Формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта
статья на тему
Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей с нарушениями интеллекта. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx | 14.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта
Очень важно приспособить ребенка к жизни, развивать познавательные процессы, эмоционально-волевые и личностные качества, заниматься физическим развитием детей с нарушениями интеллекта. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умениями и навыками. Наиболее важными для детей с нарушениями интеллекта являются культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Самообслуживание - обслуживание самого себя, удовлетворение своих бытовых нужд, потребностей собственными силами. Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах у детей с нарушением интеллекта.
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Важным значением при этом имеет активное практическое участие ребенка в выполнении данного действия. Без этого никакое овладение навыками невозможно. Можно сколько угодно детям показывать, объяснять, как надо одеваться, но все это останется безрезультатным. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе учит их точно следовать необходимому способу действий.
Очень важно при обучении приемам одевания, умывания, уборке игрушек сохранять один и тот же способ, одну и ту же последовательность действий. Это дает возможность предъявить всем детям одинаковое требование при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию и в то же время обеспечивает быстроту формирования прочного навыка. Последнее достигается также благодаря многократному повторению одних и тех же действий в определенной последовательности. Не нужно бояться еще и еще раз показать, и объяснить детям, что и как делать. Навыки самообслуживания, как и любые другие навыки, образуются не сразу. Для того чтобы дети научились правильно и хорошо умываться, одеваться, нужно прежде всего, чтобы дети хорошо поняли, как это следует делать. Затем нужно постоянно упражнять их в этой работе. Через некоторое время образуется необходимый навык, прочное умение. Некоторым детям нужно меньше времени, чтобы научиться тому или иному умению, другим — больше. По мере формирования навыков, нужно постепенно переходить от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений.
При работе с детьми с нарушением интеллекта необходимо учитывать инертность психических процессов, временной период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка, часто выраженные двигательные проблемы. В связи с этим формирование навыков должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий.
Методы формирования навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения навыкам самообслуживания детей с нарушением интеллекта должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игры и упражнения как методы по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта"
Доклад для методического объединения...
Статья на тему: «Методы формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии»
Содержание образовательной области: «Труд и самообслуживание» направлено на реализацию цели формирования положительного отношения к труду у детей с отклонениями в развитии через решение сл...
Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии
Важной задачей в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии является формирование культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.Обучение детей навыкам самообслуж...
Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ
Самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и...
Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с нарушениями интеллекта
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Так как подход к обучению и воспитанию детей данной категории несколько иной...
Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения
Презентация о развитии навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения. Может быть использована в качестве сопроводительного материала в ходе пед.совета, а также на родительских собраниях в корре...
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
В настоящее время возрос интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальными нарушениями. Для более полноценного развития ребенок должен обладать определенными умения...