программа "Содружество"
статья ( класс) на тему
Успех воспитательной деятельности образовательного учреждения главным образом зависит от тесного сотрудничества его с родителями учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sodruzhestvo.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Буравцовская средняя общеобразовательная школа
Эртильский муниципальный район Воронежская область
Районный конкурс педагогов «Сердце отдаю детям»
Номинация «Классный руководитель»
Программа «Содружество»
«Семья—очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности в жизни современного общества, является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение».
А.С.Макаренко
Автор и руководитель программы:
Кривоносова Людмила Сергеевна
Классный руководитель начальных классов
МОУ Буравцовская COШ
Эртильский район Воронежская область
Адрес: 397015
Воронежская область Эртильский район
д.Буравцовка, ул.Молодежная, д. 8
Телефон: 8 (47945) 4-13-43
E-mail: buravts_school@mail.ru
2011г.
Директор школы __________ Т.А.Пронина
Пояснительная записка
Актуальность проблемы, на решение которой направлена данная программа
Успех воспитательной деятельности образовательного учреждения главным образом зависит от тесного содружества его с родителями учащихся. Школа и семья - два социальных института, от согласованных действий, которых, зависит эффективность процессов обучения и воспитания ребенка, развитие его творческих способностей, реализация потребностей. Классный руководитель должен поддерживать постоянную и систематическую связь с родителями учащихся. Эта связь необходима, прежде всего, для обеспечения единства воспитательных влияний на учащихся со стороны школы и семьи через:
- сотрудничество родителей класса и педагога;
- изучение контингента родителей с целью использования их потенциальных возможностей (интеллектуальных, материально-технических, культурных) в решении многих задач образовательных запросов родителей;
- выявление эффективных форм совместной деятельности;
- педагогическая культура родителей;
- профессиональную компетентность педагогов;
- повышение мотивации к приобретению новых знаний детьми и родителями;
- формирование положительного отношения родителей к школе;
- устойчивую потребность в организации семейного досуга на базе школы.
Девиз: «В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей».
Цель:
Организация сотрудничества между классным руководителем и родителями в интересах формирования здоровой, компетентной, социально активной личности, имеющей определённую гражданскую позицию; формирование в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка.
Задачи:
- Установить контакт общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
- Организовать совместное проведение досуга детей и родителей.
- Организовать психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
- Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - учителей, детей и родителей.
- Совершенствовать деятельность общественной приемной родителей на основе родительской инициативы.
- Организовать родительский всеобуч на приоритетных началах: учителя- родители, родители- родители.
- Формировать стремление к ведению здорового образа жизни в семьях.
- Обеспечить педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
Проблемы:
- Недостаточное использование воспитательных ресурсов семей.
- Уклонение некоторых родителей от взаимодействия с образовательным учреждением.
- Недостаточный уровень педагогической культуры родителей.
Причины:
Чрезмерная озабоченность решением проблем экономического и социального характера, сокращение времени или его отсутствие на общение в семье.
Сроки осуществления: (сентябрь 2007 г. - май 2011г.)
Ожидаемые результаты:
- Установление партнерских отношений учителей, родителей и детей.
- Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
- Формирование культуры здорового образа жизни.
- Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
- Организация системы работы по формированию у учащихся осознанного отношения к будущему.
- Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.
- Воплощение больших задач становится лишь тогда, когда семья выступает действительным союзником классного руководителя в воспитании детей.
Формы работы:
- Информационно - аналитические (выявление зоны ближайшего риска и благополучия, изучение семей, субъективная оценка психологического климата в классе - «учителя, родители, учащиеся», изучение педагогической компетентности родителей, изучение проблем родителей в воспитании детей, ценностей семьи, изучение уровня сотрудничества родителей и школы, ориентация на совместные достижения).
- Практические (психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом).
Направления работы по программе «Содружество»:
1. Работа с родителями учащихся:
- Повышение педагогической культуры родителей:
- всеобуч родителей с привлечением специалистов;
- классные тематические родительские собрания;
- круглые столы;
- анкетирования;
- тренинги;
- информационно-иллюстрированный стенд для родителей.
