Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто. Города – герои»
классный час на тему
· Рассказать детям о городах-героях.
· Расширять знания о войне.
· Развивать познавательный интерес к истории страны.
· Способствовать формированию патриотических чувств, любви к Родине, уважение и почтение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyiy-chas-goroda-geroi.1.docx | 30.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор работы: Орехова Оксана Валериевна учитель начальных классов МКОУ НОШ с. Ленинское
Название работы: Классный час «Никто не забыт, ничто не забыто. Города – герои»
Предметная область: методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов
Цель: воспитание любви к Родине через организацию внеурочной деятельности.
Задачи:
- Рассказать детям о городах-героях.
- Расширять знания о войне.
- Развивать познавательный интерес к истории страны.
- Способствовать формированию патриотических чувств, любви к Родине, уважение и почтение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Города – герои.
Классный час, посвящённый 70-й годовщине Победы.
1класс
Цели:
- Рассказать детям о городах-героях.
- Расширять знания о войне.
- Развивать познавательный интерес к истории страны.
- Способствовать формированию патриотических чувств, любви к Родине, уважение и почтение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. | Никто не забыт «Никто не забыт и ничто не забыто» - Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает. Но, словно огонь, у подножья – гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто. (А. Шамарин) | Подготовленный ученик читает стихотворение. |
Основная часть. | -Вы знаете, какой большой праздник приближается? -Конечно, это День Победы. А вы знаете, почему в нашей стране празднуют этот праздник? - В этот день 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. А кто знает, когда она началась? Слайд 2. -Правильно, началась она в 4 часа утра 22 июня 1941 года. Это было воскресенье, все люди отдыхали после трудовых дней. Это утро было солнечным, тёплым, тихим. Но вдруг в мирную тишину ворвался из репродукторов громкий тревожный голос: «Германские войска напали на нашу страну!» Война! -Враги рассчитывали расправиться с нашей армией быстро. Но они просчитались. Все люди нашей страны поднялись на защиту Родины. Тогда очень многие люди, взрослые и дети, стали героями. А вы знаете, кто такие герои? -Герои - это люди, которые не жалеют своей жизни за свободу Родины. -А вы знаете, кто ещё может быть героями? -Оказывается, героями могут быть и города. А вы знаете, какие города названы городами-героями после Великой Отечественной войны? Слайд 3. -Всего таких городов 12 : Минск, Смоленск, Киев, Ленинград, Мурманск, Одесса, Севастополь, Керчь, Новороссийск, Сталинград, Тула, Москва и ещё крепость-герой Брест. Они как могучие бастионы (крепости), встали на пути фашистских захватчиков. Сегодня я расскажу вам о некоторых из них, о том, за какие заслуги эти города получили звание «Город-герой» и награждены орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». | Ответы детей. Высказывают свои предположения. |
Крепость-герой Брест. Слайд 4. Эта крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли, Цветок, в росинках весь к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки. Враги настолько внезапно напали на нашу страну, что в первые дни войны Брестская крепость была окружена. Для захвата только одной Брестской крепости немецкое командование бросило очень много войск: пехоту, танки, самолеты и артиллерию. На крепость обрушились тысячи бомб и снарядов. Слайд 5. Прячась в подвалах, в развалинах, без еды и воды, лекарств и бинтов пограничники не только отражали удары фашистов, но и сами нападали на них. Больше месяца сражались защитники Брестской крепости за каждый участок крепостных стен, за подземные переходы. «Умрем, но не уйдем» - писали они на стенах. (Зачитать надпись на картинке) Большинство из них погибло, а некоторые: обессиленные, тяжелораненые попали в плен. В память о храбрости и стойкости её защитников - Брестская крепость награждена орденом Ленина и медалью «Золотая звезда» и ей присуждено звание крепость-герой. В память о героическом подвиге защитников крепости в г. Бресте были воздвигнуты обелиски славы. | Рассматривают фотографии Брестской крепости в презентации. Подготовленный ученик читает стихотворение. | |
Город-герой Москва Слайд 6. Столица нашей Родины Москва в годы Великой Отечественной войны объединяла силы всего нашего народа в борьбе с фашистами. Битва под Москвой дала веру в то, что враг будет разбит, что победа будет за нами. Сражение за Москву происходило осенью 1941 г. и зимой 1942 г. Разъезд Дубосеково. Здесь на холме, на открытом поле, герои дивизии генерала Панфилова преградили фашистам путь. Их было 28. Возглавлял бойцов политрук Клочков. Врылись солдаты в землю. Панфиловцы стреляют по немецким танкам Прильнули к краям окопов. Рванулись танки, гудят моторами. Сосчитали солдаты: - Батюшки, 20 штук! Усмехнулся Клочков: - 20 танков. Так это, выходит, меньше, чем по одному на человека. - Меньше, - согласились солдаты. Вступили герои в бой. - Ура! - разнеслось над окопами. Это солдаты подбили первый танк. Четырнадцать танков из двадцати подбили