Это надо не мертвым, это нужно живым
проект (3 класс) на тему
Материал о том, ка в годы Великой Отечественной войны была расстреляна жительница г. Старый Оскол Кульят Ф.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_nado_ne_mertvym_eto_nuzhno_zhivym.docx | 22.64 КБ |
eto_nado_ne_mertvym_eto_nuzhno_zhivym.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Письмак Мария, 3 «А» класс,
МБОУ «ОО Каплинская школа»
Руководитель Нарыкова Раиса Тихоновна,
учитель начальных классов
Это надо не мертвым, это нужно живым
Исследовательская работа
Цель исследования: выяснить роль Великой Отечественной войны в жизни нашей семьи.
Задачи исследования:
- Изучить материал о Великой Отечественной войне.
- Выяснить все о гибели моей прабабушки Кульят Федосьи
Антоновны.
- Рассказать одноклассникам о том страшном времени.
- Посетить Памятный знак «Скорбящая мать».
Актуальность. Нам необходимо знать историю своей страны, родного края, чтобы вырасти настоящими патриотами. Тема войны должна изучаться потомками. За каждой фамилией в памяти встает солдат, отдавший свою жизнь за наше счастье.
Моя мама хранит старую фотографию. Это реликвия нашей семьи. Я просила рассказать об этом фото, а мне отвечали, что еще не время. И вот это время пришло. Я подросла. Мне уже 9 лет. Я узнала страшную тайну. На фотографии моя прабабушка Кульят Федосья Антоновна. Она родилась в 1903 году, жила в слободе Ездоцкая в г. Старый Оскол, в годы войны была расстреляна немцами.
Я стала задавать много вопросов о войне и тогда мне на помощь пришла моя учительница, Нарыкова Раиса Тихоновна. Я узнала от нее о первом дне войны.
Как это было…
22 июня 1941 года Совиформбюро передало сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну. Весь народ, не щадя своих сил, поднялся на защиту Родины. С первых дней войны люди проявили образцы мужества и героизма. Война продолжалась 1418 дней и ночей.
Любая война затрагивает мирное население. Мирные жители не участвуют в военных действиях, но жизнь их меняется в соответствии с условиями войны. Так и великая Отечественная война изменила и уклад жизни, и быт, и привычки жителей Старого Оскола. В первые два дня войны в Старооскольский военкомат поступило несколько сотен заявлений с просьбой отправить на фронт. Из медицинских работников был сформирован военный эвакогоспиталь. Люди работали за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Повсеместно развернулось партизанское движение. Предприятия выполняли свои дневные нормы на 225 %. Фронт и тыл были едины в действиях во имя победы.
Как пришла война в наш город? В школьной библиотеке я взяла книгу «В боях под Старым Осколом». Очевидцы вспоминают, что город бомбили 3 дня. 2 июля 1942 года немцы пришли в Старый Оскол. Потом все стихло. Пришла «новая» жизнь со своими порядками, которые начались с сооружения виселиц. Их построили на улице Ленина, возле рынка, на Казацких буграх. Железнодорожную школу превратили в лагерь для пленных советских солдат. В здании ГРТ был оборудован немецкий госпиталь. В кинотеатре «Октябрь» расположилась конюшня. После захвата города немцы организовали выпуск газеты «Новая жизнь», в которой печаталась лживая информация о разгроме Красной армии, о непобедимости фашистской Германии. Оккупация длилась 7 месяцев до 5 февраля 1943 года. Это было страшное, незабываемое время. Город очень сильно пострадал от рук фашистов: были сожжены школы, больницы, жилые дома, выведены из строя предприятия, не работал железнодорожный узел, нанесен ущерб сельскому хозяйству. Ничем нельзя измерить страдания и горе людей, которые пережили время оккупации.
Беда не обошла и нашу семью. Когда прабабушка была расстреляна, сиротой остался девятилетний сын Сергей, мой дед. Он не любил об этом вспоминать. Может мало что помнил? А может быть потому, что хлебнул горюшка. Был в детском доме, бежал, скитался. «Счастливое» детство, нечего сказать.
