Разработка классного часа: "Животные на Великой Отечественной войне", приуроченная к Победы в ВОВ
классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Прибылова Татьяна Михайловна

Методическая разработка классного часа с презентацией "Животные на Великой Отечественной войне". Может быть использована на внеурочной деятельности, на классных часах  в 1-4 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx112.32 КБ
Файл zhivotnye_v_vov.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение средняя

 общеобразовательная школа №34 г. Тихорецка Тихорецкого района

Животные знаменитости. Часть 5. Собаки – герои Великой Отечественной войны.

Классный час:

" В единстве наша сила"

"Животные на Великой Отечественной войне",

приуроченный к 70-летию Победы в ВОВ

        

                                                            Автор:   Прибылова Татьяна Михайловна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           МБОУ СОШ №34 г. Тихорецка

                                                                           МО Тихорецкий район

                                                                           тел. 8-9288402436,        

                                                                           tatiana.pribylova@yandex.ru

     

          Цели:

1. Формирование у школьников патриотической позиции.

2. Воспитание любви к Родине, к природе, гуманного отношения к животным.

3. Воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

 1.  Рассказать учащимся о роли животных на войне;

 2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация.

Учитель:  Слайд №2

      Идут  годы, меняется жизнь, но время не в силах стереть из нашей памяти великую дату – 9 мая 1945 года. Этот день отмечают в каждой семье, как великий праздник – День Победы в Великой Отечественной войне.

     Мы родились уже после войны и, к счастью не узнали её ужасов, но глубоко гордимся тем, что наш народ сумел выстоять в жестокой битве с фашизмом и победить.

      В этот день мы вспоминаем погибших и живых, воинов и мирных жителей – всех, благодаря кому была завоевана победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. События военного времени не забыты – они живы в воспоминаниях ветеранов.

                                                         

Учитель: Слайд №3

      Победа далась нелегко, использовались все возможные ресурсы. В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали и те, кого мы называем нашими меньшими братьями: звери и птицы. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней. О многих интересных случаях, когда природа помогала людям, вы сегодня услышите.

      Самыми верными помощниками солдат в годы Великой отечественной войны были, конечно, собаки.

Ученик:  Слайд №4

                   У нас уважают собаку недаром:

                  Собака на фронте была санитаром,

                  Связистом, сапёром. Порою собаки

                  На танки бросались во время атаки.

                  Да, на войне получалось и так,

                  Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Учитель: Ребята, скажите, как вы думаете, как собаки могли помогать людям на войне?(ответы детей)

Учитель:

Во Время Великой Отечественной войны на фронте служило:

  • 40 000 собак;
  • Было создано:

  • 168 специальных воинских частей использовавших собак;
  • 69 отдельных взводов нартовых собак;
  • 29 отдельных рот миноискателей;
  • 13 отдельных специальных отрядов
  • 7 учебных батальонов курсантского состава Центральной школы служебного собаководства.

Учитель: Слайд № 5-6

       Собаки взрывали мосты, железнодорожные составы. 19 августа 1943 года на железнодорожной линии Полоцк Дриса овчарка Дина пустила под откос вражеский эшелон. Ею на расстоянии управлял солдат дрессировщик Филатов. Дина сбросила на рельсы взрывчатку и по следу догнала своего вожатого. С её  помощью было уничтожено 10 вагонов с живой силой противника. С нашей стороны потерь не было.

Учитель:  Восточноевропейская овчарка Аста, нёсшая донесение, от которого зависела судьба полка, была смертельно ранена. Но, истекая кровью, она сумела всё-таки доползти до своих и доставить донесение.

Из донесения командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Лелюшенко от 14 марта 1942 г.: «В период разгрома немцев под Москвой пущенные в атаку танки противника были обращены в бегство собаками истребительного батальона. Противник боится противотанковых собак и специально за ними охотится». Использовались собаки и в отрядах Смерша для поиска диверсионных групп противника, особенно для поиска вражеских снайперов-“кукушек”.

