Интегрированный урок "Что такое семья"
методическая разработка ( класс) на тему
Цели:
- Формирование у детей представления о существенных признаках семьи, введение в лексикон учащихся слова: поколение, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение.
- Познакомить с древними православными традициями русской семьи.
- Воспитание любви к своей семье, родным близким людям на протяжении всего блока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок "Основы православной культуры" (2-й класс). Тема: "Что такое семья"
Цели:
- Формирование у детей представления о существенных признаках семьи, введение в лексикон учащихся слова: поколение, домочадцы, старшее поколение, младшее поколение.
- Познакомить с древними православными традициями русской семьи.
- Воспитание любви к своей семье, родным близким людям на протяжении всего блока.
Оборудование: заготовки схем, названий, икона «Покров Пресвятой Богородицы», фотографии из семейного альбома учащихся, семейные реликвии, мультимедийная презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Дети, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Поздоровайтесь с ними. А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите тёплые слова своему соседу. Я желаю, чтобы у вас у всех было хорошее настроение.
II. Введение в тему
– Скажите, кому вы дома с утра говорите приятные слова, желаете «Доброе утро!»?
Дети: Маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату.
– Хорошо, то есть тому, кто живёт в вашем доме. А как их можно назвать одним словом?
Дети: Родственники, семья.
– Да, дети. Сегодня наш урок посвящен семье. Семья – это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье вы желанный ребёнок.
Слайд.
Звучит классическая музыка.
Учитель читает:
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребенка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…
– Давайте подумаем, какие особенности семьи? Назовите её признаки.
Примерный ответ: Члены семьи любят друг друга, покупают вместе вещи, продукты; живут в одной квартире, вместе отдыхают.
В процессе беседы учитель оформляет ответы учащихся и подводит их к составлению схемы. Причем учитель заостряет внимание на том, что только все признаки вместе могут служить определением семьи, а не отдельно взятый один или несколько признаков.
– Ребята, как вы думаете, какого признака не хватает?
Примерный ответ: Члены семьи должны быть родственниками.
Слайд.Обобщение.
Но меня, да, наверное, и вас интересует вопрос: когда появилась первая семья? Вы попробуете ответить на этот вопрос после того, как Даша и Данила прочитают вам стихотворение:
Данила: Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам.
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Даша: И Ева тихо ответила: «Я!»
Данила: Кто их воспитает, царица моя?
Даша: И Ева снова ответила: «Я!»
Данила: Кто пищу сготовит, о, радость моя?
Даша: И Ева снова ответила: «Я!»
Кто платье сошьет? Постирает бельё?
Меня приголубит? Украсит жильё?
Даша: «Я, я – снова говорила Ева – я, я…»
Вместе: Так родилась семья!
Дети отвечают на заданный вопрос: Первая семья появилась тогда, когда появились первые люди.
– Да, ребята. Бог создал первого человека Адама и дал ему жену Еву.
Бог научил первых людей любить друг друга, заботиться друг о друге, помогать друг другу, так как только при таких условиях может существовать семья, воспитываться дети. Эти правила передавались из поколения в поколение, сохранялись в веках и дошли до наших дней.
III. Физминутка
Мы с семьёй к лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Вместе дружною семьёй
Возвращаемся домой.
IV. Продолжение темы
– Сейчас вы прочитаете текст на экране и ответите на вопрос: «Как в старину называли членов семьи?»
Слайд
Дети читают текст слайда и отвечают на поставленный вопрос: домочадцы.
– Правильно. Домочадцы – это члены семьи. Это слово можно разделить на два слова: дом и чада. Чадами раньше называли детей. Это определение можно прочитать и в Толковом словаре русского языка. На перемене вы прочитаете значение этого слова в словаре.
Учитель показывает толковый словарь русского языка.
– У вас в семьях разное количество домочадцев. А что лучше, когда в семье много детей или мало?
Примерный ответ: Много
– Раньше в семьях было по 10-12 и даже 20 детей. Теперь, если в семье три и более ребёнка, она считается многодетной. Поднимите руки те дети, у кого многодетная семья.
– Дети, в каких домах живёте вы?
– А есть у вас родственники, живущие в сельских домах?
