Проект «Аллея Славы» Тема: «Защитникам Отечества нашим землякам посвящается. Подвиг Ваш бессмертен Пока живем – помним» Подготовила учитель 4 «Б» класса МБОУ «СШ № 4» г. Ачинска Пучкова О. В.
проект (4 класс) на тему
Проект «Аллея Славы»
Тема: «Защитникам Отечества нашим землякам посвящается.
Подвиг Ваш бессмертен
Пока живем – помним»
Подготовила учитель 4 «Б» класса
МБОУ «СШ № 4» г. Ачинска
Пучкова О. В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Аллея Славы» | 14.4 КБ |
"Листок Славы" | 1.25 МБ |
Классный час "Письма с фронта" | 28.67 КБ |
"Письма с фронта" | 2.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Аллея Славы»
Тема: «Защитникам Отечества нашим землякам посвящается.
Подвиг Ваш бессмертен
Пока живем – помним»
Подготовила учитель 4 «Б» класса
МБОУ «СШ № 4» г. Ачинска
Пучкова О. В.
2016 г
Цель проекта: формирование представлений о поколении людей, которые ценой своей жизни сражались в годы Великой Отечественной Войны.
Задачи проекта:
- Пополнить знания об историческом прошлом своей семьи, прадедушек и прабабушек, которые были участниками ВОВ, защищали Родину, или об их службе в армии, участии в боевых действиях наших земляков-ачинцев.
- Мотивировать желание детей рассказывать о них сверстникам, родителям.
- Воспитывать у детей чувство гордости за родных, защитников Родины, хранить о них память и передавать знания потомкам.
Этапы работы:
I этап:
Разрабатываем на уроке технологии с одноклассниками макет: «Листок Славы моей семьи, моего города»; определяем размер и конструкцию, решаем, как будет выглядеть его страница.
II этап:
Поиск информации для «Листка Славы своей семьи, моего города» ко Дню Победы.
Информация должна быть эксклюзивной, достоверной, правдивой. Статья для «Листка Славы» должна быть написана о родственниках, друзьях семьи или земляках - ачинцах. Работа творческая.
В ходе исследования участникам необходимо расспросить своих родителей, других родственников об истории семьи.
Статьи будут написаны разными людьми, не могут быть одинаковыми. Интересный материал достоин хорошего оформления, поэтому «добываем» фотографии родных людей – героев.
III этап:
Обсуждение полученного продукта, результата одного ученика и решение создать путем объединения личных материалов совместные газеты (информационные газеты).
Конечно, в силу возраста, каждая статья – это результат совместной работы детей и родителей, учителя. Такое совместное творчество укрепляет интерес и уважение к ценностям представителей разных поколений.
Героями статей оказались не только прабабушки и прадедушки, но и друзья их семей и легендарные земляки.
Итог проекта: выпуск информационных газет, презентация.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Классный час "Письма, опаленные войной!"
Цель:
- воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны.
Слайд 2. Прошло уже более 70 лет со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб – эти раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – “треугольники”, иногда написанные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких, бесценные реликвии ещё хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.
Слайд 3.
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали
Знали их наизусть
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
Слайд 4. Во многих российских семьях бережно хранятся пожелтевшие от времени, истончившиеся в местах сгибов, исписанные, как правило, карандашом листочки с поблекшими штампами полевой почты и отметками военной цензуры. Письма с фронтов Великой Отечественной – как ждали их! Не зря фронтовой треугольник остаётся одним из символов той грозной эпохи.
С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: более 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Призванные по мобилизации, проходили подготовку в тыловых гарнизонах. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.
Слайд 5. Как же работали связисты в условиях той страшнейшей войны? Для обеспечения почтовой связью действующей армии была создана военно-полевая почта. В прифронтовых административных центрах были созданы военно-почтовые сортировочные пункты.
Слайд 6. Задержка корреспонденции или засылка ее не по назначению расценивались как должностное преступление. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. Многочисленные издательства приступили к их выпуску, но на передовую в первую очередь доставляли боеприпасы, сухари, консервы, спирт, мешки с почтой. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой “треугольник”, народ прозвал его солдатским.