В  архиве сохранилось  одно забавное распоряжение, касающееся собак: «за то, что на утреннем выгуле собаки выгуливаются вяло, имеют печальный вид, а курсанты не пытаются развеселить их, объявляю командиру подразделения наряд вне очереди».

Учитель:  Слайд №7(видео)-8

По официальной статистике во время Великой отечественной войны

  • собаки вытащили с поля боя около 700 тысяч раненых;
  • нашли 4 миллиона мин и фугасов;
  • участвовали в разминировании 300 крупных городов;
  • в боевой обстановке доставили 200 тысяч документов;
  • проложили 8 тысяч километров телефонного провода;
  • уничтожили 300 вражеских танков.

Учитель. Слайд №9

А сейчас, ребята, мы поговорим с вами о благородных животных – о лошадях.

Ученик. …И стучат по планете копыта

                Там где войн полыхает гроза.

                Сколько бедных их было убито,

                Человечьи их плачут глаза…

Лошади старались, как умели.

 Вынесли героев из атак –

 Чтоб герои в песнях прогремели,

 Только не споют о лошадях…….

Учитель:  Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов.

Вот что писал в своей докладной записке немецкий генерал Гальдер: «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

 И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.

В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми.

Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона – но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для переброски боеприпасов, провианта и раненых

          Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

Учитель:Слайд 10   Ребята, как вы думаете, какие ещё животные помогали людям во время Великой отечественной войны? (Ответы детей)

      Во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе — ни грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве тягловой силы верблюдов. Местные власти выловили почти всех диких животных, передав их воинским частям. Солдатам пришлось непросто, многие видели двугорбых в первый раз, а здесь предстояло управлять такой махиной на передовой. Да и скверный характер животины проявляли при каждой попытке общения. На помощь пришли мальчишки-пастухи. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес которого превышал тонну. Верблюды славились выносливостью, поэтому вместо трех пар коней, полагающихся для перевозки пушек, запрягали две пары верблюдов.

     Часто не только верблюды защищали своими телами солдат, но и бойцы, рискуя жизнью, бросались на помощь двугорбым товарищам. По воспоминаниям командира 902-го полка, Героя Советского Союза Григория Ленева, во время этого же боя на открытой местности, простреливаемой фашистами, бойцы увидели двух верблюдов. Солдаты вывели их из опасной зоны и поместили в подвал. Правда, для этого пришлось расширить вход по высоте и почти насильно затаскивать их внутрь. Верблюдов звали Мишка и Машка, и они остались живы.
   Весной 1945-го часть артиллеристов участвовала в сражениях за Берлин, с ними был и верблюд Яшка.

Учитель:Слайд 11    Ослики против фашистов! В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали выносливые ослики. И не только снаряды, провизию, бревна для блиндажей, но и раненых. Причем ослики оказались очень сообра

зительными и приспособленными для войны. Подвижные и относительно миниатюрные, они шустро бегали по траншеям и были почти неуязвимы для вражеских пуль за исключением длинных ушей. Однако, что удивительно, вскоре они сами научились их прижимать. Вид «окопного» ослика с робко прижатыми ушами был очень трагичным и трогательным!

 Учитель:   Слайд №12

С первых дней войны началось формирование партизанского движения. Применение лошадей, для того чтобы незаметно перевезти боевую технику или людей на большие расстояния, зачастую приводило к расшифровке расположение партизанского лагеря: отпечатки подков лошади были хорошо заметны в лесу.

         Тогда и появилась идея использовать для этой цели лосей. Следы лося не вызывали подозрений. Лось может питаться тонкими ветками деревьев, а лосиное молоко обладает целебными свойствами.

 Определённый опыт в этом направлении уже был. В шведской армии были лосиные войска, а первая попытки одомашнивания лосей в СССР были предприняты ещё в 1930 году.

         Для подготовки лосей была создана специальная группа. Лосей объезжали и приучали к выстрелам.

Около двадцати лосей были направлены в разведотделы армии. Известны случаи успешных рейдов наших разведчиков на лосях в тыл противника.