Дети отвечают, что у них есть в деревне бабушки и дедушки и они к ним приезжают в гости.
– Ребята, а я знаю, что у вас есть семейные традиции, которые передали вам ваши бабушки и дедушки. И даже есть вещи, которые ваша семья передаёт из поколения в поколение.
Диана рассказывает о том, что её прадедушка был участником Великой Отечественной войны и показывает его медаль, которая хранится в их семье. Данила показывает две шкатулки, сделанные руками прадедушки. Он рассказывает о своём прадедушке и говорит, что подобные шкатулки есть в семьях всех детей прадедушки. Илья показывает фронтовую фляжку, которую его прадед передал папе Ильи. Ибрагим принёс черкеску, которую его дед передал ему. Даша рассказала о прадедушкиной кружке, которую он принёс с Великой Отечественной войны. Теперь она хранится в семье её двоюродной сестры как память о прадедушке. Лиля демонстрирует старинный складень, переданный прабабушкой.
– Дети, вы говорили сейчас о ваших бабушках, дедушках и даже прадедушках. А как они отличаются от вас по возрасту?
Примерный ответ: Они намного старше нас.
– Давайте прочитаем дальше текст и узнаем, как ещё различаются семьи.
Слайд.
Дети читают текст слайда и узнают, что семьи различаются по числу поколений.
– Что такое поколение?
Дети отвечают словами из текста.
Учитель говорит, что и в толковом словаре русского языка слово поколение объясняется, так же. Это люди примерно одного возраста и живущие в одно время.
– Сейчас мы с вами поиграем. У каждого из вас есть номерок. Встаньте те дети, у которых № 3 и выйдите к доске. Вы будете представителями старшего поколения. Кто это? Как вы думаете?
Примерный ответ: Бабушки и дедушки.
– А кто может быть ещё у бабушек и дедушек?
Примерный ответ: Их сестры и братья.
– Правильно. Это ваши двоюродные бабушки и дедушки.
– Теперь выйдите те дети, у которых № 2 и станьте сбоку. Вы будете представителями среднего поколения. Кто это?
Примерный ответ: Это папа, мама, их сёстры и братья, то есть дяди и тёти.
– Хорошо. Теперь выходите те, у кого № 1. Вы уже догадались, кого вы будете представлять.
Примерный ответ: Это мы сами, наши братья, сёстры, двоюродные братья и сёстры.
– Правильно. Это представители младшего поколения.
– Ребята, прежде чем сесть на место, я хочу задать вам вопрос: Как вы думаете, кого нам надо посадить первыми?
Примерный ответ: Представителей старшего поколения.
– Почему?
Примерный ответ: Потому что старшим везде надо уступать место и пропускать их вперёд.
– Кто сядет следующим? (Среднее поколение).
Потом садятся дети с первыми номерами.
– Слово семья происходит от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовь, даёт росток, затем появляется красивый и нежный цветок. Каждый из вас – это цветок. Вы посередине, а кто вокруг вас и рядом с вами?
Слайд.
Дети называют членов семьи, и учитель добавляет лепестки.
Когда дети называют слово «мама», учитель говорит:
–У вас на партах лежат листочки с текстом. Найдите и прочитайте, где говорится о матери.
Образец текста.
Семьи на Руси были большие и дружные. У каждого в семье были свои обязанности. Их выполняли без напоминания. Главным правилом в русской семье было: жить в согласии и заботиться друг о друге. Дети соблюдали пятую Заповедь, данную Богом: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить на земле».
(Слайд) Почитать родителей значит: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.
Мать – душа семьи. Материнская любовь согревала всех своим теплом, воспитывала доброжелательность и милосердие. Материнская забота наполняла дом светом и радостью.
Издавна особое место в семье отводится отцу. Всё самое важное в доме делалось только с его разрешения. Он сидел во главе семейного стола. Когда незнакомые люди входили в дом и спрашивали: «Кто хозяин?», отец отвечал: «Первый Бог, а потом я».
Дети читают о матери и запоминают, что мать всегда была и остаётся душой семьи.
– А сегодня я вам, дети, расскажу ещё об одной Матери. Это Матерь всех людей на земле, потому что она Мать Бога. Кто-нибудь догадался, о ком я говорю?