- Работа по профилактике негативного влияния на семейное воспитание. Работа с многодетными семьями:
- посещение неблагополучных, многодетных семей на дому;
- посещение учащихся, стоящих на внутриклассном контроле на дому;
- проведение индивидуальных встреч, бесед;
- организация занятости детей из неблагополучных, многодетных семей в каникулярное время;
- систематическое ведение дневника учета работы;
В результате работы по данному направлению, в классе к выпуску из начальной школы, нет неблагополучных семей.
- Привлечение родителей к делам и проблемам класса и школы:
- разработка и проведение совместно с родителями классных мероприятий; (День семьи, Защитники Отечества, Мамин день, Новогодний праздник, День старшего поколения);
- проведение акций: «Твори добро», «Доброе сердце растопит лед», «Поздравительная открытка»;
- каждую первую субботу месяца проведение клубного дня (совместное занятие родителей и их детей по интересам);
- привлечение родителей к ремонту класса;
- помощь родителей в изготовлении костюмов и декораций к праздникам.
2. Работа с учащимися:
Направления работы:
- Моя семья – воспитание уважительного отношения к семейным традициям, к родителям, гордости за свою семью; развитие семейного творчества и сотрудничества родителей и детей.
- Наша страна и люди, которые в ней живут – знакомство с историей страны, малой родины, воспитание чувства гражданственности и патриотизма.
- Путь к успеху - развитие индивидуальных способностей и талантов каждого учащегося класса.
Социальная карта семей учащихся 4 класса МОУ Буравцовской СОШ
2010-2011 учебный год
№ п/ п | Фамилия, имя учащихся | Проживают в семьях: | |||||
В неполных | В многодетных | С бабушками (без родителей) | Безработных родителей | Неблагопо- лучных | Количество детей в семье | ||
1 | Жидова Маргарита | * | |||||
2 | Калашников Павел | * | 3 | ||||
3 | Калашников Дмитрий | * | 3 | ||||
4 | Кузовкина Ирина | ||||||
5 | Максименко Любовь | * | 4 | ||||
6 | Новиков Дмитрий | ||||||
7 | Попов Дмитрий | * | 3 | ||||
8 | Сысоев Алексей | ||||||
9 | Тенькова Ангелина | * | 3 | ||||
10 | Ходяков Александр | * | 3 | ||||
11 | Чермашенцева Анастасия |
Алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов
- Создание среды для знакомства, взаимодействия.
- Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
- Установление постоянного контакта с семьями.
- Организация проведения семейных праздников, накопление и анализ информации.
- Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, обучение, репетиции.
- Организация и проведение традиционных встреч - семейных клубных дней.
- Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
- школьный медиацентр;
- библиотека;
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
- спонсорское финансирование.
План работы с семьями обучающихся на 2007-2011 учебный год
Направления в | Содержание | Срок | Ответственные | |
работе. | ||||
1. Школа | 1. Организационное | Август | Зам. директора | |
будущего | родительское собрание | |||
первоклассника | ||||
2. Индивидуальные | По | Администрация | ||
Консультации | необходимости | |||
психолога, логопеда | ||||
3. Подготовительные | Один раз в | Учитель 1го | ||
занятия | неделю | класса | ||
2. Привлечение | 1. Организация участия | По плану | ||
родителей к | в мероприятиях | Классный | ||
делам и | школьных месячников: | руководитель | ||
проблемам | - Правовой месячник | Ноябрь | ||
школы | - Всероссийский день | Ноябрь | ||
матери | ||||
- Новогодние | Декабрь | |||
утренники | ||||
- За здоровый образ | Февраль | |||
жизни | ||||
- Защитники Отечества | Май | |||
- Международный день | Май | |||
семьи | ||||
2. Использование | В течение года | Родительский | ||
возможностей | комитет | |||
активных, полезных | ||||
школе родителей | ||||
3. Привлечение к | В течение года | Администрация, | ||
ремонту школы | классный | |||
руководитель | ||||
4. Оказание | По | Администрация, | ||
спонсорской | необходимости | классный | ||
поддержки школьных | руководитель | |||
мероприятий | ||||