Слайд 7-8. Какой же путь проходили письма с фронта? Солдат бросал письмо в почтовый ящик, сооруженный из подручных средств и укрепленный в удобном месте. Почтальон части ежедневно выбирал письма-“треугольники”, открытки, секретки и относил на полевую почтовую станцию, там все послания обрабатывались календарными штемпелями и закладывались в мешки, которые транспортом части отправлялись на базу полевой почты. Оттуда корреспонденция, рассортированная по направлениям, передавалась на военно-почтовые сортировочные пункты. Дальнейший путь проходил обычными маршрутами в почтовых вагонах.
Слайд 9. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага. Цену писем на войне знали все! Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор.
Слайд 10. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.
От гильзы световой поток,
Где в керосине скруток ваты.
Исчадно-дымный фитилёк
Бросает тени в потолок
Штабной землянки в три наката.
Пока затишье и пока
Блестит во мраке капля света
Не спи, солдат, у огонька,
А изложи издалека
Слова любви, слова привета...
Пусть по тетрадке без полей
Сползает исповедь наклонно
В глубь милых дорогих полей
Под парусами тополей,
Не ждущих от тебя поклона.
Ты поздоровайся пером,
Прикрученным к лучинке ниткой,
С родимым домом за бугром,
С рядами яблонь за двором,
С гостеприимною калиткой.
Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся за строкой строка:
Ты – жив! О том, наверняка,
Никто другой уж не напишет.
Слайд 11. Кому неизвестно, сколько радости, счастья приносят письма родных, получаемые на фронте, и с каким нетерпением и тревогой ожидаются письма с фронта. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...
Слайд 12-14. Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции – конвертов, открыток, бумаги. Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.
Слайд15-16. Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно – комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: “Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям – Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко”.
Слайд 17. 70 с лишним лет собирает письма фронтовиков майор в отставке Юлий Соломонович Лурье. Первым письмом в этой большой коллекции стало письмо отца с фронта, которое его семья получила в 1941 году. Сам Юлий в ту пору был подростком.
В большом собрании писем Лурье фронтовые вести воинов – от солдата до маршала. Так, рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал: “Если погибну, то погибну за нашу родину и за тебя”.
Петр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году, успел написать всего несколько писем своим родным. Вот строки одного из последнего: “Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне... Я уже прошел боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье”. Но не успел.
Слайд 18. А вот строки из письма Олега Нечитовского:“Прощай, дорогая мамочка! Это мое предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей.
Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые еще только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости.
Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия.
Целую в последний раз крепко, крепко!
Твой сын Олег”
Слайд 19. Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей “не доходят руки”. А ведь история Второй мировой войны глазами ее участников – важный исторический источник. И необходимо вести работу по сбору писем с фронта, ведь уходят из жизни хранители солдатских писем.
В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. “Девочка моя, – писал Алексей жене из Новочеркасска, – приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу”. Следующее письмо он отправил домой из Московской области:“Здравствуй, Верусенька, и сынулька Эденька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей”. Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели, ему присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. “...Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля”.
До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: “Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса “Весенние голоса”, “На голубом Дунае”, украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра”.
Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей в письме рядового Алексея Петрова: “Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много”. А вот что писал сын Иван отцу в деревню: “Батя, какие идут тяжелые бои... знал бы ты, как сражаются мои товарищи”.
Армянин Эдуард Симонян воевал в танковой бригаде, которая входила в состав Сталинградского корпуса. В 1944 году в их бригаде осталось только 7 человек. Не раз был ранен, лежал в госпиталях. В конце войны его мать получила извещение о гибели сына. И вдруг неожиданно для нее пришло письмо, заветный треугольник, в котором Эдуард писал: “Милая мама, я получил ранение в Латвии. Лежу в госпитале. Рана моя на левой ноге потихоньку затягивается. Скоро победим немчуру, тогда заживем весело и счастливо”.
А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 года, адресованные жене: “Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы... Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна”.
Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным в село Новочеркасское: “9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом – вторая... Вот тогда всем стало ясно – это конец войне!”
А вот письмо с фронта Снопова Александра Тимофеевича. Орфография сохранена. Предоставлены внуком - Сноповым Д.А.