За что же у прабабушки отняли жизнь? Что она совершила? На этот вопрос нет ответа. И спросить не у кого. Деда тоже уже нет в живых. Но он рассказывал маме, что бабушку Федосью расстреляли на Казацких буграх. И мама вспоминает, что она с родителями ездила на возложение венков в с. Песчанка, могила была около школы. Потому что в то время Казацкая и Песчанка были одного сельского совета.
Причину расстрела нам так и не удалось выяснить. Мы обращались в военный комиссариат города, в историко-патриотический клуб «Поиск», краеведческий музей. Члены клуба «Поиск» предполагают, что жителей расстреливали как заложников.
Жительница города Н. Федорова в книге «В боях под Старым Осколом» вспоминает: «Однажды нашли убитого немца. Все нам грозила расправа. Людей построили в ряд, выбрали каждого десятого и увели. Потом мы узнали: одни были отправлены в Германию, других посадили в подвалы, третьи погибли».
Может быть и моя прабабушка, Кульят Федосья Антоновна, относилась к числу третьих и погибла как заложница? Пусть земля ей будет пухом.
В « Книге памяти Белгородской области», которая хранится в нашем школьном музее, на странице 470 есть запись «Кульят Федосья Антоновна, 1903г.р., слобода Ездоцкая, 16 июля 1942г., расстреляна.
Ей было всего 39 лет.
К сорокалетию Великой Победы в городском саду по улице Ленина в 1985 году был установлен Памятный знак жертвам фашизма «Скорбящая мать».
С левой стороны от Памятного знака находится братская могила 12 старооскольцев – мирных жителей, расстрелянных немцами в ночь с 4 на 5 февраля 1943 года.
Останки расстрелянных были перенесены сюда в 1989 году. Известны имена всех 12 погибших жителей. Среди них моя прабабушка – Кульят Федосья Антоновна. ( Хотя в «Книге памяти Белгородской области» датой ее расстрела считается день 16 июля 1942г.)
Вывод: точную причину гибели нам установить не удалось. Но информацию, которую мы получили, будем хранить и передавать своим потомкам.
Каждый год 9 мая, 22 июня, 5 февраля мы с мамой ходим к Памятному знаку «Скорбящая мать», чтобы почтить память погибших. Там вечно горит огонь бессмертия подвига, огонь скорби. В карауле застыли ели. Мы стоим, низко склонив головы. Наши уста не перестают шептать слова благодарности тем, кто отдал свою жизнь во имя счастья на земле.
Исполнилось ей 39,
Когда была расстреляна она.
Страшная, жестокая, кровавая,
Я тебя ненавижу, война!
Не кружись ты вокруг да около,
Исчезни с лица земли!
Не хоти мы быть одинокими,
Мы счастье свое обрели…
Используемая литература
- Вербкин В.А. Бессмертного мужества огонь.- Старый Оскол: Изд-во
Редакции газеты «Оскольский край», 2010.
- Вербкин В.А. Чтобы не распалась связь времен. - Старый Оскол:
Изд-во редакции газеты «Оскольский край», 2010.
- Газета «Путь Октября». – Старооскольская типография, 25 мая 1991.
- Евсюков Е.Н. В боях под Старым Осколом.- Старый Оскол:
Изд-во «Ямская степь», 2005.
- Книга Памяти Белгородской области.- Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 1993.
Предварительный просмотр:
Письмак Мария, 3 «А» класс,
МБОУ «ОО Каплинская школа»
Руководитель Нарыкова Раиса Тихоновна,
учитель начальных классов
Это надо не мертвым, это нужно живым
Исследовательская работа
Цель исследования: выяснить роль Великой Отечественной войны в жизни нашей семьи.
Задачи исследования:
- Изучить материал о Великой Отечественной войне.
- Выяснить все о гибели моей прабабушки Кульят Федосьи
Антоновны.
- Рассказать одноклассникам о том страшном времени.
- Посетить Памятный знак «Скорбящая мать».
