Обзор дидактических концепций
статья ( класс) на тему
В данном материале в сжатой форме рассмотрены дидактические концепции
· в зависимости от подхода к определению целей и содержания обучения;
· в зависимости от подхода к обучению;
· в зависимости от подхода к структурированию учебного материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obzor_didakticheskih_kontseptsiy.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические концепции
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами. Дидактическая система составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов, методов, средств, форм обучения и ее принципов.
В предложенной таблице рассмотрены дидактические концепции
- в зависимости от подхода к определению целей и содержания обучения;
- в зависимости от подхода к обучению;
- в зависимости от подхода к структурированию учебного материала
Название | Сущность концепции | |
Дидактические концепции в зависимости от подхода к определению целей и содержания обучения | ||
1. Концепция ассоциативного обучения | Дж. Локк и Я. А. Коменский | Предполагает опору на чувственное познание и утверждает цель обучения как обогащение сознания обучающегося образами и представлениями. При этом не обеспечивается формирование творческой деятельности. Не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний. |
2. Концепция дидактического энциклопедизма | Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Базедов | Основная цель обучения состоит в передаче воспитанникам предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности, а содержание и глубина понимания определенного фрагмента действительности, явления прямо пропорциональны количеству изученного учебного материала. Однако в этом случае содержание образования перегружено информацией и для ее полного освоения требуется поиск интенсивных методов со стороны педагога и большая самостоятельная работа учащихся. |
3. Концепция дидактического формализма | А. А. Немейер, И. Г. Песта-лоцци, А. Б. Добровольский, А. Дистервег, Я. Давид | Рассматривала обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. По мнению И. Г. Песталоцци, главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышления учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а остальное придет в процессе роста» |
4. Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма) | Г. Кер-шенштейнер, Дж. Дьюи | Трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные цивилизации. Поэтому приоритет отдается не изучению отдельных предметов, а формированию новых отношений и типов поведения через практические занятия, через «погружение» в разные виды деятельности. |
5. Концепция функционального материализма | В. Оконь | В ее основе лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью. В качестве основного критерия для построения учебных курсов рассматривается ряд «ведущих идей», имеющих мировоззренческое значение. Например, идея эволюции в биологии, функциональных зависимостей в математике, классовой борьбы в истории и т. д. Слабость данной концепции состоит в том, что при конструировании содержания учебных предметов нельзя ограничиваться только ведущими идеями. |
6. Парадигмальная концепция | Г. Шейерль | Согласно этой конципции, учебный материал следует представлять не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях вместо непрерывного изложения всего материала. |
7. Кебернетическая концепция обучения | С. И. Архангельский, Е. Маш-биц, В. В. Коритчук | Сторонники концепции рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. При этом абсолютизируется роль последней и механизмов ее усвоения. Имевшийся ранее недостаток, связанный с недооценкой значения логико-психологических и индивидуально-личностных особенностей субъектов учебного процесса, был впоследствии устранен за счет использования возможностей ПЭВМ по сбору, анализу и учету психологических и индивидуальных качеств обучающихся. |
8. Концепция личностно-ориентированного обучения и персонализации подготовки | И. С. Якиманская: В. В. Сериков; Е. В. Бондаревская; | Согласно личностно ориентированному подходу образование трактуется не только как совокупность знаний, умений и навыков, а это, прежде всего становление человека, обретение им себя, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, где знание, навыки и умения являются средствами этого становления. Благодаря личностно-ориентированному обучению человек становится субъектом определённой культуры, научается жизнетворчеству. По мнению ее представителей, она дает возможность обучаемому полностью реализовать себя. Для этого создаются индивидуальные планы обучения, индивидуальные программы, определенным. Критерием обученности служат не знания, навыки, умения, а качества ума (интеллект). Цель не сформировать личность, а заложить в нее механизмы развития, самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания. |
9. Концепция дистанционного обучения | A.M. Бершадский, Г. Гримес, Г. Румбле, И.Г. Кревский) | Дистанционное обучение (в противовес традиционному) предполагает самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося и студента. Современное образование должно не только обеспечивать формирование у обучающихся определенной системы знаний, но и вследствие их постоянного и довольно быстрого обновления развивать у каждого обучающегося потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, т.е. способствовать самообразовательной деятельности. Таким образом, успешная реализация индивидуального подхода в условиях дистанционного обучения заключается в удовлетворении личностно значимых образовательных потребностей студентов на основе построения индивидуальных маршрутов их профессиональной подготовки. |
Дидактические концепции в зависимости от подхода к обучению | ||
1. Прагматическая концепция | Дж. Дьюи | Объекты познания, с точки зрения прагматизма, формируются познавательными усилиями в ходе решения практических задач. Обучение сводится к расширению личного опыта ученика, чтобы он мог лучше приспособиться к среде, обществу. Доминируют следующие принципы: проблемный подход, формирование практических умений при решении определенных проблем, объединение работы с игрой, активизация деятельности обучаемых, их самостоятельной работы по получению знаний и умений. |
