Масленица
материал (2 класс)

Морозова Наталья Павловна

Сценарий праздника "Масленица"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые!

Сегодня мы с вами встретились здесь, чтобы  отпраздновать  Масленицу!

Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодёжь озорничала на посиделках и вечеринках. Дети забавлялись катанием на санках с горы. Все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами.

                 Каждый день Масленицы  имел своё название.

Скоморох 1:
Собирайся, народ!
Весна красная идет!
Надо зимушку спровадить,
Дружно Масленицу сладить!
Собирайся, стар и млад,
Выходите из палат.
До поста одна неделя,
Там уж нам не до веселья.
Так что пой, гуляй, пляши
Семь денечков от души!

Скоморох 2:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с огромной милостью.
С льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.
Весна, весна, на чем подошла?
На чем подошла-подъехала?
«На сошечке, на бороночке, на веничке!»

Скоморох 3:
Дай тебе, господи,
На поле — приросты,
На гумне — примолот,
На столе гущина,
В закромах — спорынья,
Коровы — те дойны,
Сметаны — те толсты,
Сметану-то снимают —
Ложки ломают, окошко бросают,
Наши ребята все подбирают!
С праздничком!

Песня «О, мы Масленицу встречали»

Скоморох 1
Зима в трубу – весна к порогу,

Согревает землю «блин» понемногу !

Приди, приди Весна – красна,
Дадим тебе хлеба и сальца.

Скоморох 2

Каждый год сего числа,

Как гласит указник,

Людям нашего двора

Выходить на праздник.

Скоморох 3

Добрый день честной народ!
Выходите все вперед!
Вы не стойте,  не стесняйтесь,
К нам смелее приближайтесь.
Собирайтесь в хоровод,
Нынче празднует народ!
Будем песни петь, плясать,
Будем зиму провожать,
А Весну – красавицу
Хором зазывать!

Скоморох 1

Этот праздник пришёл из седой старины,
Из нашей древней глубины,
К восходу весны золотой,
К уходу зимы лютой.

Скоморох 2

Этот праздничек для ребяточек,
Для честных людней  со всех волостей.
Мы проводим зимушку – злую, лютую.
Повстречаем вёснушку – тёплую, любую.

Скоморох 3

А пока зима не явилась, чем мы будем заниматься?

Скоморох 1

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Мы продолжим занимательный наш путь.

Ждут забавы, игры, пляски

И веселье от души!

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ  -  «ВСТРЕЧА»


Скоморох 2

Давайте позовём Масленицу:

«Приезжай, честная Масленица,

Широкая боярыня,

На семидесяти санях,

На широкой лодочке

В город пировать!»

Песня «Едет Масленица дорогая»

Скоморох 3

Посмотрите, что за чудо,

Кто – то едет к нам, откуда?

Ишь, лошадка быстро мчится,

Должно чудо совершиться!

Музыкальная вставка

Появляется Баба-Яга, одетая Масленицей, и ест пряник.

Баба-Яга

 Здорово, люди добрые! Привет вам от лешего! Тьфу ты, от лета! Встречалась с ним на болоте! Тьфу ты! В полете! Когда к вам спешила! Пора мне обязанности свои справлять! Я ведь Масленичка.

Ведущий
 

Постой-ка, тут что-то не так. Эй, Масленица, а есть ли у тебя паспорт?

Баба-Яга 

Это у меня-то? Да! Во, глядите!
Показывает и читает.
Назначается долгожданной Масленицей на 2015 год. И печать есть, и подпись заковыристая внизу.

Ведущий

 А что за подпись?

Баба-Яга

 Кощей Бессмертный.

Ведущий

Уходите, мы вас Масленицей принять не можем!

Баба-Яга

 Как же так? Я всю зиму готовилась, недоедала, недосыпала. Такое меню вам приготовила, пальчики оближешь.

Читает.
На первое суп-санте
На холодной воде.
Крупинка за крупинкой
Гоняются с дубинкой.
На второе пирог -
Начинка из лягушачьих ног.
С луком, с перцем,
С собачьим сердцем.
На третье, значит, сладкое,
Д а сказать по правде, такое гадкое:
Не то желе, не то вроде торту,
Только меня за него послали к черту.
Вот как! А еще у меня дудки,
Гусли, песни, прибаутки.
Сказки про Бабу-Ягу,
Про Кикимору болотную
Да Шишигу перелетную.

Ведущий

 А мы тебя сейчас проверим,  да посмотрим, годишься ли в Масленицы.

Шумовой оркестр. Баба-Яга падает.

Ведущий
 

Что-то не очень! Может, загадки отгадаешь?

Баба-Яга 

Это я враз!

Ведущий


Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу трясет:
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима)

Баба-Яга отвечает неправильно. ( Это, наверно, Кикимора, она крутая стала, волосы покрасила)

Ведущий

Нет, не так!

Баба-Яга
Разминалась я, постой,
Задавай вопрос второй.

Ведущий

Заря-заряница
Красная девица,
Травку выпускает,
Росу расстилает.
Едет стороной -
С сохой, бороной,
С ключевой водой. (Весна)

Баба- Яга 

Я же говорю, Кикимора это, она с водой дружит

Ведущий

 И опять не тот ответ. Прочь ступай, Лжемасленица  завалящая.

Баба-Яга

 А какая вам нужна?


Ведущий

Настооящая!

Баба-Яга.

Все, вопросов нету, Уезжаю. Эй, карету!

Ей дают метлу и она под музыку уезжает.

Ведущий1

Давайте ещё раз позовём Масленицу.

Дорогая наша гостья Масленица,
Авдотья Ивановна!
Дуня белая, Дуня румяная!

Гостья важная, долгожданная,
Коса длинная, трёхаршинная,
Лента алая, двуполтинная!
Платок беленький, да с горошками,

Ноги стройные, да с сапожками,
Брови чёрные, наведённые!

Портянки белые, набелённые!

Солнце яркое в небе дразнится,

Здравствуй, гостьюшка наша, Масленица!

Под музыку входит Масленица.

Масленица

        Здравствуйте, гости дорогие!