Актуальность. Нам необходимо знать историю своей страны, родного края, чтобы вырасти настоящими патриотами. Тема войны должна изучаться потомками. За каждой фамилией в памяти встает солдат, отдавший свою жизнь за наше счастье.
Моя мама хранит старую фотографию. Это реликвия нашей семьи. Я просила рассказать об этом фото, а мне отвечали, что еще не время. И вот это время пришло. Я подросла. Мне уже 9 лет. Я узнала страшную тайну. На фотографии моя прабабушка Кульят Федосья Антоновна. Она родилась в 1903 году, жила в слободе Ездоцкая в г. Старый Оскол, в годы войны была расстреляна немцами.
Я стала задавать много вопросов о войне и тогда мне на помощь пришла моя учительница, Нарыкова Раиса Тихоновна. Я узнала от нее о первом дне войны.
Как это было…
22 июня 1941 года Совиформбюро передало сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну. Весь народ, не щадя своих сил, поднялся на защиту Родины. С первых дней войны люди проявили образцы мужества и героизма. Война продолжалась 1418 дней и ночей.
Любая война затрагивает мирное население. Мирные жители не участвуют в военных действиях, но жизнь их меняется в соответствии с условиями войны. Так и великая Отечественная война изменила и уклад жизни, и быт, и привычки жителей Старого Оскола. В первые два дня войны в Старооскольский военкомат поступило несколько сотен заявлений с просьбой отправить на фронт. Из медицинских работников был сформирован военный эвакогоспиталь. Люди работали за себя и за товарища, ушедшего на фронт. Повсеместно развернулось партизанское движение. Предприятия выполняли свои дневные нормы на 225 %. Фронт и тыл были едины в действиях во имя победы.
Как пришла война в наш город? В школьной библиотеке я взяла книгу «В боях под Старым Осколом». Очевидцы вспоминают, что город бомбили 3 дня. 2 июля 1942 года немцы пришли в Старый Оскол. Потом все стихло. Пришла «новая» жизнь со своими порядками, которые начались с сооружения виселиц. Их построили на улице Ленина, возле рынка, на Казацких буграх. Железнодорожную школу превратили в лагерь для пленных советских солдат. В здании ГРТ был оборудован немецкий госпиталь. В кинотеатре «Октябрь» расположилась конюшня. После захвата города немцы организовали выпуск газеты «Новая жизнь», в которой печаталась лживая информация о разгроме Красной армии, о непобедимости фашистской Германии. Оккупация длилась 7 месяцев до 5 февраля 1943 года. Это было страшное, незабываемое время. Город очень сильно пострадал от рук фашистов: были сожжены школы, больницы, жилые дома, выведены из строя предприятия, не работал железнодорожный узел, нанесен ущерб сельскому хозяйству. Ничем нельзя измерить страдания и горе людей, которые пережили время оккупации.
Беда не обошла и нашу семью. Когда прабабушка была расстреляна, сиротой остался девятилетний сын Сергей, мой дед. Он не любил об этом вспоминать. Может мало что помнил? А может быть потому, что хлебнул горюшка. Был в детском доме, бежал, скитался. «Счастливое» детство, нечего сказать.
За что же у прабабушки отняли жизнь? Что она совершила? На этот вопрос нет ответа. И спросить не у кого. Деда тоже уже нет в живых. Но он рассказывал маме, что бабушку Федосью расстреляли на Казацких буграх. И мама вспоминает, что она с родителями ездила на возложение венков в с. Песчанка, могила была около школы. Потому что в то время Казацкая и Песчанка были одного сельского совета.
Причину расстрела нам так и не удалось выяснить. Мы обращались в военный комиссариат города, в историко-патриотический клуб «Поиск», краеведческий музей. Члены клуба «Поиск» предполагают, что жителей расстреливали как заложников.
Жительница города Н. Федорова в книге «В боях под Старым Осколом» вспоминает: «Однажды нашли убитого немца. Все нам грозила расправа. Людей построили в ряд, выбрали каждого десятого и увели. Потом мы узнали: одни были отправлены в Германию, других посадили в подвалы, третьи погибли».
