Рабочая программа внеурочной деятельности
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «В мире книг» для обучающихся 1 класса разработана на основе авторской программы Л.А, Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.) в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа внеурочной деятельности «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решить задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблема нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_knig.docx | 51.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «В мире книг» для обучающихся 1 класса разработана на основе авторской программы Л.А, Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности :1-4 классы/под ред Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вента Граф, 2011г.) в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа внеурочной деятельности «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решить задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблема нравственно-эстетического воспитания, так как чтение для ребёнка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание.
Главные цели:
- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства обучающихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Программа ставит следующие задачи:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;
- расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.
Общая характеристика содержания занятий
Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Методы, которые используются при организации работы, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В работе используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти формы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большей заинтересованности в работе. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. На занятиях ведётся работа по воспитанию нравственных качеств. Для этого используются ролевые игры. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки. физкультминутки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки. Дидактический материал даётся в стихотворной форме, что способствует более лёгкому усвоению запоминанию.
Место занятий в плане внеурочной деятельности.
Занятия поводятся один раз в неделю. В первом классе планируется 33 занятия.
Ценностные ориентиры
Содержание программы «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готовность к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается память, внимание, воображение.
Программа – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий кружка помогает младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «В мире книг».
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения, использовать информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогами, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формулировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе. библиотеке, дома и т.д.
Содержание программы внеурочной деятельности «В мире книг»
№ | Название раздела | Кол-во часов | Содержание | Универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные) |
1 | О Родине и родной природе | 8 | Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение, книга-сборник). Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении). Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация (определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам (работа в парах). Структура книги, справочный аппарат книги. Домашняя библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание). Книги детских писателей-классиков (М. Пришвин, Г. Скребицкий). Выставки книг детских писателей. Художники-иллюстраторы детских книг. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы. Уточнять значение слова по толковому словарю. Осуществлять учебное сотрудничество. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы. Самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта. Оценивать правильность действий, осуществлять итоговой контроль по результату выполнения задания. |
2 | Учимся уму- разуму | 12 | Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Игры «Посчитай-ка», «Отгадай загадку». Творческая работа «Сочини сказку» Книги В. Сутеева (книга-сборник, книга-произведение) Структура книги-сборника. В. Сутеев – автор и художник-оформитель. Игра «По страницам сказок В. Сутеева» Стихотворения о детях и для детей. Книги –сборники А. Барто. Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?» Литературная игра «Послушай и назови». Дети-герои рассказов (В. Железняков «История с азбукой», Л. Пантелеев «Буква «ты», Е. Пермяк «Пичугин мост»). Дети – герои стихотворений (А. Барто «В школу», Е. Ильина «Шум и Шумок», Е. Благинина «Тюлюлюй»). Конкурс юмористических стихов. Игра «Диалог героев» | Находить книгу в открытом библиотечном фонде. Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению. Воспроизводить на слух сказку, рассказ, стихотворение. Выражать свое отношение к литературному произведению ( что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в произведении описание героев, предметов или явлений. формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях. Сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением. Слушать и читать книгу, понимать прочитанное |
3 | Мир сказок | 11 | Книги-сборники «Русские народные сказки», Книги-произведения. Подготовка и проведение конкурса «Герои народных сказок», инсценирование. Домики-сказки (коллективная проектная деятельность). Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранных книг. Дети – герои сказок. Русские народные сказки «Кот, петух и лиса», «Терёшечка», «Лисичка-сестричка и волк», Ш. Перро «Красная шапочка». Парад героев сказок. | Анализировать текст и распределять роли, читать выразительно роль выбранного героя (голос, мимика, жесты). Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь своё; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. Систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке. |
4 | Мир родной природы | 2 | Книги-сборники о животных. Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах. Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг» | Определение общей цели и путей её достиже- ния; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Итого: | 33 |
Тематическое планирование занятий внеурочной деятельности с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Дата | № занятия | Тема | Виды деятельности обучающихся | Общее количество часов | Число аудиторных занятий | Число вне-аудиторных занятий | |
По плану | По факту | ||||||
О Родине и родной природе 4 часа | |||||||
1 | Е. Серова «Мой дом». Д. Павличенко «Где всего прекрасней на свете?» | Выполнять диагностические задания. Работать по простой инструкции. Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения. | 1 | 1 | |||
2 | В. Белов «Родничок» | Определять темы книги по обложке и иллюстрации. Слушание литературного произведения. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения | 1 | 1 | |||
3 | М. Михалков «Лесные хоромы». Сказка | Слушать литературное произведение. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию про- слушанного произведения. Произведения о родной природе, об отношении человека к природе, к животным | 1 | 1 | |||
4 | Муса Гали «Земные сказки» | Слушать литературное произведение. Работа над осознанностью восприятия. Ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Произведения о родной природе, об отношении человека к природе, к животным | 1 | 1 | |||