        Дорогие друзья- земляки!

        Имена ваши очень простые:

        Михаилы, Иваны, Петры,

        Александры, Егоры, Кириллы,

        Анны, Дарьи, Натальи, Марии,

        Пелагеи, Галины, Марины –

        Всех за праздничный стол позову,

        Веселится, плясать помогу,

        Дорогие друзья- земляки!

        Ни межи нас, ни села нас не разнят,

        И поэтому с легкой руки

        Открываю заслуженный праздник.

        Он корнями уходит в века,

        Силу, удаль людей умножая,

        Праздник, памятный издалека,

        Открывающий путь к урожаю.

Я принесла вам семь дней праздников, веселья, гулянья и горы блинов.

Скоморох 1

Собирайся, народ,

Неделя «сырная» идёт!

Скоморох 2

Наступает день второй,

Весь наполненный игрой!

ДЕНЬ ВТОРОЙ – «ЗАИГРЫШ»

Скоморох 1

День потех и угощенья,

Смеха, песен и веселья!

Подходи, торопись,

Вместе с нами веселись!

 

Скоморох 2

Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых

Всё готово здесь сейчас  для забавы этой

Постарайтесь пробежать в мешке эстафету!

Эстафеты:

1. «Бег в мешках»

2.  «Стрельба из лука»

Скоморох 1

Я вижу, ребята собрались здесь сильные, ловкие, умелые.

Трудно с ними состязаться, трудно их победить.

Я устал, заморился, проголодался.

Скоморох 2

Давай скорее объявлять!

ТРЕТИЙ ДЕНЬ – «ЛАКОМКА», «СЛАДКОЕЖКА»


Скоморох 1

Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели.

Скоморох 2

Да какая же Масленица без блинов горячих, без блинов румяных.

Песня «Как на масленой  неделе»

Скоморох 3

Нынче  «лакомка» у нас!

Угощенье – это раз!

Объеденье – это два!

Пляски прямо у стола!

Скоморох 1

Угощаемся блинами,

Заедаем пирогами!

Мы ни крошки не оставим,

Посидевши за столом!

 

Скоморох 2

Просим обратить вниманье –

Что за чудо на столах.

Здесь уменье и старанье,

Воплощённое желанье

 И восторги на устах!

Песня «Мы давно блинов не ели»

Скоморох 1

Сегодня у нас веселье!

Масленицы продолженье!

ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ «РАЗГУЛЯЙ»

Скоморох 3

Люди! Нынче «Разгуляй»!

Тройка прокати – ка!

Надо зимушку прогнать

И весну покликать!

Скоморох 1

А кто это  к нам идёт?

Тюха

Эй, честной народ!

Раскрывай пошире рот!

Распотешим мы вас,

Раскрывай пошире глаз!

Вот идёт по дороге Ероха –

Полюбуйся, народ, на скомороха!

Ероха

 Ты чего это так раскричался,

Будто в ухо тебе мух попался?

Тюха 

 Кто попался?

Ероха

Мух!

Тюха 

 Кто это: мух?

Ероха

Ребята, он не знает муха!

Вот у воробьихи муж – воробей,

У соловьихи муж – соловей,

У курицы муж – петух,

А у мухи муж будет … - мух!

Тюха 

 Эх, Ероха, ты чудак!

Говоришь ты всё не так!
Вот потеха так потеха!

Люди падают от смеха!

Ты, Ероха, длинный нос,

Ухватил коня за хвост!

Ероха

А будешь дразниться –

Не буду с тобой водиться!

Тюха 

 Ну, ладно тебе, не серчай,

Лучше детям отвечай:

Ты загадки знаешь,

Ты их загадаешь?

Ероха

Слушайте , ребятки,

Новые загадки:

Всё белым- бело сегодня

И светло, хоть солнца нет,

С неба сыплется холодный,

Белый – белый, мягкий …….(снег)

Тюха 

Слушайте, ребятки,

И мои загадки:

 В лесу его ты не найдешь,
На мишку очень он похож.
У него большие уши,
С крокодилом Геной дружит.
Улыбается мордашка,
Кто же это? ……..(Чебурашка.)

Ероха

Вот вам , ребятки, последняя загадка:

Он веселый и смешной,
С длинной белой бородой.
У него в мешке игрушки:
Бусы, пряники, хлопушки.
Он всегда на новый год
Всем подарки раздает.
Мне ответьте на вопрос:
Кто же это?........ (Дед Мороз.)

В зал входит ряженый Емеля, у него всё вкривь и вкось.

Тюха 

Ой, Ероха, посмотри!

Это кто  там впереди?

Шуба задом на перед,
Борода закрыла рот,
Шапка на ушах висит,
К рукаву мешок пришит…

Ероха

Если это Дед Мороз,
То у меня к нему вопрос:
Ты откуда, Дед, сбежал?
Кто тебя сюда позвал?

Емеля

Эх, вы, Тюхи-Матюхи! Это же я, Емеля! (Сбрасывает шубу и бороду). Хотел вас посмешить, да ребят развеселить. А чего это вы тут делаете?

Тюха

А мы вот загадки загадываем и отгадываем. А ты умеешь загадки отгадывать?

Емеля

 Конечно, умею!

Тюха

Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это?

Емеля

Корешок!

(Ребята отвечают: “Петушок!”)

Ероха

Куклу я кладу в кровать,
Но она не хочет спать.
Я тогда её качаю,
Одеялом укрываю,
Кукла и лежать не хочет,
Поёт песни и хохочет:
Удивляется кот Яшка:
Вот так кукла…

Емеля

 Промокашка!

(Ребята отвечают: “Неваляшка!”)

Емеля

Длинным зимним вечерком

Хорошо сидеть рядком.

Мы и спели, и сплясали,

И загадки отгадали.

Хорошо в гостях у вас,

Только поздний нынче час.

До свидания!     (Емеля уходит)

Скоморох 1

Хватит петь, да играть!

Пора пятницу объявлять!

ДЕНЬ ПЯТЫЙ  -  «ТЁЩИНЫ ВЕЧЕРА»

В этот день зятья – папы идут в гости к бабушкам, маминым мамам.

