Из опыта работы по созданию проектов младшими школьниками
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Проектная деятельность. Из опыта работы по созданию проектов младшими школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avay.docx | 28.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по созданию проектов распространен среди учителей кожууна
Проектная деятельность. Из опыта работы по созданию проектов младшими школьниками
ДонгакЛориса Ак-кысовна
учитель начальных классов
МБОУ Ак-Дашской СОШ
Из опыта работы по созданию проектов младшими школьниками
32 лет работаю учителем начальных классов, и меня всегда волновал низкий уровень сформированности исследовательских навыков и отсутствие познавательного интереса у детей в нахождении ответов на возникающие в процессе обучения вопросы и проблемы. Изучив соответствующую литера- туру, я пришла к выводу, что наиболее продуктивным способом стимулиро- вания и развития данных навыков является проектная деятельность.
Возраст младших школьников благоприятен для того, чтобы максимально развить их задатки. Я попробовала создавать детские проекты в 4-ом классе, опыт оказался весьма удачным. Творческий проект «Техническое моделиро-вание самолета» ученика 4-го класса МонгушаДалаяОмаковича занял 1 мес- то на кожуунном конкурсе «Город мастеров». Планирую работу продолжить работу с детьми 1 –го класса.
Моей целью в данной работе с детьми являлось развитие навыка информа-ции и развитие детско – родительских отношений. Важным является созда-ние учителем, родителями условий, в которых каждый школьник сможет проявить себя, свои стремления, способности, таланты. Особенно мне нра-вится то, что при создании детских работ привлекаются родители, что очень ценно для развития детско – родительских отношений. Не секрет, что в нас-тоящее время родители проводят в семье все меньше времени, они зачастую не умеют общаться с детьми. Именно при работе с проектом идет успешное развитие обратной связи, родители вовлекаются в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ними учатся открывать новые горизонты.
Наиболее предпочитаемые мною методы работы с детьми при создании проектов: беседа (диалог), наблюдение – реализуются в процессе совмест- ной деятельности, когда я помогаю, направляю, намечаю план работы сов- местно с родителями. Современные условия поиска информации многогран-ны, начиная с газет, журналов и заканчивая Интернет – ресурсами.
Начиная работу с детьми, необходимо учитывать индивидуальные, возрас-тные и психологические особенности младших школьников. Деятельность учащихся может быть индивидуальной, парной и групповой. Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы. Работа учащихся строится по логике прове-
дения классического научного исследования с использованием методов и приемов научного исследования, но для начальных классов проект может быть упрощен. В детском проекте обязательно должен быть результат, а в исследовательской работе – эксперимент. Виды проектов тоже различны: комплексные, межгрупповые, творческие, индивидуальные, исследова-тельские.
При руководстве проектной деятельностью школьников дополнительной трудностью для учителя является то , что нет одинакового рецепта, позволяю- щего сразу дать однозначное решение различных проблем. Консультиро-вание в процессе работы над проектами требует от учителя широкой эруди- ции и высокого педагогического мастерства. Заранее готовых решений нет. Есть только процесс работы над проектом.
Коротко, можно сказать, что проект – это «пять П»: Проблема – Проектиро- вание – Поиск информации – продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его Портфолио. Папка в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики и отчеты.
Примерный план по созданию детского проекта по этапам:
1. Подготовительный (Мотивационный)
2. Ориентировочный
3. Организационный
4. Продуктивный.
На подготовительном этапе необходимо выбрать тему исследования. Здесь самое важное – заинтересовать ребенка., нарисовать в его создании радуж-ные перспективы работы. Примерные темы проектов могут касаться любых областей знаний, могут быть обширными.
Ориентировочный этап – это определение целей и задач проекта или объек- та проектирования. Учений должен четко представлять, что он проектирует, для чего и зачем он делает.
Третий этап самый трудоемкий, он предполагает организацию работы над проектом, составление плана работы. На этом этапе можно применять раз-
личные методы проектирования. Это могут быть самостоятельное прочтение, изучение книг, фильмов по теме, наблюдение, интервью, эксперимент, обра-щение к глобальной компьютерной сети Интернет. Во время поиска инфома-ции школьнику необходимо хотя бы кратко изучить история вопроса, разные точки зрения на данное явление.
Последний этап – это оформление работы, подготовка к защите, вопросам. Ученик должен четко знать, сам проделать весь путь от выбора темы до ре-зультата проекта, чтобы успешно презентовать свою работу.
Результатам этой работы является то, что у младших школьников разви-вается навык поиска информации, умение работать с литературой, Интерне- том и др. Дети учатся обширно мыслить, последовательно действовать, доби- ваться поставленных целей. Ученик уже более или менее четко представляет всю структуру поиска, у него формируется мотивация к изучению новых, не- известных тем и фактов.