28 сентября 1942 г. (последнее)
“Здравствуйте дорогие деточки Женя, Толя, Витя, Вова, Шурена, Юрочка и супруга Дуся и мамаша и все родные. Кланяюсь я вам и шли привет и желаю быть здоровыми и поздравляю я вас с наступающим праздником (престола) и желаю вам провести его как можно лучше.
Дуся и детки, я пока жив и здоров, сегодня погода хорошая, солнышко, дует теплый ветер, шумят ели, осыпаются желтые листья с осины. Я сейчас выходил из блиндажа и грелся на солнышке после холодной ночи, очень хорошо. Скоро обед, а там лягу спать до ужина, не спал двое суток. А сейчас решил написать вам чтобы шло быстрее время. Писем я от вас все же не получаю и очень соскучился, про вас хочу узнать, но нет письма 2 месяца.
Как там чувствуют мои большие и маленькие деточки, Юра, Шура и Вовик. Много ли вы набрали грибов, насолили и насушили. Вот кончим войну, приеду пробовать ваши грибы.
Ну а ты, Витя, как доставщик продуктов на дом, я тебе тоже даю наказ насушить белых сухарей, и я с тобой тогда буду пить чай с сухарями, ты знаешь, что я их любил. Вот дай только разделаться с Гитлером, и мы тогда опять заживем. Я тебя возьму на завод и обучу тебя слесарем, и будем зарабатывать много денег.
Только бы все это сбылось, а остальное будет.
Ну и Толя, я не знаю как ты учишься на токаря, хорошо? И нравится ли тебе эта специальность. Я и тебе тоже наказ даю, учись, старайся, специальность хорошая, учись как можно скорее, чтобы ты работал самостоятельно на станке. Этим самым ты освободишь или заменишь взрослого, который нужен на фронте, этим самым ты дашь готовую продукцию для фронта, и мы скорее перебьем фашистов и скорее приедем домой, чтобы опять вместе работать. Повышай, Толя, свои знания путем прохождения тех. минимума, будь отличником и на заводе, и дома.
Ну а тебе, Женя, если ты только дома, я не буду давать наказ, ты уже человек взрослый, сам хорошо понимаешь что нужно делать. Только ободном тебя прошу, помогай младшим и уважай старших, а остальное само приложится.
Ну и тебя, моя Дуся, я прошу дожидаться меня и воспитывай наших малышей. И для меня приготовь чистое белье и что-нибудь для моей встречи на радостях, чтобы можно было все это отметить как большой праздник. А пока только одно пиши почаще про всю вашу жизнь.
А моему Люлинки я тоже наказываю. Юрочка, расти не хворай, учись хорошо говорить, слушайся маму. И когда я приеду, чтобы мы с тобой поговорили по душам, я тебе на печке скажу сказку про войну, а ты мне, как ты играл и гулял по лесу.
А ты, Шура, учи Юру говорить и играть, не обижай его и учись рисовать и писать, попроси Вову, он тебе поможет.
Вовику. А ты, Вова, ходи в школу и учись хорошенько, слушайся маму.
Ну деточки и Дуся, как будто все написал. Осталось только одно - приехать к вам”.
Потом пришла похоронка. 18 октября 1942 г. в боях под Ржевом умер от ран.
Слайд 20. И этих писем ещё много-много. А сегодня и мы с вами попробуем научиться складывать солдатские треугольники так, как складывали солдаты в годы войны.
Такие “треугольники” не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” папке на фронт.
Первым делом подписывался адрес и пунктиром или линией по кромке намечалась оборотная сторона. Эта оборотная сторона должна оставаться чистой для пометок почтовыми работниками, или для записи, что герой погиб и письмо возвращается адресату.
После этого лист разворачивался, и писалось письмо. Текст на листе размещался так, что заполнялись все свободные места, кроме адресной и оборотной треугольных поверхностей листа.
Во время войны школьные тетрадки выдавались по счету, учительница пересчитывала листы, а страницы нумеровались. Тетрадку можно было купить, но в магазине они продавались редко. Поэтому письмо писалось убористым почерком, и заполнялись все поля, пригодные для письма. Но лицевая сторона с адресом и чистая оборотная береглись.
В случае гибели адресата, адресная сторона перечеркивалась крест-на-крест, но так, что оставался понятным обратный адрес. Запись о гибели делалась на “чистой” стороне треугольника. Иногда такое обратное письмо не доходило до адреса, особенно в случаях, если адресат пропал без вести или расстрелян за трусость. А иногда вернувшийся с “крестом” на адресной стороне треугольник заменял похоронку.