Скоморох 1

К тёще на блины идём,

И друзей с собой ведём.

Развесёлая Масленица,

Мы тобою хвалимся!

Зять

Ах, на Масленицу, на пятый на денек,

Заглянуть хочу к тебе на огонек.

Обещала ты блинами угостить,

Даже доброе словечко подарить.

Отворяй-ка, теща, ворота!

Твой черед пришел для зятя хлопотать.

Тёща

Заходи, любезный зятюшка,

Будешь гостем дорогим, жданным.

Зять

Принес я слово приветное

От дочки твоей — свет Дунярушки.

Желает она тебе добра здравия,

Чтобы сыр с маслицем не переводилися,

Чтобы куры неслись, коровы паслись,

Да с молочком и хлебушком было хозяйство твое.

Теща        

За приветное слово спасибо.

А я уж угощение приготовила.

Садись-ка, зятюшка, на почетное место,

Место заветное, в доме главное.

Отведай моего угощеньица.

Зять

Ой, уж спасибо, тёщенька, за приглашение.

Печь, стряпать ты мастерица.

Уж попотчевать твои блюда – великая честь.

Ты уж садись рядышком.

Зять с тёщей садятся за стол и поют частушки.

Зять

Что жене я ни куплю —

Все не так, все худо.

Из-за тещи я терплю

Все ее причуды.

Тёща

У меня зятёк один -

У соседки семеро.

Я спросила: «Где взяла?»

«В огороде сеяла!»

Зять

Ах ты, теща, моя теща,

Про тебя пою куплет.

Хорошо, когда есть теща,

Плохо, если тещи нет!

Тёща

Дочка с зятем расписались.

Показали свою рысь.

В 9.30 расписались,

В 10.30 развелись.

Зять

Я поссорился с женой,

Думал разводиться.

Только с тещей дорогой

Не могу проститься.

Тёща

Говорят, распоряжаюсь

Я над зятем над своим,

Надо, надо распорядок —

У меня он не один!

Зять

Жить с женой — такая грусть,

Выход есть попроще:

Я с женою разведусь

И женюсь на теще.

Тёща

Когда б не было воды,

Не было бы рощи.

Когда б не было жены,

Не было бы тещи!

Зять

Ну, спасибо, тещенька! Накормила, навеселила, пора и честь знать. Все поперепробовал, всем угостился. Наелся,  повеселился.

 ( В это время зять берёт угощение со стола и кладёт в карманы)

Теща (глядя на стол):

Да как же так, зятечек? Думала-гадала семерых угостить, а зятюшка сел да зараз все съел! Я-то старалась пирог пекла, соль да муки на четыре рубли, сахара-изюма на восемь рублей, соли да крупы на четыре рубли, лучку да мачку на семь рублей, маслица с яичком на девять рублей. Этот ли пирог с рублем двадцать стал. А зять сел, у присест съел. Как тебя, зятя, не разорвало? Уж я-то зятюшку употчиваю, в четыре дубинки дубовенькие, в пятую дубинку вязовенькую.

Теща хватает веник, гоняется за зятем и бьёт  его по спине.

Зять ( убегая  от тещи):

Дай-ка мне, теща, домой добежать!

Скоморох 1

Говорит зять тёще: «Слушай!

На тебя не угодишь!»

Скоморох 2

Тёща зятю: «Много кушать-

Ты любого рассердишь…»

Скоморох 3

Пока Масленица нас гладит по головке,

Завтра будет день шестой- навестим золовку.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»

В этот день основные развлечения: угощения, песни, игры.

Игра «Мотальщицы».

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ – ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ»

Широкая Масленица или проводы русской зимы.

Начинается праздник в полдень: весь народ собирается на площади, где шумит весёлая ярмарка.

Коробейник 1

Тары-бары, растабары,

Есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад,

Разбирайте нарасхват!

Красным девкам – гребешки,

Да яркие шали!

Покупайте, женишки,
Для любимой крали!

Коробейник 2

Расписные петушки!

Бублики и сушки!

С чем угодно пирожки,

Пара за полушку!

На морозе день стою-

Всё задаром отдаю!

Поцелуй, красавица,

И бери, что нравится!

Песня «Полным – полна коробушка»

Ведущий

В этот день пелись озорные частушки. ( можно использовать любые детские частушки)

Русский народный танец «Ой, сад во дворе»

Масленица

Хорошую вы мне встречу устроили, много про меня рассказали.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, сильно я устала.
Кончилось веселье — беритесь за дело,
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститесь, блинами угоститесь.

Скоморох 1

Масленица — блиноедка!

Скоморох 2

Масленица — жирноедка!

Скоморох 3

Масленица — обируха!

Скоморох 1

Масленица — обмануха!

Скоморох 2

Обманула, провела!

Скоморох 3

До поста довела!

Скоморох 1

Всю еду забрала!

Скоморох 2

Дала редьки хвост  на великий пост.

Ведущий 1

 Вот и закончился последний день Масленицы – воскресенье – «Прощеный день», «Проводы Масленицы»

Ведущий 2

Со словами «простите Христа ради», все просят друг у друга прощения, обмениваются подарками и целуются.

Ведущий 1

В воскресенье с Масленицей прощаемся,

В воскресенье слезами умываемся.

Ведущий 2

Мы катались с горы от зари до зари.
А сегодня в воскресенье  наше кончится веселье.

Ведущий 1

Прощай, прощай, Масленица,

Ты прощай, прощай, широкая.

Ты не в среду пришла  и не в пятницу,

Пришла в воскресенье, всю неделю веселье.

Ведущий 2

А мы свою Масленицу прокатили,

Дорогую свою потеряли.

Думали, будет она семь годков,

А она погостила семь деньков.

Ведущий 1

Ай, Масленица, воротись!

В Новый год покатись!

Все

Прощай, прощай, Масленица!



Предварительный просмотр:

Предмет: математика, окружающий мир.

Тема: «Повторение изученного».

Продолжительность: 1 урок.

Класс: 2.

