Использование коммуникативных практик в начальных классах
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Образовательный процесс в начальной школе, направленный на формирование коммуникативных умений младших школьников будет успешным, если используются:групповые и коллективные формы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
Слайд 1
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении
о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков, как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым
к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Слайд 2
Актуальность развития коммуникативных универсальных учебных действий для начального общего образования обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Всё чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам.
Слайд 3
Освоение современных коммуникативных практик – основа успеха учащихся в будущей жизни и карьере, расширения возможностей их развития.
Научить детей может только учитель реально и успешно участвующий в творческих проектах,
в совершенстве владеющий коммуникативными практиками.
Задача учителя - помочь ребятам стать самостоятельными, творческими и уверенными
в себе людьми, умеющими общаться, взаимодействовать с людьми.
Слайд 4
В образовательной практике наметился переход от обучения как передачи системы знаний учителем ученикам к активной работе учащихся в учении.
Учение больше не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества — совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Всё это придаёт особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативных универсальных учебных действий.
Слайд 5
Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, с более высокими показателями и
в более широком спектре. Учебное сотрудничество предполагает, что большая часть обучения строится как групповое сотрудничество.
Слайд 6
Основной смысл групповой работы на уроках – в развитии коллективного мышления. Коллективное мышление предполагает использование коммуникации,
понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно –
оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию.
Слайд 7
Во время экскурсии развивается личностно-значимое отношение к познанию
природы, понимание и уважение её; определяется место человека в окружающем мире и формируется экологически целесообразное поведение личности.
Слайд 8
Такие мероприятия не только укрепляют здоровье учащихся и развивают физические качества,
но и формируют чувство коллективизма и взаимопомощи (особенно
это важно в сборной команде, где спортивные способности у всех разные),
а также воспитывают «здоровый дух соперничества».
Слайд 9
В младшем школьном возрасте игра, наряду с учебой, является ведущей деятельностью.
В игре дети наиболее открыты для общения, для раскрытия своих способностей и
проявления фантазии. Формируется умение оказывать и принимать помощь.
Слайд10
Коллективная работа над проектной задачей и последующая ее защита или презентация, стимулируют учащихся на взаимодействие с другими, принятие чужой точки зрения, умение аргументировано отстоять свое мнение.
Это способствует раскрепощению, учащиеся преодолевают свои комплексы
и постепенно учатся высказывать свое мнение.
Начальная школа – это пока еще не место для «настоящих» учебных проектов. Она является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это, используя выражение Л.С. Выготского, их «зона ближайшего развития».
О реализации проекта, прошедшего в третьей четверти в начальной школе,
с использованием коммуникативых практик, расскажет Галина Григорьевна Ниткина.