Если боец попадал в другую часть, госпиталь или лазарет, на “чистой” стороне писался новый адрес. Такие переадресованные письма никогда не возвращались пославшему адресату, ибо возвращенное письмо приравнивалось похоронке. Некоторые письма “гуляли” годами и находили солдата через несколько лет после войны.
В годы войны письма – треугольники связывали фронт и тыл. Я считаю, что сегодня письма свяжут целые поколения. Солдаты отдавали жизнь за счастье других людей, за нас с вами.
- Подумайте, какие слова можно сказать солдатам, защищавшим Родину?
У вас получились треугольники, напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал Родину, а может кто-то из вас нарисует своё поздравление.
Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу.
Заканчивается классный час “Письма, опаленные войной”. Мы читали письма с фронта, выразили слова благодарности солдатам.
- Какие мысли и чувства вызвал у вас классный час?
- Поднимите письма, если у вас появилось чувство гордости за солдат, защищавших Родину!
Треугольники писем
Треугольники писем солдатских
Обожгли мои руки и боль
Тут же в сердце вошла мукой адской.
В Польше встретил последний свой бой
Тот, кто письма писал на привалах
У коптящей снарядной “свечи”,
Представлялся солдатом бывалым
В письмах к маме, они горячи.
Много лет берегли эти письма —
Сотоварищей страшной войны.
Как опавшие осенью листья
Пожелтели с годами они.
В них хранится о самой жестокой,
Самой страшной, безумной войне
Память, ставшая тенью далёкой,
Отражённая в новой весне.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письма , опалённые войной
Писем белые стаи Прилетали на Русь. Их с волнением читали, Знали их наизусть. Эти письма поныне Не теряют, не жгут, Как большую святыню Сыновьям берегут.
Пока затишье и пока Блестит во мраке капля света, Не спи, солдат, у огонька А изложи из далека Слова любви, слова привета…
Строки из письма В.И. Волкова «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям – Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».
Строки из письма Олега Нечитовского «Прощай, дорогая мамочка! Это мое предсмертное письмо, и, если ты его получишь, знай, что сына у тебя больше нет. Я погиб как твой сын и как сын Родины. Я не пощадил своей жизни за благо и счастье людей, за вашу спокойную старость, за счастливую жизнь детей. Плакать не нужно! Гордись и помни меня. Рассказывай тем, которые еще только растут, что был у тебя сын и что он, не жалел себя, отдал свою жизнь за их счастье, за их радости. Я очень волнуюсь, когда пишу тебе это письмо, но твердо верю, что то, что не успел сделать я, закончат мои товарищи. Фашистов сметут с лица земли, им и на том свете не будет спокойствия. Целую в последний раз крепко, крепко! Твой сын Олег»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
03. Классный час "День Героев Отечества. Наши земляки - герои".
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, чувства гордости и уважения к историческому прошлому нашей Родины; расширить знания учащихся о героических страницах истории нашего Отече...
Проект по ОРКСЭ на тему "Защитники Отечества"
Проектная работа по ОРКСЭ на тему "Защитники Отечества". Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси – России нарушались военными грозами. Почти половина из тысячи...
Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества
Сочинение на областной конкурс "Герои Отечества - наши земляки"...
Проектная деятельность. Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советского Союза Русанов Михаил Гаврилович" - 1 часть.
Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советского Союза Русанов Михаил Гаврилович".В результате работы класса над проектом, представлен продукт проекта: презен...
Проектная деятельность. Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советского Союза Русанов Михаил Гаврилович" - 2 часть .
Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советскрго союза Русанов М.Г." - часть 2....
Проектная деятельность. Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советского Союза Русанов Михаил Гаврилович" - 3 часть .
Проект "Герои Отечества - наши земляки. Герой Советского Союза Русанов Михаил Гаврилович" - часть 3....
Технологическая карта спортивного праздника, посвященному ДНЮ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА «НАШИ ЗАЩИТНИКИ»
Аннотация к внеклассному мероприятию, посвященному 23 февраля«Наши защитники»Данная методическая разработка написана с целью систематизации тематического материала, посвященного Дню защитн...