"Путешествие на Байкал"
методическая разработка (1 класс) по теме

Сухарникова Ксения Владимировна

Занятие "Путешествие на Байкал" разработано для учащихся 1 класса. Цель данного занятия - это знакомство с озером Байкал, с его необычными обитателями, а так же рассмотрение экологических проблем на примере этого озера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baykal.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие на Байкал.

Цель: Дать детям представление об уникальности Байкала и его обитателей. Привлечь учащихся к проблемам экологии.

Задачи:

  1. Образовательные:

- Познакомить детей с озером Байкал и с его обитателями;

- Рассказать об основных негативных воздействиях на озеро Байкал;

- Учить детей понимать какую опасность представляет загрязнение окружающей среды;

- Показать детям, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды обитания;

- Обогащать словарный запас детей.

  1. Развивающие:

- Развивать у детей мышление и память;

- Развивать коммуникативные навыки, диалоговую речь;

- Развивать умение устанавливать логические связи;

- Развивать навыки самоконтроля;

  1. Воспитательные:

- Воспитывать активное, бережное отношение к окружающей среде и объектам природы;

- Формировать экологическую культуру детей;

- Воспитывать любовь к природе;

- Воспитывать этическую культуру, гуманное отношение к животным;

- Воспитывать желание быть активным защитником природы;

- Воспитывать сочувствие и сопереживание.

Оборудование: Карта озера Байкал, картинки с животными (белка, медведь, лиса, заяц, куница, омуль, голомянка, нерпа).

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель:  Здравствуйте дети. Я рада вас всех видеть. Давайте сядем ровно и красиво, приготовимся заниматься. У вас хорошее настроение? (ответы детей)

Воспитатель:   Мы сегодня с вами на занятии будем путешествовать. Место, куда мы с вами сегодня отправимся называется Байкал. Для того, что бы узнать что это за место, давайте попробуем отгадать загадку.

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Молодые березки перед ним

Поправляют прически.

И месяц и звезды в нем отражаются.

Как это зеркало называется? (озеро)

Воспитатель: Правильно.  Сегодня мы с вами совершим путешествие в уникальный уголок живой природы – на озеро Байкал и познакомимся с его обитателями.

Воспитатель: Посмотрите на доску. Что на ней изображено? (карта)

А синим цветом что отмечено на карте? (реки, моря, озера).  Мы с вами живем в городе Санкт-Петербурге, а то место, куда мы отправимся находится на другой стороне России.

I.

Воспитатель:  Байкал - это самое древнее, самое большое и самое глубокое озеро в мире. Его называют колодцем планеты, потому что в нем находится чистая, пресная, питьевая вода. И если представить, что если вдруг с планеты исчезнет вся вода, это озеро еще полвека будет поить все население.

          Вокруг озера раскинулись леса, в которых живет много разных животных. Давайте угадаем, кто живет в этих лесах.

Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул как огонек? (Белка)

В перевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны? (Медведь)

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной....... (Лиса)

Он любитель грызть морковку, 
Ест капусту очень ловко, 
Скачет он то тут, то там, 
По полям и по лесам 
Серый, белый и косой, 
Кто, скажите, он такой?  (Заяц)

Воспитатель:  А теперь очень сложная загадка.

Хищный маленький зверек,

Но не норка, не хорек.

Белочка в дупле боится

Что найдет ее……………. (Куница)

Воспитатель: Вы когда -нибудь слышали про такое животное?

Куница – это красивый, ловкий и хищный зверь. Шубка у него пушистая, теплая, густая. Куница славится своим замечательным мехом.

__________________________________________________________________

Слово «Байкал» не простое, оно переводится как «богатое озеро».

 А как вы думаете, чем богато это озеро? Кто живет в озерах? (Рыбы)

 А вы знаете каких -нибудь рыб? (Ответы детей)

Воспитатель:   В озере Байкал очень много рыбы: щука, карась, осетр, налим. Так же как и в любом другом озере. Но не только рыбы там живут. Есть несколько обитателей, которые живут только на Байкале и нигде больше. Но прежде, чем мы о них узнаем, давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы сейчас немножко разомнемся, повторяйте движения за мной.

Быстро к озеру спустились, (шаги на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны)

Один, два, три, четыре.

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Все как один плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

III.

Воспитатель:  Отдохнули? А теперь давайте с вами погрузимся в подводный мир Байкала. Вот вам еще одна загадка:

В снежном логове родится.

Простудится не боится.

Подрастет – начнет нырять,

Шубку белую менять.

Если очень повезет-

Лет 50 он проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами.  (нерпа)

Воспитатель: Это уникальное животное – Байкальская нерпа. Она живет рядом с водой, питается рыбой и любит играть в воде. Детеныша нерпы зовут – белёк за его чудесную мягкую, блестящую, белую шубку.

