"ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ"
материал ( класс) на тему
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. Что такое правильная речь? Сможет ли ребенок спокойно войти в школьную жизнь? Эти вопросы волнуют родителей на пороге школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на родительском собрании в предшкольной группе | 19.45 КБ |
презентация к родительскому собранию | 1.36 МБ |
Предварительный просмотр:
"ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ"
Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.
Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.*
Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:
- гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;
- согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;
- звук Л к 3 – 4 годам;
- шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;
- звуки Р, РЬ до 6 лет.
Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков.* Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:*
-общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*
-общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по средней линии языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*
-общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка;*
- общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.
Подытожим: *
- язык всегда находится за зубами,
- струя воздуха идёт по средней линии языка, в речи нет посторонних призвуков,
- губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,
- чёткое произношение гласных.*
Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих принципов, постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.
Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.*
Работа по воспитанию правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом.
Результаты обследования в группе …
Серьезным помощником в работе по исправлению произношения является артикуляционная гимнастика.
ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5 - 7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.*
Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:
- исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла).
Помимо звукопроизношения перед тем как пойти в школу ребенок должен обладать элементарными знаниями, в овладении которыми ему помогает дошкольное образование и родители. Год за годом ребёнок не просто растёт, а развивается. Каждый день он познает окружающий мир. Чем больше знаний об окружающем мире у ребёнка, тем легче ему будет в дальнейшем освоить школьную программу.
Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
Ребенок должен уметь не торопясь и выразительно проговаривать все слова. Сюда относится и слоговая структура слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…. Ошибки звукопроизношения и изменения слоговой структуры слов в дальнейшем могут привести к тому, что ребёнок будет писать неправильную букву или писать слова, переставляя слоги, а может вовсе не дописывать слова.
Во-вторых, у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: дети должны уметь выделять первый и последний звук в слове; определять, где находится заданный звук;
В-третьих, грамматический строй речи во многом должен быть сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный, уметь пользоваться предлогами (на, под, над, возле, за)
В-четвёртых, ребёнок должен обладать достаточно большим словарным запасом: он должен использовать слова по назначению, подбирать синонимы, антонимы, владеть обобщающими понятиями, знать названия основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий; ориентироваться пространстве: направо, налево, высоко, низко, далеко, близко и т.д.
В-пятых, ребёнок должен владеть связной речью: уметь рассказать о себе; описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется;
Речь у дошколенка должна быть осмысленной, со стройными предложениями и законченной мыслью.
В-шестых, должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). Ребёнок должен свободно владеть карандашом и кистью при рисовании. Ну и, конечно, же уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии.
Ребёнок говорит верно, с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно. *
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребенка, поскольку именно при помощи речи будет происходить усвоение всего курса школьной программы. Что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».
1-ый параметр речевой готовности: сформированность правильного звукопроизношения У ребёнка к моменту поступления в школу должно быть чёткое и правильное произношение всех звуков. Работа по коррекции звукопроизношения, т.е. по исправлению неправильно произносимых звуков, происходит поэтапно.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика необходима не только детям, имеющим речевые нарушения. Она также полезна всем детям как средство профилактики различных речевых нарушений и как средство развития речи. Артикуляционная гимнастика проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях, обязательно перед зеркалом. 1 этап: проведение артикуляционной гимнастики:
Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемым упражнениям, артикуляционная гимнастика проводится в форме игры: подбираются картинки со стихотворным текстом
2 этап: постановка звука. 3 этап: автоматизация звука – закрепление звука: - автоматизация звука в изолированном положении; - автоматизация звука в слогах; - автоматизация звука в словах; - автоматизация звука в предложениях, стихах, рассказах, самостоятельной речи. Родителям необходимо постоянно контролировать речь своего ребёнка, исправлять ошибки, добиваясь правильного произношения звуков.
2-ой параметр речевой готовности: сформированность фонематического восприятия Фонематическое восприятие – это умение слышать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки, как: Б-П, Т-Д, К-Г, В-Ф, С-З, Ш-Ж, С-СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ, С-Ш, З-Ж, Щ-СЬ, Р-Л, ЛЬ-Й и другие. И если ребёнку звуки на слух кажутся одинаковыми, то будут затруднения при письме.
Игры для развития фонематического восприятия? Игра «Покажи картинку». Ребёнку предлагается правильно показать картинки, названия которых отличаются только одним звуком: козы-кожи, горка-корка, бочка-почка, мышка-мишка, мыло-Мила, лук-люк и т.д. Игра «Хлопни в ладоши». Даётся задание «Хлопни, когда услышишь [ ш ] ». Взрослый произносит ряд звуков: с, ш, х, ж, ф… Ребёнок слышит [ ш ] – хлопает, слышит другой звук - не хлопает.