3. Оказание различной помощи семье | 1. Родительские дни, субботы по решению проблем школьной жизни | 1 раз в две недели | Классный руководитель | |
2. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей | По возможности | Администрация сельского поселения | ||
3. Устройство детей из неблагополучных детей в соц. приюты | По необходимости | Зам. директора по BP | ||
4. Оказание помощи опекаемым учащимся | В течение года | Классный руководитель | ||
4. Повышение педагогической культуры родителей | 1. Классные 2. Всеобуч родителей | 1 раз в четверть 1 раз в полугодие | Классный руководитель Администрация школы | |
3. Информационно - иллюстративные стенды | 1 раз в четверть | Зам. директора по BP | ||
4. Использование видеоматериалов в пед. просвещении родителей | По возможности. | Классный руководитель | ||
5. Профилактика негативного семейного воспитания. | 1. Индивидуальные встречи, беседы | В течение года | Администрация, Кл .руководитель инспектор |
2. Рейды в семьи | В течение года | Администрация, | |
«трудных» учащихся и | классный | ||
неблагополучных | руководитель, | ||
родителей | внештатный | ||
инспектор по | |||
охране детства | |||
3. Изоляция | По | Классный | |
беспризорных детей и | необходимости | руководитель, | |
из неблагополучных | внештатный | ||
семей в социальные | инспектор по | ||
приюты | охране детства | ||
4. Вызов на совет | По | Администрация, | |
профилактики, КДН | необходимости | классный | |
руководитель | |||
5. Подготовка и | По | Классный | |
передача материалов на | необходимости | руководитель, | |
лишение родительских | внештатный | ||
и опекунских прав | инспектор по | ||
охране детства | |||
6. Собеседование по | Май | Классный | |
организации летнего | руководитель | ||
отдыха |
План внеклассных мероприятий с учащимися и родителями
на 2010-2011 учебный год
№ п/п | Мероприятия | Участники | Сроки | Ответственные |
1 | Анкетирование | родители | август | Классный руководитель |
2 | Поход в осенний лес | учащиеся | сентябрь | Классный руководитель, родители |
3 | Праздник: «Папа, мама, я - спортивная семья» | учащиеся родители | октябрь | Классный руководитель, учитель физкультуры |
4 | Экскурсия в осенний парк | учащиеся | ноябрь | Классный руководитель, родители |
5 | Звёздный час | учащиеся | декабрь | Классный руководитель, родители |
6 | Вечер вопросов и ответов | учащиеся родители | январь | Классный руководитель, библиотекарь |
7 | День мужества | учащиеся родители | февраль | Классный руководитель, учитель физкультуры |
8 | Праздник русской берёзки | учащиеся | март | Классный руководитель, ЗДВР |
9 | Брейн - ринг | учащиеся | апрель | Классный руководитель, учитель физкультуры |
10 | Этот праздник со слезами на глазах | учащиеся родители | май | Классный руководитель, старшая вожатая |
11 | Летний оздоровительный лагерь | учащиеся | июнь-июль | Классный руководитель, родители |
Описание работы по программе «Содружество»
У меня очень хорошие дети. Но способности у них разные. Изучить особенности их характера, слабые и сильные стороны мне помогли родители. Именно на их опыт и знания я опиралась при разработке программы «Содружество».
Родительский комитет нашего класса состоит из трёх человек. Каждый имеет определённый участок работы. Все члены родительского комитета обладают хорошими организаторскими способностями.
Родители моих учеников - инициаторы многих интересных дел. Только вместе с родителями, общими усилиями мы сможем добиться того, чтобы ребёнок раскрыл свои способности, полюбил труд, чтобы умел наслаждаться красой окружающего мира, умел любить другого человека и быть любимым.
На первом собрании я провожу анкетирование родителей. Благодаря ответам на вопросы анкеты я узнаю об особенностях своих учеников, об их склонностях и интересах, о взаимоотношениях членов семьи. Итоги анкетирования я активно использую при составлении плана воспитательной работы, а позже - при проведении экскурсий, походов, вечеров, бесед. Поначалу я опираюсь на родителей-энтузиастов, которые с удовольствием принимают участие в организации того или иного мероприятия. Остальных родителей я приглашаю поучаствовать в нём вместе со своими детьми.
