего, отношение отдельных учеников к своему классу. Вместе с тем она дает возможность получить и обобщенную его характеристику. Для этого по каждому из трех параметров выводится средний балл (по формуле вычисления среднего арифметического).
конфликтности в классе (как она осознается отдельными учениками и классом в целом) и 3-й - степень сплоченности класса (опять-таки - по тому, как это качество отражается в сознании учащихся).
Указанные вопросы предъявляются на бланке, имеющем следующую форму:
Суммы баллов:
степень удовлетворенности (У) - 10;
степень конфликтности (К) - 9;
степень сплоченности (С) - 12.
Заполнение анкеты учащимися в среднем занимает 5-10 минут.
При ее предъявлении классу дается следующая инструкция(устная):
«Вопросы этой анкеты направлены на то, чтобы установить, каким является ваш класс. Обведите кружком слово «Да», если вы согласны с этим утверждением, и слово «Нет», если не согласны с этим утверждением.
Не забудьте подписать свое имя и фамилию вверху на обратной стороне анкеты»
Правила проставления баллов (в колонке «Для учителя»):
Бланк опросника «Мой класс»
Помни, что ты характеризуешь свой нынешний класс, каким он есть сегодня | Обведи кружочком свой ответ | Для учителя | |
1. Ребятам нравится учиться в нашем классе | да | нет | 3 |
2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом | да | нет | 1 |
3. В нашем классе каждый ученик - мой друг | да | нет | 1 |
4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы | да | нет | О 1 |
5. Некоторые дети о нашем классе являются середнячками | да | нет | 3 |
6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу | да | нет | О3 |
7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу | да | нет | 1 |
8. Многие дети в нашем классе любят драться | да | нет | 3 |
9. Все ученики в нашем классе - друзья | да | нет | О3 |
10. Некоторые ученики не любят свой класс | да | нет | |
11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем | да | нет | 1 |
12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу | да | нет | 3 |
13. Наш класс веселый | да | нет | |
14. Дети в нашем классе много ссорятся | да | нет | |
15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья | да | нет |
Тест незаконченных предложений «Мой класс и мой учитель» (Гильбух).
Может быть использован с 3 класса. Каждому ученику предлагается бланк со следующими незаконченными предложениями:
Описанный тест принадлежит к категории проективных. В тестах этой категории стимулы, на которые должен реагировать испытуемый, специально подбираются как можно более неопределенные. Это-то как раз и побуждает испытуемых в своих ответах выражать ("проецировать") свои, порой самые сокровенные, мысли, чувства, настроения. Таков и данный тест. С его помощью можно определить настроения учеников, степень их удовлетворенности школьной жизнью, психологический климат в классе и т.п.
При обобщении результатов тестирования по каждому незаконченному утверждению определяется процент учеников, чьи ответы отразили положительные установки, оценки и настроения, и процент учеников, чьи ответы по данному вопросу выразили отрицательные установки. Затем определяется количество вопросов, по которым более 50 процентов учеников выразили положительные установки. Этот показатель и используется при оценке уровня нравственного развития учащихся сравниваемых классов, а также прогресса, достигнутого в этом отношении определенным классом за более или менее продолжительный отрезок времени (не менее одной учебной четверти).
1. Я учусь наилучшим образом, если …
2. Я больше всего счастлив, когда мой учитель …
3. В нашем классе совместная работа с одноклассниками является…
4. Мой учитель думает, что я …
5. Когда я задаю вопросы, мой учитель …
6. Когда я теряюсь, мой учитель …
7. Hаш класс является…
8. Больше всего в своём учителе мне нравится…
9. Когда я хорошо справляюсь с заданием, мой учитель …
10. Меньше всего в моем классе мне нравится…
11. Только мой учитель…
12. Больше всего в моем классе мне нравится…
4 класс.
Задачи: изучения самооценки детей младшего школьного возраста.
Методика определения самооценки (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн).
Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция.
Ниже нарисованы лесенки, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся "самые здоровые", а на нижней - "самые больные", по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках.
Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.
1. Самые здоровые | . 1. Самые умные |
1. С прекрасным характером | 1. Чрезмерно счастливы |
После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта - экспериментально спроецированная беседа, начиная со шкалы "счастье". Ее последовательность и план примерно таковы:
1. Каким образом Вы оцениваете себя "по счастью" (желательно добиться четкой словесной оценки). Это важно с двух точек зрения: во-первых, важно насколько она коррелирует с обозначенной на шкале точкой, во-вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части.
2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым?
3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния?
4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему?
5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему?
Если испытуемый дает низкую оценку по этой шкале, необходимо уточнить: "Кто виноват в сложившейся ситуации?". Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья - себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.
Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале.
Вслед за беседой по поводу шкалы "счастье" переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности.
1. Выяснение содержания актуальной оценки.
2. Выяснение полюсов шкалы.
3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения.
Дети с адекватной самооценкой, как правило, отмечают "свое место" на 4-5 ступеньках лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе "своего места" на 1-2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7-9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по разным шкалам дает возможность определить сферу, в которой он чувствует себя достаточно уверенно, психологически комфортно (адекватная самооценка), и сферы, вызывающие у ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...