Праздник "Масленица"
классный час (1 класс) по теме

Праздник " Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshchanie_s_azbukoy.docx29.47 КБ
Файл maslenitsa._folklornyy_prazdnik.docx25.05 КБ

Предварительный просмотр:

Прощание с азбукой.

Учитель. Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители, гости! Мы пригласили вас на праздник «Прощание с Азбукой». Совсем недавно дети  познакомились со школой и стали учениками.  Сегодня у нас большая радость – изучена первая школьная книга.  Начнем наш праздник с песни «Здравствуй, школа»

Песня

Ученик 1. 
В день осенний, в день чудесный 
В класс несмело мы вошли, 
Азбуки красивые на столах нашли.
 

Ученик 2. 
Вдоль картинок мы шагали, 
По ступенькам-строчкам шли. 
Ах, как много мы узнали! 
Ах, как много мы прочли! 

Ученик 3
Был наш путь не очень долгим, 
Незаметно дни бегут, 
И уже на книжной полке 
Нас другие книжки ждут. 

Ученик 4. 
Среди ярких толстых книжек 
Неприметна и скромна, 
Но зато читать в полгода 
Научила нас она! 

Учитель. О какой книге идет речь? 

Дети. Об Азбуке.

Учитель  Давайте позовём азбуку.(хлопает в ладоши). Раз, два, три!

(Входит Азбука.)

Азбука.

Я Азбука, учу читать,

Меня никак нельзя не знать.

Меня изучишь хорошо –

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

А в книгах есть про все:

Про реки, про моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля.

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз,

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

Расскажите нам, ребята, чему вы научились, что нового узнали?

Ученик

«Азбука» - первая книга моя,

Как не любить мне за это тебя.

Складывать буквы меня ты учила,

Радость открытий ты мне подарила.

Ученик

Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!

Ученик 1.

Нас научила азбука читать,

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг,

К ней каждый из нас привык.

Ученик 2.

Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем думать и считать.

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Ученик

Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!

Ученик 3

Смех и слезы, радость и печаль

Довелось нам испытать,

Но стараний наших нам не жаль:

Книги нам легко теперь читать!

 Ученик 4.

Книги нам тайны свои посвящают.

Вижу, что мама и папа читают.

Бабушка мне написала письмо,

Знает, что я прочитаю его.

 Песня «Если с книгой дружишь ты»

( На мотив песни « Если с другом вышел в путь»)

1 Если с книгой дружишь ты,

Если с книгой дружишь ты-

Веселей живётся.

А без книги, ты пойми,

А без книги, ты пойми,

Всё трудней даётся.

Припев: 2 раза

Что мне А, что мне Б,

Что мне А,Б,В,Г,Д,

Когда я знаю буквы все.

2. На уроках я всегда,

 На уроках я всегда

Отвечаю чётко.

 Книга верная моя,

Книга верная моя,

Мне во всём подмога.

Припев: 2 раза

3. И скажу я вам, друзья,

И скажу я вам, друзья,-

С книгой вы дружите.

Книги – верные друзья,

Книги – верные друзья.

Книги вы любите!

Припев: 2 раза

.

Ученик

Азбука познакомила нас не только с буквами, научила нас читать и писать. Её страницы учили нас быть дружными, воспитанными учениками, умеющими выполнять школьные правила.

Учитель. Давайте сыграем в игру «Волшебные слова». Доскажи словечко

 Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться. Доброе…(Утро)

Если в ночь случилась встреча,

Говорим мы…(Добрый вечер)

И всегда при расставанье

Говорите...  (До свиданья)

Уезжает кто-нибудь —

Пожелайте... (В добрый путь)

Попал я в дедушку мячом

И закричал: «А я при чем?»

Но, досчитав до 30,

Сказал: «Ну дедушка,..»(Прости)

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова...(Извините)

Если дарят в день рожденья

Вам конфеты и печенье.

