4 класс. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Скретч-мания".
рабочая программа (4 класс) на тему
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования.
Следует иметь в виду, что возрастные особенности младшего школьника не позволяют в полной мере реализовать проведение полноценных научных исследований. Раннее включение в организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у школьника познавательный интерес и исследовательские навыки. В будущем они станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Организация научно-познавательной деятельности школьника требует использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и творческих проектов. В качестве такого инструмента мы видим среду программирования Scratch.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti._kruzhok_scratch-_maniya_4_klass.docx | 34.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1
Утверждено Согласовано
«___» ________ 20___г. «___» ________ 20___г.
Подпись _________________ Подпись _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
КРУЖОК «SCRATCH- МАНИЯ»
4 КЛАСС
Челябинск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проектной деятельности сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования.
Следует иметь в виду, что возрастные особенности младшего школьника не позволяют в полной мере реализовать проведение полноценных научных исследований. Раннее включение в организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у школьника познавательный интерес и исследовательские навыки. В будущем они станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Организация научно-познавательной деятельности школьника требует использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и творческих проектов. В качестве такого инструмента мы видим среду программирования Scratch.
Scratch — это новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные анимированные интерактивные истории, игры и модели. В этой среде ученики не используют готовые компьютерные игры, а конструируют свои собственные игры, истории и модели. В ходе этой созидательной деятельности у учеников формируется свобода обращения с различными элементами окружающей медиакультуры (аудио-, видео-материалы, графические материалы). В языке Scratch представлены базовые концепции программирования (циклы, логические операторы, переменные, случайные числа и т.д.).
Когда ученики создают проекты в Scratch, они осваивают следующие навыки:
- творческое мышление,
- предметное общение,
- системный анализ,
- беглое использование технологий,
- эффективное взаимодействие,
- проектирование,
- постоянное обучение
Кружок «Scratch-мания» (направление: информатика) реализуется в 4 классе по 2 часа в неделю. Всего 34 ч. «Среда программирования Scratch» является отличной средой для проектной деятельности. В ней есть все необходимое:
- графический редактор для создания и модификации визуальных объектов;
- библиотека готовых графических объектов (некоторые из них содержат наборы скриптов);
- библиотека звуков и музыкальных фрагментов;
- большое количество примеров.
Scratch является отличным инструментом для организации научно-познавательной деятельности школьника благодаря нескольким факторам:
- эта программная среда легка в освоении и понятна даже младшим школьникам, но при этом - она позволяет составлять сложные программы;
- эта программа позволяет заниматься и программированием, и созданием творческих проектов;
- вокруг Scratch сложилось активное, творческое международное сообщество, что позволяет участвовать школьникам в международной конференции по программированию.
Язык Scratch особенно интересен для начального уровня изучения программирования. Обучение основам программирования в этой среде наиболее эффективно при выполнении небольших (поначалу) проектов. При этом естественным образом ученик овладевает интерфейсом новой для него среды, постепенно углубляясь как в возможности Scratch , так и в идеи собственно программирования. Базовый проект един для всех учеников и выполняется совместно с учителем. Затем предлагаются возможные направления развития базового проекта, которые у разных учеников могут быть различными.
При создании сложных проектов ученик не просто освоит азы программирования, но и познакомится с полным циклом разработки программы, начиная с этапа описания идеи и заканчивая тестированием и отладкой.
Scratch не просто среда для программирования, через нее можно выйти на многие другие темы школьной информатики. Важно то, что ребенок имеет возможность поделиться результатами своего творчества с друзьями или другими пользователями.
Некоторые отличительные особенности курса:
1. Проектный подход. В процессе обучения происходит воспитание культуры проектной деятельности, раскрываются и осваиваются основные шаги по разработке и созданию проекта.
2. Межпредметность. В курсе прослеживается тесная взаимосвязь с математикой, физикой, географией, русским языком, музыкой и другими предметами школьного цикла. Знания, полученные на других предметах, логичным образом могут быть использованы при разработке проектов.
3. Пропедевтика. Через разработку проектов учащиеся получают знания, обозначенные в программах старших классов. Так, например, осваиваются основные алгоритмические конструкции (информатика), понятие координатной плоскости (математика) и т.п.