Учимся уму-разуму 6 часов | |||||||
5 | А. Барто «В школу» | Слушать литературное произведение. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания. Составляет небольшие описательные рассказы | 1 | 1 | |||
6 | В. Железняков «История с азбукой» | Определять темы книги по обложке и иллюстрации. Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения | 1 | 1 | |||
7 | Л. Пантелеев «Буква «ты» | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей, об их жизни, дружбе товариществе, об их отношении к людям. | 1 | 1 | |||
8 | Я. Аким «Мой верный чиж» | Слушать литературное произведение. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его | 1 | 1 | |||
10.11 | 9 | Е. Ильина «Шум и Шумок» | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям | 1 | 1 | ||
17.11 | 10 | Е. Благинина «Тюлюлюй» | Слушать литературное произведение. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действует даже в ситуациях неуспеха. Осваива0ть начальные формы познавательной и личностной рефлексии | 1 | 1 | ||
Мир сказок 4 часа | |||||||
24.11 | 11 | «Кот, петух и лиса» Русская народная сказка | Использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления- аналогий и причинно-следственных связей | 1 | 1 | ||
12 | В. Сутеев «Дядя Миша» | Пересказывать содержание произведения с опорой на вопросы учителя. Составляет рассказ по сюжетной картинке. Участвует в учебном диалоге, оценивает процесс и результат решения коммуникативной задачи. | 1 | 1 | |||
13 | С. Маршак «Тихая сказка» | Слушать литературное произведение. Осознавать недостаточность информации, задавать учителю и одноклассникам вопросы. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его | 1 | 1 | |||
14 | Шарль Перро «Красная Шапочка» | Слушать сказки; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению; читать слова и предложения; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения | 1 | 1 | |||
О Родине и родной природе 4 часа | |||||||
15 | М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | Слушать литературное произведение. Работать над осознанностью восприятия. Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения. Словесное творчество: участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывать сказки от лица одного из персонажей сказки. Придумывать продолжение сказки, рассказа | 1 | 1 | |||
16 | А. Блок «Зайчик» | Пересказывать содержание текс- та с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учеб- ном диалоге, оценивает процесс и результат решения коммуникативной задачи | 1 | 1 | |||
17 | Г. Скребицкий «Пушок» | Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде | 1 | 1 | |||
18 | Е. Трунова Когда это бывает? | Выражать свое отношение к литературному произведению (что нравится? почему?) и обосновывать его. Находить в про- изведении описание предметов или явлений. Осваивать литературоведческие понятия: жанр, тема, произведение, текст, заглавие, фамилия автора | |||||
Мир сказок 3 часа | |||||||
1 | А. Пушкин Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (отрывок) | Слушать сказку. Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Различать авторские и народные сказки. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать сказки с похожими сюжетами | 1 | 1 | |||
20 | К. Чуковский Муха-Цокотуха | Слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать и объяснять слова. Вести диалог по прочитанному. Моделировать обложку. Составлять схематический план, пересказ по плану. Выполнять задания в тетради. Читать отрывки из рассказа. Рассматривать обложки книг, читать заголовок, имя автора | 1 | 1 | |||
21 | В. Сутеев «Ёлка» | Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему). Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. | 1 | 1 | |||
Учимся уму-разуму 6 часов | |||||||
22 | В. Сутеев Палочка-выручалочка | Слушание, беседа, составление рассказа о мальчиках. Стихи, рассказы, сказки о детях и для детей, об их жизни, дружбе и товариществе, об их отношении к людям. Сведения об авторах произведений о детях. Тема произведения, герой, фамилии автора, заголовок. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Эмоциональная отзывчивость. Обоснование суждений «нравится - не нравится» | 1 | 1 | |||
23 | Е. Пермяк «Пичугин мост» | Пересказывать содержание текс та с опорой на вопросы учителя. Составлять рассказ по сюжетной картинке. Участвовать в учеб- ном диалоге, оценивает процесс и результат решения коммуникативной задачи | 1 | 1 | |||
24 | Н. Саконская «Мы с мамой» | Определять основную мысль прочитанного произведения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Обсуждать прочитанный текст с одноклассниками. Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста | 1 | 1 | |||
25 | В. Чаплина «Мушка» | Слушать сказки, рассказы, стихотворения; читать и объяснять слова. Вести диалог по прочитанному. Моделировать обложку. Составлять схематический план, пересказ по плану. Выполнять задания в тетради. Читать отрывки из рассказа. Рассматривать обложки книг, читать заголовок, имя автора | 1 | 1 | |||
26 | С. Баруздин «Весёлые рассказы» | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Подбирать пословицы к содержанию про- читанного. Обсуждать комичность ситуации рассказа | 1 | 1 | |||
27 | Е. Ильина «Чик-чик ножницами» | Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде | 1 | 1 | |||
Мир сказок 4 часа | |||||||
28 | Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Слушать сказку; читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты; определять жанр произведения; выделять фамилию автора и заголовок; выражать своё отношение к прослушанному произведению; читать слова и предложения; рассказывать сказку по плану, по схематическому плану; определять авторскую принадлежность произведения | 1 | 1 | |||
29 | В. Бианки Лесной Колобок – Колючий бок | Аргументировать свое мнение при обсуждении содержания текста. Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в явном виде | 1 | 1 | |||
30 | Терёшечка Русская народная сказка | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Формулировать и обосновывать собственное мнение. Описывает случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания | 1 | 1 | |||
31 | «Лисичка-сестричка и волк» Русская народная сказка | Читать плавно слогами и целыми словами; читать по ролям. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текс- та. Находить содержащуюся в тексте информацию. Определять основную мысль прочитанного произведения | 1 | 1 | |||
Мир родной природы 2 часа | |||||||
32 | Г. Скребицкий «Мать» | Находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Интерпретировать информацию, представленную в тексте в неявном виде. | 1 | 1 | |||
33 | А. Барто «Весенний гром» | Воспринимать на слух литературные произведения. Осознавать смысл текста при его прослушивании. Различать стихотворения, рассказы, сказки | 1 | 1 |
Материально-техническое обеспечение программы «В мире книг»
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Магнитофон. Мультимедийный проектор. Компьютер. Фотокамера. |
Экранно-звуковые пособия. |
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы |
Оборудование класса |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Компьютерный стол. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Магнитная доска. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная" для учащихся 2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...