Карандаш, альбом и книжку

Или мягкую мартышку,

Не молчи, как в речке рыба,

Говори друзьям...(Спасибо)

За день и ночь, за солнца луч,

За небо, чистое от туч,

За звезды, утро и зарю

Ты говори..,(Благодарю)

Азбука

А нет ли среди вас таких детей, как в этой сценке? 

Два мальчика разыгрывают сценку: 

– Кто кого обидел первый? 
– Он меня! 
– Нет, он меня! 
– Кто кого ударил первый? 
– Он меня! 
– Нет, он меня! 
– Вы же раньше так дружили! 
– Я дружил! 
– И я дружил! 
– Что же вы не поделили? 
– Я забыл! 
– И я забыл! 



Учитель . Видите, иногда ссоры бывают без причины. Но таких детей среди нас нет! 

Учитель: Волшебные слова вы знаете, молодцы! А знаете ли вы

«Что рассказывают буквы?» Сейчас узнаем. Об этом нам расскажут ребята

 В азбуке у Насти,

Точно на параде,-

Гласные, согласные –

Стояли буквы разные,

Но не вместе в строчке,

А поодиночке.

 

Говорить они пытались:

И жужжали, и шептались.

Но о чем – пойми, попробуй.

Буква М мычит коровой,

Буква А сказала: «А»?

- Что ты хочешь, буква А?

Но в ответ мне буква а

Тоже спрашивает: «А»?

 

Вот еще досада!

Что им, буквам, надо?!

Но когда в тетради

Встретились у Насти

Буква А и Буква М,

Все понятно стало всем.

Буквы рядом –

Ровно, прямо

 Встали, честь по чести,

И сказали дружно:

- Ма-ма!

Вот что значит – вместе!

 И теперь у нашей Насти

Разговор идет в тетради:

В каждом слове –

Там и тут –

Буквы дружные живут.

Следующий конкурс называется «Угадай слова».

Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву А

Трижды или дважды.

Иногда всего одну-

Только не в начале.

Но сегодня – ну и ну!

Все они сбежали.

(БРБН, СТРТ, СТКН, МРК, ПРТ, СХР, КРНДШ)

(барабан, парта, карандаш)

Учитель: Молодцы, ребята, работать вы умеете. А теперь давайте посмотрим, как вы умеете отдыхать.  

Выступления детей.

Азбука:   Спасибо, друзья! Я очень рада встрече с такими умными, дружными детьми. Многих детей научила  я читать и писать.  Сегодня я хочу познакомить вас со своей старшей сестрой, книгой которую зовут «Литературное чтение». Дальше по дорогам страны Читалии вас поведет она и будет во всем помогать. Обещайте бережно относиться к каждой книге, дружить со всеми книгами и быть аккуратными читателями! Обещаете? Доброго вам пути по стране Читалии!

 

Учитель. Да, дорогая Азбука. С тобою мы сегодня распрощаемся; ты остаешься в первом классе, а мы отправимся дальше по дороге знаний и открытий.

 

(Раздается стук в дверь) Под музыку  появляется Незнайка

Учитель: Ребята, кто- то к нам пришел в гости! 

 Учитель: Здравствуй гость дорогой, приходи скорей сюда!

Незнайка: Да, первый класс - это первый шаг во взрослую жизнь, шаг этот трудный, потому что “Нынче в школе первый класс, вроде института”.

Министр образования

Прислал меня с заданием:

Проверить тут, пронюхать там….

И всем поставить двойки вам!

Я экзамен проведу!

Что не знаете, найду.

Докажу, что зря старались-

Лучше бы в детсаду остались!

Проверим как вы знаете буквы.

1.Эта буква широка

И похожа на жука. (Ж)

2. В этой букве нет угла

До  того она кругла.

До  того она кругла-

 Укатиться бы могла. (О)

3.На эту букву посмотри,

 Она совсем, как цифра три.(З)

Незнайка: -Молодцы!