Может быть и моя прабабушка, Кульят Федосья Антоновна, относилась к числу третьих и погибла как заложница? Пусть земля ей будет пухом.
В « Книге памяти Белгородской области», которая хранится в нашем школьном музее, на странице 470 есть запись «Кульят Федосья Антоновна, 1903г.р., слобода Ездоцкая, 16 июля 1942г., расстреляна.
Ей было всего 39 лет.
К сорокалетию Великой Победы в городском саду по улице Ленина в 1985 году был установлен Памятный знак жертвам фашизма «Скорбящая мать».
С левой стороны от Памятного знака находится братская могила 12 старооскольцев – мирных жителей, расстрелянных немцами в ночь с 4 на 5 февраля 1943 года.
Останки расстрелянных были перенесены сюда в 1989 году. Известны имена всех 12 погибших жителей. Среди них моя прабабушка – Кульят Федосья Антоновна. ( Хотя в «Книге памяти Белгородской области» датой ее расстрела считается день 16 июля 1942г.)
Вывод: точную причину гибели нам установить не удалось. Но информацию, которую мы получили, будем хранить и передавать своим потомкам.
Каждый год 9 мая, 22 июня, 5 февраля мы с мамой ходим к Памятному знаку «Скорбящая мать», чтобы почтить память погибших. Там вечно горит огонь бессмертия подвига, огонь скорби. В карауле застыли ели. Мы стоим, низко склонив головы. Наши уста не перестают шептать слова благодарности тем, кто отдал свою жизнь во имя счастья на земле.
Исполнилось ей 39,
Когда была расстреляна она.
Страшная, жестокая, кровавая,
Я тебя ненавижу, война!
Не кружись ты вокруг да около,
Исчезни с лица земли!
Не хоти мы быть одинокими,
Мы счастье свое обрели…
Используемая литература
- Вербкин В.А. Бессмертного мужества огонь.- Старый Оскол: Изд-во
Редакции газеты «Оскольский край», 2010.
- Вербкин В.А. Чтобы не распалась связь времен. - Старый Оскол:
Изд-во редакции газеты «Оскольский край», 2010.
- Газета «Путь Октября». – Старооскольская типография, 25 мая 1991.
- Евсюков Е.Н. В боях под Старым Осколом.- Старый Оскол:
Изд-во «Ямская степь», 2005.
- Книга Памяти Белгородской области.- Белгород: Изд-во «Крестьянское дело», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
живи РАЗУМОМ, ТАК И ЛЕКАРЯ НЕ НАДО
(классный час в 4 классах)Цели:- продолжить формирование представления о курении как о вредной привычке, влияющей на общее самочувствие и внешность человека;- вызывать у учащихся желание ...
Все живое надо беречь
Внеклассное занятие по экологии, 3 класс "Все живое надо беречь"...
Это нужно живым. Жизнь и судьба А.С. Поспелова, завуча Мещеринской школы
В 2010 году у меня в руках оказался довоенный снимок учителей, 1940 год. Слева направо в нижнем ряду: биолог Поспелов Александр Сергеевич, пионервожатая Мария Ивановна, учитель начальных классов Поспе...
Классный час "Это нужно живым"
Классный час содержит подборку стихов, музыкальные произведения, повященные Великой Победе...
Сценарий воспитательного мероприятия проведенного в экологическом кружке Познавательная беседа к 9 мая "Это нужно - не мертвым. Это нужно - живым"
Этот материал может быть использован педагогами начальной школы и дополнительного образования. Дети знакомятся с книгой - "Письма с фронта" (Ростов - на - Дону. Издательство АО "Книга&q...
"Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь."
ГПД – это не уроки, с непрерывным сидением за одной партой. Это – радость от общения со сверстниками. Это возможность заниматься любимым привычным делом – рисовать, лепить, играть и ...
Проект "Сила слова. "Живая" и "мертвая" вода."
Вода – это нечто настолько простое, что мы редко останавливаемся для того, чтобы подумать о ней. Несмотря на то, что мы пьем ее, моемся ею, готовим на ней пищу каждый день в течение всей жи...