4. Вариативность. Учащиеся с достаточной степенью свободы и самостоятельности могут выбирать темы проектов.
5. Коммуникация. В курсе предусмотрена работа в командах, парах, использование возможностей сетевого сообщества для взаимодействия. Обязательное условие - публичная презентация и защита проектов.
Курс соответствует всем без исключения целям изучения информатики в основной школе, обозначенным во ФГОС: 444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444444
- развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- формирование представления об алгоритмах, моделях и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
- развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
- формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
- знакомство с языками программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи программы:
Обучающие:
- овладеть навыками составления алгоритмов;
- изучить функциональность работы основных алгоритмических конструкций;
- сформировать представление о профессии «программист»;
- сформировать навыки разработки программ;
- познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки;
- сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных презентаций.
Развивающие:
- способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
- развивать внимание, память, наблюдательность; познавательный интерес;
- развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;
- развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.
Воспитательные:
- формировать положительное отношение к информатике и ИКТ;
- развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;
- формировать умение демонстрировать результаты своей работы.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, способности к саморазвитию; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, принятия решений; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие далее ИКТ-компетенции.
Предметные: умение использовать термины «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на языке программирования; умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы); умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач.
Таким образом, первое знакомство со средой программирования можно организовать через Scratch, что для детей означает – через игру. Через Scratch можно раскрыть многие вопросы школьной информатики для младших школьников.
Учащиеся познакомятся не только с языком программирования, но и с текстовым, графическим редакторами, элементами пользовательского интерфейса, логикой, новыми математическими понятиями, элементами проектной деятельности.
Благодаря использованию технологии Scratch, дети получают возможность:
- постепенно учиться программированию;
- реализовать свои творческие порывы;
- участвовать в интерактивном процессе создания игр и составления программ на языке, разнообразных историях как индивидуально, так и вместе со своими сверстниками из разных стран;
- получать живой отклик от единомышленников; оценить свои творческие способности.
Деятельность по изучению Скретч происходит в рамках кружка, работа учащихся не оценивается. Имеет место неформальная оценка, обычно производимая самими учениками, когда достигаемые умения используются в последующем в учебной деятельности. Определённо можно сказать, что дети, изучавшие Скретч, отличаются от других своими подходами к решению некоторых учебных задач.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п. | Тема занятия | Всего часов | Теорети-ческие | Практи-чес-кие | УУД |
Тема 1. Знакомимся со средой Scratch. (5 ч.) | |||||
1. | Введение. Техника безопасности. | 1 | 1 | Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе внутреннем плане. | |
2. | Программирование. Языки программирования. | 1 | 1 | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; П: осуществлять синтез как составление целого из частей | |
3. | Язык программирования Scratch. Интерфейс Scratch. | 1 | 1 | Р: в сотрудничестве ставить с учителем новые учебные задачи; П: проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. | |
4. | Создание программы для Кота. | 1 | 1 | К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | |
5. | Самостоятельная работа. | 1 | 1 | Л:способность к самооценке на основе критерия успешности Р:различать способ и результат действия, адекватно воспринимать оценку | |
Тема 2. Говорим с компьютером на Scratch. (7 ч.) | |||||
1. | Основные понятия Скретч. | 1 | 1 | П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | |
2. | Основные кнопки Скретч. | 1 | 1 | Р: принимать и сохранять учебную задачу | |
3. | Свойства объектов, методы и события. | 1 | 1 | П: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. | |
4. | Создание программы, включающей пройденный материал. | 2 | 1 | 1 | П: осуществлять синтез как составление целого из частей Р: вносить необходимые коррективы в действие в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
5. | Создание первой программы с использованием движения. | 1 | 1 | П: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
6. | Самостоятельная работа | 1 | 1 | Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку, выполнять материализованные учебные действия | |
Тема 3. Проект «Музыкальный». (5 ч.) | |||||