герои. Передохнули солдаты. Видят - снова идёт лавина. Сосчитали - тридцать фашистских танков. Посмотрел на солдат политрук Клочков. Замерли все. Притихли. Лишь слышен лязг железа. Ближе всё танки, ближе. - Друзья, - произнес Клочков, - велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва. Вступили солдаты в битву. Всё меньше и меньше в живых героев. Вот ранен и сам Клочков. Солдат с гранатой поднялся навстречу танку. Бросил гранату. Взорван фашистский танк. Радость победы озарила лицо Клочкова. И ту же минуту сразила героя пуля. Погиб политрук Клочков. Слайд 7. Стойко сражались герои-панфиловцы. Доказали, что мужеству не предела. Не пропустили они фашистов. Это - один из подвигов, которые совершили наши солдаты под Москвой. А таких подвигов было тысячи. На месте, где проходило сражение, у разъезда Дубосеково, стоит памятник героям-панфиловцам. Мы запомним суровую осень, Скрежет танков и отблеск штыков, И в сердцах будут жить 28 Самых храбрых своих сынов. И врагу никогда не добиться, Чтоб склонилась твоя голова, Дорогая моя столица, Золотая моя Москва. За эти подвиги Москва была названа Городом-героем. | Рассматривают фотографии Москвы во время войны. Слушают рассказ учителя, изучают иллюстрации. Подготовленный ученик читает стихотворение. | |
Город-герой Одесса Слайд 8. Одесса - большой и красивый город и важный морской порт на берегу Чёрного моря. Когда фашисты напали на нашу страну, им очень хотелось захватить Одессу. Но как бы хорошо ни сражались наши солдаты, враги подошли вплотную к городу. Захватили водопроводную станцию - остался город без воды. Думали фашисты - сдастся Одесса. Но жители долбили каменистую землю, пробивали колодцы. Все горожане вышли строить укрепления. Даже дети помогали: лили на швы между камней воду, чтобы цемент спаял их крепче. Но как бы ни оборонялись защитники города, а держать оборону становилось всё труднее, не хватало сил. Войска оставили город. Фашисты вошли в Одессу. Но взять её полностью они не смогли. Были улицы города, куда враги не смели показываться — подземные. Слайд 9. Когда-то, очень давно нашли строители под Одессой камень. Стали добывать его, прорывая под землёй пещеры. Так постепенно образовались целые коридоры пещер – катакомбы. -А вы знаете, что такое катакомбы? Смогли бы в них жить? Когда немцы бомбили город, в них люди прятались. Туда переселились десятки тысяч жителей, даже школы работали в катакомбах. А когда войска оставили город, в катакомбы спустились партизаны. А фашисты и не догадывались, какая сила таится у них под ногами. Подходит к Одессе поезд, пассажиры в нём важные - фашистские генералы. Вдруг раздается взрыв -все вагоны идут под откос. Взорвали поезд партизаны, которые вышли из катакомб. Много вылазок устраивали партизаны: жгли склады, обстреливали казармы, резали провода - и скрывались в катакомбах. Никак не могли совладать с ними фашисты. У входов поставили караулы, а партизаны такие ходы знают, какие врагам неизвестны. Пробовали спуститься под землю немцы - ничего не вышло. Под землёй темень, а с фонарями не пойдешь. На пулю нарвёшься. Пробовали партизан из пушек обстреливать, пробовали газом травить - партизаны уходят вглубь под землю, ничем их не достать. Трудно было партизанам: темно, сыро, воды и еды не хватает. Решили немцы выманить партизан. Подвезли ко входу полевую кухню: «Партизан, хочешь кушать? Выходи, накормим». Но не поддаются партизаны. Так и осталась Одесса непокоренной. Дождались партизаны нашей армии и освободили Одессу. Стала она свободной навсегда. А в честь тех, кто защищал и освобождал Одессу - названа она Городом - героем. Одесса, город мой! Мы не сдадим тебя! Пусть рушатся дома, хрипя, в огне пожарищ! Пусть смерть бредет по улицам твоим, Пусть жжет глаза горячий чёрный дым, Пусть пахнет хлеб теплом пороховым. Одесса, город мой, мой спутник и товарищ! Одесса, город мой, тебя мы не сдадим! | Рассматривают военные фотографии Одессы, порта, представленных в презентации. Ответы детей. Подготовленный ученик читает стихотворение. | |
Город-герой Волгоград (Сталинград) Слайд 10 Волгоград (в годы войны Сталинград) расположен на правом берегу реки Волги и является крупным речным портом. Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам захватить Сталинград. Бои шли дни и ночи. Врагам удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом, за каждый этаж. Об обороне одного такого дома мы и хотим вам рассказать. Дом этот был единственным уцелевшим домом на площади. Фашистам удалось захватить его. Они расставили на всех этажах пулемёты и миномёты и стали обстреливать наших солдат. В одну из тревожных сталинградских ночей отправились наши разведчики сержант Павлов и его бойцы в этот дом на разведку. Где ползком, где согнувшись, добрались они до крайней стены дома. Залегли, не дышат, слушают. Узнали, где немцы устроились. Подползли ближе и швырнули в окна по гранате. Выскочили испуганные немцы и к своим. А наши разведчики открыли огонь из автоматов, и давай занимать этажи. Разведчики убедились, что ни одного фашиста не осталось, поставили у окон пулеметы, решили оборонять дом. А фашисты начали обстрел из пушек и миномётов. Два дня штурмовали немцы дом, но так и не смогли его взять. Подбросили они тогда новые силы - целый полк. Но и нашим на помощь пришли пулемётчики, гранотомётчики, бронебойщики. Слайд 11. 