Технологии: мультимедийная презентация.

Аннотация: УМК «21 век». Урок проводится в виде заочной экскурсии. Совершая «экскурсию» учащиеся знакомятся с достопримечательностями Московского Кремля и выполняют математические задания: решение задач, нахождение значений выражений, задания на смекалку, соотношения между величинами. Активно используются  на уроке методы групповой, парной работы. Работа в группах развивает коммуникативные универсальные учебные действия. На уроке используются проблемные ситуации, мультимедийная презентация

Цель: обобщить и систематизировать знания об истории возникновения, развития и становления города Москвы; познакомить с достопримечательностями Московского Кремля; воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины, развивать желание больше узнать о Москве; учить объяснять значение и смысл русских пословиц и соотносить с современной действительностью.

Предметные задачи:

  • создать условия для развития у учащихся умения:

- обобщать и систематизировать знания о столице нашей родины – Москве, достопримечательностях Москвы (Красная площадь, Кремль).

Метапредметные задачи:

  • создать условия для развития у учащихся:

- интереса к новому учебному материалу;

- умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать.

Личностные УУД:

формировать интерес к познанию окружающего мира; понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей; уважение к героическому прошлому страны, заботливое, бережное отношение к историческим ценностям Родины.

Регулятивные УУД:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачи и условиями её реализации.

Познавательные УУД:

различение государственной символики (герб Москвы).Умение работать с картой.

Коммуникативные УУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; умение договариваться, приходить к общему решению при работе в группе; учитывать другое мнение.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для работы в группах, тесты, фотографии, рисунки о Москве с изображением башен и соборов Кремля.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. (Записать число, классная работа).
  3. Постановка темы урока

 Математический диктант на карточках  (Решив математический диктант, вы узнаете тему нашего урока)

  1. Найди сумму чисел 7 и 5               (П)
  2. Найди разность чисел 28 и 8          (В)
  3. Найди произведение чисел 2 и 5   (И)
  4. Найди частное чисел 12 и 3            (Т)
  5. Х + 10 = 34      Чему равен  Х          )
  6. Уменьшаемое 50 , вычитаемое 10. Найди разность  (Р)
  7. Произведение чисел равно 15. Первый множитель 3 найди второй множитель (О)
  8. Запиши число, которое при счёте следует за числом 49   (Н)

П

О

В

Т

О

Р

Е

Н

И

Е

     

 12                                    

5

20

4

5

40

24

50

10

 24

Тема нашего сегодняшнего урока :  «Повторение»  

 - о чём пойдёт речь на нашем уроке? Что мы с вами будем повторять?

 

Я предлагаю вам  сегодня побыть немного путешественниками и хочу пригласить вас на заочную экскурсию.  А куда мы с вами отправимся, вы мне ответите, если правильно решите это выражение.  

( Работа в парах)

       х 2                + 5             - 3                 : 2

  1. Изучение нового материала.

– Как город получил своё название?

а) Словарная работа.

  • Москва
  • Слово «кремль» происходит от древнерусского «кром» – так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно – на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву.

б) История московского Кремля.

- Ребята, а кто знает, в  каком году была основана Москва? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним математические вычисления:

№ 1

(28 : 4 · 2) – (6 : 2) = 11

К данному числу справа припишите двузначное число, в котором 4 десятка и 7 единиц  (1147 год)   12 век

Давайте сосчитаем, сколько веков существует Москва.

Задача № 2

Москва была основана в 12 веке. Сейчас идёт 21 век. Сколько веков существует Москва? Сколько это лет?

 21 – 12 = 9 веков.

А сколько это лет ?  (900)

Кто считается основателем Москвы? (Основателем Москвы был князь Юрий Долгорукий.)12 век

(Я хочу вам показать, как выглядел Кремль при Ю. Долгоруком)

Вот он первый Кремль сосновый

За бревенчатой стеной

Так родился город новый

 И назвался он Москвой

На иллюстрации вы видите земляную насыпь. А рядом ров, заполненный водой. Как вы думаете, зачем надо было рыть ров и заполнять его водой?

Задача № 3.

Ров первого деревянного Кремля имел глубину 50 дм, а ширину в 3 раза больше, чем глубину. Вычислите ширину рва. Выразите в метрах.

50 ∙ 3 = 150 дм = 15 м

Первый Кремль был деревянным. Но у дерева есть опасный враг. Какой? (Огонь.)

И вся Москва горела не один раз. Но с каждым разом её вновь отстраивали, и она становилась всё красивее и красивее. Зачем каждый раз при строительстве кремля возводились высокие стены?

Князь московский Иван Данилович Калита  (14 век) был человеком умным и хитрым. Сумел договориться даже с Золотой Ордой. И ордынцы не беспокоили москвичей войнами 40 лет. Во времена его правления земли вокруг Москвы расширялись. В конце своей жизни Иван Калита приказал построить взамен старых новые крепостные стены «во едином дубу» (это значит из прочного дуба).

Спустя несколько лет князем Москвы стал внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович Донской (14 век). Он заменил дубовые стены белокаменными.

На дороге, близ Коломны,

День-деньской народ снует:

Для Кремля с каменоломни

Возят камень целый год.

И былой стене на смену

Строит каменную стену,

Строит башни и мосты

Внук Ивана Калиты.

                Н. Кончаловская

И был построен Кремль из белого камня. Москву стали называть белокаменной.

 

Когда все признали Москву столицей, московским князем уже был Иван III (15 – 16 века). Он стал называть себя «государем всея Руси». На Москве-реке приказал выстроить мощную крепость из красного кирпича. Для этого пригласил в Москву итальянских мастеров. Протяженность стен Кремля более 2 километров, толщина от 3,5 до 6,5 метров, а высота от 5 до 19 метров. Эта крепость ни разу не была взята приступом. Она стоит до сих пор – это нынешний Кремль. Добро пожаловать!

  1. Физкультминутка.
  2. Продолжение работы над темой урока

Над стенами Кремля возвышались башни.  А сколько их было, вы знаете? Чтобы узнать, надо решить задачу .

