ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК "Арктика- фасад России"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Бугакова Елена Юрьевна

Урок- путешествие.

Повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа. Создать яркое представление об удивительном мире Арктической зоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_arktika.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКИЙ УРОК

ТЕМА:

 Урок подготовила учитель начальных классов МАОУ СОШ №18 БугаковаЕ.Ю.

Цель урока: повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики; воспитание патриотизма и гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа. Создать яркое представление об удивительном мире Арктической зоны.

Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация об Арктике, карта России, чучело полярной совы, макеты льдин, цветик-семицветик

Ход урока

  1. Организация класса. Звучит 1куплет песни «Где-то на белом свете»

-Хотите побывать в гостях у белых медведей? Вспомним сказку В. Катаева про девочку Женю. Как она называется? («Цветик – семицветик») С помощью чего она исполняла желания? Мы тоже воспользуемся цветиком- семицветиком.

- Мы отправляемся в дальнее плавание навстречу удивительному и неизвестному. Готовы? Тогда в путь! (Как вести себя, чтобы не сбиться с пути, чем будем пользоваться? Что возьмём с собой в дорогу? Игра «Да-нет»

(Портфель, санки, сухари, футбольный мяч, телевизор, компас, карта, фотоаппарат, холодильник, купальник) Какие ещё вещи важно взять с собой?

-Как вы думаете, на чём мы туда отправимся? (Ответы учащихся, выбор правильного-ледокол)

-Отдать швартовые! (отрываем один лепесток)

  1. Подготовка к изучению. Актуализация опорных знаний.

1.- Что вы представляете, когда слышите слово «Арктика»?

Что вы знаете об этом далёком и загадочном крае, об Арктике?

              2. Кластер «Арктика» Арктика- это…(на  доске учащиеся пишут одним словом)свои представления

                                                       

              3.Вступительная беседа учителя:

      Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные . Арктика – огромные северные пространства Северного-Ледовитого океана., холодная, и казалось бы, безжизненная земля. Но, это не так.

                           Арктика – это сокровищница нашей планеты!

Арктика – земля холодных льдин!

Арктика – бесценные богатства.

Нефть и газ, металлы разных руд-

в недрах шельфа прячутся от нас всех.

Чудо-звери: овцебык и лемминг,

белые медведи и тюлени,

торосы огромных белых льдин –

Чудо-край, фасад моей страны!

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим удивительным «Ледяным» пространством нашей планеты.

  1. Основная часть  

1.Что хотим узнать?

-Что обозначает слово АРКТИКА? (отрываем 2 лепесток)

-Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" – по созвездию Большой Медведицы.

 -Путешественники и исследователи  были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей.

-Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

2. Какой там климат? (отрываем 3 лепесток)

        Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м.) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн. человек

Арктика – это огромное пространство  Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце направляет на это пространство косые лучи. Оно светит, но не греет.Зимой в Арктике полярная ночь. Темноту освещают: луна, звёзды и Северное сияние. Дуют ветры, бушует  пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения  арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

        Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь (127 суток; в районе полюса – полгода). Это очень суровое время года. Температура понижается до -40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. Летом – круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы. Уже в августе столбик термометра не поднимается выше 0 °С. Весна и осень очень короткие.

3. Кто же населяет Арктику? (4 лепесток)

- В Арктике живут удивительные животные. Одним из них является современник мамонта, доживший до наших дней – это овцебык. В Арктике можно встреть белого медведя, гренландского оленя, огромное количество птиц, устраивающих птичьи базары, тюлени.

- Животных Арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими рыбы. Основная пища птиц и животных – это рыба.На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери прекрасны пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени.На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по льду и снегу.

Оказывается, на  острове  Врангеля находится  Государственный заповедник.

Он  занимает 2,2 млн.гектаров. Заповедник организован в 1975 г.. В него входят острова Врангеля и Геральда в Северном Ледовитом океане, на стыке Восточно-Сибирского и Чукотского морей.. От материка о.Врангеля отделен неглубоким проливом Лонга шириной 24 км.

О.Врангеля – роддом для белых медведей. Каждый год под снегом рождается около 200 белых медвежат.

В Российской Арктике находится 10 тыс. белых медведей. Это 1/3 всех белых медведей Земного шара

Овцебык. На острове Врангеля их более пятисот.

 Ценятся изделия из шерсти овцебыка. Один свитер стоит более 1000 долларов. Он не имеет износа.

Моржи – удивительные жители северных пустынь.

Жир составляет 20–25 % от всего тела. В день морж съедает 50–100 кг корма.

 Длинные толстые усы-вибриссы служат для обследования дна в поисках корма.

 2 мощных бивня – разросшиеся верхние клыки. Из них делают ручки ножей, застежки, украшения.

 Английский промышленник Беннет в 1606 г. убил ради клыков 700 моржей за 6 часов.

Копытный лемминг, песцы

Любимая еда – лемминги и гусиные яйца.

Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси.

4.Каков же растительный мир Арктики. ( используем 5 лепесток)

-Органический мир Полярных пустынь предельно обеднен из-за низких летних температур, малого количества осадков, слабого протаивания мерзлоты. отсутствуют многие, даже арктические виды флоры и фауны. Растут  мхи и лишайники тоже в обедненном составе. Рассеянные по площади голого грунта подушки мхов и лишайников, мелкие куртинки камнеломок, крупок и маков. Они растут разреженно, покрывая голые грунты. На островах прямо на голых камнях встречаются лишайники, они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях мхи, и полярные маки. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество  планктонных растений и водорослей.