58 дней защищали этот дом наши бойцы. Потом его так и прозвали - Дом Павлова. Много ещё разных подвигов совершили защитники Сталинграда. Обо всех сразу и не расскажешь. За все эти подвиги и получил Сталинград звание Города-героя. В память павшим воинам-защитникам Сталинграда был создан монумент на Мамаевом кургане. Центральное место занимает фигура женщины «Родина мать», которая крепко сжимает в руке поднятый вверх меч. Высота женщины 85 м. Это один из самых высоких памятников в мире. У подножия Мамаева кургана расположена «площадь Скорби». От площади к монументу ведет извилистый подъем в 200 ступеней (столько дней длилась Сталинградская битва). По обеим сторонам от ступенчатой дороги были захоронены останки погибших воинов. Никто не забыт, ничто не забыто На Мамаевом кургане С первым солнечным лучом В синем утреннем тумане Встала женщина с мечом. Голова коснулась неба, Меч задел за облака... Это - явь, не сказка-небыль, Это - память на века. Будто слышится: «Храните Правду-память о борцах!» Это - Родина в граните, Это - Родина в сердцах. | Рассматривают военные фотографии города, монумента «Родина мать». Подготовленный ученик читает стихотворение. | |
Слайд 12. Война – 4 года 1418 дней и ночей Более 25 000 000 погибших русских людей Это значит 22 человека на каждые 2 м земли. Это значит 13 человек в каждую минуту. -Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на десятки лет. -После продолжительных лет войны, 9 мая 1945 года пронеслось по всей стране: «Враг побеждён. Победа!» Победа! Победа! Великое слово, В нём слава Отчизны и слава бойца, Оно трепетать заставляет любого, Оно, как огонь, зажигает сердца! | Подготовленный ученик читает стихотворение. | |
Итог занятия. | -Нам нельзя забывать, что за нашу сегодняшнюю жизнь была заплачена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Ибо народ, который забыл свое прошлое, не имеет будущего. Предлагаю почтить память погибших за свободу нашей Родины минутой молчания. Дети встают. -Прошу садиться. -У нас в классе есть «Книга Памяти» и мы с вами нашли родственников ваших одноклассников. Дома ребята подготовили небольшие рассказы о своих прадедушках и прабабушках, давайте послушаем их. -Ребята, приближается День Победы. Этот праздник очень дорог нашему народу. Участников сражений почти не осталось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала детство. Сейчас это пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. В канун праздника поздравьте своих родственников и соседей – ветеранов. подарите им доброе слово, улыбку, вручите цветы, открытки. Эти люди достойно и честно прожили свою жизнь. | Рассказы детей о своих родных. |
Литература :
1. Военно-патриотическое воспитание воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дню Победы. Сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр / авт. Сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.-303с.
2. Великая Отечественная Война : беседы с ребенком .- М. : Карапуз, 2012
3. Летопись Великой Отечественной. 1941-1945:Краткая иллюстрированная история для юношества Предисл. П.А. Жилина.- М.: Мол. гвардия, 1985.-334 с., ил.
4. История России: Энциклопедия.- М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2009.-128 с.
5. Азрапкина Н. «Москва в солдатской шинели»: Устный журнал, 2005.- №6.- с.25- Нач. школа
6. Голодова Н. Меч Победы ковал Сталинград // Нач. школа, 2009. - №6, с.37
7. Воронкова Л. Ф. Обожженные огнем [Электронный ресурс] // Либрусек : Много книг : [сайт] / Л. Ф. Воронкова. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/149534/read#t1
8. Михалков С. Быль для детей [Электронный ресурс] : поэма // livejournal : [сайт] / С. Михалков. – Режим доступа: http://chetvergvecher.livejournal.com/410672.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час: " Никто не забыт, ничто не забыто". Конспект и презентация.
Разработка содержит конспект классного часа и презентацию. К сожалению в презентацию не удалось поместить звуковое сопровождение, но в конспекте указаны использованные произведения....
Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"
Вступление в отряд Юных Жуковцев. Проводился ряд классных часов Уроков Мужества....
Тема:«Сирень 1945 года» Классный час:" Никто не забыт, ничто не забыто"
Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто». К 65-ти летию освобождения нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.Цель: Рассказать учащимся о героических страницах Великой Отечественной в...
Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто" 4 класс
Методическая разработка классного часа "Никто не забыт, ничто не забыто", презентация, приложение к классному часу....
Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"
Данный классный час был разработан в рамках празднования 70 - летия победы в Великой Отечественной войне. Классный час включает в себя презентацию и фильм-сказку "Сказка о войне". Автор сказки Л. Адер...
Презентация к классному часу "Никто не забыт, ничто не забыто"
Данная презентация разработана к классному часу "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Классный час "Никто не забыт, ничто не забыто"
Классный час к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне...