Мы живём среди друзей
классный час (4 класс) на тему

Классный  час  на  тему  "Толлерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_my_zhivyom_v_krugu_druzey.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

познакомить обучающихся с культурными традициями  народов Поволжья,   с понятием “толерантность».

 Задачи:

воспитывать понимание того, что каждый человек - уникальная личность, познакомить с  принципом  взаимодополняемости,  как основной черты различий.

Ожидаемые результаты:

У учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Якак гражданина России, осознание ответственности за общее благополучие;

Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры народов России; Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

Принимать и сохранять учебную задачу;

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей ;

Осуществлять пошаговый контроль по результату;

Оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием словаря;

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:

Формулировать собственное мнение;

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Возраст участников: 8-9 лет.

Продолжительность: 40 – 45 минут

Форма проведения: Познавательно – игровое внеклассное мероприятие.

Предварительная работа: подготовка сообщений отдельными обучающимися,

 беседа детей с родителями, разучивание песни, рисование на тему «Моя Родина – Россия».

Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме мероприятия, толковый словарь, политическая карта мира, карта Нижегородской области, сухие осенние листочки, мячи, карточки с пословицами.

                                      План мероприятия:

I.Введение

II. Создание проблемной ситуации

III. Знакомство с обычаями и традициями

IV. Работа над пословицами

V. Разучивание  народных игр.

VI. Анализ творческой деятельности.

VII. Рефлексия.

                                     Ход мероприятия:

I.Введение 

Воспитатель:  Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и серьёзную тему «Мы живём в кругу друзей»  (слайд 1) Кого мы обычно называем  соседями?

Дети: Соседа по парте, того, кто живёт рядом в доме,

Воспитатель:  Знаете ли вы своих соседей? Почему, порой, так трудно уживаются соседи друг с другом? Какие качества помогают найти общий язык друг с другом?

Дети: Уважение друг к другу, чувство соучастия и взаимопомощи.

Воспитатель: Есть ещё одно очень важное качество. Это - толерантность. Что такое «толерантность»?  

Предлагаю вам заглянуть в словарь и узнать. Что обозначает слово «толерантность» ? (слайд 2)

Толерантность это:

  • способность признавать отличительные от своих чужие идеи и мнения;
  • готовность быть терпимым, снисходительным.
  • быть по отношению к другим великодушным к людям.
  • способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, спокойным).

II. Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Почему про нашу страну можно сказать: сто народов – одна страна? (слайд 3)

Дети: В нашей стране проживают представители многих национальностей.

Воспитатель: Я принесла вам  осенние листочки.  

-Найдите среди них  одинаковые.

( Дети пытаются найти. Рассматривают одни, другие. У одних форма не очень похожая, у других разные оттенки цвета.)

Воспитатель: Почему природа  не создала одинаковых листьев? Ребята задумываются. Потом начинают высказывать свое мнение.

А можно ли было выполнить это задание?

Дети:- Нет, нельзя.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое похожих друг на друга? Ответы детей - нет.

-Верно, ребята, каждый из нас имеет свою внешность, свой характер, темперамент и привычки. Каждый человек уникален.

-От чего зависит то, что все мы разные? Правильно, это зависит от многих причин: образа жизни, воспитания, наследственности и национальных особенностей.

-Я заранее просила вас узнать у своих родителей, в каких городах и странах родились и живут ваши родственники. ( Приложение 1) Посмотрите на карту. Я обозначила флажками на карте названные вами города. Обратите внимание как много флажков на карте.

В каких городах вы побывали? Расскажите о том, что вас удивило, что запомнилось и понравилось. Знаете ли вы, люди какой национальности там проживают?

В России более 180 народностей. В нашей области и районе мирно уживаются  представители многих национальностей.

 ( рассматривание карты Нижегородской области).  И так как мы являемся соседями, то должны знать друг о друге как можно больше. Давайте послушаем приготовленные вами сообщения о наших соседях.

III. Знакомство с обычаями и традициями

 (Подготовленные дети делают сообщения  с опорой на презентацию)

                                                     Мордва  

 Мордва состоит из двух основных групп – эрзя и мокша. Мокша расселена в основном в западных и южных районах республики, а эрзя – в восточных. Говорят на мордовском языке. Предки мордвы – фино-угорские племена. Основное занятия мордвы – пашенное земледелие, животноводство и бортничество.

(слайд 4)

Основа традиционного женского костюма – рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой с преобладанием красного, синего, чёрного цветов. У эрзянок бытовала обрядовая рубаха (покай), полностью  покрытая вышивкой. Верхняя одежда – кафтан (сумань) и шуба. Костюм дополнялся украшениями из металла, бисера, монет или раковин. Женщины носили высокие головные уборы на твёрдой основе.

Традиционная пища состояла из продуктов земледелия:  кислый хлеб (кши), пироги, салма (шарики из теста сваренные в воде). (слайд 5) Мордва жили большими семьями (3-4 поколения по мужской линии)

Мордовские народные праздники связаны с земледельческим календарём. Самым торжественным и многолюдным был осенний праздник Вельозкс, посвящённый покровительнице села Вель – ава.