Задача №4. (работа в парах)

Три башни Московского Кремля имеют округлую форму,  что на 14 меньше, чем башен квадратной формы. Сколько всего башен в Московском Кремле?

  1. 3 + 14 = 17 (б.) – квадратного сечения.
  2. 17 + 3 = 20 (б.)- всего.

Ответ: 20 башен.

Среди башен Кремля выделяется одна, самая старейшая башня. Хотите узнать какая?

Давайте выполним задание №5

-Расположите числа в порядке возрастания. Назовите самое большое число.

 475,    234,   17,   173,   538,   25,  367

 17, 25, 173,  234, 367, 475, 538

Найдите на доске листок с таким числом. Прочитайте, какая башня является старейшей в Кремле.

«– Я старейшая, – гордо говорит Тайницкая башня. Построили меня 538 лет назад. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и еще один тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было...

А знаете, какая башня является самой молодой и самой маленькой?

Назовите в задании №5 самое маленькое число.

17.

Найдите на доске листок с таким числом. Прочитайте, какая башня является само молодой и самой маленькой  в Кремле.

– Конечно же, я – Царская башня, мне ещё и 400 лет нет.  Я ещё и самая маленькая башня. Моя высота всего лишь около 16 метров 70 сантиметров. Но я не огорчаюсь, ведь я  - самая красивая. Я похожа на сказочный терем.

Царь Иван Грозный часто бывал у меня в гостях и смотрел, что происходит на территории Кремля. А ещё раньше на мне размещались колокола пожарной службы. И если люди замечали пожар, то именно с меня звонили во все колокола.

А ещё в Кремле есть самая высокая башня. Чтобы узнать её высоту нужно решить уравнение

№6

850 – Х = 770

Что же  о себе может рассказать Троицкая башня.  Найдите на доске листок с ответом к уравнению.

– Я – Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров.  Давным – давно через мои ворота въезжали в Кремль московские князья и цари, а сейчас я являюсь главным входом для посетителей Кремля.

  1.   (267 + 561) – (600 – 310) =

2).  Чтобы узнать высоту башни, нужно:

-  Количество дней февраля разделить на 4,

 - полученный результат умножить на 3

 - и вычесть 4.

3).  Решите уравнение и вы узнаете высоту башни

850 – Х = 770

Спасская башня. Самая главная башня Кремля. Она служила парадным въездом в Кремль для царей и иностранных послов. А ещё она знаменита своими Кремлёвскими курантами. Это главные часы нашего государства.

По ним сверяет время вся страна. Часовой механизм курантов весит 25 тонн.

    №7

А) Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены на ней спустя 704 года со времени первого упоминания о Москве (1147год). В каком году были установлены куранты?

Б) Известная русская пословица гласит: «Чтобы хорошо узнать человека нужно с ним пуд* соли съесть». Маятник курантов имеет массу равную 2 пудам соли. Какова масса маятника?

*( Пуд – старинная русская мера веса равная 16 кг)

В) чтобы найти высоту цифр  в сантиметрах на Московских курантах нужно:

- к числу дней марта прибавить число дней апреля, прибавить количество месяцев в году и вычесть 1.  Чему равна высота цифр?

 

Г) Чтобы узнать длину часовой стрелки на циферблате  курантов, нужно три раза сложить самое большое двузначное число. Найдите длину часовой стрелки.

Д) Длина минутной стрелки на 30 см больше длины часовой. Найдите длину минутной стрелки.

Е) Чтобы узнать количество колоколов, вызванивающих мелодию на курантах, нужно из самого маленького трёхзначного числа вычесть число 67. Узнайте количество колоколов.

Что нового о Москве вы узнали?

Много прекрасного в Кремле – за год, пожалуй, обо всём не узнаешь. И сегодня на уроке мы познакомились лишь только с малой частью достопримечательностей Кремля и Красной площади.

10. Домашнее задание:  №7.

А вот о других достопримечательностях Кремля вы сейчас догадаетесь сами, разгадав загадки.

Дети, закрывайте ушки,

Сейчас будет выстрел ... (пушки).

Эта пушка никогда не стреляла. (Царь-пушка.)

Отлита из бронзы в 1586 году русским мастером Андреем Чоховым. Эта пушка стояла для устрашения врагов. Ядра, которые лежат у основания пушки не смог бы поднять ни один воин, потому что весят они целую тонну каждое.

Длина ствола – 5 м 34 см.  Вес 40 тонн.

Посмотри, подружка!

Рядом с Царь-пушкой

Недалеко, ну около,

Другой Царь, но... (колокол).

     Колокол был отлит русскими мастерами: Иваном Моториным и его сыном Михаилом  в 1735 гг. Вес 202 тонны. Высота колокола 6 м 24 см, диаметр – 6 м 60 см.

  1. Работа в парах.

Запишем величины, переведём в другие единицы измерения.

5 м 34 см =     см

6 м 24 см =     см

660 см =    м    см

9. Итог урока.

Математический диктант

Найди сумму чисел 7 и 5      

П

Найди разность чисел 28 и 8                            

В

Найди произведение чисел 2 и 5                      

И

Найди частное чисел 12 и 3                              

Т

Х + 10 = 34      Чему равен  Х                            

Е

Уменьшаемое 50 , вычитаемое 10. Найди разность  

Р

Произведение чисел равно 15. Первый множитель 3 найди второй множитель

О

Запиши число, которое при счёте следует за числом 49  

Н

     

 12                                    

5

20

4

5

40

24

50

10

 24

Математический диктант

Найди сумму чисел 7 и 5      

П

Найди разность чисел 28 и 8                            

В

Найди произведение чисел 2 и 5                      

И

Найди частное чисел 12 и 3                              

Т

Х + 10 = 34      Чему равен  Х                            

Е

Уменьшаемое 50 , вычитаемое 10. Найди разность  

Р

Произведение чисел равно 15. Первый множитель 3 найди второй множитель

О

Запиши число, которое при счёте следует за числом 49  

Н

     

 12                                    

5

20

4

5

40

24

50

10

 24

Найдите значение выражения

       х 2                + 5             - 3                 : 2

  Найдите значение выражения

       х 2                + 5             - 3                 : 2

  Найдите значение выражения

       х 2                + 5             - 3                 : 2

Найдите значение выражения

       х 2                + 5             - 3                 : 2

 

Найдите значение выражения

       х 2                + 5             - 3                 : 2

                          Путешествие по Московскому Кремлю

№ 1

(28 : 4 · 2) – (6 : 2) =

Задача № 2

Москва была основана в 12 веке. Сейчас идёт 21 век. Сколько веков существует Москва?

