Внеклассное занятие "Наши пернатые друзья"
классный час ( класс) на тему
Внеклассное занятие для учащихся начальных классов на тему "Наши пернатые друзья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_nashi_pernatye_druzya.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Старохуторская ООШ»
Валуйского района Белгородской области
Внеклассное занятие
«Наши пернатые друзья»
Подготовила: учитель начальных
классов Папенко О.В.
Цель: познакомить с многообразием пернатых;
- дать представление о жизни птиц зимой;
- научить выделять признаки сходства и различия у птиц;
- прививать любовь бережное отношение к родной природе.
Оборудование: плакат с изображением птиц;
иллюстрации «Виды кормушек»;
карточки с заданиями; загадки, слайды.
Ход занятия
Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населённый лишь динозаврами, огласило птичье пение. А ещё через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поёт, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орёл парит, свободно, легко!
В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в садах и парках и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие - меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов.
_А сейчас зима на улице! Всё белым – бело!
Вся живая природа готовилась к встрече с ней.
- Давайте на минутку представим себе, что мы понимаем язык птиц и зверей.
Инсценировка.
(дети в костюмах зверей)
Белка: Жители лесные! Посмотрите! Я грибы сушила, а мышь их у меня таскает.
Мышь: Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила и оглянуться не успела, как они у тебя, белка, в дупле оказались.
Учитель: На опушке леса появилась лиса. Что-то она приуныла.
Лиса: Заяц – беляк всё лето серым был, а сейчас в белой шубе щеголяет. Белка летом рыжая была, а сейчас серую шубу надела. Одна я, бедная, и зимой и летом одним цветом.
Учитель: -Ребята, как же звери готовились к зиме?
- Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Послушайте разговор Скворца и Цапли.
(Дети в шапочках птиц)
Цапля: Здравствуй, Скворушка!
Скворец: Что ты такая печальная Цапля?
Цапля: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой – то Чижик-пыжик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой – то трескучий мороз. Может быть это правда?
Скворец: Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки. Не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель: - Почему Скворец и Цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
ПТИЦЫ
ПЕРЕЛЁТНЫЕ ЗИМУЮЩИЕ
ОСЁДЛЫЕ КОЧУЮЩИЕ
Учитель: Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию и Англию. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
(Стук в дверь) – Кто там? Вам письмо!
SOS! SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!
- Кто писал её? (Птицы)
Чтобы им помочь, надо знать, какие птицы у нас зимуют, чем кормятся. Как мы им можем помочь?
Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная.
Мороз и солнце
День чудесный!
В лесу тихо.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто так ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужу и морозы
Вывел клёст своих птенцов.
Как с утра и до заката
На репьях гостят щеглы,
И торопятся куда –то
Ярко – красные щуры.
Как, рассвет встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- Кроме этих птиц у нас остаются зимовать и хорошо вам известные. Какие?
Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уж не пролетят мимо них стайки снегирей и свиристелей. Пёстрый дятел постучит по суку носом, достанет из – под коры короеда, сорвёт шишку, и полетит в свою кузницу долбить её. А ещё зимой в лесу есть удивительные птицы! Почему удивительные?
(появляются Дятел и Клёст)
Дятел: Чего ты, Клёст, визжишь? Обидели тебя что - ли?
Клёст: Де нет, Дятел. Это я радуюсь!
Дятел: Нашёл время радоваться!
Клёст: Как раз самое время. У меня в гнезде птенчики вывелись. И до чего же милы, до чего же хороши.
Дятел: В такой мороз – птенцы? Да они замёрзнут.
Клёст: Нет! Я им еловых веток натаскал, а клестиха – мать греет так, как печка. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Учитель: Почему у клеста птенцы зимой выводятся?
- Питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть. Весной малыши уже летают стайками. Но интереснее всего у клеста клюв. Ни у кого такого нет, он у него крестом. Родятся эти птенцы с прямыми клювами, как и все остальные, но когда подрастают и начинают сами доставать семя из шишки, клюв меняется.
И всё же многие птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из десяти синиц выживают две. И чтобы помочь им, мы должны…
- А что мы должны?
3. Практическая работа.
- Чем кормят птиц?
- Давайте составим общую таблицу, чтобы знать какие птицы что любят.