5. Как же осваивают Арктику? (Используем  6 лепесток)

Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий.  В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) все сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Б. Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты. С 1874 г. начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций. Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику Страной ледяного ужаса.

- Очень давно  исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. был  подписан декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

-В Арктике есть Дрейфующие полярные станции. Россия – первая и единственная страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год. Первая дрейфующая экспедиция под названием  “Северный полюс” была высажена у полюса 21 мая 1937 года. В сентябре  2005 на освоение Арктики отправилась экспедиция “Северный полюс-34”. Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа.

Ежегодно к Арктическим пространствам нашей страны снаряжается экспедиция «На лыжах – к Северному полюсу!». К участию в экспедиции приглашаются  учащиеся общеобразовательных учебных заведений, колледжей, коррекционных классов и школ, детских домов и других государственных образовательных и социальных учреждений 1997-1999 годов рождения, которым на момент начала экспедиции будет полных 16, но еще не исполнится 19 лет. Как и в прошлые годы, чтобы попасть в число кандидатов в команду надо выполнить несколько условий, важных из которых три:

  • Иметь опыт туристских походов 1 кат. сложности;
  • Принять участие в массовых соревнованиях «Лыжня России»;
  • Ответить на вопросы анкеты и проявить творческие задатки.

В анкете есть три обязательных вопроса:

  • Чем удивительна эта точка Земли – Северный полюс?
  • Почему Вы хотите участвовать в Экспедиции?
  • Есть ли у Вас собственная большая мечта – «Ваш полюс»?

Кроме того, в анкете есть ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ «творческое задание» – воображаемый дневник вашей будущей экспедиции.

Руководят такими экспедициями сильные и мужественные полярники Матвей Шпаро и Борис Смолин.   В этом году 9 молодежная российская экспедиция состоится с 02 по 13 августа 2016г. на ледоколе «50-лет Победы».

         Предстоятель РПЦ впервые в истории прибыл в Антарктиду.

Патриарх Московский всея Руси Кирилл 17.02.16г.  совершил водосвятный молебен на российской антарктической станции Беллинсгаузен на острове Ватерлоо в храме Живоначальной Троицы.

        Во время молебна предстоятель Русской православной церкви вознес молитвы о всех трудящихся на станции и окропил присутствовавших на богослужении полярников святой водой. Затем патриарх отслужил панихиду по 64 погибшим исследователям Антарктики.

        Температура на острове Ватерлоо в районе станции Белинсгаузен около 0 градусов, по словам полярников, здесь почти всегда ветрено. Местами на каменистой серой земле острова лежит снег.

IV.Заключение и обобщение (используем 7 лепесток)

-Вот и закончилось наше дальнее заочное путешествие в Антарктиду. Что понравилось? Что узнали нового? Хотели бы  быть участниками молодёжной экспедиции?

  1. Игра «Ты мне, я тебе»

Ученики, используя воздушные шары разных цветов (голубого и белого) выстраиваются в две колоны, бросая шар сопернику, задают вопрос об Арктике, если оппонент не может ответить, шар возвращается обратно владельцу. Побеждает та команда, у которой окажутся все шары противника.

V.Подведение итогов урока.

-Представьте, что вы уже идете на лыжах к Северному полюсу. Придумайте, что происходит с вами, о чем вы думаете, чего боитесь, какая природа вас окружает, как вы устраиваете ночлег, как готовите еду, как выбираете путь, кто ваши товарищи. Сделайте дома проект  бортового   дневника, где запишите обо всём.

 

Использованная литература:

  1. А.И.Бедрицкий. Арктическая Россия. Издательство «СК-Россия», 2007 г.
  2. http://goulp.ru/archives/10157
  3. http://www.world-globe.ru/regions/arctic/
  4. http://www.doal.ru/node/2072
  5. http://www.apkpro.ru/doc/Арктика.%20Методические%20рекомендации.%2018.%2012.%202015.pdf
  6. http://ria.ru/religion/20160217/1376420003.html#14562553319494&message=resize&relto=login

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский урок "20 лет принятия Конституции Российской Федерации.Государственные символы России".

Работа составлена в ПО EasiTeach Next Generation, содержит разработку Всероссийского урока "20 лет принятия Конституции Российской Федерации.Государственные символы России. "Первый урок в 4 классе.htt...

Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России.

Всероссийский урок знаний, посвящённый празднованию 20-летия  со дня принятия Конституции России....

Презентация к Всероссийскому уроку знаний, посвящённому празднованию 20-летия со дня принятия Конституции России.

Презентация к  Всероссийскому уроку знаний, посвящённому празднованию 20-летия  со дня принятия Конституции России....

Конспект классного часа " Арктика- фасад России".

Цель:повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.Задачи:- познакомить  первоклассников с представителями животного и ра...

Классный час в 4 классе на тему: «Арктика - фасад России!"»

Цель: познакомить обучающихся с особенностями Арктики, напомнить о необходимости бережного отношения к природе.Оборудование: карта, презентация, дидактический материал....

Арктика - фасад России

Арктика. Ее климат. Животный мир и т.д....

Внеурочное занятие "Арктика - фасад России"

Внеурочное занятие «Арктика – фасад России» (посвященное,  80-лететию со дня начала работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1») Цель занятия:...