Факторы, влияющие на сохранение психологического благополучия ребенка в семье
методическая разработка на тему
Статья представляет собой методические рекомендации для родителей и учителей с целью раскрытия факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_vliyayushchie_na_sohranenie_psihologicheskogo_blagopoluchiya_rebenka_v_seme.docx | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, влияющие на сохранение психологического благополучия ребенка в семье
Кочешкова Е.А.,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 500,
Россия, Санкт-Петербург
Что мы подразумеваем, когда говорим о психологическом здоровье человека?
Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон совсем недавно. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Психологически здоровый человек полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающими.
Психологическое здоровье – это гармония между эмоциональными, интеллектуальными, телесными и психическими аспектами. Все это относится к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка формируется под воздействием внутренних и внешних факторов.
Развитие младшего школьника зависит от многих факторов, самым важным из которых является семья. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствуют развитию ребенка младшего школьного возраста. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Таким образом, одним из условий нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение за ребенком.
Однако родительская любовь может быть разной – от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.
Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей, но любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета не всегда совпадают.
Существуют пять жизненных позиций школьника по отношению к родителям, себе и окружающему миру.
1. «Я любим, я нужен и тоже уважаю и люблю вас»
2. «Я обожаем, я центр вселенной, все должны мне поклониться».
3. «Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе».
4. «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас».
5. «Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это».
Рассмотрим эти позиции более подробно.
Первая жизненная позиция может сформироваться только там, где ребенок чувствует любовь и заботу, видит своих родителей радостными и счастливыми. В таких семьях каждый человек, даже самый маленький, является уникальной личностью, ,которая имеет право на собственное мнение. Искренние человеческие чувства, доброжелательная обстановка в семье способствуют полноценному развитию личности ребенка.
У радостного, довольного своей жизнью человека формируется достаточно высокая самооценка, уверенность в себе, уважение и доверие ко всем окружающим людям, умение общаться со взрослыми и сверстниками, интерес к познанию.
Вторая жизненная позиция в основном формируется в тех семьях, где развит культ ребенка. Все его желания и прихоти мгновенно исполняются. Маленький человечек начинает командовать взрослыми членами семьи. Такая ситуация складывается в семьях, в которых растет единственный долгожданный ребенок.
Дети, растущие в таких семьях, как правило имеют завышенную самооценку. Их поведение не укладывается в общепринятые нормы. Ребята не считаются с окружающими людьми, действуют наперекор требованиям.
Если дети в семье будут испытывать нехватку родительского тепла, то возникает третья жизненная позиция.
Часто это происходит, когда родители не принимают индивидуальные и возрастные особенности ребенка или (если в семье есть младшие) все внимание уделяется другому.
Дети очень болезненно воспринимают недостаток любви и заботы со стороны родителей. Они становятся тревожными, замкнутыми. Появляется ощущение собственной ненужности. Все это может сформировать низкую самооценку.
Четвертая жизненная позиция звучит так: «Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас». Такая позиция страшна тем, что ребенок полностью теряет веру в то, что его могут любить, Ребенок становится безразличным ко всем. Потеряв надежду на любовь родителей, дети даже не пытаются привлечь к себе внимание. А когда они вырастают - пытаются как можно быстрее избавиться от «внимания» взрослых, их наставлений.
В семьях с авторитарным стилем воспитания, когда ребенком постоянно недовольны, возникает пятая позиция. Ребенок считает плохими родителей, но не себя. Он винит родителей в своем одиночестве и часто ведет себя агрессивно, раздражая родителей. семьи, Таким образом, дети пытаются избавиться от переживаний. В душе они хотят сохранить с родителями хорошие отношения. Плохим же поведением дети всеми силами стремятся привлечь внимание к себе.
Можно сделать вывод, о том, что дети формируют свое отношение к родителям, проявляя его в поступках и высказываниях в зависимости от того, насколько они ощущают свою значимость для них.
К факторам, отрицательно влияющих на психологическое благополучие детей относятся:
• Общение лишенное тепла.
• Редкое общение с отцом.
• Излишняя тревожность родителей по поводу своего ребенка.
• Не полная семья.
• Развод или постоянные конфликты в семье.
• Родительское программирование («Ты должен стать ка…..»)
• Когда ребенок «кумир семьи» и все делается для него и ради него.
• Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
• Повлиять на самого себя.
• Попытаться повлиять на обстоятельства.
Какие же рекомендации дают психологи для сохранения психологического благополучия ребенка в семье?
Для формирования психологической безопасности и сохранения психологического благополучия ребенка в семье психологи рекомендуют:
- обнимать ребенка несколько раз в день;
- не упускать возможность погулять с ребенком, так как совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой;
- после его возвращения из школы лучше задать вопросы: «Что было интересного в школе?», «Как твои успехи?» и т. п.
- радоваться успехам ребенка, не раздражаться в момент его временных неудач; терпеливо и с интересом слушать рассказы о событиях в его жизни;
- ребенок должен чувствовать, что он любим;
- создать в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Подводя итог, следует отметить, что семья играет решающую роль в сохранении психологического здоровья, социализации и формировании личности школьника.
Благоприятными для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в сохранении психологического здоровья ребёнка, а значит и его развития как личности.
Список литературы:
1. Хухлаева О.В., Хухлаева О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольника.3е изд. М.: Генезис, 2010. 175с.
2. Метенова Н.М. Родительские собрания. Часть1. Методика проведения. 2011. 64с.
3. Метенова Н.М. Родителям о детях. Методические рекомендации. Ярославль. Издательско-полиграфический комплекс «Индиго». 2010, 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
сохранение психологического здоровья ребенка
Родителям полезно более внимательно и психологически грамотно взглянуть на себя и своего ребенка, утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься об этом. Пар...
сохранение психологического здоровья ребенка
Родителям полезно более внимательно и психологически грамотно взглянуть на себя и своего ребенка, утвердиться в правильности сложившегося тона взаимоотношений или серьезно задуматься об этом. Пар...
Семья как фактор психологического здоровья ребенка
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.Большую часть времени ребенок проводит в школе и д...
Психологическая безопасность ребенка в семье
Психологическая безопасность ребенка в семье...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
В наше время люди из-за динамичного жизненного ритма не могут уделять должного внимания всем вещам, которые важны. Например, психологической атмосфере в семье начинают уделять меньше внимания. Н...
Сказкотерапия как технология обеспечения социально - психологического благополучия ребенка, в условиях дистанционного образования.
ВведениеВ мире много сказок,Грустных и смешных.И прожить на светеНам нельзя без них.Пусть герои сказокДарят нам тепло,Пусть Добро навекиПобеждает Зло!М. ШаинскийСказкотерапия является с...