А еще в озере Байкал обитают уникальные рыбки:

Омуль – это промысловая, вкусная рыба.

Голомянка – это чудо Байкала. Рыбка будто бы стеклянная. Через нее можно даже книжки читать. Она прозрачная, потому что состоит наполовину из жира и у нее нет чешуи. И обитает она только на Байкале и нигде больше.

IV.

Воспитатель: Мы узнали с вами, кто живет на Байкале, познакомились с удивительными животными. Скажите мне пожалуйста, что необходимо этим животным для того, чтобы быть здоровыми и долго жить? (Вода, солнце, тепло)

А какой должна быть вода? А воздух? (Чистыми)

Всем этим животным угрожала и сейчас угрожает опасность. Долгое время озеро Байкал загрязнялось, потому что на его берегах был построен завод. Грязную, ядовитую воду с завода сливали прямо в озеро. К счастью этот завод закрыли.

А что случилось бы, если бы завод и дальше загрязнял воду? (Вымерли бы животные, погибли бы растения). На свете бы исчезли те редкие животные, о которых мы говорили.

А ведь такие заводы есть не только на Байкале, но и по всему миру.

Еще одна опасность для животных – это браконьеры. Вы знаете кто такие браконьеры? Люди, которые отлавливают и убивают животных ради своей выгоды. Например, охотятся за байкальской нерпой, а точнее за ее детенышами, потом что у них очень ценный мех.  

А как вы думаете, браконьеры охотятся только на Байкале? (нет, они есть везде)

А как защитить животных от браконьеров? (ответы детей)

Браконьерство запрещено законом и наше государство следит за этим. Браконьеров ловят и сажают в тюрьму.

Животные страдают не только от заводов и от браконьеров, а даже от обычных людей. Безответственные туристы оставляют очень много мусора и причиняют вред природе.

Вот послушайте один рассказ:

Дело было летом. Как –то группа школьников отправилась отдыхать на озеро. И шли они через лес. По дороге им попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Кто-то срезал их ножом, кто-то вырывал с корнем. Потом школьники остановились на привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Они отдохнули, а мусор - консервные банки, полиэтиленовые пакеты выбросили в кусты. Когда они уходили с места привала – им подмигивали догорающие угольки. На полянке они нашли маленького ежика, школьники решили что мама его бросила – забрали с собой. А проползающую змею ударили палкой, решив что это гадюка. А это оказался безобидный уж.

 Скажите, какие ошибки совершили школьники? (ответы детей)

 Как помочь сохранить природу?

       В настоящее время леса вокруг Байкала и само озеро являются заповедной зоной и охраняются государством. Там запрещена охота и любая деятельность человека. И таких заповедных зон, где не обижают животных по всему миру становится все больше и больше. Так люди пытаются сохранить природу.

Рефлексия.

Воспитатель:  Наше занятие подходит к концу, в заключении давайте с вами поиграем в одну игру. Игра называется «Молчанка». Слушайте внимательно, если вы согласны с утверждением – кивайте «да», если не согласны – «нет».

  • Мы природу охраняем? (да)
  • Всех зверей оберегаем? (да)
  • Мусор мы кругом бросаем? (нет)
  • И деревья мы ломаем? (нет)
  • Птицам делаем кормушки? (да)
  • Ловим разных мы зверушек? (нет)
  • Речки чистим берега? (да)
  • Мы природе ведь друзья? (да)

Воспитатель:  Напоследок мне хочется вам сказать такие слова:

 Не разрушайте этот мир

Девчонки и мальчишки.

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

Ты тоже часть ее чудес.

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течет,

И по весне сирень цветет.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа 4 класс "Чем знаменит Байкал?"

Контрольная работа по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру по ФГОС,...

Исследовательская работа "Звезда Байкала"

Исследовательская работа по данной теме была представлена на городской конференции школьников и заняла 1 место....

озеро Байкал наскальная живопись

Презентация составлена совместно с детьми. Очень красивые надписи на скалах....

Интегрированная контрольная работа"Байкал" 3 класс

Интегрированная проверочная работа разработана для обучающихся 3 класса (конец года).Цель: Оценка достижений третьеклассниками планируемых результатов по предметам литературное чтение, русский язык, м...

Озеро Байкал. Путешествия по России.

Цель:- познакомить детей с самыми красивыми местами России: с природой и особенностями озера Байкал;- дать учащимся представление об уникальности Байкала и его обитателей; - - воспитывать патриотизм, ...

Урок-путешествие по окружающему миру- "Озеро Байкал"

Цель урока: познакомить с уникальностью озера Байкал и его экологическими проблемами....

Отзыв на мероприятие "Путешествие в зеленую аптеку Северного Байкала"

   В рамках сотрудничества с городской библиотекой учащиеся 4 «В» класса  посетили занимательное мероприятие "Путешествие в зеленую аптеку Северного Байкала"...