Неоценимым следствием развития такого навыка является то , что ученик становится на новую ступень развития и может успешно реализовать себя в учебе в среднем и старшем звене. Ведь главное, что у ребенка вырабаты-ваются навыки самостоятельной работы при поиске и обработке и обработке информации.
Литература
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2000г.
2. ЗемлянскаяЕ.Н.Учебные проекты младших школьников.Нач. шк. №9 2005г.
3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся Учитель 2000 №4
4. Пахамова Н.Ю. Учебный проект: его возможности Учитель – 2000 №4
5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа 2004 - №2.
«Проектная деятельность – форма развития универсальных учебных
действий»
ДонгакЛориса Ак-кысовна
учитель начальных классов
МБОУ Ак-Дашской СОШ
Проект – это прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, твор-ческого акта ли действия. Сегодня проектная деятельность учащихся – неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Решение школьных проектных задач – это открытие для себя. «Ядром» проект- ной деятельности является стадия мысленного решения поставленной задачи.
Придя в школу, дети младшего школьного возраста не готовы к исследовательской деятельнос-ти, недостаточно развиты у них необходимые качества и умения. У многих отсутствует познава- тельный интерес. Учителю важно найти предмет, явление или проблему, который может заинте-ресовать ребенка и которого он захочет исследовать. Поэтому цель педагога – обучить детей специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательской деятельности: формировать у них способность ориентироваться в методах обработки полученных материалов. У первоклассников различный уровень развития универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и актив-ного присвоения нового социального опыта. В более узком (психологическом ) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая этого процесса. В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока:
1) Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (значение моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
2) Регулятивные действия обеспечивают учащимся их учебной к ним относятся:
- целеполагание
- планирование
- прогнозирование
- контроль
- коррекция
- оценка
- саморегуляция
3) Познавательные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы
4) Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участво-вать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить про- дуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Именно при работе с проектом дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, корректно выражать свою точку зрения, доказывать верность своих идей, ориентиро-ваться в способах добывания информации, развивается навык поиска информации. Еще одним положительным моментом работы с проектами является то, что сюда можно привлекать родителей. Это способствует развитию отношений между детьми и их родителями, укрепляет связь родителей со школой. Важно распределить роли при выполнении проекта родителей, они не должны выполнять работу детей. А вот помощь советом, информацией, проявление заинте-ресованности очень важно.
Организовывать деятельность ученика нужно на основе его личного опыта способностей и потребностей, учитывая его возрастные особенности и интересы так, чтобы у ребенка постепен- но и последовательно расширялась среда коммуникативного взаимодействия в процессе работы над проектом.
Целостный процесс выполнения учебного проекта включает в себя три взаимосвязанных этапа: подготовительный, исполнительный и итоговый.
Во время подготовительного этапа развиваются:
1) регулятивные универсальные учебные действия, идет постановка учебной задачи, определе-ние последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
2) познавательные универсальные учебные действия, идет самостоятельное выделением формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, приме-нение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Во время исполнительного этапа развиваются познавательные универсальные учебные действия, т. е. идет постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемно – творческого и поискового характера, пост- роение логической цепи рассуждений; регулятивные действия, т. е. идет прогнозирование результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик, контроль в форме сличе- ния способа действия с эталоном.
Во время итогового этапа развиваются коммуникативные универсальные учебные действия, идет с достаточной точностью и полнотой выражения своей мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами языка, регулятивные, т. е. идет коррекция и оценка деятельности.
Подводя итог, отменим что проектная деятельность развивает универсальные учебные дейс-
твия учащихся, т. е. развивать умение учиться: добывать информацию, планировать, корректировать информацию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, отвечать на вопросы, ставить оценку. Таким образом, организация проектной и исследовательской деятельности становится одним из определяющих факторов развития способностей и интересов детей, делая обучение детей более интересным и продуктивным.
Литература
1. Сергеев И.С. организовать проектную деятельность учащихся //Москва 2009
2. Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» 2008.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе // Москва «Просвещение» 2011.
Обобщение опыта работы по теме «Исследовательская деятельность младших
школьников».
Материал по теме «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников».
Наши проекты.
В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образова- тельно – воспитательного процесса. Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Ведущую роль для достижения цели должны играть активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решить проблему, а следовательно, развивать познавательные навыки. Также в процессе исследовательской деятельности развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. На основе полученных данных создаю образ класса. Успешному достижению цели сопутствует сотрудничество с родителями учеников. Каждый ученик совместно с родителями создает портфолио , которое помогает выявлению индивидуальных творческих способностей детей. На первом этапе создание портфолио уже начинается исследовательская проектная деятельность. Ученики совместно с родителями изучают свой гороскоп, значение имени, составляют генеалогическое дерево семьи.