Учитель:  - Незнайка,  мы с ребятами знаем много сказок!  Оставайся и поиграй с нами. Давайте угадаем название сказки. А ты - Незнайка: посиди и послушай…

1. Сидит в корзине девочка, у Мишки за спиной.

Он сам того не ведая, несёт её домой.

 (Маша и медведь)

2. А теперь про чей- то дом, разговор мы заведём.

В нём богатая хозяйка припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно, этот дом сгорел дотла (Кошкин дом).                                                            

3. Перед волком не дрожал, от медведя убежал,

А лисице на зубок, всё ж попался …  

 (Колобок).

4. Колотил да колотил по тарелке носом,

Ничего не проглотил и остался с носом.

  (Лиса и журавль )

Учитель: - Молодцы! Попробуйте  назвать героев сказок. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.

Кощей…бессмертный                                                      

Баба…Яга

Змей…Горыныч  

                                                                                                                                        Красная….шапочка

Гадкий……утенок

Малыш и …..   Карлсон

Учитель: -  МОЛОДЦЫ!

Учитель. Последнее для вас испытание. Надо разгадать кроссворд. Слайд.

  1. Чёрные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

  1. У карандаша простого

Есть помощница одна.

Если сделает ошибку,

Вмиг сотрёт её она. (Резинка)

  1. Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать ровную черту

Всем я помогаю. (Линейка)

  1. Путешествую по странам,

По морям и океанам.

И по суше, и средь вод,-

Мне не нужен пароход,

Поезд, самолёт, автобус.

Потому что есть, друзья,

Шар волшебный у меня.

Называется он… (глобус)

  1. То я в клетку, то в линейку.

Написать по мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?... (тетрадь)

- Прочитайте, что получилось по вертикали. (книга)

Учитель –

 Азбуку прочли до корки,

Вам по Азбуке - пятёрки!

Позади нелёгкий труд

Медленного чтения:

Вам сегодня выдают

Удостоверения!

Вручение дипломов

Ученик

Буквы, слоги и загадки  В доброй Азбуке живут. По ступенькам, постепенно  К миру сказок нас ведут.

Ученик

Мы теперь читаем сами, Знаем слоги и слова. Скажем Азбуке : "Спасибо!" – Расставаться нам пора!

Ученик

Мы хотим сказать тебе "спасибо!" Мы тебя за все благодарим! Говорим тебе мы: "До свиданья!" "Здравствуй", – новой книге говорим!

Ученик. 

До свидания! До свидания! А на следующий год, Наша Азбука  научит  Тех, кто в первый класс придет!

Азбука.   

Ну что ж, пришла пора расстаться,

Осталось только попрощаться.

Учитель. Азбука, давайте на прощанье вместе с ребятами споем.

Песня Алфавит

Учитель: - Дорогие ребята!  В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».

1. Спасибо, мамочка, тебе
   За все заботы обо мне.

2. За то что в школу я хожу,
    За книгу, что в руках держу.

3. Я эту книгу полюбил,
   Я в ней все буквы изучил.

4. И как мне радостно сказать:
   Умею я теперь читать! (хором)

Учитель: Дорогие ребята! Я поздравляю вас с первой школьной победой - вы теперь все умеете читать. Вам открыты все пути. Книги, как мудрые друзья, проводят вас в удивительный и прекрасный мир. Читая, вы будете становиться умнее, сильнее, добрее. В добрый путь!

Потрудились вы прекрасно,

Отдыхать пришла пора.

И каникулам весёлым

Дружно крикнем мы «Ура!»



Предварительный просмотр:

   Масленица.                                                          

Фольклорный праздник

Выходят дети-ведущие.

1. Весёлый и красивый есть праздник на Руси,

Его все ждут и любят – хоть у кого спроси.

Широкое гулянье, катанье на санях,

Румяный символ солнца на улице в блинах.

2. Народ весну встречает, прощается с зимой

И чучело сжигает – обычай есть такой,

Чтоб добрым, урожайным был наступивший год.