1. | Знакомство с музыкальными возможностями Скретч. | 1 | 1 | Л: чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства на основе знакомства с культурой | |
2. | Блок «Звук». Громкость. Тон. Тембр. Темп | 1 | 1 | П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | |
3. | Запись звука, запись музыки с нот. Форматы звуковых файлов. Конвертирование звуковых файлов. | 1 | 1 | П: строить речевые высказывания в устной и письменной форме | |
4. | Озвучивание проектов Скретч. | 1 | 1 | Р: различать способ и результат действия | |
5. | Синхронизация Скриптов при помощи сообщений, создание музыкальных композиций | 1 | 1 | П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач | |
Тема 4. Проект «Анимация с обработкой событий». (6 ч.) | |||||
1. | Понятие сообщения. | 1 | 1 | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи П: осуществлять подведение под понятия на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | |
2. | Передача сообщения, запуск скриптов при условии получения сообщения, вызова. | 1 | 1 | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе внутреннем плане | |
3. | Обмен данными между скриптами | 1 | 1 | П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач | |
4. | Изучение взаимодействия объектов на основе обмена сообщениями | 1 | 1 | П: осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда объектов на основе выделения сущностной связи | |
5. | Перемещения объектов в различные слои | 1 | 1 | Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | |
6. | Управление событиями | 1 | 1 | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
Тема 5. Костюм кота. Фон. Проект «Привет из лета!». (6 ч.) | |||||
1. | Выбор и смена костюма. Работа с фоном. | 2 | 1 | 1 | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи |
2. | Редактирование костюмов и фона. Создание собственных объектов | 2 | 1 | П: владеть общим приемом решения задач | |
3. | Загрузка фотографий в среду Скретч. | 1 | 1 | Р: различать способ и результат действия | |
4. | Создание анимированной открытки. | 1 | 1 | П: осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | |
Тема 6. Движение спрайта по экрану. Координаты. Проект «Полет пчелы». (10 ч.) | |||||
1. | Знакомство с системой координат на сцене скретч. Блок «Движение». Движение спрайта. | 1 | 1 | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | |
2. | Работа в блоке «Движение». Команда «Идти на … шагов». «Повернуть к …». | 2 | 2 | Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе внутреннем плане | |
3. | Работа в блоке «Движение». Команда «Повернуть на …. градусов» «идти в х:… у:….» «изменить х на … » | 2 | 1 | 1 | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; П: осуществлять синтез как составление целого из частей |
4. | Работа в блоке «Движение». Команда «Плыть … секунд в точку х». «если край, оттолкнуться» | 1 | 1 | П: поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | |
5. | Создать костюмы к готовым объектам в папке «Костюмы». Создание сценария для спрайта в костюме. | 2 | 1 | 1 | Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку, выполнять материализованные учебные действия |
6. | Спрайт как многоразовый персонаж. | 2 | 1 | 1 | П: владеть общим приемом решения задач |
Тема 7. ScratchQuest . Создаем игры и истории. (10 ч.) | |||||
1. | Разработка сценария | 2 | 1 | 1 | Р: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи |
2. | Переход из одной сцены в другую | 2 | 2 | П: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. | |
3. | Встречи с новыми персонажами | 2 | 2 | П: владеть общим приемом решения задач | |
4. | Переменные и списки | 2 | 1 | 1 | П: осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты |
5. | Хранилище сценариев. | 2 | 1 | 1 | П: владеть общим приемом решения задач |
Тема 8. Управление спрайтом. (7 ч.) | |||||
8. | Управление спрайтом. | 7 | 1 | 6 | Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи |
Тема 9. Свободное проектирование. (9 ч.) | |||||
9. | Свободное проектирование. | 9 | 1 | 8 | Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
10. | День Скретча в России. Защита проектов. | 3 | 2 | 1 | Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку, выполнять материализованные учебные действия |
Итого за год: | 68 |
Материально-техническое сопровождение:
Компьютер, язык программирования Scratch, учебник по программированию Скретч.
Интернет ресурсы для ученика:
https://scratch.mit.edu/projects/908474/
https://scratch.mit.edu/projects/954346/
https://scratch.mit.edu/projects/940710/
https://scratch.mit.edu/projects/1016952/
https://scratch.mit.edu/projects/1027736/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 1 класса, рабочие программы внеурочных занятий, план воспитательной работы
В заархивированном файле находятся рабочие программы для 1 класса по УМК "Перспектива" по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Физкультуре, Технологии. М...
рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса, рабочие программы внеурочных занятий
В архиве рабочие программы по УМК "Перспектива" для 4 класса по Литературному чтению, Русскому языку, Математике, Окружающему миру, Технологии, Физкультуре. Здесь же можно найти программы вн...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...