Задача№ 3.

Ров первого деревянного Кремля имел глубину 50 дм, а ширину в 3 раза больше, чем глубину. Вычислите ширину рва. Выразите в метрах.

Задача №4.  Сделай схему

Три башни Московского Кремля имеют округлую форму,  что на 14 меньше, чем башен квадратной формы. Сколько всего башен в Московском Кремле?

№5

-Расположите числа в порядке возрастания. Назовите самое большое число.

 

475,    234,   17,   173,   538,   25,  367  

№6

853 – Х = 773

№7  

А) Знаменитые куранты на Спасской башне были установлены на ней спустя 704 года со времени первого упоминания о Москве (1147год). В каком году были установлены куранты?

Б) Известная русская пословица гласит: «Чтобы хорошо узнать человека нужно с ним пуд* соли съесть». Маятник курантов имеет массу равную 2 пудам соли. Какова масса маятника?

*( Пуд – старинная русская мера веса равная 16 кг)

В) чтобы найти высоту цифр  в сантиметрах на Московских курантах нужно:

- к числу дней марта прибавить число дней апреля, прибавить количество месяцев в году и вычесть 1.  Чему равна высота цифр?

 

Г) Чтобы узнать длину часовой стрелки на циферблате  курантов, нужно три раза сложить самое большое двузначное число. Найдите длину часовой стрелки.

Д) Длина минутной стрелки на 30 см больше длины часовой. Найдите длину минутной стрелки.

Е) Чтобы узнать количество колоколов, вызванивающих мелодию на курантах, нужно из самого маленького трёхзначного числа вычесть число 67. Узнайте количество колокол

   Решите пример по действиям,  и вы узнаете, сколько лет башне

(267 + 561) – (600 – 310) =

Чтобы узнать высоту башни, нужно:

-  Количество дней февраля разделить на 4,

 - полученный результат умножить на 3

 - и из полученного числа  вычесть 4.

 Решите уравнение и вы узнаете высоту башни

850 – Х = 770

   Решите пример по действиям,  и вы узнаете, сколько лет башне

(267 + 561) – (600 – 310) =

Чтобы узнать высоту башни, нужно:

-  Количество дней февраля разделить на 4,

 - полученный результат умножить на 3

 - и из полученного числа вычесть 4.

 Решите уравнение и вы узнаете высоту башни

850 – Х = 770

   Решите пример по действиям,  и вы узнаете, сколько лет башне

(267 + 561) – (600 – 310) =

Чтобы узнать высоту башни, нужно:

-  Количество дней февраля разделить на 4,

 - полученный результат умножить на 3

 - и вычесть 4.

 Решите уравнение и вы узнаете высоту башни

850 – Х = 770

   Решите пример по действиям,  и вы узнаете, сколько лет башне

(267 + 561) – (600 – 310) =

«– Я старейшая, – гордо говорит Тайницкая башня. Построили меня 538 лет назад. А назвали меня Тайницкой потому, что во мне 2 тайника было: тайник-колодец и еще один тайник – подземный ход к речному берегу. Только давным-давно это было...

Самая молодая, конечно же, я – Царская башня, мне ещё и 400 лет нет.  Я ещё и самая маленькая башня. Моя высота всего лишь около 17 метров. . Но я не огорчаюсь, ведь я  - самая красивая. Я похожа на сказочный терем.

Царь Иван Грозный часто бывал у меня в гостях и смотрел, что происходит на территории Кремля. А ещё раньше на мне размещались колокола пожарной службы. И если люди замечали пожар, то именно с меня звонили во все колокола.

– Я – Троицкая башня, я башня-великан. Рост мой 80 метров.  Давным – давно через мои ворота въезжали в Кремль московские князья и цари, а сейчас я являюсь главным входом для посетителей Кремля.

         

14



Предварительный просмотр:

Сценарий

новогоднего спектакля

"Чудеса случаются!"

Действующие лица:

1.        Папа –

2.        Мама –

3.        Девочка –

4.        Мальчик –

5.        Солдатик (немного труслив, постепенно становится храбрым)

6.        Кукла (механическая, которая часто останавливается и её приходится каждый раз заводить) –

7.        Кошка (плюшевая игрушка в заплатках, часто чихает) –

8.        Крыс 1 –  Маргарита

9.        Крыс 2 –  Серёжа

Реквизит: ширмы двусторонние, ёлка, муляжи подарков, ёлочные игрушки.

Полумрак, сцена чуть освещена.

Голос рассказчика: В одной стране, не такой уж далёкой, почти такой же, как наша с вами, в маленьком городишке, в домике похожем на все остальные домики, жила дружная и счастливая семья: Папа, Мама и двое чудесных ребятишек ... Так вот, в один из зимних дней, точнее вечеров, тот самый, который называют предновогодним, произошло следующее ...

Локация «КОМНАТА с Ёлкой». 

Ёлку украшают родители и дети: вешают шары, гирлянды.

Все делают это дружно и напевают предновогоднюю песенку ... (ПЕСЕНКА)

И вот она нарядная…

Дети: Какая чудесная ёлка в этом году!

Папа: А ну- ка,  дайте мне вон тот яркий шар, повешу-ка я его здесь!

Мама: А вам не кажется, что у нас слишком много гирлянд?!

Папа: Нет, не кажется! Это же красиво и очень даже празднично!

Дети (вместе): Чего-то не хватает!

Мама: Да вроде всего достаточно, вот разве что звезду сейчас на макушку повесим ... и станет совсем чудесно!