И тают зло и стужа, холодный тает лёд.

3. А Масленица людям даёт своё тепло,

На сердце чтобы стало уютно и светло.

Нас Масленица греет, она – желанный гость,

А сразу вслед за нею придёт Великий пост!

I. Клип.

Скоморохи:

1.Здравствуйте, гости, милости просим.
  Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

2.Масленица, будь здоровенька,

Тебя встретим хорошенько!

С блинами,

С каравайцами,

С варениками!

3.Маслена неделя

В гости прилетела.

На пенёчек села,

Оладышек съела,

Другим закусила,

Домой потрусила.

4.Приходите к нам на праздник

И тихони, и проказник.

Будет чай у нас горячий…

5.Будет блин да калач,

Будут игры и смех,

Будет праздник для всех!

6. Ручейки-хороводы водить,
Веселиться, играть,
Песни звонкие петь –
Масленицу, да Весну встречать!

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие!

                 Добро пожаловать к нам на широк двор

                 На Широкую Масленицу!

                 Мы добрым гостям завсегда рады!

                 Мы их привечаем, сладким чаем

                 Да блинами угощаем!

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Ожидался он всеми с большим нетерпением. Масленицу называли честной, Широкой, весёлой, величали её «Боярыней – Масленицей», «Госпожой – Масленицей». С Масленицей разговаривали как с живым существом: она то «дорогая гостья», то «баба – кривошейка», то «красная девица», то «Авдотья Ивановна».

Во многих местах России делали чучело из соломы, но лица у него не было. Считалось, что, если имеется лицо, то будет и душа. И ходили с ней по деревне – славили Масленицу. Ей оказывались почести как редкой гостье.

Вот и у нас есть «Госпожа – Масленица» (кукла из соломы).

Дети-ведущие:

               Дорогая наша Масленица, Авдотья Ивановна,

Масленица годовая.

Гостья наша дорогая!

Она пешей к нам не ходит,

Всё на конях приезжает,

У ней кони вороные,

Слуги молодые.

Ой, Масленица – кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачом

И печёным яйцом!

               Внимание! Внимание!

Весёлое гуляние!

Масленица! Широкая Масленица!

Ну-ка все повеселимся,

В пляске быстрой закружимся!

Нужно в хоровод нам встать,

Масленицу прославлять!

         Собирайтесь в хоровод.

         Нынче празднует народ!

        Будем Зиму провожать,

       А Весну-красну встречать.

Хоровод вокруг Масленицы (на мотив «У нас завтра субботея»)

А мы Маслену встречали,

На горушке побывали,

Повстречали, душа, повстречали.

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,                                                                                

Выстилали, душа, выстилали.

Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали,

А мы Маслену встречали,

Поливали, душа, поливали.

Повстречали, душа, повстречали.

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю.

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Ведущая: Масленица приходится на конец февраля – начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет своё название.

Понедельник – “встреча”.

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

               Утро… Понедельник… наступает «встреча».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер.

Накатавшись вволю все блины едят.

Песня

Вторник – ЗАИГРЫШ!

С этого дня начинались разного рода развлечения: катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке) чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные  гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных  горок.

            «Заигрыш»  беспечный – вторника отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них- награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

                     Ох, хорошо  на снежных горках покататься:

               Чем выше гора — тем выше рожь и пшеница,

               Чем дольше прокатишься с горы — тем длиннее лен.

Игра с Солнцем.

Ход игры: в центре круга – Солнце(в руках ребёнка изображение солнышка). Дети произносят хором:

Гори, солнце, ярче,

Летом будет жарче.

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут по кругу, держась за руки, на третью строку – подходят ближе к Солнцу, сужают круг, на четвёртую строку – отходят, расширяют круг.

Солнце произносит слово «Горю!» и ловит ребят, пойманный говорит «Слава на небе солнцу высокому, слава!» и становится Солнцем. Игра продолжается.

А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА!

