Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс) на тему

Богоутдинова Валентина Федоровна

Программа  внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной направленности  «В мире книг» для   обучающихся 1   класса    разработана  на основе  авторской программы  Л.А, Ефросининой    «В мире книг»  (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.)   в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа  внеурочной деятельности  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства,  реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей  каждого ребёнка воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решить задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблема нравственно-эстетического воспитания, так как  чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_mire_knig.docx51.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Программа  внеурочной деятельности  общеинтеллектуальной направленности  «В мире книг» для   обучающихся 1   класса    разработана  на основе  авторской программы  Л.А, Ефросининой    «В мире книг»  (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.)   в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа  внеурочной деятельности  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства,  реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей  каждого ребёнка воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решить задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблема нравственно-эстетического воспитания, так как  чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.

Главные цели:

  • создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
  • расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
  • формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Программа ставит следующие задачи: 

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Общая характеристика содержания занятий

Преемственность  занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному  развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа  способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. формы организации занятий могут быть  различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями  своего края, уроки-спектакли.

Содержание занятий  создаёт условия  для углубления знаний, полученных  на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая  работа с разными типами книг, детскими периодическими  и электронными изданиями.

Методы, которые используются при организации работы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В работе используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти формы используются  в непринужденной обстановке, что создает  атмосферу большей заинтересованности в работе. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях ведётся работа по воспитанию нравственных качеств. Для этого используются ролевые игры.  Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки. физкультминутки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки. Дидактический материал даётся  в стихотворной форме, что способствует более лёгкому усвоению запоминанию.

Место занятий в плане внеурочной деятельности.

Занятия поводятся один раз в неделю. В первом классе планируется 33 занятия.

Ценностные ориентиры

 Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность  для воспитания грамотного и заинтересованного  читателя, знающего литературу своей страны и готовность к восприятию  культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе  общения с книгой развивается память, внимание, воображение.

Программа – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного  чтения для самостоятельного  чтения и работы с книгой. Содержание занятий кружка помогает младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге,  как  из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены  занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский  опыт и эрудицию.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы  внеурочной деятельности «В мире книг».

В результате освоения  программы «В мире книг» формируются следующие  предметные умения, соответствующие  требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать  значимость чтения для личного развития;
  • формировать потребность в систематическом чтении;
  • использовать разные  виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;
  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, использовать информацию из аппарата книги;
  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогами, с открытым библиотечным фондом);
  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формулировать  свою этическую позицию;
  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
  • соблюдать правила общения и поведения в школе. библиотеке, дома и т.д.

Содержание программы внеурочной деятельности   «В мире книг»

Название раздела

Кол-во часов

Содержание

Универсальные учебные действия

(регулятивные, познавательные,

коммуникативные, личностные)

1

О Родине и родной природе

8

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение, книга-сборник).

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация  книг по темам и жанрам (работа в парах). Структура книги, справочный аппарат книги.

Домашняя библиотека,   школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Книги детских писателей-классиков (М. Пришвин, Г. Скребицкий).

Выставки книг детских писателей. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

 Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение,  аргументировать его, договариваться  и приходить к общему решению  при совместном обсуждении проблемы.

Уточнять значение слова по толковому словарю.

Осуществлять учебное сотрудничество.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Самостоятельно или при помощи учителя планировать  действия по выполнению учебного проекта.

Оценивать правильность действий,  осуществлять итоговой контроль по результату выполнения задания.

2

Учимся уму- разуму

12

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности  детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитай-ка», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини сказку»

Книги В. Сутеева (книга-сборник, книга-произведение) Структура книги-сборника. В. Сутеев – автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева»

Стихотворения о детях и для детей. Книги –сборники А. Барто.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию.

Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?»

Литературная игра «Послушай и назови».

Дети-герои рассказов (В. Железняков «История с азбукой», Л. Пантелеев «Буква «ты», Е. Пермяк «Пичугин мост»).

Дети – герои стихотворений (А. Барто «В школу», Е. Ильина «Шум и Шумок», Е. Благинина «Тюлюлюй»).

Конкурс юмористических стихов.

Игра  «Диалог героев»

Находить книгу в открытом библиотечном фонде.

Сравнивать книги  одного автора  разных лет издания по оформлению.

Воспроизводить на слух сказку, рассказ, стихотворение.

Выражать свое отношение к литературному произведению ( что нравится? почему?) и обосновывать его.

Находить  в произведении описание героев, предметов  или явлений.

формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

Сравнивать  книгу-сборник с книгой-произведением.

Слушать и читать книгу, понимать прочитанное

3

Мир сказок

11

Книги-сборники «Русские народные сказки», Книги-произведения.

Подготовка и проведение конкурса «Герои  народных сказок», инсценирование.

Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка»  в разных  изданиях.  Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Инсценирование  отдельных картин-эпизодов из выбранных книг.

Дети – герои сказок. Русские народные сказки «Кот, петух  и лиса», «Терёшечка», «Лисичка-сестричка и волк», Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад   героев  сказок.

Анализировать текст и распределять роли, читать  выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты).

Формировать готовность  слушать собеседника  и вести диалог; готовность признавать возможность существования  различных точек  зрения и право каждого иметь своё; излагать своё мнение и аргументировать  свою точку зрения  и оценку событий.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

4

Мир родной природы

2

Книги-сборники о животных.

Час читателя: самостоятельное чтение произведений  о животных  из детских  журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой  маленький друг»

Определение общей цели и путей её достиже- ния; умение договариваться о распределении функций  и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности, адекватно оценивать  собственное поведение и поведение окружающих.