2. Бихевиористская концепция | Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер | Поведение здесь понимается как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Соответственно, речь идет о процессе научения, приобретении организмом нового опыта, в основе которого лежит связь «стимул»-«реакция». Это искусство управления стимулами с целью формирования у человека определенных реакций, репертуаров поведения. Их закрепление подчиняется «закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ на одни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Используя необходимые стимулы, при умелом применении подкрепления (поощряя одни реакции и подавляя другие) можно добиться желаемого. |
3. Материалистическая концепция | Я.А.Коменский | Познание начинается с ощущений, с чувственного ознакомления с материалом. На этом представлении основана теория обучения Я. А. Коменского, она определила и основное положение его дидактики — «золотое правило»: «Если какие-либо предметы можно воспринять сразу несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами». Эта концепция показывает, что отображаемое не зависит от нашего сознания и определяется восхождением от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. |
Дидактические концепции в зависимости от подхода к структурированию учебного материала | ||
1. Программированное обучение | Б.Скиннер; Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, А. М. Матюшкин, В. И. Чепелев | Осуществляется по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины). Основано на кибернетическом подходе, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Она управляется при помощи команд со стороны преподавателя (компьютера и других технических средств и аудио-, видеотехники) ученику и получения обратной связи. При этом учебный материал изучается небольшими, логическими, завершенными порциями, затем сразу идет контроль, и лишь после того как станет ясно, что данный материал усвоен, сообщается следующая информация. Основные черты такого обучения: специальная программа учебного материала; психологически обоснованный план деятельности обучаемого и обучающего; индивидуальность обучения; большая самостоятельность и активность обучаемых. |
2. Концепция модульного обучения | Н. Д. Никандров, С. Е. Батышев и др. | Учебная информация представлена в виде модулей. Каждый из них — это относительно самостоятельный блок информации, включающий в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации. При разработке модуля концепция обеспечивает: структуризацию содержания обучения, динамичность, оперативность контроля, осознание перспектив обучения, разносторонность методической помощи обучаемым. |
Дидактические концепции в зависимости от подхода к методике обучения | ||
1. Концепция поэтапного формирования умственных действий | П. Я. Гальперин. Н. Ф. Талызина | Основана на возможности управления процессом научения благодаря разработке и применению ориентировочных основ действий. Организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений |
2. Концепция проблемного обучения | М. Е. Махмутов, А. М. Матюшкин | Оно рассчитано не столько на усвоение готовых знаний, навыков и умений, сколько на непосредственное развитие мышления обучаемых в процессе решения ими разнообразных проблем. Предполагает обучение на основе принципа «высокого уровня трудностей» (А.В. Занков) и развитие мышления обучаемых в процессе решения ими разнообразных проблем. Обеспечить высокую степень мотивации и эмоциональную насыщенность занятий; четкое выделение целей; динамизм (отбор и построение учебного материала, компьютеризация и т. д.); многогранность и целесообразную гибкость обучающих технологий; тесную связь с практикой. самостоятельность обучаемых в решении учебных задач. |
3. Проектное обучение | Дж.Дьюи; У.Килпатрик | Целью проектного обучения является формирование таких условий учебного процесса, при которых его результатом становится получение индивидуального опыта проектной деятельности ученика, учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения.. Проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс познания. |
4. Электронное обучение (e-learning) | Термин ввели специалисты ЮНЕСКО | Электронное обучение (e-learning) – это передача знаний и управление процессом обучения с помощью новых информационных и телекоммуникационных технологий. В процессе электронного обучения используются интерактивные электронные средства доставки информации, преимущественно Интернет и корпоративные сетикомпаний. К электронному обучению относятся электронные учебники, образовательные услуги и технологии. Система электронного обучения включает в себя программное и аппаратное решения. Она предполагает наличие специальной базы данных, где содержится учебный контент и системы мониторинга обучения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор российских образовательных Интернет-ресурсов
Здесь собран материал российских образовательных Интернет-ресурсов, которые могут быть полезны для учителей начальной школы, и обзор сайтов для учеников....
Обзор детских познавательных Интернет-ресурсов
Данная статья поможет родителям сориентироваться в многообразии детских сайтов и выбрать наиболее подходящее занятие для ребенка....
доклад на тему "Современные дидактические концепции обучения"
Излагаются две основные современные концепции....
Готовимся к школе. Обзор некоторых дидактических пособий для дошкольников.
В настоящее время издаётся большое количество разных пособий для развития ребёнка. В книжном магазине бывает трудно сориентироваться и оценить книгу с точки зрения её качества и развивающего потенциал...
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Концепция педагогической деятельности .Художественно-эстетическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России...
От концепции «винтика» к концепции Человека!
Моя педагогическая философия!...
Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности
Зарубежные концепции одаренности и отечественные концепции одаренности...