 

Среда — лакомка

Нынче Лакомка у нас!

Угощенье это раз!

Объеденье это два!

Пляски прямо у стола!

 

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогом!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

Ведущая:  В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками. 

Дети поют песню “Ой, блины, блины”, инсценируют её.

Ох, уж эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, маслены, со сметаной, с медом, с припеком. Блин кругл, красен и горяч, как горячее, щедрое солнце. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка пекла их по своему рецепту и держала его в секрете.

- Какие рецепты блинов вы знаете?

А  у нас  блины-то, волшебные, с пословицами. Ну-ка, продолжи пословицу!

1.  Делу время,.......... (зал отвечает:...потехе час)
2.  Землю красит солнце, ................а человека.... труд.

3.  Терпение и труд...................... все перетрут
4.  Семь раз отмерь, .....................один раз отрежь
5.   Не имей сто рублей, ...............а имей сто друзей
 

           

                         

– День четвёртый будем вместе петь про Масленицу песни.

      – Разгуляй – четверг придёт, шутку, песню принесёт!

Ведущий:

Эй, девчонки – хохотушки!

Запевайте-ка частушки!

Начинайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

ЧАСТУШКИ

Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя —
Будьте счастливы, как мы!

Я на Масленку готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

В понедельник с ясной зорьки
Все катаются на горке,
Яства всякие жуют,
Громко песенки поют.

В испытаньях хлопцы стойки,
А в стряпне девчонки бойки –
Сладки блинчики пекут,
Угощенья подают.

Улыбается народ,
Дружно водит хоровод.
То ведь Масленица,
Добра Масленица!

На прощанье весь народ
Масленицу подожжет.
Разгорайся поскорей,
Чтоб жилось нам веселей!

Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Ведущий:   Четвертый день масленицы  Широкий четверг – РАЗГУЛЯЙ!

  С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: взятие снежной крепости, кулачные бои, всевозможные молодецкие забавы. 

А в четверг раздольный –« разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поле выходят,

Парни силой мерятся словно петухи.

Игра «Бой».

Ход игры: выбираются два игрока, встают на одну ногу боком друг к другу в нарисованном кругу, руки за спиной. Задача игроков вытолкнуть игрока за пределы круга.

Ведущая: – Хватит смеяться да играть! Пора пятницу объявлять!

Пятница настала – «вечера у тёщи»,

Тёща приглашает зятя на блины.

Есть с икрой и сёмгой, можно  чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Пятница - тещины вечерки.

Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.

Игра "мотальщики".

Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.

Ведущий:   – А в субботу не безделки – золовкины посиделки!

Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей.

            Близится суббота – «золовки угощенье».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье,

Славно провожает Зимушку народ!

Ведущая:

Воскресенье - “ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ”

 Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем».  Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными  поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.

Устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.


Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «прощёный день»,

Чучело соломенное – Зимушку сжигают,

Нарядив в тулупчик, варежки, ремень…

      Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свидания, Масленица! Приходи опять.

Через год красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

А сейчас предлагаю вам, ребята, написать на листочке, что бы вы хотели оставить в прошлом, например, плохие отметки, лень, болезни... Все ваши пожелания мы подарим Масленице и проводим их вместе с ней. Так у вас появится возможность встретить весну этого года по-новому.

Дети пишут, чтобы они хотели оставить в прошлом. Складывают листочки и бросают в мешок (Масленицу). После этого все участники представления вместе со зрителями встают в большой хоровод и идут вокруг Масленицы под песню, исполняемую фольклорной группой.

Все:  

Прощай, Масленица – плутовка,

Погостила ты у нас недолго,

Погостила всего семь деньков,

А мы думали, погостишь семь годков!

Прощай, Масленица, прощай, Широкая!

Ведущий:

                         Вот и солнце закатилось,

                         Наша Маслена закрылась

                         Приходите снова к нам,

                         Рады мы всегда гостям !

                         На блины всех приглашаем,

                         Сладким чаем угощаем!