                                                  Марийцы    

Коренное население республики Марий Эл.  Говорят на марийском языке. Основное занятие марийцев было – земледелие. Выращивали рожь, овёс, гречиху, лён. Разводили лошадей, овец, были развиты охота и лесной промысел.

Жилище марийцев – изба с двускатной крышей, разделённая на жилое помещение и сени.

(слайд 6)

Традиционная одежда марийцев – рубаха (тувыр), штаны (йолаш), распашной летний кафтан (шовыр), поясное полотенце (солык), пояс (юштэ).мужчины носили войлочные шляпы с небольшими полями.

Традиционная пища – вареники с начинкой из мяса и творога (подкогыльо), слоёные блины (коман – мелна), творожные сырники (туара).

Основное музыкальные инструменты – волынка (шювыр), барабан (тюмыр), гусли (кюсле), свирель (шиялтыш).

     

                                                   Чуваши  

Основное занятие – земледелие, хмелеводство, огородничество.  Древнее жилище – срубная постройка (лась) делалась без потолка и окон, с открытым очагом.

(слайд 7)

В основе народного костюма – туникообразная рубашка (кепе), украшенная вышивкой, подвесками. .Верхняя одежда кафтанообразная (шупар). Женским головным убором была шапочка в форме усечённого конуса (хушпу).  

В традиционной пище были в основном растительные продукты. Распространены супы, каши и пироги: большой круглый с мясом (хуплу), с крупой, капустой, ягодами (кукаль). (слайды  8-9)

Воспитатель:

-Какие еще народности России вам известны?  (слайд 10) - Можно ли проявлять враждебность только из за того, что человек, который рядом  с нами говорит на другом языке, выглядит по- другому, у него отличные от наших традиции?

-Мы должны многому учиться друг у друга, перенимать опыт .

-Выберите из списка то, что бы вы хотели узнать у представителей других национальностей? (слайд 11)

  • Рецепты национальных блюд
  • Исторические достопримечательности городов и сёл
  • Национальные традиции
  • Народные песни, сказки стихи

-Какими качествами мы должны обладать, чтобы жить со всеми в мире и согласии?

IV. Работа над пословицами

Воспитатель: Ребята, у многих народов есть пословицы о дружбе народов. Попробуем «собрать» рассыпавшиеся части таких пословиц.

Если дружба велика

гору сокровищ создаёт

Дружба и братство

будет Родина крепка

Дружба людей

лучше богатства

-Проверьте себя. (слайд 12)

- Как  вы понимаете эти пословицы?

V. Разучивание  народных игр.        

Воспитатель: У соседних народов есть много общего. Например, народные сказки, песни или игры. Давайте разучим некоторые из них.

Мордовская народная игра «Круговой»

Цель: развивать меткость, быстроту реакций.

Ход игры: играющие делятся на две команды, чертят большой круг и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается з кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается им попасть в ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если нет, то он выходит из круга.

Чувашская народная игра «Иголка, нитка, узелок»

Количество играющих: 15-20 человек.

 Все становятся в круг и берутся за руки. Выделяются и устанавливаются в ряд три игрока: первый иголка, второй нитка и третий узелок, все три на некотором расстоянии от остальных.

 Иголка бежит то в круг, то, из круга, куда хочет. Нитки и узелок следуют только в том направлении и под теми воротами, где пробегала иголка. Если нитка ошиблась направлением, запуталась, или узелок поймал нитку, то игра 

начинается сначала, и выбираются новая иголка, нитка и узелок.

Воспитатель: Как видите, многие игры похожи на те, в которые  и вы играете. Это еще раз говорит об общности разных народов.

VI. Анализ творческой деятельности.

Воспитатель: Все народы о которых мы говорили – жители России. К нашему мероприятию вы рисовали рисунки на тему «Моя Родина - Россия». Расскажите, что и почему вы изобразили на своих работах. (слайд 14)

Давайте послушаем музыкальный номер в исполнении  ребят нашего класса. (песня «Моя Россия» сл. Н.Соловьёва, Г.Струве)   (Приложение 2) (слайд 14)

Воспитатель:  Как в песне рассказывается о нашей Родине? Какие чувства вызывает она у слушателей?

VII Рефлексия.

Воспитатель:

-Вам понравился наш сегодняшний разговор?

 Выскажите свое мнение: -Привлекло меня тем,… -Показалось интересным,…    Заставило задуматься…

А закончить мероприятие мне хочется такими словами:

(слайд 15)

Привольно рыбам в реках, цветам в лугах не тесно,

Одной семьёй деревья живут в лесу густом.

Так пусть же на планете всем людям хватит места,

Чтоб быть друг к другу ближе, свой защищая дом.

Литература:

  • Агафонова А.В. Классные часы на темы этикета. – М.: Глобус, 2009.
  • Бобинова С.В. Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста./С.В.Бобинова //http:// www. den-za-dnem, ru.
  • Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке.-  Волгоград: Учитель, 2011.
  • Синова И.В. Народы России.- СПб: Литера,  2008.



 

Комментарии

Татьяна Михайловна Захарченко

Важная тематика. Хороший классный час, Наталья Александровна)

Рада быть полезной.