В первом классе трудно приступать к исследовательской деятельности. Но вполне возможно. Приведу пример приемлемого для первоклассников задание на уроке «Обучение грамоте» при изучении темы «Буквы А,Я». Предлагаю детям разные тексты, напечатанные на листочках. Задание: найдите и обведите в тексте все буквы А, подчеркните – Я. Выясните, какая буква чаще употребляется. Такое задание не только развивает внимание и способствует усвоению букв, но и носит поисково – исследовательский характер. Первоклассники часто задают вопросы по поводу встречающихся непонятных по значению слов. Использую прием «Попробуй узнать сам», т.е. спросить дома, в библиотеке, а затем рассказать в классе.
Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности. Выбирая тему, нужно учитывать интересы ребенка.
Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие; 2 – самостоятельное исследование
Что представляет тренировочное занятие?
- Подготовка к занятию.
Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символичес- кими изображениями методов исследования: «подумать», «Спросить у взрослых», «Получить информация из книг», «Понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «Провезти эксперимент » и др. На таких же листочках символичес- кими знаками нужно изобразить темы будущих исследований.
- Выбор темы и методов исследования.
Весь класс располагается за круглым столом , на котором разложены карточ- ки с символическим изображением методов и тем исследования. Детям сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования, то есть им предстоит выполнить работу которую делают взрослые ученые. Кто-то из участников выбирает тему. Карточка с избранной темой размещается на середине стола. К примеру, дети выбрали «еж», нужно объяснить, что их задача заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть собрать информация о еже. Как это можно сделать? Учитель должен предлагать только те способы, которые доступны детям. Начать можно с обычных вопросах, например, «Что мы должны сделать перед тем, как начнем собирать информацию?» или «Как вы думаете, с чего начинали исследования ученые?». Необходимо подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как учащиеся поймут это, на столе появляются карточки с символическими изображениями методов исследования.
Следующий вопрос «Где мы можем узнать что-то о еже?». Постепенно появляются карточки «подумать» , «понаблюдать», «Посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и др.
- Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическим изображением методов сбора информации будут планом исследования. Важно объяснить, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы на забыть, Следует научить детей кратко выражать новые идеи на бумаге. Делать это можно не толь с помощью записей, но и с рисунками. В классе разместить специаль- ный уголок для накопления информации, который представлен несколькими конвертами.
- Обобщение результатов поиска. Для обобщения всей собранной информа- ции проводится занятие, на котором дети рассказывают, что они узнали. Результатом может стать совместно подготовленные газета, альбом, журнал, презентация и др.
Самостоятельно исследование
- Подготовка к проведению самостоятельного исследования.
Во – первых, нужно определение области исследования. В школьной практике это та или иная учебная дисциплина, например, литература, окружающий мир, мате- матика и др. Во – вторых, выбрать объект и предмет исследования. Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблем- ную ситуацию, своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связана понятие предмета исследования, т.е. конкретной части объекта, внутри которого ведется поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Выбор темы для многих является трудным этапом. Первоначальная формулировка может носить не окончательный , а предварительный характер. При этом тема должна быть расплывчатой а конкретной. Следующим шагом будет обоснование актуальности исследования. Это является обязательным требованиям к любой работе. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования, которую можно представить, как некую противоречию ситуацию, требующую своего разрешения.
- Составление плана
- Определение гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть повторяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.
- Определение цели и задач.
Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т.д.
- Сбор и изучение информации, если на предыдущих этапах большая роль отводится учителю, но на этом этапе главная роль будет ученика.
- Оформление результатов исследования. Существует много форм представления результатов исследовательской работы. Для учеников начальной школы это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, доклад, отчет и другое
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-методический модуль (обобщение опыта работы) "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра".
Опыт работы по теме "Развитие творческой активности младших школьников средствами литературы и театра был обобщен на уровне ВИПКРО в 2007 г....
Из опыта работы по антикоррупционному воспитанию младших школьников.
Работа по формированию антикоррупционного сознания ведётся и в начальной школе. Надо отметить , что учителя очень аккуратны подходят к проблематике , следуя к принципу «Не навр...
Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников
Представлен учительский проект и проекты учащихсяпроект...
обобщение опыта работы "Развитие творческих способностей младших школьников в начальных классах."
...
Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»
Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...
Презентация опыта работы «Формирование ценностного отношения младших школьников к здоровью посредством использования приёмов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности и внеклассной работе».
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании ценностного отношения младших школьников к здоровью через использование в практике работы зборовьесберегающих технологий, кинезиологических...
Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»
Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...