Мальчик: А я всё же повторяю: ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ!

Папа: Хватает-хватает!! Мы ваши намёки поняли, не первый год ... так что наберитесь терпения!

Мама: У-у, а времени-то уже много, спать пора.

Дети: Ну, ещё немножечко!!!

Папа: Никаких,  немножечко: умываться и спать!!!

...

Родители укладывают детей спать

Видео-проекция – «Детские сны»: полёт, звёзды, луна, ...

Дети спят. Родители тихонечко проходят в комнату, кладут подарки под елку и также тихонько уходят.

Мама: Тшш! Ты топаешь как слон! Проснутся же ...

Папа: Постараюсь не топать! С иронией: Но в душе я всегда был слоном ...

Мама: Как думаешь, им понравятся наши подарки?

Папа: Конечно, понравятся! Всё, уходим.

Время спустя.

Дверь в комнату тихонечко открывается, слышится шёпот и видны лучи фонариков (это две крысы переговариваются) ...

Крыс 1: Кажется, все уснули ...

Крыс 2: А если не уснули?

Крыс 1: Уснули - тебе говорю! Слышишь, как храпят?!

Крыс 2: Ладно-ладно, как скажешь.

Крыс 1: Мы всё делаем по плану!

Крыс 2: По какому ещё плану? Давай лучше пошевеливаться!

Крыс 1: Я беру вон те коробки, а ты срывай игрушки и в мешок их.

Крыс 2: А чего это ты коробки, а я мешок, давай-ка лучше ...

Крыс 1: Хватит спорить, делай, как я тебе говорю ... и живенько давай-ка!

Крысы торопливо совершают кражу, их пугает скрип.

Крыс 2 (испуганно): Ты слышал? Всё, мы попались!!

Крыс 1: Да не паникуй ты, это всего-навсего дверь скрипнула.

Крыс 2: С чего бы ей скрипеть?!

Крыс 1: А потому что сквозняки ... Давай пошевеливайся, не болтай!

... Крысы забрали почти всё, из того что было на ёлке и под ней.

Крыс 1: Всё хватит, ползём уже отсюда, итак долго задержались.

Крыс 2: Всё-всё, не беспокойся, ползём-идём-бежим!

Крысы уносят награбленное.

Звучит «Эффект игрушек»

Момент волшебства. Визуальный эффект (на задник транслируется проекция «Линии и звездочки»)

В темноте раздаётся тихий голос, шёпот.

Солдатик: Эй, проснитесь ... проснитесь же!

Кукла: Ну чего тебе? (зевает) Поспать не даёт!

Кошка: Что расшумелся-то? (зевает и потягивается)

Кукла: Опять чего-то испугался во сне!

Солдатик: Да что же вы, у нас тут беда стряслась! Подъём!!!

Кукла: Какая ещё беда?

Кошка: Что, прям стряслась?

Солдатик: Ну да, говорю же вам, подарки из-под новогодней ёлки утащили!!

Кукла и Кошка: Кто?

Солдатик: А я не разглядел совсем, в темноте не видно было...

Кошка: Так что же ты раньше не разбудил нас?

Солдатик: А раньше я их не хотел спугнуть? В общем, я не сразу сориентировался...

Кукла: Ты понимаешь, что надо было их как раз и спугнуть! Ну, когда же ты станешь смелым, ты же солдатик, как-никак!

Кошка: И тогда все подарки остались бы на месте!

Кукла: А теперь что делать?

Кошка: Где их искать?

Кошка принюхивается и чихает: Мне кажется, я знаю, кто тут похозяйничал!

Кукла: - Кто? Хозяева?

Кошка: Да нет, не хозяева, ... а эти самые...! (кошка прищуривается и сжимает лапы, злится)

Солдатик: Да кто?

Кошка: Крысы!!!

Кукла: Ой, крысы!! Сейчас упаду в обморок (у куклы останавливается механизм)

Солдатик: Мадмуазель, не время для расстройств! (солдат заводит куклу, повернув ключик у неё на спине)

Кошка или солдатик: А теперь ... Ой! ...

Вдруг, в комнату вбегает девочка, а за ней мальчик ...

Звучит «Эффект игрушек»

Девочка: Ну вот, я же тебе говорила, я всегда знала, что игрушки живые и умеют разговаривать!

Мальчик: Да тебе показалось! Зачем только я тебя послушался, спал бы да спал. (Зевает и потягивается)

Девочка: Сам посмотри! А?! Ну что? Теперь ты мне веришь? ...

Игрушки испуганно застыли на месте, прижавшись друг к другу ...

Солдатик: Ну вот, теперь мы окажемся во всём виноваты!

Кукла: И ни капельки мы не виноваты! Расскажем всё как есть.

Солдатик: Если нам конечно поверят! А так хорошо всё начиналось!

Кошка: Да хватит вам нюни распускать!

Мальчик спрашивает у игрушек: А вы и в самом деле живые?!

Кошка: А вы как думали?

Кукла: Послушайте, милые дети, мы вам всё сейчас объясним!!!

Солдатик: Тут такое дело ... это ... ну ... мы совершенно ни при чём!

Кукла: В общем! Две крысы похитили подарки и новогодние игрушки из-под вашей ёлки ...

Мальчик: Как похитили?! ... И что же мы скажем родителям ...?!

Девочка: Неужели мы останемся без подарков?!

Мальчик и девочка вместе: Что же нам теперь делать? (обескураженно)

Солдатик: Мы готовы вам помочь!  

Кукла, обращаясь к детям: Мы все вместе, дружно, догоним крыс!

Солдатик: И проучим их!

Девочка: Но, где же их искать? Мы же не знаем!

Кошка: Я знаю. Крысы прячутся в подвалах. Слышала  я про  один такой подвал.

Мальчик: У нас мало времени, нужно вернуть всё к наступлению утра!

Солдатик: Не будем терять ни секунды  ... в общем, в погоню!!!

Дети отправляются вместе с игрушками в погоню.

Звучит фоновая музыка «Энергичная»

Крыс 2: Может помедленнее побежим. Мне нести тяжело.