Учитель:   Слайд №13

     Северный олень- боевой товарищ. На самом севере, на Карельском фронте, на выручку нашей 14-й армии пришел гордый северный олень. Сквозь пургу, через глубокие снежные завалы и каменные россыпи, олени вывезли с поля боя более десяти тысяч раненых, перевезли сотни тонн военных грузов.

Учитель:   Слайд №14

      Во время Великой Отечественной Войны применяли уникальные способности дельфинов для морской разведки. Ставка была сделана верно: иногда животный спецназ выполнял задания лучше и быстрее людей. Специально тренированные военные дельфины способны находить подводные мины и спасать водолазов и моряков, которые попали в беду. Подобно собакам, они проходили дрессировку и обучение, а затем отправлялись на фронт.

Учитель: Следующая страничка нашего классного часа будет посвящена птицам (голуби).

Учитель: слайд 15  Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя.

В этом плане показательным является сражение при форсировании реки Великая в 1944 г. Наши войска захватили плацдарм и оторвались от основных частей белее, чем на 25 км. Связи на таком расстоянии не было и быть не могло. И тогда были применены голуби. Они ежечасно приносили сведения с немецких позиций и корректировали огонь.  Применялись голуби и для уничтожения объектов противника.

        Но не только голуби спасали людей на войне. Сейчас ребята вам расскажут, как в годы войны птицы спасли раненых и голодных жителей Мурманска.

Ученица: Когда фашисты окончательно убедились, что город им не взять, они решили его сжечь. Тысячи кассет с зажигательными бомбами полетели на деревянные дома, тысячи фугасов обрушились на тех, кто пытался тушить пожары. Положение Мурманска, и без того тяжелое, стало угрожающим. Город испытывал огромные трудности, особенно с продовольствием. На службу фронту было поставлено все. Рыбаки уходили в море и под обстрелом фашистских самолётов ловили рыбу. А орнитолог Белопольский организовал «яичную операцию» Шестого Особого дивизиона.      

           В бухте безымянной на Новой Земле, где высились стометровые  скалы, миллионы кайр на территории своих так называемых птичьих базаров откладывали яйца. Их-то с сердечным извинениями перед птицами собирали промысловики под руководством Белопольского. Дело это нелёгкое. Да и немцы обнаружили промысловиков и начали обстреливать, но мурманские госпитали получили свыше миллиона яиц кайр, доставленных на траулерах «Камбала», «Искатель» и «Осетр».

        Учитель: Вот прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе. Ребята, давайте ценить мир! (Слайд 16-17 видео)

Ученик. Мир это лучшее слово на свете,

                Взрослые к миру стремятся и дети,

                Птицы, деревья, цветы на планете.

                Мир – это главное слово на свете.

                Любить этот мир, любить его свет…

                 За то, что в нём есть, за то, чего нет.

                 Любить просто так, за то, что живёшь.

                 За то, что берёшь и что отдаёшь.

                 Любить за свободу и за красоту.

                 Его совершенство, его простоту.

                 Любить в ожидании нового дня,

                 Который в ответ тоже любит тебя!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В единстве наша сила. Животные на Великой Отечественной Войне

Слайд 2

Как началась Великая Отечественная война. В 1941 году война пришла и на нашу землю. Рано утром 22 июня гитлеровские войска перешли границу СССР. Фашистские главари хотели поработить наш народ, захватить природные богатства нашей страны, разграбить или уничтожить её культурные ценности.

Слайд 3

Тяжелейшим испытанием легла Великая Отечественная война на наш народ. Но не только оружием завоевывали победу. Через всю войну рядом с людьми в боевом строю шли животные. Собаки, лошади, птицы…. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

Слайд 4

Центральная школа военного собаководства«Красная звезда» готовила собак по 11 видам служб. Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду. Собаки разведывательной службы Сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно. Собаки

Слайд 5

Собаки-подрывники с привязанным к телу смертоносным зарядом шли на смерть подорвав более 300 фашистских танков . Диверсионные подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. Ездовые , зимой на нартах, летом на специальных тележках. Под огнем и взрывами вывозили с поля боя около 700 тысяч тяжело раненых, доставили на передовую по 20-30 тонн груза – боеприпасов, продуктов питания, медикаментов. Собаки