Итого:

33


Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

№ занятия

Тема

Виды деятельности

обучающихся

Общее количество часов

Число аудиторных занятий

Число вне-аудиторных занятий

По плану

По факту

О Родине и родной природе 4 часа

1

Е. Серова «Мой дом».

Д. Павличенко

«Где всего прекрасней на свете?»

Выполнять диагностические задания. Работать по простой инструкции. Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.

1

1

2

В. Белов

 «Родничок»

Определять темы книги по обложке и иллюстрации. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения

1

1

3

М. Михалков

«Лесные хоромы». Сказка

Слушать литературное произведение. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию про- слушанного произведения. Произведения о родной природе, об отношении человека к природе, к животным  

1

1

4

 Муса Гали

«Земные сказки»

Слушать литературное произведение.      Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.     Произведения о родной природе, об отношении человека к природе, к животным  

1

1

Учимся уму-разуму 6 часов

5

А. Барто «В школу»

Слушать литературное произведение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составляет небольшие описательные рассказы 

1

1

6

В. Железняков «История с азбукой»

 Определять  темы книги по обложке и иллюстрации. Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать  на вопросы по содержанию прослушанного произведения

1

1

7

Л. Пантелеев «Буква «ты»

 Слушать литературное произведение. Работать над  осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей, об их жизни, дружбе товариществе, об их отношении к людям.  

1

1

8

Я. Аким «Мой верный  чиж»

Слушать  литературное произведение. Осознавать  недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его

1

1

10.11

9

Е. Ильина «Шум и Шумок»

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям

1

1

17.11

10

Е. Благинина «Тюлюлюй»

Слушать литературное произведение. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует даже в ситуациях неуспеха. Осваива0ть начальные формы познавательной и личностной рефлексии

1

1

Мир сказок 4 часа

24.11

11

«Кот, петух и лиса»

Русская народная сказка

Использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления- аналогий и причинно-следственных связей

1

1

12

В. Сутеев «Дядя Миша»

Пересказывать содержание произведения с опорой на вопросы учителя. Составляет рассказ по сюжетной картинке. Участвует в учебном диалоге, оценивает процесс и результат решения коммуникативной  задачи.

1

1

13

С. Маршак

 «Тихая сказка»

Слушать  литературное произведение. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу.  Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его

1

1

14

Шарль Перро

«Красная Шапочка»

Слушать сказки; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению; читать слова и предложения; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения

1

1

О Родине и родной природе 4 часа

15

М. Пришвин

«Лисичкин хлеб»

Слушать  литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения.      Словесное творчество: участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывать сказки  от лица одного из персонажей сказки. Придумывать продолжение сказки, рассказа

1

1

16

А. Блок «Зайчик»

Пересказывать содержание текс- та с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учеб- ном диалоге, оценивает процесс и результат решения коммуникативной задачи

1

1

17

Г. Скребицкий «Пушок»

Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде

1

1

18

Е. Трунова

Когда это бывает?

Выражать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в про- изведении описание предметов или явлений. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора

Мир сказок  3 часа

1

 А. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди  (отрывок)

Слушать сказку. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Различать авторские и народные сказки. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать сказки с похожими сюжетами

1

1

20

  К. Чуковский

Муха-Цокотуха

Слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать и объяснять слова. Вести диалог по прочитанному. Моделировать обложку. Составлять схематический план, пересказ по плану. Выполнять задания в тетради. Читать отрывки из рассказа. Рассматривать обложки книг, читать заголовок, имя автора

1

1

21

В.  Сутеев «Ёлка»

Моделировать  обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Контролировать этапы своей  работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

1

1

Учимся уму-разуму 6 часов

22

 В. Сутеев

Палочка-выручалочка

Слушание, беседа, составление рассказа о мальчиках. Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей, об их жизни, дружбе и товариществе, об их отношении к людям. Сведения об авторах произведений о детях. Тема произведения, герой, фамилии автора, заголовок. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Эмоциональная отзывчивость. Обоснование суждений «нравится - не нравится»

1

1

23

Е. Пермяк

«Пичугин мост»

Пересказывать содержание текс та с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учеб- ном диалоге, оценивает процесс и результат решения коммуникативной задачи

1

1

24

Н. Саконская

 «Мы с мамой»

Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками.

Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста

1

1

25

В. Чаплина

«Мушка»

Слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать и объяснять слова. Вести диалог по прочитанному. Моделировать обложку. Составлять схематический план, пересказ по плану. Выполнять задания в тетради. Читать отрывки из рассказа. Рассматривать обложки книг, читать заголовок, имя автора

1

1

26

С. Баруздин

«Весёлые рассказы»

Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Подбирать пословицы к содержанию про- читанного. Обсуждать комичность ситуации рассказа

1

1

27

Е. Ильина

 «Чик-чик ножницами»

Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде

1

1

Мир сказок  4 часа

28

  Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Слушать сказку; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению; читать слова и предложения; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения

1

1

29

В. Бианки

Лесной Колобок – Колючий бок

 Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде

1

1

30

Терёшечка

Русская народная сказка

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывает случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания

1

1

31

«Лисичка-сестричка и волк»

Русская народная сказка

Читать плавно слогами и целыми словами; читать по ролям. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текс- та. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения

1

1

Мир родной природы 2 часа

32

Г. Скребицкий

«Мать»

Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. 

1

1

33

А. Барто

«Весенний гром»

Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании.

Различать стихотворения, рассказы, сказки

1

1

Материально-техническое обеспечение программы «В мире книг»  

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений  для крепления картинок.

Магнитофон.

Мультимедийный проектор.

Компьютер.

Фотокамера.

Экранно-звуковые пособия.

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Компьютерный стол.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Магнитная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...