Корм для птиц
СЕМЕНА | ПТИЦЫ |
подсолнечника | все птицы |
овса | овсянки, синицы |
арбуза | синицы, поползни |
пшена, проса | овсянки, воробьи, синицы |
тыквы, дыни, кабачков | поползни, синицы, воробьи |
кедровых орешков | поползни, дятлы |
рябины, калины | снегири, свиристели |
льна | все птицы |
клевера | щеглы, чечётки, воробьи, синицы |
сало, мясо | синицы |
- Теперь вы знаете, чем кормить птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Давайте разыграем небольшую сценку.
(У доски дети в шапочках птиц – Сорока, Снегирь, Воробей, Синица, Клёст, Щегол)
Сорока: Тра – та – та –та –та! Что я видела, что слышала! Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут, привередничают и капризничают.
Щегол: Семечки в столовой не давленные, Клюв сломаешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоль на языке.
Воробей: Ой – ой – ой! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера крошки раскапывал. Хорошо бы ребята навес сделали.
Синица: Сало салу рознь! Для нас, синиц, правильно вывесить несолёное, от солёного у нас животы болят.
Клёст: Остался голодный, обед ветром сдуло. Плохо когда кормушка без бортиков!
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где арбузные и дынные семечки?
Учитель: Успокойтесь птицы! Всё будет в порядке. Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в неё корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно делать самые разнообразные.
(Иллюстрации кормушек)
Покормите птиц.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетелись, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- А когда птицы сыты, то даже среди зимы петь могут.
Учитель.
Сегодня мы говорили о зимующих птицах.
Давайте проведём конкурс и узнаем, что же вы о них узнали.
- Конкурс «Почтовый ящик»
В наш адрес пришли письма. Угадайте, кто их принёс?
«У меня на голове чёрная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка – ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой , в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?»
(Синица)
«Меня называют «строитель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья - то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, крылатки клёна. осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?
(Поползень)
«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, чёрный, коричневый, жёлтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я и кормлюсь. Кто же я?
(Щегол)
- Конкурс «Птичьи разговоры»
- Как разговаривают птицы, доскажите словечко.
Гуси - (гогочут)
Соловьи – (свистят)
Журавли – (кричат)
Вороны – (каркают)
Ласточки – (щебечет)
Синицы – (пищат)
Совы – (ухают)
Голуби – (воркуют)
- Конкурс «Птичьи профессии»
Птица рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на неё вблизи берегов и в море.
Птица плотник (дятел). Дятлы долбят дерево целыми часами, достают оттуда насекомых.
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнёзда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из их гнёзд варят суп.
Птица акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая.»
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка)
- А сейчас отгадайте загадки.
- Я по дереву стучу,
Червяков добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой.
(дятел)
- Чьи малыши в лесной глуши
В холод лютый раздеты, разуты?
(клёст)
- Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(снегирь)
- Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает
По полям кочует, коноплю ворует?
(воробей)
- Днём спит, ночью летает
И прохожих пугает.
(сова)
Учитель.
Вот и подошло к концу наше занятие. Много птиц мы узнали, узнали их повадки и вкусы. И теперь знаем как помочь им пережить трудную зиму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"
Данное внеклассное мероприятие проводится с младшими школьниками в зимнее время года. В игровой занимательной форме дети знакомятся с расширяют свои знания о зимующих и перелетных птицах, проводится б...
внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"
Данное внеклассное мероприятие проводится с младшими школьниками в зимнее время года. В игровой занимательной форме дети знакомятся с расширяют свои знания о зимующих и перелетных птицах, проводится б...
Наши пернатые друзья.-внеклассное мероприятие
Внеклассное мероприятие ,посвящённое дню птиц . Мероприятие в форме устного журнала ....
Внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» городского округа город Салават Республики Башкортостан Внеклас...
Внеклассное мероприятие "Птицы наши -пернатые друзья"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа» Внеклассного мероприятие КВН«Птицы -наши пернатые друзья»...
Внеклассное мероприятие "Наши пернатые друзья"
Данная презентация поможет детям научиться детям узнавать наших пернатых друзей по описанию и звукам....
Внеклассное мероприятие "Пернатые друзья"
В ходе мероприятия учащиеся начальных классов расширяют свои знания о птицах....