Слайд 6

Собаки связисты в сложной боевой обстановке, порой в непроходимых для человека местах доставили свыше 120 тысяч боевых донесений, для установления связи проложили 8 тысяч км телефонного провода . Собаки миноискатели по запаху находили зарытый «сюрприз» и садились рядом, а человек осторожно извлекал и обезвреживал смертоносную находку Собаки санитары во время Великой отечественной войны в прифронтовой полосе особой любовью пользовались собаки-санитары, отыскивающие раненых, приносившие им воду, перевязочные материалы. Собаки

Слайд 9

Лошади Лошади . Конница всегда идет по кратчайшему пути через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащи. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

Слайд 10

Верблюды показали себя сильными, неприхотливыми и совершенно бесстрашными животными. Даже слишком бесстрашными: если лошади, услышав гул самолетов, пытались убежать или норовили забраться в укрытие, то верблюды стояли как вкопанные и хладнокровно жевали свой корм. На верблюдах перевозили как боеприпасы, так и еду. Пара верблюдов в составе наших войск прошла таская за собой пушку от Сталинграда до Берлина. Верблюды

Слайд 11

Ослики В сражениях в Крыму и на Северном Кавказе самые тяжёлые грузы таскали выносливые ослики. И не только снаряды, провизию, бревна для блиндажей, но и раненых . Причем ослики оказались очень сообразительными и приспособленными для войны. Подвижные и относительно миниатюрные, они шустро бегали по траншеям

Слайд 12

В белорусских лесах партизаны же придумали как скрывать следы своих передвижений от немцев. Они приручили лосей, немцы на лосиные следы не обращали внимания, они искали лошадиные следы. около 20 лосей даже было направлено в разведотделы Красной Армии, на этих лосях наши разведчики совершали рейды по фашистским тылам. Лоси

Слайд 13

На самом севере, на Карельском фронте, на выручку нашей 14-й армии пришел гордый северный олень. Сквозь пургу, через глубокие снежные завалы и каменные россыпи, олени вывезли с поля боя более десяти тысяч раненых, перевезли сотни тонн военных грузов. Северные олени

Слайд 14

Дельфины Во время Великой Отечественной Войны применяли уникальные способности дельфинов для морской разведки. Ставка была сделана верно: иногда животный спецназ выполнял задания лучше и быстрее людей.

Слайд 15

Первые бои Великой Отечественной войны показали, что проводная связь действовала только на небольшие расстояния и часто выходила из строя. Тогда и начали вновь использовать голубиную почту. Приучали голубей садиться на цистерны с горючим или бронетехнику – путём ежедневной прикормки на тренировочных макетах или оборудования голубятни в виде бензобака самолёта. Голубь плохо видит вблизи, поэтому и летел , думая, что это его голубятня или место кормёжки. Голубиные налеты подавляюще действовали на психику солдат и офицеров вермахта. Голуби


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Во время Великой Отечественной войны, когда родину захватили враги, стали устанавливать свои порядки, диктовать как жить, убивать грабить, сжигать жилище, угонять в плен на чужбину, все как один...

Классный час "Животные на Великой Отечественной войне"

Внеклассное мероприятие. Классный час "Животные на Великой Отечественной войне" был разработан мною с целью формирования у школьников патриотической позиции, любви к Родине, к природе, гуманного отнош...

Классный час. «По страницам Великой Отечественной войны». (Устный журнал)

Цели : воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости  за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны ....

классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны

Классный час "Дети герои Великой Отечественной Войны"...

Методическая разработка «Дети-герои в годы Великой Отечественной войны»

Цель: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны. Задачи: 1) обучающая: углубить знания учащихся по истории...

Методическая разработка классного часа по теме: "Великая Отечественная война 1812 года в русской литературе и кинематографе"

В русскую литературу Великая Отечественная война 1812 года вошла сразу же, в самые первые её дни. Многие считают эту войну самой поэтичной в русской истории.  Велик...