Крыс 1: Да ладно тебе!!! Не сахарный не развалишься!

Крыс 2: Сахарный? Почему это сахарный? Я же сыр люблю! Неее, я скорее сырный!

Оба крыса начинают принюхиваться, водить носами

Крыс 2: Эээх, сыра бы сейчас!

Крыс 1: Чувствуешь? Чувствуешь?!

Крыс 2: Нет, не чувствую. А что надо чувствовать??

Крыс 1: Дааа, ну ты даешь!!! Снова принюхивается. Ну, вот же, где-то там!

Крыс 2: Мммм, чувствую! …. Да … чудесный запах!
        Крыс 1: У кого из вас сыр, признавайтесь!
        Крыс 2: Есть хочется … ну не жадничайте!
        Крыс 1: Если сыра нет, то давайте что-нибудь ещё съедобное!
        Крыс 2: Ну, пряничек, шоколадочку………..

Голос рассказчика: Эх вы, попрошайки! Заняться вам больше нечем!?!

Крысы вместе: Кто это??

Крыс 1: А мы ни при чем!

Крыс 2: А это не я!

Голос рассказчика: Да хватит вам к жюри приставать! Когда вы уже, наконец, образумитесь и за голову возьметесь?!

Крыс 2: А зачем за голову? Хватается за голову. У меня с головой всё  в порядке. 

Крыс 1: А кто вы вообще такой?

Голос рассказчика: А какое это имеет значение?! Я говорю вам о том, что вы мешаете сказку смотреть. Назидательно: И вообще, попрошайничать -  не красиво! Лучше бы всех с праздником поздравили.

Крыс 1: Вот еще, будем мы на это время тратить! Пойдем отсюда!

Крыс 2: Пойдем, так пойдем! Все равно здесь ничего вкусненького не дают. Да и дом наш рядом.

Голос рассказчика: Какие же эти крысы не воспитанные. А вам интересно, что произошло дальше?

Голос рассказчика: А дальше было следующее….Тем временем наши смельчаки тоже добрались до логова крыс.

Звучит фонограмма «Волшебный переход»

Кошка: Вот он, этот подвал.

Мальчик: Ну и темень тут!

Девочка: А они точно здесь?

Кошка:  Принюхивается. Потирает лапы. ……Конечно!

Солдатик:  Сейчас проверим.

Кукла: И где же они?!

Кошка: Да здесь они, здесь. Захламили весь подвал! Жжжулики! Ни пройти, ни проехать! Вон там они, за паутиной ...!

Мальчик и девочка вместе: Неужели!

Кошка: Ну вот, я же вам говорила! Потирая лапы: Они самые! Хватай их! Держи крепче!

Кошка: Руки вверх - хвосты на полку!!!

Крысы вскакивают.

Крыс 2: А? Что? Где? Куда?

Крыс 1: Ой! Кажется, нас нашли!

Девочка (обиженно и немного наивно): Зачем же вы подарки и ёлочные игрушки украли? Бесстыжие вы!

Один из крыс пытается убежать.

Солдатик: И не пытайтесь убежать! Вы окружены!

Крыс 2: Ну как зачем, неужели вы думаете, что крысы не любят праздники и подарки?!

Крыс 1: Ещё как любят! Лживо: Друзья, пожалейте нас!!!

Крысы встают на колени

Кошка: А красть-то зачем?

Кукла: Вот вы когда-нибудь дарили кому-нибудь подарки?

Крыс 2: Да! То есть НЕТ! То есть Да!

Одна из крыс повторяет "да-нет" несколько раз.

Крыс 1: Да прекрати уже, итак вляпались из-за тебя!

Крыс 2: А почему из-за меня? Твоя же идея была!

Девочка: Вы прекращайте спорить!

Мальчик: И давайте-ка верните всё на место

Солдатик: Поторапливайтесь!

Крыс 1: Ладно-ладно! Не ругайтесь на нас…

Крыс 2: А как же для нас праздник?

Крысы хором: Мы же тоже хотим.

Крыс 2: Ну, пожалуйста!

Кукла: А вот для начала вам нужно исправиться и стать хорошими: честными и добрыми!!!

Крыс 1: Так это мы можем! Исправимся!

Крыс 2: Конечно, можем! Наигранно скромно: Лишь бы подарки дарили...

Крыс 1: Да помолчи ты, не попрошайничай!

Крыс 2: А что, я просто сказал как есть, по-честному.

Солдатик: У нас мало времени, скоро утро, никто не должен догадаться, что произошло!

Кукла: Быстрее, все в дом!

Кошка: Быстрее же!

Крысы несут на себе подарки.

Крысы (вместе): Да идём-идём!!

Дети, игрушки и крысы идут в дом, весело и дружно возвращают всё на свои места.


Папа: Доброе утречко! С новым годом! так сказать.

Мама: Ну, надо же, вы так рано проснулись?! С чего бы это?!

Папа: А к вам уже и друзья пришли. Ну что же, давайте знакомиться и  все вместе встречать Новый год.

Песня.

С НОВЫМ ГОДОМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общешкольное мероприятие "Масленица"

Сценарий проведения русского народного праздника "Масленица" для начальной школы....

Праздник масленицы

Сценарий праздника масленицы...

Автор Смородинова Елена Эдуардовна Сценарий праздника "Масленица" 1 класс

 Коллективный праздник детей  и родителей с гулянием  и чаем на широком школьном дворе с куклой Масленицей. использование народного фольклораюпесен, народных конкурсов....

Прощай масленица. Проводы Масленицы.

Цель: Познакомить с традициями праздника «Масленица».Задачи: * Познакомить с праздником «масленица», дать представление учащимся о народных традициях, обрядах, верованиях, выявить связь жизни русского...

Презентация "Масленица". Стихи и песни- заклички к Масленице

Цель : наглядно познакомить учащихся с праздником Масленица....

Сценарий к празднику "Масленица" для обучающихся в начальной школе. "Емелина Масленица"

Сценарий написан для театральной студии начальной школы. Рекомендован к показу для обучающихся начальной школы на масленичной неделе....