Игра «Разложи». Предлагается разложить картинки: санки, самолёт, шуба, сумка, шапка, собака, машина, кошка, посуда, шары… На две группы: со звуком С со звуком Ш санки шуба самолёт шапка сумка машина собака кошка посуда шары
Игра «Повтори». Воспроизведение (повторение) слогов: па-ба, па–ба-па, ба-па-па, са-ша, ша-са-са… 2. Воспроизведение (повторение) слов: полено-колено, мак-бак-так, будка-утка-дудка…
3-ий параметр речевой готовности: готовность к анализу и синтезу звукового состава слова 1. Ребёнку необходимо дать представление о том: - что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»; - что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков. 2. Ребёнка нужно научить: - анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении); - делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Также необходимо дать представления о звуках: - звуки делятся на гласные и согласные; - согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Научить: - выделять заданные звуки среди других звуков; - соотносить звуки с буквами; - выделять на слух слова с заданным звуком; - определять место звука в слове: в слове МАЛИНА звук [ м ] находится в начале слова, в слове КОМНАТА в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова; - определять последовательность звуков в слове: в слове МАК первый звук [ м ] , второй – [ а ] , третий – [ к ] ; - c оставлять слова из звуков: [ к ] , [ и ] , [ т ] – КИТ .
4-ый параметр речевой готовности: соответствие словарного запаса возрастной норме Ребёнка необходимо научить: - обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт…; - подбирать признаки к предмету (яблоко – сочное, красное, ароматное…); - подбирать действия к предмету (снег – идёт, падает, кружится…); подбирать предмет к действию (идёт – снег, дождь, человек, время…); - подбирать антонимы – слова с противоположным значением (высокий-низкий, пустой-полный, говорить-молчать…); - подбирать синонимы – слова близкие по значению (смелый-храбрый, отважный; бежать-нестись, мчаться…).
5-ый параметр речевой готовности: грамматически правильная речь Ребёнок учится: - образовывать множественное число существительных (дом-дома, окно-окна); - согласовывать прилагательные с существительными (красн ое яблоко, но красн ый бант); - образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова-головушка, стол-столик); - образовывать притяжательные прилагательные (лиса-хвост лисий , медведь-берлога медвежья ); - образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит - в дом заходит - из дома выходит - дом обходит ); - сложные слова (лес рубит - лесоруб , снег падает - снегопад ); - употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, меж ду).
6-ой параметр речевой готовности: сформированность связной речи - умение вести беседу со сверстниками и взрослыми; - отвечать на вопросы предложениями, а не одним словом; - умение пересказывать рассказ, сохраняя его смысл.
Умение составлять рассказ по сюжетной картине
Умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок
Рекомендации родителям Общайтесь со своими детьми! Задавайте такие вопросы, на которые нельзя дать односложные ответы. Убираясь в квартире, попросите ребенка найти слова (названий предметов), где был бы какой-то определенный звук. Возвращаясь домой из детского сада, на прогулке, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определенным количеством слов. В супермаркете можно использовать время покупок для плодотворной работы по развитию словаря и звукобуквенного анализа: найти на полках фрукты–овощи, продукты с определенным звуком и количеством слогов; устроить соревнование – кто больше найдет таких слов. Обязательно читайте вслух! Развивайте мелкую моторику: лепите, рисуйте, раскрашивайте, собирайте бусы…
И помните о том, что любые совместные игры и действия, даже самые простые, полезны для ребенка, поскольку они развивают не только речь, но и высшие психические функции: внимание, мышление, память, восприятие. Но и они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения, в игровой форме, с положительным эмоциональным настроем. Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что ничего не делается по взмаху волшебной палочки, обязательно нужны терпение, время, положительный настрой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционных навыков для правильного произношения звуков речи
Выработка правильных артикуляций у ребенка улучшает не только произношение, но и оказывают огромное влияние на фонематическое развитие детской речи: чем четче произносятся звуки, тем лучше они р...
Работа над правильным произношением младших школьников на уроках русского языка ( 1 класс).
Произносительная работа планируется нами по направлениям: техника, орфоэпия, интонация. Первым является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, чёткой дикции: ...
«Правильное произношение общеупотребляемых слов. Постановка ударения»
Данное занятие поможет ребятам правильно произносить и быстро запомнить иностранные слова....
«Правильное произношение общеупотребляемых слов. Постановка ударения»
Данное занятие поможет ребятам правильно произносить и быстро запомнить иностранные слова....
Упражнения на правильное произношение звуков
Упражнения: "Разминаем язычок", "Качели", "Блинчик", "Почистим зубы", "Улыбнитесь", "Сдуйте листик"....
Формирование навыков правильного произношения первоклассника с логопедическими нарушениями речи.
Как помочь первокласснику с логопедическими нарушениями успешно учиться в массовой школе?Для формирования звуковой стороны речи широко используется концентрический метод: от первоначального изучения з...
«Использование игровых приемов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»
Использование игровых приемов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возрастаНа данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить воспитанников четко и прави...