Примерный ответ: Божья Мать.
Слайд.
– Правильно. Ещё Её называют Богородица. Русские люди о ней сказали так:
О, Высшая Матерь!
Владычица, Дева!
Ты Богом дарована нам
Царица Вселенной,
Спешишь Ты на помощь
К земле нашей бедной
Как самая нежная Мать.
Православная церковь 14 октября отмечает праздник Покров Пресвятой Богородицы. Учитель обращает внимание на икону Покров Пресвятой Богородицы.
Этот праздник считался в народе покровителем свадеб, потому девушки молились в этот день о скорейшем выходе замуж, ставя свечи перед праздничной иконой. Покров – это покрывало на голове у Божьей Матери, а что надевают на голову невесты?
Примерный ответ: Фату.
Когда дети называют слово «папа», учитель просит прочитать текст об отце.
Далее дети называют остальных членов семьи.
Учитель говорит, что на цветочке осталось место для других членов семьи, о которых мы будем говорить на следующих уроках.
V. Физминутка
– Семья вся в сборе. Сейчас мы покажем, как надо помогать маме.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мамам надо помогать.
Чтобы чистым был наш дом.
Веником мы пол метём.
А теперь без суеты
Моем тряпкою полы.
Всю посуду перемоем,
Стол к обеду мы накроем,
Будем нашу маму ждать
И с улыбкою встречать.
VI. Закрепление
– Сейчас вы прочитаете последний отрывок на листочках и ответите на вопрос: На каких правилах строились отношения в древней русской семье?
Дети отвечают. Выделяют главное: Жить в согласии и заботиться друг о друге.
– Вспомните, те же правила дал Бог первым людям на Земле. А кому Бог обещал долголетие и здоровье?
Дети ещё раз зачитывают пятую Заповедь.
– Наши предки учили, что «семя» не взойдёт без помощи старших и воли Божьей. Вот почему жених и невеста получали благословение от родителей, а от Бога – венчание. Сейчас возрождаются старые традиции, строятся храмы, многие венчаются в храмах. Существует много православной литературы о том, зачем нужно венчаться, как правильно создавать семью. Есть журналы для семейного чтения. Мы с вами выписали для класса православный журнал «Свечечка». Его первый в этом году номер посвящён семье.
Проводится краткий обзор журнала.
– В нашей стране много внимания уделяется детям, семье, материнству. Летом, 8 июля, в России отмечают День Семьи. В этот день получают подарки и даже награды многодетные семьи и лучшие семьи. В прошлом году во время праздника семьи была награждена дипломом и ценным подарком семья девочки, которая учится в нашем классе. За что их наградили - она вам сейчас расскажет. (Березуева София)
VII. Итог урока
– Кто такие домочадцы?
– Что обозначает слово «поколение»?
– Из каких признаков складывается семья? (По схеме)
VIII. Рефлексия
– Если на уроке вы чувствовали себя комфортно – улыбнитесь. Если грустно, не интересно – нахмурьтесь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-29883-1421438505.jpg)
Презентация по окружающему миру по теме "Что такое семья?"
Эту презентацию можно использовать на уроке окружающего мира по теме "Моя семья"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30868.jpg)
УМК «Начальная школа XXI век» под редакцией Н.Ф.Виноградовой Окружающий мир, 2 класс. Что такое семья?
Урок изучения и первичное закрепление нового материала. Уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных отношений....
что такое семья
данная презентация используется на классном часе по теме "что такое семья" в 3 классе...
Открытый урок на тему:"Что такое семья?"
Открытый урок на тему:"Что такое семья?"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/14/picture-139595-1576343675.jpg)
Урок доноведения "Что такое семья?"
Урок доноведения по теме «Что такое семья?» Задачи урока:1. Раскрыть значение понятий «семья», «члены семьи», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение», обратить внимание на хар...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/16/picture-59-1355669827.jpg)
Интегрированный урок окружающего мира и английского языка ""Что такое семья. My family"
Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков и УУД. проводится во 2 классе. На уроке используются разнообразные методы и приемы работы: работа с источниками информации (толковые слова...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-572171-1422107833.jpg)
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...