проект "Блокадная ласточка"
проект (3 класс) на тему

Архипова Татьяна Владимировна

Название проекта        Блокадная ласточка

Автор проекта  - коллектив 3 а класса

 Выступающие и готовившие презентацию

Введение         

 Мы думаем, мало кто слышал о Блокадной ласточке. А это одна из страниц жизни блокадного города.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 222.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта      Ласточка на жетоне

                                   Символ жизни  блокадного города

Автор проект          Иванникова Мария

Класс                       3 класс

Руководитель      Архипова Т.В.

Введение

Думаю, мало кто слышал о Блокадной ласточке. А это одна из страниц жизни блокадного города.

Ольга Берггольц

Блокадная ласточка

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна -

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

...Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо?!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,

к правде, влитой в каждую строку,

совестью припасть бы, как устами

в раскаленный полдень - к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан

и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит

то письмо, желанное, как свет?

Ищет адрес мой и не находит

и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно

в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной

весть, идущую еще с войны...

О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было,- даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне...

Актуальность

В блокадное время многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок – ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими. Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков. Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек. Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.

Объект исследования

История БЛОКАДНОЙ ЛАСТОЧКИ

Предмет исследования

Письма блокадников

Цель

Познакомиться с историей блокады Ленинграда через письма

Задачи

Собрать материал по теме, систематизировать.

Подготовить сообщение для урока истории.

Провести акцию «Блокадная ласточка» в своем и подшефном классе

Заключение

Весной сорок второго года множество ленинградцев носило на груди жетон, маленький жестяной значок, а на нем - ласточка с письмом в клюве. Этот символ стал коротким и ясным ответом на заявления немецкой пропаганды о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Люди ждали благих вестей с фронта, они никогда не теряли связи с огромной страной, несмотря на то, что они были полностью отрезаны от нее. «Блокадная ласточка» стала символом надежды на лучшее, на скорую встречу с близкими. Акция «Блокадная ласточка» проводится по всей стране с целью развития интереса к истории Отечества, воспитания патриотических чувств, сохранения памяти о войне и о блокаде у современных подростков. Многие из нас сейчас в том же возрасте, что и дети, выживавшие в Ленинграде в страшном 1942 г. Мы хотим отправить весточку сквозь время тем, кто ее так ждал. Это своеобразное письмо от детей мира детям войны. Мы планируем провести эту акцию в лицее в мае 2014 года в честь Дня победы и 70летия снятия блокады Ленинграда.

Мне всего четырнадцать лет. Мне уже четырнадцать лет. И мне горько сознавать, что мы, удаляясь все дальше и дальше от событий тех лет, все меньше интересуемся воспоминаниями людей, живущих среди нас, переживших суровые дни войны и блокады, а подчас просто не знаем о них. И потому я хочу обратиться к каждому школьнику с просьбой: «Пожалуйста, помните!».

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь, эта память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.