Дети немало времени проводят дома, общаются с одноклассниками. Поэтому родителей интересует мнение учителей о тех, с кем дружат их дети. А это лучше всего познаётся в совместных делах. Если родителям удаётся чаще бывать со своими детьми, это позволяет им понаблюдать за ребёнком, оценить его взаимоотношения со сверстниками, его поведение, отношение к окружающему.
Многие родители понимают роль искусства в эстетическом воспитании детей. По инициативе родителей мы вместе с классом посещали краеведческий музей, где дети познакомились с историей своего края. Музейная выставка была познавательна и интересна как для детей, так и для взрослых.
С большим вниманием родители отнеслись к делу укрепления здоровья своих детей. Группа родителей взяла на себя инициативу организации праздников «Папа, мама, я - спортивная семья». Традицией нашего класса стали походы в зимний лес. В первый наш поход дети отметили, что лес был словно сказочный. Каждый раз при нашей новой встрече дети наблюдали за зимними изменениями в природе. После очередных походов я попросила детей написать сочинение о лесе.
Осенью мы также ходили в лес, учились разжигать костёр. Когда идём в лес, я не даю заданий, за чем конкретно наблюдать. Пусть ребёнок сам откроет для себя что-то неизведанное. Итогом наших походов, по моему мнению, явилось то, что дети стали более наблюдательными и внимательными, научились сознавать, что человек и природа - единое целое.
Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут. Некоторые популярные телевизионные передачи, такие, как «Звёздный час», «Брейн-ринг», стали неотъемлемой частью наших внеурочных мероприятий. Чтобы поддержать интерес детей к знаниям, родители сами предложили провести игру «Брейн-ринг», сделали для неё сигнальные лампочки на столы. В первый раз в игре участвовали родители с детьми. Сейчас эту игру я успешно использую для проверки и систематизации знаний детей по различным темам и предметам. Благодаря этой игре стало видно, как дружно взаимодействуют дети и родители, насколько родителям интересна жизнь детей.
Время от времени мы проводим театрализованные вечера. Один из них стал вечером вопросов и ответов. Класс был разбит на группы. За каждым столом сидели поэты, следопыты-туристы, математики, музыканты, юные натуралисты. Каждая группа имела свой символ, например, у поэтов на столе стояли чернильница и гусиные перья; у юных натуралистов гербарии, микроскоп и т.п. Участники «столов» подготовили вопросы для слушателей. Так, поэты читали стихи (в основном программные), а аудитории предстояло отгадать автора и произведение. Биологи показывали веточки различных растений. Требовалось узнать, какое это растение, и т.д. Родители помогали детям в составлении вопросов, дружно переживали за свои команды. Подготовка к подобным мероприятиям сплачивает детей и родителей, взрослые лучше узнают своих детей с совершенно новой, неожиданной стороны. А какой гордостью наполняются сердца детей, когда их родители принимают активное участие в делах класса.
Дети и родители находятся в постоянном поиске. Современная семья имеет большой интеллектуальный потенциал, и задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.
У меня сложились хорошие отношения с родителями, мне не надо несколько раз обращаться к родителям по поводу проведения и организации любого праздника. Если родители что-то увидели, услышали новое, что будет содействовать сплочению коллектива, развитию пытливого ума ученика, они тут же подходят и предлагают свои услуги в организации и проведении вечера, экскурсии и прочее.
В моём классе нет родителей сценаристов или артистов, которые могли бы написать отличный сценарий. Но у меня просто настоящие родители, которые умеют любить и заботиться о будущем своих детей и хотят сделать их лучше, чище, духовно богаче.
Список использованной литературы.
- Конвенция о правах ребенка (2007 г.).
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
- Концепция воспитательной деятельности образовательного учреждения Воронежской области на 2006-2011 гг.
- Концепция воспитательной деятельности МОУ Буравцовской СОШ Эртильского района, Воронежской области на 2006-2011 гг.
- Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей". Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16.
- Программа развития Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 62» на 2004-2010 учебный год «От развития школы - к развитию ученика».
- Галкина Т.П. Воспитательная работа классного руководителя в 5-6 классах. Ростов н./Д: Феникс, 2008.
- Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2007.
- Дерклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.
- Диагностика развития психики школьников/ Под ред.И.А. Чурикова. Чебоксары- Йошкар-Ола, 1998.
- Михайлова Н.В. Формы работы с родителями //Справочник классного руководителя. 2007. №2.
- Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988.
- Научно-методический журнал «Заместитель директора школы по воспитательной работе» (подшивка 2008 год).
- Журнал «Начальная школа» 2010 г. № 4.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
- Акимова Г. Как помочь своему ребенку: справочник для неравнодушных родителей / Г.Акимова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. (Психология детства. Современный взгляд).
- Акимова Г. Словарь-справочник для неравнодушных родителей / Г. Акимова.- СПб: Весь, 2001.
- Бушелева Б. Поговорим о воспитании / Б. Бушелева - Петрозаводск, 1991.
- Воспитание детей и психоанализ: Сб. / М. Клайн, К. Абрахам, Д.Грин и др. - М.: Рефл-бук, Ваклер, 2000. (Актуальная психология).
- Воскресенская М. Терпеливая любовь: опыт воспитания детей в разных семьях / М. Воскресенская . - Л.: Лениздат, 1990.
- Кобылецкая В., Ячевский А. О мальчишках и девчонках: пер. с пол. / В. Кобылецкая, А. Ячевский. - М., 1991. - (Б-ка семейного воспитания).
- Козлова С. Я - человек: программа социального развития ребенка / С. Козлова. - М.: Школьная пресса, 2003. (Б-ка журн. "Воспитание школьника").
- Лесгафт П. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Лесгафт. -М.: Педагогика, 1991.
- Лупан С. Поверь в своё дитя / С. Лупан; Е. Дюшен, Н. Суслович, 3. Ческис, пер.с фр. - М.: Эллис Лак, 2001.
- Ю.Монтень М. Опыты: о родительской любви / М.Монтень. - СПб:
- Кристалл: Респекс, 1998.
- Морозов Д. Техника безопасности для родителей детей нового времени / Д. Морозов. - М.: Эдмонт, 2004.
- Николе М. Как преодолеть непонимание и улучшить взаимоотношения
/ М.Николс; Е.Филина, С.Пьянкова, пер.с англ. - М.: Эксмо, 2003.
- Нуйкин А. Мужской разговор / А. Нуйкин. - М.: Детлит., 1990.
- Популярная педагогика: Фромм А. Азбука родителей, или как помочь
ребенку в трудной ситуации. /Гордон Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997.
- Райнпрехт X. Воспитание без ограничений / X. Райнпрехт; Н. Брускова, пер. - М.: Семья и школа, 2000.
- Русский дом: детский мир русского дома. - Н.Новгород, 1993.
- Современный ребенок. Энциклопедия взаимоотношения: (книга для
родителей) / Фонд науч.исслед. "Прагматика культуры". - М., 2006.
- Соколова Л., Некрылова А. Воспитание ребенка в русских традициях /
Л.Соколова, А. Некрылова; Науч.центр "Психофизиология матери и
ребенка" СПб гос.ун-та. - М.: Айрис-пресс, 2003.
- 1001 совет родителям по воспитанию детей от А до Я / Д. Нельсен, Л.
Лотт, X. Гленн. - М.: Крон-Пресс, 1995.
- Ушинский К. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической
антропологии / К.Ушинский. - М.: Фаир-пресс, 2004. (Из классического наследия педагогики).
- Хахалин Л. Загадка вашего ребенка / Л. Хахалин. - М.: Знание, 1992.
- Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка: дети и психологические
проблемы в семье / Г. Хоментаускас. - М.: Рипол классик, 2003. (Психологический бестселлер).
- Черепахова Э. Американские психологи в вашем доме: мини-энциклопедия для родителей / Э. Черепахова.- М: Знание, 1998.
- Черепахова Э.Воспитание без слез / Э. Черепахова.- М.: Знание, 1998.